Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 11:03, доклад
Будущие импрессионисты начали разрабатывать новый способ передачи световоздушного пространства. Для этого надо было не только выйти на природу, но и по-новому увидеть предметы, отказавшись от тех правил, которым учили при работе в мастерских, и полностью довериться своему зрению. Поэтому для них была очень важна работа на пленэре, то есть на открытом пространстве.
Введение...........................................................................................................стр. 3
Глава 1. История создания картин «Лягушатник» П.О. Ренуара и «Лягушатник» К. Моне ..................................................................................стр. 4
Глава 2. Сравнение картин «Лягушатник» П.О. Ренуара и «Лягушатник» К. Моне .................................................................................................................стр. 7
Заключение.......................................................................................................стр. 9
Список использованной литературы............................................................стр. 10
Министерство культуры Российской Федерации
ФГОУВПО
Санкт-Петербургский
Институт Экономики и Управления
Кафедра
искусствознания
Реферат на тему:
«Сравнение
двух картин: «Лягушатник»
Пьера Огюста Ренуара
и «Лягушатник» Клода
Моне»
Выполнил: студент 049 группы Шмаков М.А..
Проверила:
Махо О.Г.
Санкт-Петербург
2011 г.
Содержание
Введение......................
Глава
1. История создания картин «Лягушатник»
П.О. Ренуара и «Лягушатник» К. Моне ..............................
Глава
2. Сравнение картин «Лягушатник» П.О. Ренуара
и «Лягушатник» К. Моне ..............................
Заключение....................
Список
использованной литературы....................
Введение
Импрессионизм (от франц. impression – впечатление) – направление в искусстве последней трети XIX – начале XX века. Суть импрессионизма заключается в умении не просто запечатлеть пейзаж, бытовую сценку, а передать свежесть непосредственного впечатления от созерцания природы, где каждое мгновение что-то происходит, где окраска предметов непрерывно меняется в зависимости от освещения, состояния атмосферы, погоды, соседства с другими предметами. Чтобы воссоздать жизнь в ее непрестанных изменениях, импрессионистам важно было работать под открытым небом, делая на пленэре не только этюды, но и полностью завершая картины
Для
того, чтобы лучше разобраться
в тонкостях этого направления
рассмотрим и сравним творчество
двух выдающихся представителей импрессионизма
– Клода Моне и Пьера Огюста
Ренуара – на примерах их картин
под одним названием «
Будущие
импрессионисты начали разрабатывать
новый способ передачи световоздушного
пространства. Для этого надо было
не только выйти на природу, но и по-новому
увидеть предметы, отказавшись от тех
правил, которым учили при работе в мастерских,
и полностью довериться своему зрению.
Поэтому для них была очень важна работа
на пленэре, то есть на открытом пространстве.
Глава 1. История создания картин «Лягушатник» П.О. Ренуара и «Лягушатник» К. Моне
Летом 1869 года Ренуар и Моне регулярно выезжали на пленэр в окрестности Буживаля. Они работали бок о бок, используя идентичные сюжеты, причем в очень близких друг другу стилях. Художники писали этюды в парижских предместьях, в лесу Фонтенбло. Маленькие кабачки, яхт-клубы, купальни стали их любимыми мотивами. Эти живописные полотна можно назвать в полном смысле слова импрессионистскими. В них воплотились все характерные черты движения: исследование воды и бликов, цветные тени, прозрачность, мерцание цвета, деление мазка, использование светлой палитры, ограничивающейся тремя основными и тремя дополнительными цветами. Недели, проведенные вместе в Буживале, положили основу настоящему творческому содружеству этих двух художников. Они писали одни и те же цветы в одной и той же вазе, ставили мольберты перед одним и тем же мотивом. Такое творческое общение поспособствовало выработке у них созвучных стилей и обогащению творческого арсенала обоих художников. - в частности, Ренуар позаимствовал у Моне его технику изображения дали при помощи хроматического сопоставления чистых цветов.
Удивительным
образом вышло так, что, разрабатывая
принципы жизнеутверждающей живописи,
Моне и Ренуар познали свои самые
мрачные дни. Безденежье вынуждало
Ренуара возвращаться под семейный
кров, а Клода Моне, уже не получавшего
денежного пособия от родных и
не сумевшего ничего продать из своих
картин, преследовал голод. Ему нечем
было кормить свою жену Камиллу и
сына, несмотря на постоянные призывы
о помощи. Мольбы его не всегда получали
отклик, и Ренуар неоднократно спасал
семью Моне от голода, принося им
что-нибудь со своего стола...
К концу августа 1869 года у Моне не осталось
красок, и он не мог продолжать работу.
"У меня остановка из-за отсутствия
красок... Только я один в этом году ничего
не сделаю. Это заставляет меня злиться
на всех. Я завистлив, зол, я вне себя. Если
бы я мог работать, все бы шло хорошо. Вы
пишете, что не 50 и не 100 франков могут меня
выручить. Возможно, но если вы так считаете,
то мне не остается ничего другого, как
разбить голову об стену, потому что в
ближайшем будущем я не смогу предъявить
прав ни на какое состояние. Есть у меня
мечта - картина "Лягушатник". Я сделал
для нее несколько плохих этюдов, но это
мечта. Ренуар, который провел здесь два
месяца, тоже хочет писать такую же картину"
– сообщал Моне в письме своему другу
Базилю. Что же касается Ренуара, то ему
приходилось не лучше. Он был в долгу у
торговцев, и у него не хватало денег на
марки для писем Базилю. "Мы едим не
каждый день, - писал он ему, - но, несмотря
на это, я счастлив, потому что, когда дело
касается работы, Моне - превосходная компания",
но тут же добавлял: "Я почти ничего
не делаю, так как у меня мало красок".
