Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2011 в 18:05, контрольная работа
В начале XV в. в Италии (в Тоскане) возникает новое явление в искусстве - ренессанс, в более узком смысле слова - возрождение античного искусства. В XV в. ренессанс постепенно распространяется по всей Италии. Для него характерно наличие местных различий, поэтому во Франции он иной, чем в Венеции или в Риме. Еще в большей степени местные отличительные черты проявляются в XVI в., когда ренессанс распространяется по всей Европе. Характерно, что первым ренессансным произведением была не церковная, а гражданская постройка.
ЗАНЯТИЕ 2. «Стили и направления в архитектуре Ренессанса и нового времени В.В.Растрелли».
Возникновение стиля ренессанс
В начале XV в. в Италии (в Тоскане) возникает новое явление в искусстве - ренессанс, в более узком смысле слова - возрождение античного искусства. В XV в. ренессанс постепенно распространяется по всей Италии. Для него характерно наличие местных различий, поэтому во Франции он иной, чем в Венеции или в Риме. Еще в большей степени местные отличительные черты проявляются в XVI в., когда ренессанс распространяется по всей Европе. Характерно, что первым ренессансным произведением была не церковная, а гражданская постройка. Это здание флорентийского Воспитательного дома, 1 спроектированное Ф. Брунеллески в 1421 г. По своей архитектуре оно полностью отличается от предшествующих готических построек. Здание имеет горизонтальную композицию, с легкой аркадой на колоннах, которая с тех пор становится наиболее популярным архитектурным приемом.
Характерные черты стиля ренессанс Ренессанс - характерные черты стиля - большие помещения со скругленными арками, отделка резным деревом и относительная независимость каждой отдельной детали, из которых набирается целое. Архитектура в стиле Ренессанс скорее декоративная, чем конструктивная, богатство декоративного убранства, мраморные лестницы, полы и стены, дорогая мебель.
Типы сооружений стиля ренессанс В развитии ренессансной архитектуры первоочередной задачей является строительство дворцов для старой и новой торговой аристократии.
Городские дворцы вначале имели вид крепостей, так как выполняли и оборонительные функции. Их общим признаком была простота композиции, мощный руст стен, последовательное разделение этажей карнизами. По существу, можно говорить о едином блоке, имеющем горизонтальное членение. Верхняя часть завершалась особенно сильным карнизом, иногда значительно выступающим (палаццо Питти во Флоренции 2, 1458 г.; палаццо Строцци 3, 1489 г.; палаццо Гонди 4, 1490 г.). К раннему периоду относится и палаццо Кводани во Флоренции, последний из ренессансных дворцов, несущий следы готики.
Существовавшее в начале преобладание горизонтальных членений позже уравновешивается вертикальными вставками на фасаде в виде пилястр (скорее образ пилонов или колонн), как в палаццо Ручеллаи. 5 В дальнейшем происходит все большее пластическое обогащение фасадов.
Период расцвета и поздний Ренессанс. Папа Юлий II пригласил в Рим лучших художников Италии. Ведущее место среди них в этот период занимал Д. Браманте (1444 - 1514). Свою деятельность он начал небольшим центричным в плане храмом Темпьетто во дворе церкви Сан Пьетро ин Монторио в Риме 6 (1502), с которого открывается новый период развития Ренессанса. Самой большой задачей, которую ему пришлось решать, стал проект собора св. Петра в Риме 7, который должен был быть возведен на месте старохристианской базилики. Основу предложенной Браманте композиции составлял равносторонний крест с огромными апсидами на концах.
Между
образующими крест
Период позднего итальянского Ренессанса заложил основы для совершенно нового направления в искусстве - стиля барокко в обоих его проявлениях - как динамическом ( Микеланджело ), так и классическом ( Виньола ).
Барокко искусство (Baroque art.), стиль европейского искусства и архитектуры 17-18 веков. В разное время в термин "барокко" вкладывалось разное содержание. Поначалу он носил оскорбительный оттенок, подразумевая нелепицу, абсурд (возможно, он восходит к португальскому слову, означающему уродливую жемчужину). . В итальянской архитектуре самым видным представителем Барокко искусства был Карло Мадерна (1556-1629 гг.), который порвал с маньеризмом и создал свой собственный стиль. Его главное творение - фасад римской церкви Санта-Сусанна 8 (1603 г.). Основной фигурой в развитие барочной скульптуры был Лоренцо Бернини, чьи первые исполненные в новом стиле шедевры относятся приблизительно к 1620 г. Квинтэссенцией барокко, впечатляющим слиянием живописи, скульптуры и архитектуры считается капелла Коранаро в церкви Санта-Мария делла Виктория 9 (1645-1652 гг.).
