Соломоплетение - как вид ДПИ Беларуси

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 01:00, курсовая работа

Описание работы

Плетение — одно из древнейших ремесел, освоенных человеком. В основном для него использовались растительные материалы, распространенные в той или иной части земного шара. Традиция использования соломки возделываемых человеком злаковых культур для плетения стала продолжением традиции плетения диких растений и поклонения человека умирающим и воскресающим божествам растительного мира.

Работа содержит 1 файл

История возникновения и развития соломоплетения.docx

— 375.35 Кб (Скачать)

Новый взлет в истории соломоплетения начался в 1960-е годы. С этого времени соломоплетение стало интенсивно обогащаться новыми приемами плетений. Особенно ярко и разнообразно развилась художественная сторона соломенных изделий. Стародавние обычаи изготовления из соломки ритуальных животных, кукол пришли в нашу жизнь. Стали темой для творчества многих современных мастеров и художников. Современные люди во многом утратили веру в божественность создаваемых ими образов. Однако удивляет сила и мощь народных традиций перешагнувших через века и продолжающих свое существование.

Удивительные, казалось бы не сочетаемые, качества соломки: неподатливость и сопротивляемость любому насилию соломенных стеблей и невероятная пластика плетенок и соломенных лент, открыли перед мастерами, постигшими тайны соломки, невероятные просторы для творчества. Ими разрабатывались приемы и декор, доселе неведомые в соломоплетении.

Заготовка соломы

В аппликации и плетении используется соломка  разнообразных злаков, каждый из которых  имеет свои особенности. Многие достоинства  и недостатки соломки разных злаков познаются с опытом. Существует ряд  общих черт, которые определяют наиболее предпочтительные сферы использования соломки того или иного злака. 
Рожь — злак, обладающий длинным стеблем с двумя длинными коленами и тремя-четырьмя короткими. Благодаря значительной длине первого и второго колена, которая может достигать 40—50 см, рожь признана основным материалом, используемым мастерами Беларуси в плетении. Если ее применять в аппликации, то из-за излишней жесткости требуется удалять луб. 
Пшеница распространена меньше, чем рожь. Этот злак широко используется для плетения и аппликации мастерами Западной Европы, Америки, Австралии. В Беларуси его использование ограничено. Длина стеблей короче, чем у ржи. 
Овес имеет очень мягкую и пластичную соломку с красивыми оттенками. Для плетения его стебли недостаточно длинные. Используется в аппликации и для изготовления небольших декоративных деталей в плетении. 
В аппликации особенно красива ячменная солома, она отличается более тонкой структурой, нежными оттенками светло-желтого тона и блестящей поверхностью декоративного слоя. Она тонкая и мягкая, хорошо поддается обработке, но в плетении ее использование ограничивает маленькая длина коленец. 
Сочетание соломы разных злаков в одной композиции дополняет ее новыми декоративными качествами. Для аппликации солому заготавливают в несколько этапов, начиная от момента цветения, когда солома имеет седовато-зеленый оттенок стебля, и еще несколько раз с промежутками в 5—6 дней. Такая поэтапная заготовка позволит обогатить палитру будущих произведений натуральными оттенками и полутонами. Завершить заготовку лучше за 1,5—2 недели до уборки: к этому времени стебли становятся излишне грубыми и цвет их приобретает грязно-серый оттенок, что снижает декоративные качества материала.

Для плетения лучше всего подходят злаки, которые  выросли на слабо удобренных песчаных землях. Срезать их необходимо в  стадии молочно-восковой спелости. 
Сжинают все злаки вручную серпом или срезают ножницами. Стебель не должен быть перетертым или переломленным. Срезанные стебли раскладывают тонким слоем и высушивают. Высушенная на солнце солома приобретает чистый золотистый цвет; если сушить солому в затемненном проветриваемом помещении, она сохранит цветовые оттенки стеблей. 
В аппликации и плетении используются разные участки стебля. Для плетения лучше подходят длинные колена. Соломкой наивысшего качества считается первое тонкое колено около колоса, часто используется и второе колено, которое имеет приблизительно равный диаметр по всей длине. Короткие нижние и толстые части стебля нужны при изготовлении «пауков», небольших украшений, в аппликации. Для аппликации не так важна длина соломки, главное, чтобы соломины имели равный по всей длине диаметр. Желательно также использовать соломку с тонкими стенками: из нее получается качественная соломенная лента. 
Высушенные стебли разрезают на части возле узелков, узелки вырезают. С соломин снимают листья. Разрезанную и почищенную солому сортируют по толщине и цвету. В среднем получается 1—3 вида тонких соломин, 2—3 вида длинных средних соломин и 2—3 вида коротких соломин. Рассортированную солому связывают в небольшие пучки-снопики. Сохраняют солому в сухом помещении. Только чистая, блестящая солома придаст изделиям неповторимый золотистый цвет и внутреннее сияние.

