Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 19:56, курсовая работа
В декабре 1915 года на выставке «0,10», которая была обозначена как последняя футуристическая, была показана серия картин Малевича под общим названием «супрематизм живописи». Известная фотография фрагмента экспозиции выставки «0,10», введенная в научный обиход Е. Ф. Ковтуном, захватывает 21 картину из тех 39, которые были продемонстрированы. В каталоге выставки все эти произведения не обозначены как супрематические. Н. И. Харджиев разъяснил это недоразумение, сославшись на разговор с Малевичем, в котором художник упомянул о противодействии его желанию объявить об открытии супрематизма со стороны устроителя выставки И. Пуни42. Названия многим показались произвольными; в более позднее время возникал вопрос об их правомерности (в частности, против подобных названий картин Малевича выступал И. Клюн). Между тем Малевич пожелал подкрепить свой новаторский творческий опыт теоретическим сопровождением. К выставке он выпустил брошюру «От кубизма к супрематизму. Новый живописный реализм». Эта брошюра, как пишет Н. И. Харджиев, получила новую обложку в начале 1916 года. Вскоре — в том же 1916 году — появилась под обновленным названием брошюра с новым текстом (хотя и со старым смыслом). В кратком виде свою позицию художник сформулировал в декларации, выпущенной к выставке «0,10». Такие же декларации были сделаны И. Клюном, М. Меньковым и совместно устроителями выставки И. Пуни и К. Богуславской. Кроме того, во время прохождения выставки распространялась иллюстрированная справка-листовка «Владимир Евграфович Татлин».
Первые картины супрематическог
Сам Малевич не случайно в письме А. Бенуа назвал вслед за критиком «Черный квадрат» иконой. Икона может обладать художественными качествами, а может и не обладать ими. Они выступают лишь как дополнение к главному — сущностному качеству иконы, которая, с одной стороны, представляет собой предмет культа, а с другой — является выражением «умозрения в красках». Правда, идея божественного совершенства не могла не стимулировать искания гармонии, которые нашли в иконописи свое полноценное воплощение. Но это обстоятельство отнюдь не свидетельствует о том, что в средневековом искусстве эстетическая проблематика приобрела самостоятельность и ведущую роль в иконописании.
Малевич как бы возвращался к той системе мышл
такую роль возбудителя научной
мысли, свидетельствовало о
С другой стороны, в творчестве Малевича мы чувствуем сплетение художественной и религиозной 'мысли. В своем сочинении «Производство как безумие» он писал: «Искусство я ставлю параллельной линией религии и добавлю, что линия искусства есть линия, возникшая из религии, как бы линия религии раскололась на две. Сам Бог уже нечто красивое, а вся религия построена на чистоте, искусство чисто. Искусство непорочно. Искусство окрашивает религию, его производство, красоту храма и Богослужения, я бы сказал, что все построено на эстетике ритмов, гармонии. Искусство, мир покоя и отдыха, где душа находит свою жизнь (...) как бы все остальное не касается, и, может быть, действительно, что душа нигде так не горит, как в религии, производя молитвы. Совсем другое состояние человека, когда он находится среди фабричного Мира»56.
«Черный квадрат» воплотил ту самую тенденцию к синтетизму, которая была коренной чертой русской культуры и которая объединяла искусство, литературу, философию, политику, науку, религию и другие формы интеллектуальной человеческой деятельности. «Черный квадрат» оказался не только вызовом, брошенным публике, утратившей интерес к художественному новаторству, но и свидетельством своеобразного богоискательства, символом некой новой религии. Одновременно это был рискованный шаг к той позиции, которая ставит человека перед лицом Ничего и Всего. Завораживающее воздействие «Черного квадрата» связано с его способностью нести в себе тайну, которая сулит быть раскрытой, воплощать в себе бесконечное всемирное пространство, преображаться в другие универсальные формулы мира, выражать все во вселенной, концентрируя это все в абсолютно имперсональной геометрической форме и непроницаемой черной поверхности. Малевич в своей программной картине как бы подытоживал весь плодотворный период символического мышления в европейской культуре, переходя от символа к формуле, знаку, приобретающему самобытие.
Между тем вся философия Малевича зиждется на идее гармонии, ищет новую «систему единства», стремится к слиянию всех «энергийных сил» мира. Перед его сознанием раскрываются новые горизонты всеединства, оставляющие позади конкретный предмет, вещь, землю. Это всеединство беспредметности. Оно наделено своей гармонией, своим порядком, постигаемым интуитивными возможностями человека-творца. Это, как и в случае с иконой, претворяющей «попутно» идею гармонии и красоты, переводит супрематическую живопись на путь эстетического творчества. Эстетическое начало в процессе развития супрематизма как бы сопровождало главную тему супрематического постижения и переустройства мира.
