Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 01:00, курсовая работа
Плетение — одно из древнейших ремесел, освоенных человеком. В основном для него использовались растительные материалы, распространенные в той или иной части земного шара. Традиция использования соломки возделываемых человеком злаковых культур для плетения стала продолжением традиции плетения диких растений и поклонения человека умирающим и воскресающим божествам растительного мира.
Новый взлет в истории соломоплетения начался в 1960-е годы. С этого времени соломоплетение стало интенсивно обогащаться новыми приемами плетений. Особенно ярко и разнообразно развилась художественная сторона соломенных изделий. Стародавние обычаи изготовления из соломки ритуальных животных, кукол пришли в нашу жизнь. Стали темой для творчества многих современных мастеров и художников. Современные люди во многом утратили веру в божественность создаваемых ими образов. Однако удивляет сила и мощь народных традиций перешагнувших через века и продолжающих свое существование.
Удивительные, казалось бы не сочетаемые, качества соломки: неподатливость и сопротивляемость любому насилию соломенных стеблей и невероятная пластика плетенок и соломенных лент, открыли перед мастерами, постигшими тайны соломки, невероятные просторы для творчества. Ими разрабатывались приемы и декор, доселе неведомые в соломоплетении.
Заготовка соломы |
В аппликации
и плетении используется соломка
разнообразных злаков, каждый из которых
имеет свои особенности. Многие достоинства
и недостатки соломки разных злаков
познаются с опытом. Существует ряд
общих черт, которые определяют наиболее
предпочтительные сферы использования
соломки того или иного злака.
Рожь — злак, обладающий длинным стеблем
с двумя длинными коленами и тремя-четырьмя
короткими. Благодаря значительной длине
первого и второго колена, которая может
достигать 40—50 см, рожь признана основным
материалом, используемым мастерами Беларуси
в плетении. Если ее применять в аппликации,
то из-за излишней жесткости требуется
удалять луб.
Пшеница распространена меньше, чем рожь.
Этот злак широко используется для плетения
и аппликации мастерами Западной Европы,
Америки, Австралии. В Беларуси его использование
ограничено. Длина стеблей короче, чем
у ржи.
Овес имеет очень мягкую и пластичную
соломку с красивыми оттенками. Для плетения
его стебли недостаточно длинные. Используется
в аппликации и для изготовления небольших
декоративных деталей в плетении.
В аппликации особенно красива ячменная
солома, она отличается более тонкой структурой,
нежными оттенками светло-желтого тона
и блестящей поверхностью декоративного
слоя. Она тонкая и мягкая, хорошо поддается
обработке, но в плетении ее использование
ограничивает маленькая длина коленец.
Сочетание соломы разных злаков в одной
композиции дополняет ее новыми декоративными
качествами. Для аппликации солому заготавливают
в несколько этапов, начиная от момента
цветения, когда солома имеет седовато-зеленый
оттенок стебля, и еще несколько раз с
промежутками в 5—6 дней. Такая поэтапная
заготовка позволит обогатить палитру
будущих произведений натуральными оттенками
и полутонами. Завершить заготовку лучше
за 1,5—2 недели до уборки: к этому времени
стебли становятся излишне грубыми и цвет
их приобретает грязно-серый оттенок,
что снижает декоративные качества материала.
Для плетения
лучше всего подходят злаки, которые
выросли на слабо удобренных песчаных
землях. Срезать их необходимо в
стадии молочно-восковой спелости.
Сжинают все злаки вручную серпом или
срезают ножницами. Стебель не должен
быть перетертым или переломленным. Срезанные
стебли раскладывают тонким слоем и высушивают.
Высушенная на солнце солома приобретает
чистый золотистый цвет; если сушить солому
в затемненном проветриваемом помещении,
она сохранит цветовые оттенки стеблей.
В аппликации и плетении используются
разные участки стебля. Для плетения лучше
подходят длинные колена. Соломкой наивысшего
качества считается первое тонкое колено
около колоса, часто используется и второе
колено, которое имеет приблизительно
равный диаметр по всей длине. Короткие
нижние и толстые части стебля нужны при
изготовлении «пауков», небольших украшений,
в аппликации. Для аппликации не так важна
длина соломки, главное, чтобы соломины
имели равный по всей длине диаметр. Желательно
также использовать соломку с тонкими
стенками: из нее получается качественная
соломенная лента.
Высушенные стебли разрезают на части
возле узелков, узелки вырезают. С соломин
снимают листья. Разрезанную и почищенную
солому сортируют по толщине и цвету. В
среднем получается 1—3 вида тонких соломин,
2—3 вида длинных средних соломин и 2—3
вида коротких соломин. Рассортированную
солому связывают в небольшие пучки-снопики.
Сохраняют солому в сухом помещении. Только
чистая, блестящая солома придаст изделиям
неповторимый золотистый цвет и внутреннее
сияние.
