Шатровое зодчество на Руси

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 19:41, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – выявить художественно-образный строй, конструктивные и декоративные особенности шатрового храма.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ КАМЕННОГО ШАТРОВОГО ХРАМА В РУССКОМ ЗОДЧЕСТВЕ 4
1.1 ИСТОКИ ШАТРОВОГО СТИЛЯ 4
1.2 КОНСТРУКТИВНЫЕ И ДЕКОРАТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ 7
1.3 СИМВОЛИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ШАТРОВОГО ХРАМА 10
ГЛАВА 2. ЦЕРКОВЬ ВОЗНЕСЕНИЯ В КОЛОМЕНСКОМ: СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ 11
2.1 ИСТОРИЯ ВОЗВЕДЕНИЯ ХРАМА 11
2.2 ВЛИЯНИЕ ДЕРЕВЯННОГО ЗОДЧЕСТВА НА АРХИТЕКТУРНЫЙ ОБРАЗ ХРАМА 13
2.3 ВЛИЯНИЕ ШАТРОВОГО СТИЛЯ НА ХРАМОСТРОИТЕЛЬСТВО 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 18
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 20
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 21
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 22
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 23

Работа содержит 1 файл

история искусств.doc

— 1.87 Мб (Скачать)

Главное отличие Коломенского храма от всех предшествовавших ему  русских шатровых храмов, было именно то, что он был каменный (кирпичный).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Влияние деревянного зодчества на архитектурный образ храма

 

Как нам уже известно каменный тип шатра пришел на смену  деревянному в XVI веке. Каменные храмы  были подобием  своих предшественников, они сохранили основные конструктивные и декоративные черты вплоть до внешних убранств. И в знаменитом храме Вознесения в подмосковном великокняжеском селе Коломенском также присутствуют отголоски деревянного зодчества. Издавна на Руси строились надвратные шатровые церкви; шатер был обычным покрытием и крепостных башен. Таким образом, можно считать несомненным, что в коломенской церкви сочетались различные традиции, идущие и от крепостного строительства, и от каменной церковной архитектуры, и от деревянного зодчества. Динамичный характер церкви Вознесения резко отличает ее от обычных пятиглавых и одноглавых церквей. Устремленность ввысь, пронизывающая все ее формы, выражена и во внутреннем пространстве, где энергичное движение вверх подчеркнуто настойчиво повторяющимися вертикалями узких окон, угловых ниш и мощных пилястр, идущих от пола до шатрового завершения. Внешний облик храма отличается гармоничной ясностью, монолитностью, кристальной четкостью всех частей, сливающихся в неразрывное целое. На красиво обработанном арками подклете, где прежде были открытые галлереи - «гульбищ» возведен четверик, на котором расположен восьмерик, завершенный высоким и стройным шатром. Переходы от каждой из этих частей к другой с помощью декоративных закомар и кокошников придают всему сооружению впечатление естественного роста. Кажется, что храм вырастает из земли, и это еще усиливает его связь с пейзажем. Решающее значение имеют вертикальные членения, подчеркнутые пилястрами четверика и восьмерика. Они в наибольшей мере придают храму динамичность, которая усиливается также острыми углами вимпергов и вытянутыми вверх кокошниками. Благодаря отсутствию абсиды храм выглядит одинаково со всех сторон, что придает ему особую цельность.

При создании композиции церкви в Коломенском из деревянного  зодчества была заимствована не только форма восьмигранной башни, увенчанной шатром. Очертания нижележащего объема, имеющего в плане форму квадрата с выступами на каждой из четырех сторон, соответствуют плану срубной клети с прирубами - прием, свойственный деревянному культовому зодчеству. Все сооружение окружено «гульбищем» - террасой, устройство которой тоже соответствовало традиционной практике деревянного зодчества.

Однако создатель Коломенской  церкви не пошел по пути простого воспроизведения  в камне деревянных форм. Архитектура  здания пластична и полновесна. Многие из его форм вообще присущи каменной архитектуре (арки, пилястры, кокошники). Все эти разные по происхождению формы и детали скомпонованы в удивительно цельную и гармоничную композицию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Влияние шатрового  стиля на храмостроительство

 

 

В 1652 г. патриарх Никон предписал впредь  церкви «строить о единой, о трех, о пяти главах, а шатровые церкви отнюдь не строить». По мнению ученых, этот запрет был обоснован несколькими причинами: во-первых, проведением церковной реформы и, соответственно, отказом от «всего старого», во-вторых, стремлением патриарха приблизиться к византийскому образцу. Но позднее сам Никон нарушил свой запрет, решив построить шатровый храм по подобию собора Воскресения в Иерусалиме. И снова стали возводить шатровые храмы в провинциях, а в Московском княжестве архитекторы осмеливались завершать шатрами лишь колокольни.   