Невзирая на свое безнадежное положение,
Моне не терял веры, и Ренуар впоследствии
с благодарностью вспоминал о том, что
Моне вселял в него мужество каждый раз,
когда он был готов впасть в отчаяние.
Упомянутый в письме «Лягушатник» представлял собой плавучее кафе на Сене, расположенное недалеко от Буживаля, рядом с которым помещалась купальня и прокат лодок. Это веселое место было хорошо известное парижской богеме. «Лягушатник» получил такое название благодаря тому, что здесь в большом количестве собирались девицы лёгкого поведения, так называемые «лягушки», приезжавшие сюда в сопровождении мелких хулиганов и проходимцев из предместья. Иногда они приезжали в одиночестве, в надежде поймать клиента, для наживки используя вызывающие, крикливые наряды.
Ренуар
и Моне любили приезжать сюда на
этюды, поскольку здесь не было недостатка
в сюжетах и моделях. Итак, в один
из солнечных дней, почти с одного и того
же места – Ренуар сидел правее и ближе
к воде – оба написали один и тот же мотив:
праздные фигуры, шатающиеся взад-вперед
по длинному деревянному настилу, соединяющему
плавучую платформу с берегом, деревянные
лодки на переднем плане, покачивающиеся
на легких волнах, создаваемых купающейся
публикой; и вокруг всего этого – сверкающая
поверхность воды со множеством цветных
бликов..
Словом, запечатлели оживленную жизнь
на «цветочном горшке», как называли этот
маленький островок с купальнями и деревом
посередине.
Таким
образом, на свет появились две, внешне
очень похожие картины с одним
и тем же названием – «Лягушатник».
Глава 2. Сравнение картин «Лягушатник» П.О. Ренуара и «Лягушатник» К. Моне
Первое,
что бросается в глаза при
сравнении этих двух полотен, - это
топографическая точность изображения:
и Моне, и Ренуар стремились передать
положение предметов и людей
так, как это было на самом деле.
Но именно эта внешняя схожесть работ
ясно свидетельствует о различии
живописных манер двух художников.
Прежде всего стоит отметить отличие в
технике написания. Моне писал свою картину
четкими вертикальными мазками, накладывая
редкие отчетливые и сильные световые
блики. Он энергично работал кистью, в
то время как Ренуар наносил краску легко
и воздушно, как бы растушевывая. В основном,
он использует более светлые тона, его
письмо становится прозрачным, а мазок
- вибрирующим, колорит же насыщается тонкими
рефлексами (цветные отблески, отбрасываемые
предметами), смягчёнными контрастами
тёплых по тону теней и богатых серебристо-жемчужными
оттенками освещённых зон.
Имеет место быть и разница в цветовой
гамме: Моне использовал относительно
мало цветов, пользуясь главным образом
холодными тонами, а палитра Ренуара нежнее
и теплее благодаря примеси красных оттенков.
Различается также и композиционное построение двух картин. Ренуар передал в картине замкнутую атмосферу островка, собирая композицию вокруг одного центра. Моне, в свою очередь, посредством равномерно распределенных теней и заметно сдвинутых к краям высветлений построил композицию на движении от центра в стороны и с помощью созданной таким образом динамики объединил плоскость и пространственную глубину. Такое движение от центра к краям стало впоследствии типичным для композиций Моне.
Еще одно яркое отличие картин друг от друга заключается в манере изображения художниками людей. Моне, больше заинтересованный природой, растворил людей в пейзаже, изобразив их фигуры легкими пятнами. Люди в его «Лягушатнике» представляют собой лишь рассыпанные по плоскости, подвижные мазки. Это объясняется тем, что Моне совершенно не интересовался современной модой и изображением конкретных людей в картинах. Он хотел передать гармонию природы и людей, как одного целого.
Напротив,
собравшееся общество вызывает большой
интерес у Ренуара. Он по-настоящему
увлечён изображением людей, тщательно
изобразил фактуру ткани
Теперь осталось определить, чем же все-таки схожи эти две картины. Надо отметить, что эффекты воды, игра солнечных пятен и цветные рефлексы в тенях переданы у обоих художников мастерски. Для того, чтобы передать сверкающую атмосферу, движение воды и позы купающихся, художники использовали быстрые мазки, точки и запятые. Им удалось, с одной стороны, передать материальность водной поверхности, с другой – свободно трактовать ее как живописное средство, образующее плоскость картины. Такого рода «эскизность» изображения (как сочли бы другие художники того времени) отныне стала для Моне и Ренуара необходимостью, если они хотели сохранить вибрацию света и воды, впечатление движения и жизни. Их практический метод заключался в выполнении всего полотна без единой определенной линии, использовании мазка как графического средства, манере компоновать поверхности исключительно при помощи мелких частиц красочного пигмента различных оттенков. Эта новаторская техника была логическим результатом их работы на пленэре и их стремления видеть в предметах не детали, которые им были знакомы, а целое, которое они ощущали.
Заключение
В
работах Клода Моне и Пьера
Огюста Ренуара было много общего
и радикально нового по сравнению
с художниками классической школы,
что свидетельствовало о
Новаторство картин очевидно и заключается в использовании широких быстрых мазков, а также мазков поменьше, в виде точек и запятых, передающих сверкающую атмосферу и движение воды. То, что было принято академиками за «небрежность и незавершенность», было новым творческим методом.
Главное
различие между «Лягушатником» Моне
и «Лягушатником» Ренуара состоит в
том, что Моне отдает предпочтение пейзажу,
подчиняя ему фигуры людей, а у Ренуара
же, напротив, главный герой — человек,
а пейзаж служит лишь фоном ему.
Список использованной литературы: