Символика Древнего Египта

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 21:23, доклад

Описание работы

В Древнем Египте очень важное символическое значение имел материал, из которого создавались произведения искусства. Для мастеров то, из чего делали - камень, фаянс, стекло, дерево, металлы, - было не менее важно, чем то, что делали.
Камни символизировали неизменность, постоянство, незыблемость и вечную жизнь. В работе египтяне использовали различные породы камня.

Работа содержит 1 файл

Доклад по теме.doc

— 462.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 
 

Доклад  по теме:

«Символика  Древнего Египта»

 
 
 
 
 
 

Выполнила:

Студентка гр. ТХ-702

Анищенко  Татьяна

Преподаватель:

 
 
 
 
 
 

Новосибирск 2008

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Символика материалов

В Древнем Египте очень важное символическое значение имел материал, из которого создавались произведения искусства. Для мастеров то, из чего делали - камень, фаянс, стекло, дерево, металлы, - было не менее важно, чем то, что делали. 
Камни символизировали неизменность, постоянство, незыблемость и вечную жизнь. В работе египтяне использовали различные породы камня. Песчаник и известняк шли на строительные нужды, базальт, диорит, брекчия, шифер, алебастр, кварцит и гранит использовались для изготовления скульптур, сосудов, ламп и саркофагов, а полудрагоценные камни - лазурит, сердолик, бирюза - для изготовления ювелирных изделий и амулетов. Им приписывались различные защитные и магические свойства.  
Джехнет (египетский фаянс) и полупрозразное стекло являлись заменителями камня. Окрашивали их в разные цвета: бирюзовый, красный, синий, зеленый - при помощи пудры полудрагоценных камней и оксидов металлов. В зависимости от цвета фаянс имитировал тот или иной камень. 
Многие предметы изготавливали из дерева, умело используя его природные свойства. Мебель, ритуальные скульптуры, саркофаги, шкатулки делали с учетом породы дерева, вкладывая в это определенный символический смысл. Особенно ценились ливанский кедр, ассоциировавшийся с богом Осирисом, сикомора - дерево богини Хатхор, персея, ива, тамариск. 
Еще в глубокой древности египтяне научились выплавлять и использовать золото, серебро, медь, свинец, железо. Египтяне считали, что плоть богов сделана из золота. Оно символизировало нетленную природу всего сущего, вечную жизнь и солнечное сияние. Листовым золотом обычно покрывали вершины обелисков, которые отражали лучи солнца и символизировали их. Серебро (хедж) несло в себе лунный свет и посвящалось богу Тоту. Считалось, что кости богов сделаны из серебра. Метеоритное железо - "металл небес" (биа-эн-пет) имел божественное, небесное происхождение, и поэтому из него изготавливались самые важные амулеты, например лезвия для ритуального ножа адза, используемого в обряде "отверзания уст". 
Египтяне использовали и другие материалы, которые также несли символическое значение: благовония, считавшиеся "потом и слезами богов", глину, обладающую "эссенцией жизни", и многое другое.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Символика цвета

В искусстве  Египта цвет играл очень важную роль. Цвет предмета считался составной частью его природы, и слово "iwen", которое  использовалось для выражения понятия "цвет" в египетском языке, могло переводиться не только как "внешний вид", но так же и как "сущность", "характерная особенность".

В произведениях  древнеегипетского искусства мы не заметим, что предпочтение художников отданы тому или иному цвету. Каждый цвет имеет свою функцию, свое предназначение, и поэтому в египетском искусстве выбор цвета очень важен.

Современный художник пытается передать реальность картины  за счет изменения цветов, передачи объема, перспективы, тени и цвета. Для  египетского художника все это не имело никакого значения. В первую очередь он пытался передать не внешнюю форму предмета, а его суть. И цвет в этом смысле был отражением природы существ и предметов.

В Египте каждый из цветов играл свою особую ноту, но нередко их символика пересекалась, сливаясь в едином звучании.

Белый цвет. Цвет, включающий в себя все цвета спектра. Изначальный цвет, тот, кто рождаетвсе остальные цвета. Цвет ритуальной чистоты и сакральности. Белый цвет неизменно использовался для изображений одеяний большинства египтян и имел особый символический смысл. Белой была корона Верхнего Египта, хотя изготавливалась она из зеленого тростника. Ритуальные предметы, чаши, сосуды, столы для бальзамирования были сделаны из белого алебастра.

