Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 22:30, практическая работа
В этом виде искусства греки достигли наибольших успехов. Скульптура отличается
совершенством форм и идеалистичностью. В качестве материалов использовали мрамор,
бронзу, дерево или применяли смешанную (элефантинную) технику: изготавливали фигуру
из дерева, а покрывали тонкими золотыми пластинами, лицо и руки выполняли на слоновой кости.
23СКУЛЬПТУРА ДРЕВНЕЙ
ГРЕЦИИ
В этом виде искусства греки достигли наибольших успехов. Скульптура отличается
совершенством форм и
бронзу, дерево или применяли смешанную (элефантинную) технику: изготавливали фигуру
из дерева, а покрывали тонкими
золотыми пластинами, лицо и руки
выполняли на слоновой кости.
Виды скульптуры разнообразны: рельеф
(плоская скульптура), мелкая пластика,
круглая скульптура.
Образцы ранней круглой
В основном это куросы — мужские
фигуры и коры — женские фигуры.
Постепенно древнегреческая
эпоху творят такие маcтера, как Пифагор Регийский (480—450 гг. до н. э.): «Мальчик,
вынимающий занозу», «Возничий» Мирон (середина V в. до н. э.): «Дискобол», Поликлет
(середина V в. до н. э.), «Дорифор» («Копьеносец»), Фидий (середина V в. до н.э.), скульптура
Парфенона, скульптура богини Афины — «Афина Дева», Афина с острова Лемнос. Не
сохранилось копий ни
пропилеях акрополя, ее высота достигала 17 м, ни статуи Зевса Олимпийского. К концу
периода классики скульптурные
образы становятся более
одухотворенными, как в работах Праксителя, Скопаса, Лисиппа. Эллинистическая скульптура
более реалистична и сложна
композиционно. Художников
старость, страдание, борьба («Лаокоон
с сыновьями», «Ника Самофракийская»
). АРХАИЧЕСКИЙ
ПЕРИОД (VIII-VI ВВ. ДО Н.Э.)
Скульптура архаического
периода отличалась несовершенством,
создавая, как правило, обобщенный образ.
Это так называемые куросы ('юноши'),
именуемые также архаическими Аполлонами.
До нашего времени дошло несколько десятков
таких статуй. Наиболее известная мраморная
фигура Аполлона из Теней. На устах его
играет характерная для того времени 'архаическая
улыбка', глаза широко раскрыты, руки опущены
и сжаты в кулаки. Принцип фронтальности
изображения соблюден в полной мере. Архаические
женские статуи представлены корами ('девушками')
в длинных ниспадающих одеждах. Головы
девушек украшены локонами, сами статуи
полны изящества и грации. К концу VI в.до
н.э. греческие скульпторы постепенно
научились преодолевать первоначально
свойственную их статуям статичность.
КЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД
(V-IV ВВ. ДО Н.Э.)
Пифагор Регийский (480-450).
Раскрепощенностью своих фигур, включающих
как бы два движения (исходное и то, в котором
часть фигуры окажется через мгновенье),
он мощно содействовал развитию реалистического
искусства ваяния. Современники восхищались
его находками, жизненностью и правдивостью
образов. Но, конечно, немногие дошедшие
до нас римские копии с его работ (как,
например, 'Мальчик, вынимающий занозу'.
Рим, Палаццо консерваторов) недостаточны
для полной оценки творчества этого смелого
новатора.
Великий скульптор
Мирон, работавший в середине V в
в Афинах, создал статую, оказавшую огромное
влияние на развитие изобразительного
искусства. Это его бронзовый 'Дискобол',
известный нам по нескольким римским копиям,
настолько поврежденным, что лишь их совокупность
позволила как-то воссоздать утраченный
образ.
