Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 13:20, доклад
Кабу́ки (яп. 歌舞伎, букв. «песня, танец, мастерство», «искусное пение и танцы») — один из видов традиционного театра Японии. Представляет собой синтез пения, музыки, танца и драмы, исполнители используют сложный грим и костюмы с большой символической нагрузкой.
Кабу́ки (яп. 歌舞伎, букв. «песня, танец, мастерство»,
«искусное пение и танцы») — один из видов
традиционного театра Японии.
Представляет собой синтез пения, музыки,
танца и драмы, исполнители используют
сложный грим и костюмы с большой символической
нагрузкой.
Зарождение
Основоположница театра кабукиИдзумо-но Окуни
Жанр кабуки сложился в XVII веке на основе народных песен и танцев. Начало жанру положила Окуни, служительница святилища Идзумо Тайся, которая в 1602 году стала исполнять ритуальные танцы в высохшем русле реки близ Киото, а также на улицах города, где было достаточно многолюдно. Позже в свои выступления она стала добавлять романтические и светские танцы, которые исполнялись под звучание различных музыкальных инструментов (флейта, барабаны). Позднее женщина прославилась по всей столице. Окуни стала выступать на сцене. В 1603 году театр Кабуки окончательно сформировался. Женщины исполняли женские и мужские роли в комических пьесках, сюжетами которых служили случаи из повседневной жизни. Новый жанр быстро стал популярен, Окуни даже приглашали выступать перед Императорским двором. На гребне успеха нового вида театрального искусства начали возникать конкурирующие труппы, что дало начало зарождению театра кабуки, как соединения драматического и танцевального искусства, в котором все роли исполнялись женщинами.
Изначально, кабуки представлял
собой в большой степени грубые
и неприличные постановки; многие
актрисы вели аморальный образ жизни.
Из-за этого для названия кабуки
иногда использовали омоним (яп. 歌舞妓,
Период с 1629 по 1652 г.
Несколько грубая и
даже неистовая атмосфера
В виду большой популярности кабуки, место женщин-исполнительниц ролей заняли юноши. Вместе с этим изменился и характер постановок — больше внимания уделялось драматическому искусству, нежели танцу. Однако, это мало повлияло на нравственную сторону представлений, к тому же юноши-актёры были не менее доступны для публики, чем их предшественницы. Представления зачастую прерывались дебошами, что заставило сёгунат запретить выступления юношей на сцене кабуки в 1652 году.
Мужской» период
С 1653 г.
в труппах кабуки могли выступать только
зрелые мужчины, что привело к развитию
утончённого, глубоко стилизованного
вида кабуки — яро-кабуки (яп.
Период Гэнроку (1688—1704)
Представление в театре кабуки. За ширмой справа скрыты музыканты
Во времена периода
Гэнроку, театр кабуки процветал.
Структура постановок была формализирована,
появилось много элементов стилизации.
Установились и типы персонажей. Кабуки и нинг
К середине XVIII века кабуки потерял интерес публики, и бунраку занял место важнейшего для представителей низших классов общества жанра искусств (отчасти, благодаря появлению нескольких талантливых постановок бунраку). Развитие кабуки не отличалась ничем особенным до конца XVIII века, когда театр начал возвращать себе былую популярность.
Кабуки после Реставрации Мэйдзи
В 1868 году, с падением сёгуната Токугава, отменой классового деления японского общества (и, как следствие, упразднением сословия самураев), а также открытием страны для Запада, в Японии начались грандиозные социально-культурные изменения. Это послужило импульсом к восстановлению былой славы кабуки. Пока японская культураприноравливалась к отсутствию национальной изоляции, актёры предпринимали все меры для увеличения интереса к кабуки среди высших слоёв общества и для приспособления традиционного театрального жанра к современным вкусам. Меры эти увенчались успехом — однажды представление театра было дано императору Мэйдзи.
