Сюрреализм

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 17:11, реферат

Описание работы

Сюрреали́зм (фр. surréalisme — сверхреализм, надреализм ) Однако заимствование произошло без перевода, и «сюрреализм» прочно вошел в русский язык в изначальном, французском варианте. С.— одно из самых значительных и долговечных художественных направлений европейского авангардного искусства ХХ в. Сюрреализм зародился во Франции в начале 1920-х годов, постепенно, сливаясь с массовой культурой , пересекаясь с пост- и трансавангардом, вошел в качестве составной части в постмодернизм .
Сюрреализм выступил как одно из направлений в живописи, литературе и кино .

Работа содержит 1 файл

сюрреализм .docx

— 26.51 Кб (Скачать)

Сюрреали́зм (фр. surréalisme — сверхреализм, надреализм ) Однако заимствование произошло без перевода, и «сюрреализм» прочно вошел в русский язык в изначальном, французском варианте.  С.— одно из самых значительных и долговечных художественных направлений европейского авангардного искусства ХХ в. Сюрреализм зародился во Франции в начале 1920-х годов,   постепенно, сливаясь с массовой культурой , пересекаясь с пост- и трансавангардом, вошел в качестве составной части в постмодернизм .  
Сюрреализм выступил как одно из направлений в живописи, литературе и кино .  

 Наиболее значительным  вкладом в Золотой век сюрреализма  является первый Манифест сюрреализма  1924 года, созданный Андре Бретоном. В нем лидер французского Сюрреализма писал:  
"Сюрреализм есть чистый физический автоматизм, посредством которого мы стремимся выразить в слове или в живописи истинную функцию мысли. Эта мысль продиктована полным отсутствием всяческого контроля со стороны рассудка и находится за пределами всех эстетических и моральных норм".  
 
Применительно к живописи Бретон выделял в сюрреализме следующие базовые приемы (или принципы):  
1) автоматизм,  
2) использование так называемых обманок (trompe-l'oeil) и  
3) сновидческие образы.  
Давая обобщенный образ сюрреализма   во "Втором манифесте С." 1930 г., Бретон писал:  
 
"Ужас смерти, потусторонние кабаре, погружение в сон даже самого здорового рассудка, обрушивающаяся на нас стена будущего, Вавилонские башни, зеркала неосновательности, непреодолимая стена грязноватого серебра мозгов - эти слишком увлекательные образы человеческой катастрофы остаются, возможно, всего лишь образами. И напрасно было бы искать для сюрреалистической деятельности иной побудительный мотив.»

Подчеркивая тот  факт, что сюрреализм является не просто манерой живописи, а неким очень  важным душевным опытом, измененным состоянием сознания , Бретон добавляет:  
 
"В сюрреализме мы имеем дело исключительно с фуррором. Важно понимать, что речь идет не о простой перестановке слов или произвольном перераспределении зрительных образов, но о воссоздании состояния души, которое сможет соперничать по своей напряженности с истинным безумием".  

В конце 20-х годов  сюрреализм претерпел кризис. Его  лидеры Бретон и Арагон пришли к амбициозной идее, что сюрреализм - это тотальное революционное движение, связанное с идеями коммунизма и исторического материализма. По-видимому, из этого кризиса сюрреализм вышел именно благодаря тому, что он перестал осмыслять себя как чисто идеологическая система и стал уделом таких крупнейших профессионалов, как бельгийский художник Рене Магритт и  Сальвадор Дали.

Основателем и идеологом  сюрреализма считается писатель и поэт Андре Бретон. Под заголовком «сюрреалистическая драма» он обозначил в 1917 году одну из своих пьес Гийом Аполлинер 
 

Художники - сюрреалисты:

Джорджо де Кирико, Сальвадор Дали, Хуан Миро, Макс Эрнст, Танги Ив, Иероним Босх, Рене Магритт, Фрида Кало, Яцек Мальчевский, Тито Саломони, Войтек Сьюдмак, Рафал Олбински, Роберт Веноза, Дэвид Джин, Эвелин Тейлор, Андрей Дугин, МакКин Вес Бенскутер, Андерсен Роберт

Одними из величайших представителей сюрреализма в живописи стали Сальвадор ДалиМакс Эрнст и Рене Магритт. Наиболее яркими представителями сюрреализма в кинематографе считаются Луис БунюэльЖан КоктоЯн Шванкмайер и Дэвид Линч. Сюрреализм в фотографии получил признание благодаря пионерским работам Филиппа Халсмана.

Самый знаменитый сюрреалист в мире, несомненно, Сальвадор Дали. Более того, для подавляющего большинства  он не просто наиболее известный, а  вообще единственный сюрреалист. Попросите  ваших знакомых назвать кого-нибудь еще – наверняка возникнут  трудности. Сам Дали с удовольствием  поддерживал такое положение вещей, самодовольно заявляя: «Разница между мной и сюрреалистами в том, что я и есть сюрреалист».

В создании собственного мифа, мастерстве мистификации и умении превратить собственную жизнь в  театральное (само)представление Дали, пожалуй, нет равных в мировой истории искусства. Примечательно, что картины Дали у публики вызывают восторг, переходящий в истинный потребительский культ, а у вдумчивых критиков – кислый скептицизм.

Они работали с такими тематиками, как эротикаирониямагия и подсознание.