Подготовка  соломки к плетению

Способы подготовки соломки к плетению и  к аппликации различны. Связано это  в основном с тем, что в плетении используются круглые стебли, а для  аппликации — изготовленная из стеблей  соломенная лента, поверхность, которой  должна быть ровной, гладкой, без трещинок и канавок. 
При подготовке к плетению соломку замочите в воде. Стебли придавите грузом так, чтобы они не сминались и были полностью покрыты водой. Соломку, заготовленную в ближайшем сезоне, достаточно положить на 20—30 минут в воду комнатной температуры. Если соломка хранилась уже не один год, ее лучше выдерживать в горячей воде, а время замачивания увеличить. Пучки подготовленной соломки достаньте из воды, дайте стечь. Готовая к работе соломка мягко сгибается, не растрескивается и не ломается. Чтобы уберечь влажную соломку от высыхания, на время работы положите ее в полиэтиленовый мешок или заверните во влажную ткань. 
Иногда замоченная в течение длительного срока солома не размягчается. Это может произойти по нескольким причинам: если злаки выросли на почве, перенасыщенной удобрениями; заготовлен сорт злака с жесткими стеблями. Для размягчения такой соломки можно попробовать сначала выдержать ее в горячей воде 30—40 минут, затем завернуть во влажную ткань или бумагу, обернуть целлофаном и около 6—8 часов держать при температуре 5—10 °С (можно в холодильнике).

Объема  замоченной соломки должно хватить  на работу в течение одного дня. Если осталась неиспользованная замоченная соломка, ее лучше высушить, а не оставлять влажной до следующего дня. Повторное замачивание не повлияет на качество соломки, которое значительно  ухудшается, если она долго находится  во влажном состоянии при комнатной  температуре: на поверхности появляется слизкая пленка, соломка приобретает  сероватый оттенок.

Инструменты и оборудование

Одним из важных условий качественного  выполнения работы является организация  рабочего места. При работе с соломой  не требуется никакого специального оборудования. Главные требования: хорошее освещение, удобный устойчивый стол и стул, необходимое количество полок и шкафов для хранения материалов и готовых изделий. 
Аппликация требует нескольких видов инструментов. 
Для выполнения эскизов необходима миллиметровая бумага, ватман, копировальная бумага, линейка и прямоугольный треугольник, простые карандаши, стирка, канцелярские кнопки. Для подготовки соломенных пластов в криволинейной аппликации понадобится тонкая однотонная бумага. 
Основными инструментами в геометрической аппликации являются (фото 34): нож-косячок, заточенный под углом 45°; скальпель; кисти; баночка с лаком; ванночка с губкой, пропитанной водой; карандаш; линейка; угольник; циркуль; рейсмус. Для криволинейной аппликации дополнительно необходимы небольшие маникюрные ножницы с ровными лезвиями; круглые и овальные высечки с диаметрами от 2 до 20 мм; металлические или пластмассовые приспособления для расщепления соломки на полоски. 
 

 
К вспомогательным инструментам относятся: клеянка, посуда для варки грунта, емкость для крашения и отбеливания  соломки, абразивные бруски, наждачная  бумага № 0—2, оселок для заточки  инструментов, грузы для склеивания или струбцины.

Инструменты и приспособления для аппликации должны быть правильно подобраны, хорошо отточены. Чем острее инструменты, тем  качественнее и легче будет выполнена  работа, более точно переведен  рисунок. 
Большие ножницы или перочинный нож необходимы для чистки соломки и изготовления соломенной ленты. 
Также необходимо иметь пергидроль 15- или 32%-ный, красители, морилки, лаки, гуашь, листы ДВП, мешковину, фанеру для основы панно. 
Для плетения понадобятся (фото 35): 
большие ножницы для чистки соломы, маникюрные ножницы с прямыми лезвиями, набор швейных игл, деревянные и склеенные из картона шаблоны для плетения объемных форм; 
нитки хлопчатобумажные № 10; нитки хлопчатобумажные или армированные светлых тонов № 40, леска 0,18— 0,2 мм; 
проволока медная или алюминиевая диаметром 1,5—3 мм для каркасов; 
клей ПВА «Момент», АГО для подклеивания элементов плетений и фиксирования соломин в плетенках; 
деревянный брусок или скалка для прокатывания плоских плетенок; 
пресс для сушки плоских плетеных изделий. 
 
 

 

Литература

  1. Лобачевская О.А. Плетение из соломки. М. Культура и традиции. 2000

    2. Сахута Я.М. Народнае мастацтва Беларусі. Мн. Беларуская Энцыклапедыя. 1997 
    3.Личные архивы мастеров соломоплетения и аппликации 
    4. Архивыные материалы автора

     5. Сахута, Я. М. Беларускае народнае дэкаратыуна-прыкладное мастацтва: 2-е выд., перапр. І дап./ Я. Сахута.- Мн.: Беларусь, 2001.-110 с.: іл.

Информация о работе Соломоплетение - как вид ДПИ Беларуси