Во время Второй
мировой войны бомбёжками
были уничтожены многие здания театров кабуки. Оккупационная
Кабуки в наши дни
Здание театра кабуки в Гиндзе,
В современной Японии кабуки оста
В некоторых театральных
труппах женские роли снова стали
исполнять женщины, а после Второй
мировой войны был сформирован полностью
женский коллектив кабуки Итикава
Кабуки-дза. Память основательницы жанра,
Окуни, была увековечена в статуе вкиотоском районе Понто-тё в 2
24 ноября 2005 года кабуки вошёл в «Третью Декларацию шедевров устного наследия человечества» ЮНЕСКО.
Элементы кабуки
Сцена в театре кабуки имеет своеобразное строение. Её авансцена ханамити (яп. 花道, букв. «цветочная тропа» или «путь цветка»), по которой актёры входят на сцену и выходят с неё во время театрального действа, расположена прямо в зрительном зале.
Театры кабуки были улучшены технически, получив появившиеся в XVIII веке вращающиеся сцены, механические люки и т. д., что значительно повысили эффектность театральных постановок.
В кабуки, как, впрочем, и в некоторых других традиционных японских театрах, смена декорации происходит порой прямо посреди акта, актёры продолжают играть, а занавес не опускается. Рабочие сцены (курого, яп. 黒子), одетые в чёрное и считающиеся «невидимыми», в это время спешно меняют антураж.
Театр кабуки в настоящее время состоит из трёх типов постановок:
Первую категорию обычно подразделяют на 3 поджанра: отё-моно (пьесы из придворной жизни), собственно дзидаи-моно и оиэ-моно (пьесы о феодальных раздорах).
Важными особенностями кабуки является «язык поз», миэ, с помощью которого актёр выводит на сцене своего персонажа; грим кэсё, привносящий необходимую стилистику персонажу, делая его легко узнаваемым даже для не искушённых в театральном искусстве зрителей. Рисовая пудра используется для белой основы грима, в то время как кумадори подчеркивает или усиливает черты лица актёра, для создания «маски» животного или сверхъестественного существа. Кумадори соответствует амплуа. Особенность мужского грима — нанесение на лицо цветных линий, каждая из которых имеет особый смысл. Женский грим отличается от европейского лишь большей утрированностью черт (аналогично красятся гейши).
Зарубежные гастроли кабуки
Итикава Садандзи II и Сергей Эйзенштейн (фотография 1928 года)
Первые зарубежные гастроли кабуки прошли в 1928 году в Советском Союзе[1][2]. Труппу, включившую 19 актёров, 8 музыкантов и 8 человек вспомогательного персонала, возглавил Итикава Садандзи II[1]. Коллектив привёз с собой три программы; спектакли прошли в Москве и Ленинграде[3]. Представления кабуки имели у советских зрителей большой успех[1]. Участники гастролей имели возможность познакомиться со спектаклями московских театров и общались с советскими театральными деятелями[4].
В книге 1966 года «Хоо кабуки соно кироку то ханкё» (яп. 訪欧歌舞伎 : その記錄と反響?, букв. «Поездка кабуки в Европу. Заметки и отклики») руководство компании «Сётику» отмечало роль Советского Союза в выходе кабуки на международную арену, а также то, что «всемирно известный советский режиссёр Станиславский и творец теории киномонтажа Эйзенштейн и другие советские деятели искусства первыми очень высоко оценили кабуки»[5][6]. Сергей Эйзенштейн писал: «Японец рассматривает каждый театральный аспект не как несоизмеримую единицу различных категорий воздействия (на разные органы чувств), а как единицу театра. <…> В кабуки мы действительно „слышим движение“ и „видим звук“»[7][8].
Следующий крупный тур состоялся в 1955 году, когда труппа, возглавляемая Итикавой Энносукэ II, дала представления вКитае[9]. Начиная с 1960 года, когда театр кабуки впервые посетил США, его зарубежные гастроли стали носить частый характер[4][9]. Японский театровед Каватакэ Тосио, сопровождавший театр во время зарубежных гастролей, писал: «Реакция зарубежной публики <…> доказала, что широкий зритель, который, вероятно, считал, будто привлекательность кабуки заключается в экзотических костюмах и красивых танцах, понял, что кабуки — высокое театральное искусство. Несмотря на различие в языке, необычность костюмов и прочее, подлинное искусство трогает людей всегда и всюду. Театр кабуки доказал, что его искусство именно таково.»[4].