Самыми видными итальянскими современниками Бернини в этот период зрелого барокко были архитектор Борромини и художник, и архитектор Пьетро да Кортона. Несколько позднее творил Андреа дель Поццо (1642-1709 гг.); расписанный им плафон в церкви Сант-Иньяцио в Риме 10 (Апофеоз св. Игнатия Лойолы) является кульминацией тенденции барокко к помпезному великолепию. В 17 веке Рим был столицей мира в области искусства, привлекал художников всей Европы, и Барокко искусство скоро распространилось за пределы "вечного города". В каждой стране Барокко искусство подпитывалось местными традициями. Основные черты барокко - парадность, торжественность, пышность, динамичность, жизнеутверждающий характер. Искусству барокко свойственны смелые контрасты масштабов, света и тени, цвета, совмещение реальности и фантазии. Особенно необходимо отметить в стиле барокко слияние различных искусств в едином ансамбле, большую степень взаимопроникновения архитектуры, скульптуры, живописи и декоративного искусства. Это стремление к синтезу искусств - основополагающая черта барокко.
Рококо (Rococo), стиль в искусстве и архитектуре, зародившийся во Франции в начале 18 века и распространившийся по всей Европе. Отличался грациозностью, легкостью, интимно-кокетливым характером. Придя на смену тяжеловесному барокко, Рококо явился одновременно и логическим результатом его развития, и его художественным антиподом. С барочным стилем Рококо объединяет стремление к завершённости форм, однако если барокко тяготеет к монументальной торжественности, то Рококо предпочитает изящество и лёгкость. Более тёмные цвета и пышная, тяжёлая позолота барочного декора сменяются светлыми тонами - розовыми, голубыми, зелёными, с большим количеством белых деталей. Рококо имеет в основном орнаментальную направленность; само название происходит от сочетания двух слов: "барокко" и "рокайль" (мотив орнамента, затейливая декоративная отделка камешками и ракушками гротов и фонтанов).
Первым значительным мастером живописи в стиле Рококо стал Ватто, а дальнейшее развитие он получил в творчестве таких художников, как Буше и Фрагонар. Самым ярким представителем этого стиля во французской скульптуре является, пожалуй, Фальконе, хотя в его творчестве преобладали рельефы и статуи, предназначенные для украшения интерьеров, бюсты, в том числе из терракоты. В архитектуре этот стиль нашёл наиболее яркое выражение в декоративном украшении интерьеров. Сложнейшие асимметричные резные и лепные узоры, затейливые завитки внутреннего убранства контрастировали с относительно строгим внешним видом зданий, например Малый Трианон 11, выстроенный в Версале зодчим Габриелем (1763-1769 гг.). За пределами Франции Рококо наибольшего расцвета достиг в Германии и Австрии, где впитал в себя традиционные элементы барокко. В архитектуре церквей, таких, как церковь в Фирценхайлигене (1743-1772 гг.) 12 (архитектор Нёйман), пространственные конструкции, торжественность барокко превосходно сочетаются со свойственным Рококо изысканным скульптурным и живописным внутренним убранством, создавая впечатление лёгкости и сказочного изобилия.
Сторонник
Рококо в Италии - архитектор Тьеполо
- способствовал его
Характерные черты стиля: Скрытые павильоны, китайские домики, укромные гроты. Камерность и уютность помещений рококо создавалась за счет гораздо меньших размеров и особого декорирования. Характерными чертами рококо являются изысканность, большая декоративная нагруженность интерьеров и композиций, грациозный орнаментальный ритм, большое внимание к мифологии, эротическим ситуациям, личному комфорту.
Классицизм
(от лат. classicus — образцовый), стиль и направление
в литературе и искусстве, обратившиеся
к античному наследию как к норме и идеальному
образцу.
Возникновение стиля классицизм. **В
1755 г. Иоганн Иоахим Винкельманн писал
в Дрездене: "Единственный путь для
нас стать великими, а если возможно и
неподражаемыми, - это подражать древним".
Этот призыв обновить современное искусство,
пользуясь красотой античности, воспринимаемой
как идеал, нашел в европейском обществе
активную поддержку. Прогрессивная общественность
видела в классицизме необходимое противопоставление
придворному барокко. Но и просвещенные
феодалы не отвергали подражание античным
формам. Эпоха классицизма совпала по
времени с эпохой буржуазных революций
- английской в 1688 г., французской - через
101 год.
Характерные черты стиля классицизм.
**С изменением точки зрения на архитектуру,
с развитием строительной техники, появлением
новых типов сооружений в XIX в. произошло
также значительное перемещение центра
мирового развития архитектуры. На первом
плане оказываются страны, которые не
пережили высшего этапа развития барокко.
