Шумеро-аккадская культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 14:38, лекция

Описание работы

В IV-III тысячелетии до н.э. на территории Двуречья – долине рек Тигри Евфрат – возникла и утвердилась культура древних шумерийцев и аккадцев(жителей Месопотамии), которая стала одной из древнейших очаговчеловеческой цивилизации. Здесь стремительно (по историческим меркам)сменяли друг друга различные государственные образования: Шумер, Аккад,Вавилония, Ассирия, Иран.

Работа содержит 1 файл

Шумеро-аккадская культура.doc

— 47.00 Кб (Скачать)


                                   Шумеро-аккадская культура.

      В IV-III тысячелетии до н.э. на территории Двуречья – долине рек  Тигри Евфрат – возникла и утвердилась культура  древних  шумерийцев  и  аккадцев(жителей  Месопотамии),   которая   стала   одной   из   древнейших   очаговчеловеческой  цивилизации.  Здесь  стремительно  (по  историческим   меркам)сменяли друг друга  различные  государственные  образования:  Шумер,  Аккад,Вавилония, Ассирия, Иран.

      Древнейшая культура Двуречья – шумеро-аккадская. По мнению большинства современных  востоковедов,  шумеры   –   родоначальники   всей   вавилонской культуры. Как писал С.Н. Крамер, «история начинается в Шумере».

Шумер — одна из древнейших известных нам цивилизаций. Шумерам приписывается множество изобретений, таких как колесо, письменность, ирригационная система, сельскохозяйственные орудия, гончарный круг, и даже пивоварение, хотя доподлинно не известно были ли эти напитки схожи по структуре с более поздними хмельными настойками.

Именно в  Шумере  на  смену  первобытной  культуре  пришла  письменная культура городского типа. Древнейшая на земле письменность –  это  шумерская клинопись. Она очень декоративна и,  как  полагают  исследователи,  берет свое начало от  рисунков.  А  старые  предания  говорят  о  том,  что  и  до возникновения рисуночного письма здесь существовал еще более древний  способ фиксации мыслей – завязывание узелков на веревке.

    Сохранилось много памятников шумерской литературы –  они  записаны  на глиняных табличках, и почти все из них  удалось  прочесть.  В  основном  это гимны богам, религиозные  мифы  и  легенды,  в  частности,  о  возникновении цивилизации и земледелия, заслуги чего приписываются богам.  Их сценарии сводились к следующему: боги создали этот мир и  порядок,  заплатив за это своей жизнью и кровью. Культурные достижения  шумеров  велики  и  бесспорны:  шумеры  создали первые в человеческой истории  поэмы – о  «Золотом  веке»;  написали  первые элегии, составили первый  в  мире  библиотечный  каталог.  Шумеры  –  авторы первых и древнейших в  мире  медицинских  книг  –  сборников  рецептов.  Они разработали и записали первый календарь для  двух  сезонов  (зимы  и  лета), делившийся на 12 месяцев по 29  или  30  дней  каждый.  Каждый  новый  месяц начинался вечером при исчезновении лунного серпа. Составили первые  сведения о защитных насаждениях. Даже идею создания первого в истории  людей  рыбного заповедника впервые письменно зафиксировали  тоже  шумеры.  Первая  глиняная

карта принадлежит также шумерам. Первые струнные музыкальные  инструменты  –лира и арфа – появились также у шумеров.

      Важнейший памятник шумерской литературы – цикл сказаний о  Гильгамеше, царе города  Урука,  сыне  смертного  и  богини  Нинсун.  Предания  о  герое Гильгамеше оказали очень  сильное  влияние  на  культуру  соседних  народов, которые приняли  и  адаптировали  их  к  национальной  жизни.  Исключительно сильное воздействие на всемирную  литературу  оказали  легенды  о  всемирном потопе.  В  них  рассказывается,  что  потоп  был  устроен  богами,  которые замыслили погубить все живое на Земле. Только  один  человек  смог  избежать гибели – благочестивый Зиусудра, который по совету  богов  построил  заранеекорабль.

Шумеро-аккадская архитектура достигла своего расцвета в эпоху III династии Ура. К этому времени относятся храмы, дворцы и другие здания, раскопанные в развалинах Ура, Эшнунны (Ашнуннака) и Описа (Хафадже). Здесь были обнаружены целые архитектурные комплексы, в состав которых наряду с дворцами, гробницами и храмами входили особые типичные храмовые ступенчатые башни (зиккураты), несколько напоминающие древнеегипетские ступенчатые пирамиды. Очевидно, воспоминание об этих храмовых башнях сохранилось в библейской легенде о «вавилонской башне».