Однако деревянные шатровые храмы продолжали строиться на севере Руси, а шатровые завершения колоколен  остались едва ли не самыми популярными  в русском зодчестве до появления классицизма. В конце XIX века появилась тенденция к ослаблению жесткого запрета на строительство шатровых храмов, популярность набрал псевдорусский стиль, поэтому на рубеже XIX – XX веков снова стали появляться церкви с шатровым завершением, хотя и заметно отличающиеся от своих предшественниц XVI – XVII веков.

С началом же эклектики в архитектуре русских церквей активно возрождаются формы допетровского времен. Уже К. А. Тон часто обращался к шатровому завершению, как характерному русскому элементу, хотя использовал его не совсем так, как это делалось в XVI в XVII вв. Он проектировал большие пятиглавые храмы и соборы, заменяя традиционную форму покрытия глав на шатры. Колокольни так же увенчивались шатрами, что стало традиционным. 

А в последние десятилетия XIX века снова возродились храмы «шатрового» стиля. Таковыми были в Санкт - Петербурге храм Воскресения на крови, сооруженный на месте убиения императора Александра II, и Троицкий храм «Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе православной церкви».

Шатровое покрытие не утратило своего значения и в современном  храмостроительстве. Среди современных  шатровых храмов можно назвать: церковь  Новомучеников во Владимирской области, часовни Покрова Пресвятой Богородицы в Тушине и Иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" в Москве, часовня Страстей Господних в московской области и многие другие.

Шатровый тип храма  возник, как уже было установлено, на основе готических соборов, но он не исчез бесследно в русском  храмовом строительстве, а наоборот активно развивался на протяжении нескольких тысячелетий. Шатровое покрытие даже стало символом русского зодчества, характерной особенностью наших соборов. Не потерял данный стиль своего значения и по настоящее время, архитекторы активно используют конструктивные особенности шатровых покрытий, иногда лишь изменяя или дополняя декоративное убранство соборов. Это происходит в связи с тем, что на сегодня существует огромный выбор различных материалов, которые используют для облицовки фасадов зданий и их интерьеров. Но в целом конструктивная роль шатра остается неизменной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

Таким образом, изучив общую характеристику архитектуры Руси, историю возникновения в ней шатрового типа храмов и проанализировав церковь Вознесения в  Коломенском, в качестве одного из наиболее ярких и значимых среди построек данного стиля, можно выявить основные характеристики, стилевые особенности шатрового храма на Руси.

Черты, свойственные русскому шатровому зодчеству:

  • полная центричность здания;
  • использование принципа "восьмерик на четверике";
  • преобладание вертикальных членений в экстерьере       

       (интерьере);

  • отсутствие алтарной апсиды;
  • усиление роли кокошников;
  • наличие террас-гульбищ, лестниц-всходов.

Использовав исследования данной работы, можно сделать так же вывод о том, что шатровое покрытие – это завершение в виде 4-гранной или многогранной пирамиды, увенчанной главой, которую могли иметь как центричные в плане храмы, так и колокольни, сторожевые башни, крыльца и другие храмовые постройки. 

Как нам уже известно русские зодчие быстро усвоили знания западной строительной техники и обратились к решению задачи создания своей самобытной храмовой архитектуры на основе достижений предыдущего периода храмостроительства. Шатровые храмы являлись одной из распространенных, привычных и любимых форм как деревянного так и каменного зодчества.

Духовное стремление русских людей к возвышенному, небесному, являющееся отголоском движения исихазма9 XIV века, нашло выражение в архитектуре шатровых церквей, которые стремлением своих форм ввысь, к небу, увлекали с собой тех, кто к ним приближался. «Возделка шатровой формы храма составило то поприще для русского зодчества, где оно, действуя самостоятельно, вполне обнаружило свою оригинальность и свое русское замышление о красоте Божьего храма», - писал знаток русской истории И. К. Забелин10 (1820-1908).

Начиная с древних  времен и по настоящее время, архитектура не стоит на месте, в том числе и храмовое строительство. С появлением шатровых завершений соборов, возник своеобразный русский стиль в церковном зодчестве, который используется и сегодня. Современные архитекторы, опираясь на знания о данном типе храма и используя современные технологии, продвигают архитектуру вперед, создают в ней новые стили и направления. То есть на основе именно древнерусских храмов происходит развитие архитектуры, в частности церковной, в настоящее время.

