Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 14:38, лекция
В IV-III тысячелетии до н.э. на территории Двуречья – долине рек Тигри Евфрат – возникла и утвердилась культура древних шумерийцев и аккадцев(жителей Месопотамии), которая стала одной из древнейших очаговчеловеческой цивилизации. Здесь стремительно (по историческим меркам)сменяли друг друга различные государственные образования: Шумер, Аккад,Вавилония, Ассирия, Иран.
В IV-III тысячелетии до н.э. на территории Двуречья – долине рек Тигри Евфрат – возникла и утвердилась культура древних шумерийцев и аккадцев(жителей Месопотамии), которая стала одной из древнейших очаговчеловеческой цивилизации. Здесь стремительно (по историческим меркам)сменяли друг друга различные государственные образования: Шумер, Аккад,Вавилония, Ассирия, Иран.
Древнейшая культура Двуречья – шумеро-аккадская. По мнению большинства современных востоковедов, шумеры – родоначальники всей вавилонской культуры. Как писал С.Н. Крамер, «история начинается в Шумере».
Шумер — одна из древнейших известных нам цивилизаций. Шумерам приписывается множество изобретений, таких как колесо, письменность, ирригационная система, сельскохозяйственные орудия, гончарный круг, и даже пивоварение, хотя доподлинно не известно были ли эти напитки схожи по структуре с более поздними хмельными настойками.
Именно в Шумере на смену первобытной культуре пришла письменная культура городского типа. Древнейшая на земле письменность – это шумерская клинопись. Она очень декоративна и, как полагают исследователи, берет свое начало от рисунков. А старые предания говорят о том, что и до возникновения рисуночного письма здесь существовал еще более древний способ фиксации мыслей – завязывание узелков на веревке.
Сохранилось много памятников шумерской литературы – они записаны на глиняных табличках, и почти все из них удалось прочесть. В основном это гимны богам, религиозные мифы и легенды, в частности, о возникновении цивилизации и земледелия, заслуги чего приписываются богам. Их сценарии сводились к следующему: боги создали этот мир и порядок, заплатив за это своей жизнью и кровью. Культурные достижения шумеров велики и бесспорны: шумеры создали первые в человеческой истории поэмы – о «Золотом веке»; написали первые элегии, составили первый в мире библиотечный каталог. Шумеры – авторы первых и древнейших в мире медицинских книг – сборников рецептов. Они разработали и записали первый календарь для двух сезонов (зимы и лета), делившийся на 12 месяцев по 29 или 30 дней каждый. Каждый новый месяц начинался вечером при исчезновении лунного серпа. Составили первые сведения о защитных насаждениях. Даже идею создания первого в истории людей рыбного заповедника впервые письменно зафиксировали тоже шумеры. Первая глиняная
карта принадлежит также шумерам. Первые струнные музыкальные инструменты –лира и арфа – появились также у шумеров.
Важнейший памятник шумерской литературы – цикл сказаний о Гильгамеше, царе города Урука, сыне смертного и богини Нинсун. Предания о герое Гильгамеше оказали очень сильное влияние на культуру соседних народов, которые приняли и адаптировали их к национальной жизни. Исключительно сильное воздействие на всемирную литературу оказали легенды о всемирном потопе. В них рассказывается, что потоп был устроен богами, которые замыслили погубить все живое на Земле. Только один человек смог избежать гибели – благочестивый Зиусудра, который по совету богов построил заранеекорабль.
Шумеро-аккадская архитектура достигла своего расцвета в эпоху III династии Ура. К этому времени относятся храмы, дворцы и другие здания, раскопанные в развалинах Ура, Эшнунны (Ашнуннака) и Описа (Хафадже). Здесь были обнаружены целые архитектурные комплексы, в состав которых наряду с дворцами, гробницами и храмами входили особые типичные храмовые ступенчатые башни (зиккураты), несколько напоминающие древнеегипетские ступенчатые пирамиды. Очевидно, воспоминание об этих храмовых башнях сохранилось в библейской легенде о «вавилонской башне».