Шумеро-аккадская архитектура оказала влияние на развитие архитектурных форм в Вавилонии и в Ассирии. На это указывает композиция древнеассирийского храма богини Иштар в Ашшуре, орнаментация стен в большом дворце в Мари, а также длительное сохранение древней архитектурной формы ступенчатой храмовой башни (зиккурата).

Так как было мало деревьев и камня, поэтому первым строительным материалом были сырцовые кирпичи из смеси глины, песка и соломы. Основу архитектуры составляют светские (дворцы) и религиозные (зиккураты) монументальные постройки и здания. Первые из дошедших до нас храмов Междуречья относятся к IV—III тысячелетиям до н. э. Эти мощные культовые башни, называемые зиккуратами (ziggurat— святая гора), были квадратными и напоминали ступенчатую пирамиду. Ступени соединялись лестницами, по краю стены шёл ведущий к храму пандус. Стены окрашивались в чёрный (асфальт), белый (известь) и красный (кирпич) цвета. Конструктивной особенностью монументального зодчества было идущее от 4 тысячелетия до н. э. применение искусственно возведённых платформ, что объясняется, возможно, необходимостью изолировать здание от сырости почвы, увлажняемой разливами, и вместе с тем, вероятно, желанием сделать здание видимым со всех сторон. Другой характерной чертой, основанной на столь же древней традиции, была ломаная линия стены, образуемая выступами. Окна, когда они делались, помещались в верхней части стены и имели вид узких щелей. Здания освещались также через дверной проём и отверстие в крыше. Покрытия в основном были плоские, но известен был и свод. Обнаруженные раскопками на юге Шумера жилые здания имели внутренний открытый двор, вокруг которого группировались крытые помещения. Эта планировка, соответствовавшая климатическим условиям страны, легла в основу и дворцовых построек южного Двуречья. В северной части Шумера обнаружены дома, которые вместо открытого двора имели центральную комнату с перекрытием.

Древнейшие образцы шумерийской скульптуры отличаются грубоватой примитивностью, которая с течением времени в некоторых случаях превращается в определённый художественный стиль, созданный навыками художников, длительной традицией и религиозным мировоззрением того времени. В древности скульптор в большинстве случаев ещё не был в состоянии придать каменной глыбе форму свободно движущегося в пространстве человеческого тела. Поэтому древнейшие шумерийские статуи обычно изображают человека в неподвижной, как бы застывшей позе. Только в лице человека, изображённого скульптором, чувствуется стремление художника несколько свободнее передать натуру, причём наибольшее внимание обращено на изображение глаз, всегда отличающихся большой выразительностью, что часто достигалось инкрустацией зрачка и отдельных частей глаза. Столь же примитивны и неподвижны изображения людей и животных на рельефах, как, например, на знаменитой «Стэле коршунов» Эаннатума. Часто эти изображения схематизированы, как, например, на вазе Энтемены. Скульптуры и рельефы аккадской эпохи, в частности статуи и иные предметы искусства, найденные в развалинах Эшнунны и Описа, обнаруживают довольно значительные следы шумерийского художественного влияния. В статуе Ибих-или из Мари сохраняется своеобразная поза, традиционная одежда и обычная инкрустационная трактовка выразительных больших глаз — столь обычные черты древнешумерийской скульптуры, Однако художники аккадской эпохи сделали большой шаг вперёд в, развитии изобразительного искусства. В особенности в рельефе они уже значительно свободнее и ближе к природе изображали человеческое тело. Прекрасным произведением аккадского искусства эпохи Саргонидов является известная «Стэла Нарамсина», на которой изображён аккадский царь Нарамсин, подымающийся на гору во главе отряда воинов. Художник с большой для того времени свободой и смелостью изобразил идущую фигуру мощного царя, перед которым падает наземь сражённый копьём неприятельский воин. Особенно интересно в этом рельефе расположение фигур, отличающееся не только строгой симметрией, но и большой внутренней гармонией. Художник искусно соединил массовую сцену, изображающую войско, подымающееся в горы, с главным сюжетом — триумфом обожествлённого царя над врагами.

 



Информация о работе Шумеро-аккадская культура