Нередко сюрреалисты  выполняли свои работы под воздействием гипнозаалкоголянаркотиков или голода, ради того, чтобы достичь глубин своего подсознания. Они провозглашали неконтролируемое создание текстов — автоматическое письмо. Одной из техник сюрреализма была, изобретённая Вольфгангом Пааленом (Wolfgang Paalen), фьюмаж. 

Хотя центром сюрреализма был Париж, с 1920 по 60-е года он распространился по всей ЕвропеСеверной и Южной Америке (включая страны Карибского бассейна), по Африке, Азии, а в 80-х годах и по Австралии.

 В основе Сюрреализма  лежат теория Фрейда о подсознании  и его метод "свободных ассоциаций" для перехода из сознания в  подсознание. Однако формы выражения  этих идей были у сюрреалистов  весьма различны. Например, Дали со скрупулёзной точностью, "правдоподобием", выписывал каждую деталь на своих алогичных, похожих на кошмарные сны картинах, усугубляя впечатление галлюцинации или бреда, тогда как Макс Эрнст работал над полотнами как бы автоматически, "отключив" разум, предпочитая произвольные образы, нередко переходящие в абстракцию. Жан Миро тем не менее отличался от остальных художников сюрреалистов разнообразием и жизнерадостностью полотен.

С.- Отличается использованием аллюзий и парадоксальных сочетаний форм.

Сюрреализм является явным и непосредственным детищем психоанализа , отсюда его обращение к сновидению, к бессознательному и к технике свободных ассоциаций.  
Поначалу сюрреализм был литературным направлением.

В период между двумя  мировыми войнами Сюрреализм стал самым  распространённым, хотя и самым противоречивым направлением. Его последователи  появились не только в Европе, но и в США, куда многие писатели и  художниками эмигрировали в военную  пору. Отличаясь широтой подхода  и богатством форм, Сюрреализм облегчил восприятие кубизма и абстрактного искусства, а его методы и техника повлияли на творчество писателей и художников многих стран мира.

Cюрреализм как художественное течение существовал очень долго, постоянно заявляя о себе манифестами, выставками, публикациями и, конечно, скандалами. Сюрреалистами числились или к сюрреалистам примыкали очень многие художники и литераторы. У движения почти полвека был постоянный лидер, постоянно издавались журналы, временами весьма влиятельные. «Минотавр». 

Сюрреализм не просто оставил свой след в искусстве  ХХ века, он даже пережил сам себя. До сих пор сюрреалистами считают  себя многие – чтобы в этом убедиться, достаточно заглянуть в Интернет. Конечно, популярность течения легко  объяснить раскрученностью его бренда, что позволяет надеяться на коммерческий успех любому художнику, пусть даже усвоившему метод лишь формально и поверхностно, но зато назвавшему себя сюрреалистом.

Но секрет истинной популярности, видимо, в другом. Сюрреализм оказался весьма созвучен основной тенденции искусства ХХ века – множественности художественных миров. Он дал в руки своим приверженцам особые приемы и изобразительные средства, которые, в свою очередь, позволили каждому творить собственную Вселенную на полотнах, экранах и страницах, черпая вдохновение в самом себе, в глубинах собственной души. Художник воистину стал творцом чудесного мира, реального или нереального, но в любом случае – самобытного, убедительного и притягательного. Волшебная сила искусства...

Фантастический реализм, Виженари арт и Мок-сюрреализм являются наследниками Сюрреализма.

основные Сальвадор  Дали, Макс Эрнст и Рене Магритт. (бельгийский художник-сюрреалист)

кинематограф Луис Бунюэль 1952: Робинзон Крузо, Жан Кокто 1946 — Красавица и Чудовище , Ян Шванкмайер  1994 — Урок Фауста и Дэвид Линч 1997 — «Шоссе в никуда» 2001 — «Малхолланд Драйв»

фотография Филиппа  Халсмана.

Андре Бретон. «Магнитные поля»"Лампа в часах"«Безумная любовь»

Сальвадо́р Дали́ (полное имя Сальвадо́р Фели́пе Хаси́нто Дали́ и Доме́неч маркиз де Пуболь

11 мая 1904 —  23 января 1989 в г. Фигерас испания

испанский живописец, график, скульптор, режиссёр, писатель. Один из самых известных представителей сюрреализма. Маркиз де Дали де Пуболь (1982). Работал над фильмами: «Андалузский пёс», «Золотой век», «Заворожённый»

Обучаться изобразительному искусству начал в муниципальной  художественной школе.

Знакомство с  новыми течениями в живописи развивается  — Дали экспериментирует с методами кубизма и дадаизма. В 1926 г. его  выгоняют из Академии за высокомерное и пренебрежительное отношение  к преподавателям. В том же году впервые едет в Париж, где знакомится с Пикассо. Пытаясь найти собственный  стиль, в конце 1920-х создает ряд  работ под влиянием Пикассо и  Хуана Миро. В 1929 г. участвует вместе с Буньюэлем в создании сюрреалистического фильма «Андалузский пёс».

Работы Дали демонстрируются на выставках, он завоевывает  популярность. В 1929 г. примыкает к  группе сюрреалистов, организованной Андре Бретоном.В честь Сальвадора Дали назван кратер на Меркурии.

Информация о работе Сюрреализм