Черный  цвет. Цвет таинства мистерий. Черный цвет символизирует подземный мир, но так же он мог обозначать воскрешение из смерти и даже плодородие. Осирис как бог подземного мира часто изображался с черной кожей. Черными нередко рисовали скарабеев, которые из черной земли, материи, создают шар, совершенную форму, несущую новую жизнь.

Зеленый цвет. Символ роста и самой жизни. Зеленый цвет - знак воскрешения, победы над смертью. "Делать зеленые вещи" буквально означает творить добро. Возрожденный после смерти Осирис изображался с зеленым лицом и руками или прорастающий зелеными всходами. Имя богини-покровительницы Нижнего Египта уаджет переводится как "зеленая", поэтому так называется корона Нижнего Египта, хотя в действительности она была красной. Нередко зеленый и бирюзовый имели одинаковую символику.

Красный цвет - противоположный  зеленому. Это цвет, ассоциирующийся с огнем и кровью. Красный может символизировать опасные силы, а также жизнь и возрождение. Сет - бог хаоса и разрушения - имел красные глаза и волосы. Кроме того, красный цвет использовался для изображения обычного цвета кожи египетского мужчины без какого-либо негативного смысла.

Синий цвет. Этот цвет может означать как небеса, так и первозданные  
воды, и в любом случае синий цвет является символом жизни и возрождения. Дары и жертвоприношения изображались синими. Этим же цветом изображались парики богов, иногда фараонов и цариц, чтобы показать их божественное предназначение. Синие парики надевались во время церемоний. Синий цвет связывался с богом Амоном-Ра, многочисленные портреты царей XVIII династии с синими лицами символически отражают их уподобление этому богу.

Желтый  цвет. Это цвет солнца, символ вечного и непреходящего. Плоть и кости богов считались состоящими из чистого золота. Жрецы окрашивали в желтый цвет свои тела при исполнении обрядов. Богиня любви и гармонии Хатхор называлась "Золотой богиней".

 
 
 
 
 

Символика поз и жестов

Язык жестов и поз не чужд и нам, современным  людям. Мы говорим, что позы и жесты  отражают различные состояния нашей  души. 
Египетская культура включила жестикуляцию в свой изобразительный ряд. Канонический набор поз и жестов использовался художниками на протяжении всего существования древнеегипетской цивилизации. Некоторые из них представлены в данной экспозиции. 
Следует отметить, что большинство канонических поз и жестов имеют аналоги в священных письменах - иероглифах. 
"Как наверху, так и внизу", - говорили древние египтяне, храня неразрывную связь между тем и другим. Они тонко чувствовали связь с миром невидимым и считали, что как невидимое может проявиться здесь (в том числе и благодаря изобразительному искусству), так и земные действия (в нашем случае - изображения) влияют на происходящее в сакральном пространстве. 
Изображая статичную фигуру, например статую писца Каи из парижского Лувра, мы видим неподвижно сидящего человека, готового к восприятию божественного слова и к тому, чтобы передавать его людям. 
В случае изображения более активных действий, например человека в позе почитания или жертвоприношения, египтяне верили, что их "духовный двойник" Ка в невидимом мире совершает те же самые действия перед ликами богов.

 
 
 
 
 
 
 

Живая душа символов

В разные времена  люди выражали на языке символов свое мировоззрение, понимание великих  истин и тайн бытия. Всякий раз, когда  перед человеком вставала необходимость соединить видимое и невидимое, когда для выражения этого одних слов было недостаточно, - человек прибегал к удивительному языку символов. Для древних египтян символы были частью их жизни. 
Пирамиды и цветок лотоса, птицы и драгоценные камни волновали душу египтянина. Через многообразие вещей и явлений он ощущал встречу с бесконечностью. Египетское искусство создавалось не украшения. В первую очередь, оно служило культовым и магическим целям. Все, что окружало египтянина, несло для него особое значение, все скрывало в себе живую душу символа. Например, в обычном жуке-скарабее они видели олицетворение солнца. Подобно небесному светилу, скарабей проделывал свой путь с запада на восток. В то же время солнце это золотой диск, путешествующий по небу. А что такое небо? По представлению египтян, небо - это и река, по которой плывет ладья Миллионов лет, это и крылья коршуна, и тело богини Нут и небесная корова. 
В наше время человеку, привыкшему мыслить аналитически, все это может показаться непонятным и противоречивым. Но древним жителям Египта не была свойственна наша логика. Они жили в мире образов, в мире, который говорил с ними на языке символов, давно забытым в современном мире. 
Египетский символизм никогда не откроет нам всех своих тайн. Как говорил 
К. Г. Юнг: "Когда сокровенное значение символа становится известным и доступным, он умирает"

