Сравнение творчества Рембрандта и Веласкеса на примере двух картин

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 00:11, реферат

Описание работы

Широкое распространение в голландской живописи полулил портрет, жанр. Большую роль в жизни страны играли различные организации, стрелковое общество, группы представителей корпорации медиков и торговых цехов, способствовали появлению группового общественного портрета. Кроме портрета, развивались такие жанры, как пейзаж, натюрморт, религиозная живопись, но в ней отсутствовал элемент мистицизма, библейские сюжеты изображались как бытовые сцены.

Работа содержит 1 файл

История искусств.docx

— 302.71 Кб (Скачать)

Голландия.

В XVII веке в маленькой Голландии работало свыше двух тысяч художников. Производство картин было поставлено на поток. Нередко производство картин опережало спрос, и чтобы прокормится художники занимались другой работой – были служащими, садоводами, содержали трактиры.

Хотя  искусство художников было подчинено коммерческим целям, мастерам обычно удавалось избежать фальши. Полотна отличались реалистичностью, цельностью и ясной композицией, свежестью колорита и прекрасной техникой исполнения.

Широкое распространение в голландской  живописи полулил портрет, жанр. Большую  роль в жизни страны играли различные  организации, стрелковое общество, группы представителей корпорации медиков  и торговых цехов, способствовали появлению  группового общественного портрета. Кроме портрета, развивались такие  жанры, как пейзаж, натюрморт, религиозная живопись, но в ней отсутствовал элемент мистицизма, библейские сюжеты изображались как бытовые сцены.

В 1640 – 1660 годы живопись Голландии переживает расцвет. Самым значительным художником этого времени был Рембрандт. 

Рембрандт Харменс Ван Рейн.

Рембрандт Харменс Ван Рейн родился в 1606 году в Лейдене. Его отцом был зажиточный мельник. Родители дали ему отличное образование, но он увлекся искусством, оставил университет и начал учиться у живописца Якова Сванненбурха.  Через три года уехал в Амстердам, где стал брать уроки у Питера Ластмана. В конце 1620-х годов Рембрандт завоевал популярность. В 1630-х годах он поселился в Амстердаме. Было очень много заказов, удачно женится на девушке Саскии из очень состоятельной семьи. Этот брак принес ему творческую независимость, так необходимую художнику, и позволило занятся коллекционированием произведений искусства и антиквариата.

В этот период творчество Рембрандта отличается многообразием, он пишет исторические, мифологические и религиозные композиции, портреты, картины с изображением животных, его знаменитые офорты. Но главный объект его внимания человек. Не только в портретах, но и в других своих работах художник стремится  передать характер и внутренний мир  своих героев. Главное для живописца  – не внешнее сходство с моделью, а глубина внутреннего мира, сила душевных движений и переживаний. Великолепный групповой портрет «Анатомия  доктора Тульпа» где художник внес в традиционную композицию классического  группового портрета изменения, расположив фигуры не в ряд, как это принято, а свободно. Такое построение придало изображению живость и естественность. Поражает совершенство его композиции, богатство цветовой гаммы, выдержанные в золотистых оттенках. Самое сильное, самое неповторимое «рембрандтовское» из средств его живописи – светотень. Не такая, как у Караваджо, Веласкеса и Латура, не такая, как у художников барокко, а совсем особая. Сияние во мраке. Тепло и трепетно светятся лица и фрагменты одеяний, выступающие из глубокой таинственной тени. Такого освещения, как у Рембрандта в натуре не бывает. Рембрандт не просто подражает природе, постигая законы природного творчества, продолжает его по своему, уже по законам человеческого духа. Его живопись становится более глубокой и сосредоточенной.

В 1642 году умирает его любимая жена Саския. В это трудное для него время Рембрандт пишет одну из лучших своих работ – большой групповой портрет офицеров стрелковой роты «Ночной дозор».   

 

Картина получила название в XIX веке. На самом деле действие происходит не ночью, а днем, при солнечном освещении, что подтверждает характер теней. На картине изображены стрелки капитана Баининга Кока. Заказчик ожидал увидеть традиционный парадный портрет (сцену пирушки или представления зрителю командиром своих подчиненных). Рембрандт создал героико-историческое полотно, изображающее выступление стрелков по приказу капитана. Персонажи взволнованы и динамичны, командир отдает распоряжения, знаменосец поднимает вверх знамя, барабанщик бьет в барабан, стрелки заряжают оружие. Только немногие фигуры на первом плане ярко освещены и видны целиком, остальные в тени, в движении, перемешанные с фигурами, не имеющими отношения к стрелкам: странная маленькая девочка с курицей, как персонаж из сказки, откуда-то затесалась в эту взволнованную группу. Теневая среда картины воздушная, пронизанная какими-то блуждающими огнями, отблесками, производит впечатление не только пространственной глубины, но как будто бы и глубины времени. Мерцающая тьма переходит в свет. 