Подготовка соломки к плетению |
Способы
подготовки соломки к плетению и
к аппликации различны. Связано это
в основном с тем, что в плетении
используются круглые стебли, а для
аппликации — изготовленная из стеблей
соломенная лента, поверхность, которой
должна быть ровной, гладкой, без трещинок
и канавок.
При подготовке к плетению соломку замочите
в воде. Стебли придавите грузом так, чтобы
они не сминались и были полностью покрыты
водой. Соломку, заготовленную в ближайшем
сезоне, достаточно положить на 20—30 минут
в воду комнатной температуры. Если соломка
хранилась уже не один год, ее лучше выдерживать
в горячей воде, а время замачивания увеличить.
Пучки подготовленной соломки достаньте
из воды, дайте стечь. Готовая к работе
соломка мягко сгибается, не растрескивается
и не ломается. Чтобы уберечь влажную соломку
от высыхания, на время работы положите
ее в полиэтиленовый мешок или заверните
во влажную ткань.
Иногда замоченная в течение длительного
срока солома не размягчается. Это может
произойти по нескольким причинам: если
злаки выросли на почве, перенасыщенной
удобрениями; заготовлен сорт злака с
жесткими стеблями. Для размягчения такой
соломки можно попробовать сначала выдержать
ее в горячей воде 30—40 минут, затем завернуть
во влажную ткань или бумагу, обернуть
целлофаном и около 6—8 часов держать при
температуре 5—10 °С (можно в холодильнике).
Объема
замоченной соломки должно хватить
на работу в течение одного дня. Если
осталась неиспользованная замоченная
соломка, ее лучше высушить, а не
оставлять влажной до следующего
дня. Повторное замачивание не повлияет
на качество соломки, которое значительно
ухудшается, если она долго находится
во влажном состоянии при
Инструменты и оборудование |
Одним
из важных условий качественного
выполнения работы является организация
рабочего места. При работе с соломой
не требуется никакого специального
оборудования. Главные требования:
хорошее освещение, удобный устойчивый
стол и стул, необходимое количество
полок и шкафов для хранения материалов
и готовых изделий.
Аппликация требует нескольких видов
инструментов.
Для выполнения эскизов необходима миллиметровая
бумага, ватман, копировальная бумага,
линейка и прямоугольный треугольник,
простые карандаши, стирка, канцелярские
кнопки. Для подготовки соломенных пластов
в криволинейной аппликации понадобится
тонкая однотонная бумага.
Основными инструментами в геометрической
аппликации являются (фото 34): нож-косячок,
заточенный под углом 45°; скальпель; кисти;
баночка с лаком; ванночка с губкой, пропитанной
водой; карандаш; линейка; угольник; циркуль;
рейсмус. Для криволинейной аппликации
дополнительно необходимы небольшие маникюрные
ножницы с ровными лезвиями; круглые и
овальные высечки с диаметрами от 2 до
20 мм; металлические или пластмассовые
приспособления для расщепления соломки
на полоски.
К вспомогательным инструментам относятся:
клеянка, посуда для варки грунта,
емкость для крашения и отбеливания
соломки, абразивные бруски, наждачная
бумага № 0—2, оселок для заточки
инструментов, грузы для склеивания
или струбцины.
Инструменты
и приспособления для аппликации
должны быть правильно подобраны, хорошо
отточены. Чем острее инструменты, тем
качественнее и легче будет выполнена
работа, более точно переведен
рисунок.
Большие ножницы или перочинный нож необходимы
для чистки соломки и изготовления соломенной
ленты.
Также необходимо иметь пергидроль 15-
или 32%-ный, красители, морилки, лаки, гуашь,
листы ДВП, мешковину, фанеру для основы
панно.
Для плетения понадобятся (фото 35):
большие ножницы для чистки соломы, маникюрные
ножницы с прямыми лезвиями, набор швейных
игл, деревянные и склеенные из картона
шаблоны для плетения объемных форм;
нитки хлопчатобумажные № 10; нитки хлопчатобумажные
или армированные светлых тонов № 40, леска
0,18— 0,2 мм;
проволока медная или алюминиевая диаметром
1,5—3 мм для каркасов;
клей ПВА «Момент», АГО для подклеивания
элементов плетений и фиксирования соломин
в плетенках;
деревянный брусок или скалка для прокатывания
плоских плетенок;
пресс для сушки плоских плетеных изделий.
Литература
2.
Сахута Я.М. Народнае мастацтва Беларусі.
Мн. Беларуская Энцыклапедыя. 1997
3.Личные архивы мастеров соломоплетения
и аппликации
4. Архивыные материалы автора
5. Сахута, Я. М. Беларускае народнае дэкаратыуна-прыкладное мастацтва: 2-е выд., перапр. І дап./ Я. Сахута.- Мн.: Беларусь, 2001.-110 с.: іл.