Искусство другого
великого ваятеля - Поликлета - устанавливает
равновесие человеческой фигуры в покое
или медленном шаге с упором на одну ногу
и соответственно приподнятой рукой. Образцом
такой фигуры служит его знаменитый 'Дорифор'
- юноша-копьеносец. В этом образе - гармоническое
сочетание идеальной физической красоты
и одухотворенности. Поликлет задался
целью точно определить пропорции человеческой
фигуры, согласные с его представлением
об идеальной красоте. Свои мысли и выводы
Поликлет изложил в теоретическом трактате
(до нас не дошедшем), которому он дал название
'Канон'.
Еще один великий
скульптор V века - Фидий родился
в Афинах и в совершенстве овладел
искусством бронзового литья. Фидий
отлил скульптурную группу из 13 фигур
для Дельфийского храма Аполлона.
Ему принадлежит и
ПЕРИОД ЭЛЛИНИЗМА.
(IV-I ВВ.ДО Н.Э.)
Как и в предыдущие
периоды, скульптура оставалась неотъемлемой
частью архитектурного убранства эллинистических
городов. Монархический строй
Сложное развитие разноликих
эллинистических государств породило
создание многих художественных школ
в скульптуре. И если в классическую
эпоху процветала афинская школа
пластики, то в период эллинизма
на передний план выходят новые центры
скульптурного творчества - Пергам,
Александрия, Родос и Антиохия. Лучше
всего известны произведения пергамской
школы с характерной для нее патетикой
и подчеркнутым драматизмом скульптурных
изображений. Так, монументальный фриз
Пергамского алтаря, исполненный в очень
высоком рельефе, передает битву олимпийских
богов с восставшими против них сынами
Земли - гигантами. Гиганты гибнут, их фигуры
выражают отчаяние, страдание, фигуры
олимпийцев, напротив, спокойны, воодушевлены.
Также не менее выразительна и полна драматизма
круглая скульптура пергамской школы.
'Умирающий галл',
'Галл, убивающий свою жену' - великолепные
образцы патетики и пафоса
пергамского искусства, мужественного
и прекрасного.
Традиции искусства
Скопаса унаследовала одна из самых знаменитых
эллинистических статуй - 'Ника Самофракийская'.
Статуя богини победы была воздвигнута
на острове Самофракия в честь победы
родосского флота в 306 г.до н.э. Установленная
на пьедестале, напоминающем нос корабля,
она стояла когда-то, трубя в рог, на высоком
утесе на берегу моря.
Скульпторы эллинистической
эпохи обращались и к классическим
образцам. Примером этого может служить
статуя работы Агесандра - 'Афродита Милосская'
(II в.до н.э.). Современные ей статуи богини
любви были более чувственны и даже жеманны,
Агесандру же удалось возродить дух искусства
классики, создав образ высокой нравственной
силы.
Блестящая школа
эллинистической скульптуры существовала
на острове Родос. Особой славой пользовалась
скульптурная группа 'Лаокоон', изваянная
родосскими мастерами Агесандром, Афинодором
и Полидором (I в.до н.э.). Сюжет этой скульптурной
группы связан с одним из мифов о Троянской
войне. В 'Лаокооне' ярко проявился патетический
дух эллинистического искусства, его вкус
к некой театральности.
Не обошла эллинистическую
скульптуру и страсть к гигантомании:
ярким образцом является огромная,
32-метровая статуя бога Гелиоса из золоченой
бронзы, установленная у входа
в Родосскую гавань. Над статуей
'Колосса Родосского' 12 лет трудился
ученик Лисиппа Харес из Линда, это чудо
инженерного искусства заняло последнюю
строчку в списке 'чудес света'.
Особенно велико было влияние культуры эллинизма на римскую культуру: в Рим были вывезены многие произведения искусства, библиотеки, образованные раба и т.д., которые обогатили латинскую культуру, что красноречиво подтверждают слова римского поэта Горация: 'Греция, пленницей став, победителей грубых пленила. В Лациум сельский искусства внесла.'