Шумеро-аккадская архитектура оказала влияние на развитие архитектурных форм в Вавилонии и в Ассирии. На это указывает композиция древнеассирийского храма богини Иштар в Ашшуре, орнаментация стен в большом дворце в Мари, а также длительное сохранение древней архитектурной формы ступенчатой храмовой башни (зиккурата).
Так как было мало деревьев и камня, поэтому первым строительным материалом были сырцовые кирпичи из смеси глины, песка и соломы. Основу архитектуры составляют светские (дворцы) и религиозные (зиккураты) монументальные постройки и здания. Первые из дошедших до нас храмов Междуречья относятся к IV—III тысячелетиям до н. э. Эти мощные культовые башни, называемые зиккуратами (ziggurat— святая гора), были квадратными и напоминали ступенчатую пирамиду. Ступени соединялись лестницами, по краю стены шёл ведущий к храму пандус. Стены окрашивались в чёрный (асфальт), белый (известь) и красный (кирпич) цвета. Конструктивной особенностью монументального зодчества было идущее от 4 тысячелетия до н. э. применение искусственно возведённых платформ, что объясняется, возможно, необходимостью изолировать здание от сырости почвы, увлажняемой разливами, и вместе с тем, вероятно, желанием сделать здание видимым со всех сторон. Другой характерной чертой, основанной на столь же древней традиции, была ломаная линия стены, образуемая выступами. Окна, когда они делались, помещались в верхней части стены и имели вид узких щелей. Здания освещались также через дверной проём и отверстие в крыше. Покрытия в основном были плоские, но известен был и свод. Обнаруженные раскопками на юге Шумера жилые здания имели внутренний открытый двор, вокруг которого группировались крытые помещения. Эта планировка, соответствовавшая климатическим условиям страны, легла в основу и дворцовых построек южного Двуречья. В северной части Шумера обнаружены дома, которые вместо открытого двора имели центральную комнату с перекрытием.
Древнейшие образцы шумерийской скульптуры отличаются грубоватой примитивностью, которая с течением времени в некоторых случаях превращается в определённый художественный стиль, созданный навыками художников, длительной традицией и религиозным мировоззрением того времени. В древности скульптор в большинстве случаев ещё не был в состоянии придать каменной глыбе форму свободно движущегося в пространстве человеческого тела. Поэтому древнейшие шумерийские статуи обычно изображают человека в неподвижной, как бы застывшей позе. Только в лице человека, изображённого скульптором, чувствуется стремление художника несколько свободнее передать натуру, причём наибольшее внимание обращено на изображение глаз, всегда отличающихся большой выразительностью, что часто достигалось инкрустацией зрачка и отдельных частей глаза. Столь же примитивны и неподвижны изображения людей и животных на рельефах, как, например, на знаменитой «Стэле коршунов» Эаннатума. Часто эти изображения схематизированы, как, например, на вазе Энтемены. Скульптуры и рельефы аккадской эпохи, в частности статуи и иные предметы искусства, найденные в развалинах Эшнунны и Описа, обнаруживают довольно значительные следы шумерийского художественного влияния. В статуе Ибих-или из Мари сохраняется своеобразная поза, традиционная одежда и обычная инкрустационная трактовка выразительных больших глаз — столь обычные черты древнешумерийской скульптуры, Однако художники аккадской эпохи сделали большой шаг вперёд в, развитии изобразительного искусства. В особенности в рельефе они уже значительно свободнее и ближе к природе изображали человеческое тело. Прекрасным произведением аккадского искусства эпохи Саргонидов является известная «Стэла Нарамсина», на которой изображён аккадский царь Нарамсин, подымающийся на гору во главе отряда воинов. Художник с большой для того времени свободой и смелостью изобразил идущую фигуру мощного царя, перед которым падает наземь сражённый копьём неприятельский воин. Особенно интересно в этом рельефе расположение фигур, отличающееся не только строгой симметрией, но и большой внутренней гармонией. Художник искусно соединил массовую сцену, изображающую войско, подымающееся в горы, с главным сюжетом — триумфом обожествлённого царя над врагами.