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

 

  1. Боханов А.Н., Горинов М.М. История России с древнейших времен до конца XX века - М.: Юрайт, 2007.
  2. Г.К.Вагнер. О своеобразии стилеобразования в архитектуре Древней Руси (возвращение к проблеме). В кн.: Архитектурное наследство. Вып. 38. М., 1995.
  3. Заграевский С.В. Первый каменный шатровый храм и происхождение шатрового зодчества // Электронная научная библиотека по истории древнерусской архитектуры, http://www.rusarch.ru/zagraevsky19. htm
  4. Зайцев Б.П. Традиции деревянного зодчества // Архитектура и строительство России, № 3-4, 2005.
  5. Ильин М.А. Русское шатровое зодчество. Памятники середины XVI в.: Учебник - М.: Юнити, 2008.
  6. Любимов Л. «Искусство Древней Руси», 1974 г.
  7. Максимов П.Н., Н.Н.Воронин. Деревянное зодчество XIII–XVI веков. – В кн.: История русского искусства. М., 1955. Т. 3.
  8. МДС 31-9.2003, «Православные храмы», том 1 «Идея и образ», Архитектурно-художественный центр Московской Патриархии АХЦ «АРХХРАМ», Москва 2003, УДК [69 726.54.011](083.74).
  9. МДС 31-9.2003, «Православные храмы», том 2 «Православные храмы и комплексы», Архитектурно-художественный центр Московской Патриархии АХЦ «АРХХРАМ», Москва 2003.
  10. МДС 31-9.2003, «Православные храмы», том 3 «Параметры архитектурно-строительных решений», Архитектурно-художественный центр Московской Патриархии АХЦ «АРХХРАМ», Москва 2003, УДК [69 726.54.011] (083.74).
  11. Муравьев А.В., Сахаров А.М. Очерки истории русской культуры IX-XVII вв. - М., 1984.
  12. Олег Стародубцев статья «Шатровое зодчество», http://www.pravoslavie.ru.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

                                                            Конструкция шатрового завершения храма

Приложение 2

                                                                       Церковь Вознесения в Коломенском

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

                                                      План церкви Вознесения в селе Коломенсмом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

                                      Декоративные убранства фасадов Вознесенской церкви



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



 

Килевидные кокошники

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

Фрагмент шатра

 

 

 

 

 

 

 

1 МДС 31-9.2003, Том 3, «Примеры архитектурно-строительных решений», УДК [69 726.54.011] (083.74)

2 МДС 31-9.2003,Том 1, «Идея и образ», УДК [69 726.54.011](083.74)

 

3 Подробнее см.: М.А.Ильин, П.Н.Максимов, В.В.Косточкин. Указ. соч., с. 414; М.А.Ильин. Русское шатровое зодчество. Памятники середины XVI века. Проблемы и гипотезы, идеи и образы. М., 1980. С. 14; Г.К.Вагнер. О своеобразии стилеобразования в архитектуре Древней Руси (возвращение к проблеме). В кн.: Архитектурное наследство. Вып. 38. М., 1995. С. 27.

4 Подробнее см.: М.А.Ильин, П.Н.Максимов, В.В.Косточкин. Указ. соч., с. 414; П.Н.Максимов, Н.Н.Воронин. Деревянное зодчество XIII–XVI веков. – В кн.: История русского искусства. М., 1955. Т. 3, с. 268; М.А.Ильин. Указ. соч., с.

5 Подробнее см.: М.А.Ильин. Указ. соч., с. 16.

6 Подробнее см. М.А.Ильин. Указ. соч., с. 16; Г.К.Вагнер. Указ. соч., с. 27.

7 Подробнее см. М.А.Ильин. Указ. соч., с. 20; Г.К.Вагнер. Указ. соч., с. 27.

8 В.В.Кавельмахер. Письмо к Т.П.Тимофеевой. 1988. Письмо хранится в музее-заповеднике «Александровская слобода».

9 Исихазм -  (от греч . hesychia - покой, безмолвие, отрешенность), мистическое течение в Византии. В широком смысле - этико-аскетическое учение о пути к единению человека с богом через "очищение сердца" слезами и самососредоточение сознания; включало систему психофизического контроля, имеющую некоторое внешнее сходство с методами йоги. Возникло в 4-7 вв., возродилось в кон. 13-14 вв. (Григорий Синаит, Нил Сорский).

10 Ива́н Его́рович Забе́лин — русский археолог и историк, специалист по истории города Москва. Член-корреспондент Императорской Академии наук по разряду историко-политических наук, почётный член Императорской Академии наук, инициатор создания и товарищ председателя Императорского Российского Исторического музея имени Императора Александра III, тайный советник.

Информация о работе Шатровое зодчество на Руси