Диего Веласкес.

Диего Родриго де Сильва Веласкес родился  в 1599 году в Севилье. Благодаря отцу, небогатому дворянину, который заметил  способности сына к рисованию, Веласкес становится художником.

Уже в  ранних работах заметен интерес  Веласкеса к простому человеку. Он пишет седых старцев, молодых  людей, веселых мальчишек и гордых андалузских дам.

Как и  другие испанские художники, Веласкес обращается к евангельским сюжетам, но религиозные композициизанимают в его творчестве небольшое место. Эти произведения лишены мистической окраски и напоминают бытовые сцены («Христос в доме Марфы и Марии»).

В 1623 году Веласкес, переехавший в Мадрид, получает должность живописца при  дворе испанского короля. Он был  ограничен только заказами короля.

В 1629 году он познакомился с Рубенсом. Благодаря  Рубенсу (по совету которого) испанский  король посылает Веласкеса в Италию.

Италия  очень много дала Веласкесу. Живопись его сьала зрелой и совершенной. Из работ ушли резкие линии, темные тени; в них появился воздух и  живой свет. Веласкес великолепный портретист. Он создал множество портретов  – различных слоев испанского общества. Особое место в портретной живописи занимают трагические образы шутов короля – карликов «Эль Примо»и и «Себастьяно Моро», дурачка Эль Бобо. Веласкес изображает их уродливые фигуры и лица, но зритель видит печаль в ушлых глазах Эль Примо, мрачное отчаяние во взгляде Себастьяно Мора и жалкую, беспомощную улыбку Эль Бобо. Художник обнажает то, что творится в душах самых униженных обитателей королевского двора, показывает глубину их внутренних чувств и переживаний.

Веласкес  был психологом, живописцем характеров, но другого типа чем Рембрандт. Он был как бы невольным психологом. Его кисть «слишком правдива». Веласкес не мог бы представить Филлипа  IV героическим, а Инокентия X – добрым, даже если захотел. Величайший колорист Веласкес пользовался немногими красками. Вслед за Рембрантом он открыл богатство живописных возможностей таящихся в жемчужно-серых тонах, их воздушность и утонченность сочетаний красок. Совершенная гармония цвета, Все окутанно атмосферой, воздухом. Картины дышат. Настоящим шедевром автора стала картина «Менины», так же как и Рембрандт в своей композиции «Ночной дозор»

 

Веласкес  отошол от канона написания заказного  портрета. Композиция построена своеобразно. Веласкес изобразил большую призрачную комнату королевского дворца. У левой  части зала возле большого холста на подрамнике стоит он сам. Художник пишет портрет королевской четы, которую зритель может видеть в зеркале, висящем на стене за спиной живописца. Очаровательная инфанта Маргарита стоит в середине комнаты в окружении двух менин и карликов. За этой группой располагаются фигуры придворной дамы и кавалера, а на дальнем плане за распахнутой дверью – гофмаршала короля. Первым из европейских живописцев Веласкес показал закулисную сторону жизни королевского двора. С большой выразительностью написаны Маргарита и фрейлины. Живым и подвижным кажется карлик толкающий собаку, а грузная карлица Мария Барбола – напротив застывшей и окаменевшей.

Трудно  определить жанр «Менины», в картине  соединились элементы бытовой сцены  и группового портрета. Хотя в ней  нет парадной пышности, свойственной портрету, отсутствует и приземленность – присутствие королевской четы отражается на поведении и позах персонажей. С большим мастерством передает пространство, которое как бы выходит за рамки потолка и наполняется воздухом и светом, идущими из разпахнутого окна. 

Заключение.

Уже давно  было замечено сходство Веласкеса с  современными голландцами: Франсом  Хальсом, Рембрандтом и Питером  де Хоохом. Картину «Менины» сравнивали с «Анатомией доктора Тульпа». Между  тем более закономерно сравнивать ее с «Ночным дозором». Правда, Рембрандт  идет в обратном направлении: он выделяет фигуры отдающего приказания капитана и офицера, а остальные фигуры подчиняет им (и это вызвало  недовольство заказчиков). У Веласкеса  главные фигуры отступают перед  второстепенными. Но и у Веласкеса  и у Рембрандта роль главных персонажей несколько обесценивается фигурами случайными. В «Менинах» — это  гофмаршал и карлики. У Рембрандта — девочка и собачка, самые  светлые пятна во всей полутемной картине. Внося беспорядок и придавая композиции непреднамеренность, они  приближают «высокий» стиль группового портрета к «низкому» жанру бытовой  живописи.

Информация о работе Сравнение творчества Рембрандта и Веласкеса на примере двух картин