«Цветной период» начинается тоже с квадрата — с красного (1915, ГРМ). На фотографии экспозиции выставки «О, 10», как можно предположить, этот квадрат виден слева в среднем регистре. Его сторона составляет приблизительно половину от стороны квадрата холста с «Черным крестом». В каталоге «Красный 54 квадрат» получил второе название — «Живописный реализм крестьянки в 2-х измерениях». Разумеется, никакого напоминания человеческой фигуры в «Красном квадрате» нет. Если «Голова крестьянской девушки», тяготея своей формой к пирамиде, все же оставляла повод для сопоставления геометрической формы с частью человеческого тела, то теперь такого повода не остается.
Это касается всех супрематических картин, получивших дополнительное 65 «предметное» наименование: «Супрематизм: Живописный реализм футболи- 64 ста — красочные массы в четвертом измерении» (1915, ГМА), «Супрематизм: Автопортрет в двух измерениях» (1915, ГМА), «Полет аэроплана» (1915, Музей современного искусства, Нью-Йорк). Судя по каталогу выставки «0,10», были и другие «вторые» названия: «Живописный реализм мальчика с ранцем», «Автомобиль и дама», «Дама. Красочные массы в четвертом и втором измерении» и другие. Сами названия, которые были приведены, несмотря на большое расстояние, разделяющее саму живопись и ее литературное сопровождение, тем не менее в одном отношении весьма красноречивы. Легко заметить, что в названиях нигде не упоминается третье измерение. За исключением одной картины, которую мы знаем только по фотографии 1915 года, все другие на этой фотографии не имеют
ЖИВОПИСЬ КАЗИМИРА МАЛЕВИЧА
ни намека на третье измерение; только в этой одной в композицию включена деталь— балка на первом плане на фоне плоского прямоугольника. Она трактована объемно. Картина не случайно напоминает «проуны» Лисицкого, который двухмерную супрематическую живопись Малевича «перевел» в третье измерение. Возможно, у Малевича были и другие опыты трехмерности. Но они нам неизвестны. Супрематическая система Малевича последовательно условна. Третье измерение переводит даже условные формы в безусловное пространство. Малевичу это безусловное пространство было противопоказано, оно противоречило сущности беспредметности. Что касается «четвертого измерения», то эта категория, хорошо известная русским художникам-авангардистам по работам Хинтона и его русского популяризатора Успенского, вполне сознательно применяется Малевичем. Следует вспомнить, что за два года до появления супрематизма, когда началась дружба Малевича с Матюшиным, последним был сделан перевод книги Ппеза — Метценже «О кубизме», опубликованный в сборнике «Союза молодежи» и пересыпанный цитатами из Успенского. Малевич, разумеется, знал о работах Успенского, возможно, читал их и стремился претворить понятие четвертого измерения.
Можно сравнить «Автопортрет в двух измерениях» и «Футболиста», который обозначен как «Красочн
Как видно хотя бы из краткого сопоставления двух супрематических картин, они построены по определенным правилам, по неким внутренним законам. Это подчеркивал и сам художник. Он писал в одной из своих работ о том, что в супрематических произведениях «тела <...) построены, как некие системы со всей равною загадкою и тайною как и вселенная (...) обладают тою же динамической силой, как и они (планеты.—Д. С.),— если только форма супрематических конструкций не ярче представляет эту силу»58. Художник — не ученый (в своих теоретических трудах Малевич постоянно подчеркивает разницу между ними), и поэтому он не ставит перед собой цель — разгадать эти тайны. Художник, дотронув-
ЖИВОПИСЬ КАЗИМИРА МАЛЕВИЧА
шись до них своей интуицией, воплощает их (но не разгадывает, не раскрываем, как бы переносит из космического мира в живопись. Они становятся доступными, но как констатированный вопрос, а не как ответ на него.
Живописные формы, к которым прибегает Малевич в
Если в «Квадратах» Малевич дем
В «Черном и красном квадрате» «п
В этом пространстве нет «опорных пунктов», оно не освоено перспективой; условно сжатое в пределы картинной поверхности, оно имеет возможность существовать как знак, символ; возможность воспринять это бесконечное пространство зависит не от того, как трактована однотонная поверхность супрематической картины (в данном случае — «Черного и красного квадрата»), а от того, как «ведут себя» «фигуры», в нем пребывающие. Два квадрата в ситуации «потери ориентации» обретают такую свободу, которая в общем образном итоге приводит к ощущению безграничности. С другой стороны, Малевич заботится о том, чтобы движению беспредметных форм не угрожала катастрофа. Пусть симметрия разладилась, пусть механические критерии уже не обеспечивают единства этих форм, а достигается это единство с помощью некоего магнетического импульса, им предназначено свободное, бесконфликтное бытие в бесконечном пространстве.
В картине «Супрематизм. Построение 18-е» ощущение свободного полета 56 достигнуто иными средствами. В картине все плоские формы со
«Синий треугольник и черный прямоугольник» — самая статичная из на- 53 званных выше картин. В ней царит полное равновесие — но подвижное равновесие,
ЖИВОПИСЬ КАЗИМИРА МАЛЕВИЧА