 
 
 
 
 
 

Письменность  Египтян

Египтяне были искусными рисовальщиками. Необычайно точно они рисовали предметы и  животных. Можно думать, что первоначально  жители долины Нила записывали свои мысли, изображая на рисунке предметы, о которых шла речь. 
Но к периоду Раннего царства сложилась египетская система письма. Она на первый взгляд очень трудна. Сотни различных знаков от изображений человека и животных до предметов домашней утвари! Кажется, нет возможности разобраться в этом скоплении знаков. Но почти двухты-сячелетние искания привели к тому, что тайны египетского письма раскрыты. 
Оказывается, египтяне были первым на 
земном шаре народом, письменные знаки которого передавали звуки. Однако полностью звуковым письмом, как у нас, египетская письменность не стала. Главной причиной этого явилось то, что египтяне, как и некоторые другие народы, не писали гласных. Поэтому послеслова, написанного звуковыми знаками, ставился определитель - знак, поясняющий читающему общее значение слова. Например, написано 2 знака . Верхний знак передает звук "с", а нижний - "ш". 
Что это за слово? Ведь это могло произноситься и "сеш" и "саш" и "сиш" и т. д. Сомнений не оставалось, если после такого слова ставится определитель. С определителем - знаком писцового прибора - это означало слово "письмо, запись" , а с определителем - знаком куска земли с птицами - слово "гнездо, заводь"; . Сейчас египтологи и то и другое слово условно произносят "сеш", вставляя между согласными звук "е" чтобы как-то произносить эти слова. Древний же египтянин, смотря на определитель и имея согласный костяк слова, правильно произносил оба слова. Из этих примеров видно, что среди иероглифов имелись знаки, которые передавали один звук, т.е. алфавитные знаки. Египтяне первыми в мире составили алфавит - азбуку из 25 букв.

 
Некоторые коротенькие словечки египтяне писали одними буквами: ( П + Н) - пен  "этот" . Но были звуковые знаки которые передавали сочетание сразу двух, трёх и даже четырёх согласных. Иероглиф  
"перо"   передавал сочетание Ш - В, иероглиф "корзина" - И - Б;  иероглиф чёрный ибис Г - М; иероглиф "заяц" - В-Н; иероглиф "солнце с лучами" - три согласных - В - Б -Н; иероглиф перекрещенные палочки - Х - С - Б; иероглиф "тесло" - С - Е - П; иероглиф "пестик со ступкой"  
- четыре согласных - Ч - С - М - Н  и т.д.

 

   Также было  много определителей. 

Иероглиф "сидящий  мужчина" определял слова "человек, писец" и.т.п.; иероглиф "связанный пленник" - слова "пленник, враг"; иероглиф "идущие ноги" - "ходить, бежать"; иероглиф "три горы" - "чужеземная страна"; иероглиф шкура с хвостом - "животное, зверь" и т. д.

Египтяне пожалуй, единственный народ в мире, сумевший выразить абстрактное, отвлечённое  понятие через конкретное: знаком свитка папируса с печатью и торчащими  завязками  они определяли любое абстрактное понятие. Записывая слова либо одним видом звукового знака, а чаще комбинируя все эти знаки так, что иногда алфавитные знаки поясняли звуковой состав знака, передающего большее количество согласных, и дополняя слова определителями, египтяне писали любые слова: ( ГМ + М + Х = Г + М + Х) - гемех - "смотреть"; (ВН + Н = ВН) =- вен - "быть";  
- С - "человек";  (Ч + С + М) - чесем - "собака".

 

 Эта довольно сложная  система письма и явилась одной  из причин того, что дешифровка иероглифов заняла много времени. Но, кроме иероглифов, египтяне употребляли и другие виды письменности. 
Практические потребности вызвали к жизни иератическое письмо как деловое скорописное письмо. 
Иератическими знаками писали на легких материалах — папирусе, коже, глиняных черепках, ткани и т. п. 
Основным письменным материалом являлся папирус. Стебель этого болотного растения разделяли на тонкие полоски и складывали их так, что края находили один на другой. Затем на слой вертикальных полосок клали слой горизонтальных полосок, смачивали водой и клали под пресс. Полосни склеивались — и получался лист папируса. Писали египтяне чернилами, выделяя начало абзаца или главы «красной строкой». Вместо ручки или пера употребляли тростниковую палочку, разжеванную на конце. 
Иератические знаки произошли из иероглифических. Особенностью иератики является связанность знаков, в отличие от иероглифики, где каждый знак пишется отдельно.

Информация о работе Символика Древнего Египта