Своей вершины классицизм достигает во
Франции, Германии, Англии и России. 13,
14, 15
Классицизм был
выражением философского рационализма,
идеологией и искусством нового класса
- буржуазии. Концепция классицизма
заключалась в использовании
в архитектуре античных систем формообразования,
которые, однако, наполнялись новым содержанием.
Эстетика простых античных форм и строгий
ордер ставились в противовес случайности,
нестрогости архитектурных и художественных
проявлений мировоззрения отживающей
аристократии.
Классицизм стимулировал археологические
исследования, которые привели к удивительным
открытиям и новым знаниям о развитых
античных цивилизациях. Результаты работы
археологических экспедиций, обобщенные
в обширных научных исследованиях, заложили
теоретические основы движения, участники
которого считали античную культуру вершиной
совершенства в строительном искусстве,
образцом абсолютной и вечной красоты.
Популяризации античных форм способствовали
многочисленные альбомы, содержавшие
изображения архитектурных памятников.
Типы сооружений стиля классицизм
Характер архитектуры в большинстве случаев
остался зависимым от тектоники несущей
стены и свода, который стал более плоским.
Важным пластическим элементом становится
портик, в то время как стены снаружи и
изнутри членятся мелкими пилястрами
и карнизами. В композиции целого и деталей,
объемов и планов преобладает симметрия.
Цветовое решение характеризуется светлыми
пастельными тонами. Белый цвет, как правило,
служит для выявления архитектурных элементов,
являющихся символом активной тектоники.
Интерьер становится более светлым, сдержанным,
мебель простой и легкой, при этом проектировщики
использовали египетские, греческие или
римские мотивы.
С классицизмом связаны наиболее значительные
градостроительные концепции и их реализация
в натуре конца XVIII и первой половины XIX
в. В этот период закладываются новые города,
парки, курорты. Новую организацию расселения,
направленную на преодоление социального
неравенства и на создание новой социальной
гармонии, предлагают в конце XIX столетия
социалисты - утописты.
(фр. empire - власть, господство, империя) - стиль позднего классицизма в западноевропейской архитектуре (первая четв. XIX в.), возникший во Франции, в период империи Наполеона I. Для ампира характерны стремление к строгой торжественной монументальности, обращение к древнеримским декоративным образцам (эмблемы, военные трофеи и проч.), пышность и богатство.
(Источник: Словарь терминов архитектуры. Юсупов Э.С., 1994)
Ампир архитектурный стиль, сложившийся в начале XIX в. во Франции и распространившийся в Европе. Ампир – это стиль архитектуры и интерьера, который является своеобразным отражением римской классики в сочетании с египетскими мотивами. В переводе с латинского «imperium» обозначает – командование, власть, а в переводе с французского, ампир «empire» – империя.
Ампир появился в начале 19 века во Франции благодаря живописцу Ж.-Л. Давиду. Для своих картин, в которых он восхвалял великого императора и его империю, он делал особую мебель на заказ, что весьма пришлось по душе Наполеону и его свите.
Расцвет ампира наблюдался во Франции после буржуазной революции. Вдохновленные идеями Давида архитекторы Шарль Персье и Пьер Фонтен выполняли в этом стиле дворцы и усадьбы Наполеона I (Мальмезон 16, Фонтенбло, Версаль,17 Лувр 18 и Тюильри). Этим пафосным, роскошным стилем Наполеон пытался показать не только величие римской империи, но и провести, таким образом, параллель со своим правлением во французских владениях.
После отечественной войны 1812 года ампир появился в России. Он ассоциировался с богатством и шиком дворянского сословия, поскольку требовал самых дорогих и красивых материалов. Так, мебель обычно исполнялась на заказ из красного дерева либо ореха. Позже в России стали использовать карельскую березу. Это было связано с запретом ввоза в страну красного дерева. Паркет из карельской березы очень ценился, поскольку благодаря разнообразной цветовой гамме дерева, художники могли создавать на полах необыкновенно красивые узорные композиции.
Мебель
в стиле ампер 19,20 отличалась
функциональностью, удобством и изяществом.
Часто использовалась раскладная мебель.
Обеденный столик, рассчитанный на четверых,
через минуту превращался в огромный обеденный
стол для приема гостей. Конструкции табуретов
были настолько замысловаты, что из них
можно было сделать мольберт. Стулья и
диваны повторяли форму человеческого
тела, поражая своим удобством и изысканностью.
Выпуклость спинки плавно переходила
в ножку. Ножки часто делали в виде лап
животных или птиц.
Информация о работе Стили и направления в архитектуре Ренессанса и нового времени В.В.Растрелли