Серебряный век русской живописи» Творчество Васнецова В.М

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 13:39, реферат

Описание работы

Виктор Михайлович Васнецов один из самых знаменитых русских художников XIX века, его называли "истинным богатырем русской живописи". Это определение родилось благодаря осознанию современниками значительности личности художника, пониманию его роли как родоначальника он первым среди живописцев обратился к былинно-сказочным сюжетам.

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 1.05 Мб (Скачать)

Ему было дано воплотить образ Божьей Матери по-новому, никого не повторяя, "с  теплотой, искренностью и смелостью". Богоматерь, идущую по облакам с  Младенцем, он написал в апсиде алтаря. Глубоко личные душевные переживания  художника позволили ему с  необыкновенной простотой и человечностью, воплотить в образе Богоматери красоту женственности, силу материнского чувства и проникновенную одухотворенность. Идеальный женский образ получил наконец свое завершение.

  Народные представления об умных, волевых, решительных и непреклонных правителях воплотились в образах князя Владимира и княгини Ольги. К образу великого князя Владимира, во имя которого был освящен собор, Васнецов обратился трижды - в композиции Крещение Святого князя Владимира, Крещение киевлян и в иконописном образе Святого князя Владимира.    

В большинстве  орнаментов, вобравших впечатления  Васнецова от древних фресок и  мозаик, от росписей московских и ярославских  церквей, проявилась яркая одаренность  художника в области орнаментальной импровизации. Именно эта особенность, очевидно, обеспечивала единство художественного впечатления от росписей.

Когда сняли леса и в августе 1896 года в присутствии царской семьи  и двора собор был освящен, вокруг работы Васнецова разгорелись  яростные споры.

  Успех васнецовских росписей был огромен. Им была посвящена небывалая по многочисленности литература - исследования, статьи, заметки. В них видели начало возрождения русского религиозного искусства, а в Васнецове - "гениального провозвестника нового направления в религиозной живописи". Они приобрели необыкновенную популярность и повторялись в конце XIX - начале XX века во множестве храмов в России.    

Анализируя  вклад Васнецова в решение  новых живописных задач, художественный критик Сергей Маковский отмечал  следующее. «Новый дух прорывается везде в образах Васнецова. Он перетолковал художественные традиции по-своему со всей непокорностью самостоятельного таланта; совершил волшебство – узкие рамки школьной иконописи, мертвенной иконописи, как мертвенно все, что неподвижно веками, расширились. Открылись новые пути, невиданные области для религиозного воображения. Византийская живопись была до сих пор строго церковной, в ней царило одно настроение беспрерывной отвлеченности. Васнецов, соединив народный сказочный элемент с древними формами, вдохнул в византийское искусство новую жизнь. Наш народ – сказочник по натуре; он проникнут суеверием преданий и легенд, стремлением к чудесному. Глядя на образа Васнецова, понимаешь связь между русской сказкой и русской верой... Сделанная им попытка, попытка связать народно-фантастический элемент с церковным каноном, во всяком случае – интересное художественное явление. Васнецов действительно «расширил» рамки школьной иконописи, показал возможность «новых путей» для декоративного храмового искусства. Но он не справился с задачей».     

Характерно  сохранившееся в воспоминаниях  мнение самого художника о своей  деятельности в соборе, высказанное  им уже в конце жизни: "Я сам  думал, что я проник в дух русской  иконы и что я выразил внутренний мир живописца того времени, что я постиг - это уже от гордости - технику этого старого времени. Оказалось, однако, что я глубоко заблуждался. Дух древней русской иконы оказался во много раз выше, чем я думал. Внутренний мир живописи того времени был гораздо более богатым в духовном смысле, чем дух нашего времени, или лично мой, или Нестерова, и нам далеко до их техники, до их живописного эффекта". Этот отзыв - мужественное признание мастера, считавшего, что "нет на Руси для русского художника святее и плодотворнее дела как украшение храма".    

По окончании  работ в киевском Владимирском соборе Васнецов получил многочисленные заказы на оформление храмов

 Художник  создал там росписи не на стенах, как в Киевском соборе, а на холстах, укреплявшихся на стенах, - и сделал эскизы для мозаичных изображений. Васнецовский талант монументалиста-декоратора с наибольшей силой проявился в полотне "Страшный суд". В огромной композиции (700 х 690 см), посвященной теме последнего судилища, он воплотил рожденное его могучей фантазией представление о вселенной и человечестве.

 Богатыри.     

У Васнецова  была особенность, не раз удивлявшая окружавших его людей. Он мог одновременно выполнять самые разнообразные, несовместимые на первый взгляд задания. Так, среди напряженной работы над росписями Владимирского собора он находил время и для размышлений над громадным полотном "Богатыри", которое перевез с собой из Москвы в Киев, и для работы над картиной "Иван-Царевич на Сером Волке", которую показал в 1889 году на выставке Товарищества передвижников в Петербурге; выполнял театральные эскизы и делал книжные иллюстрации, не говоря уже о многочисленных пейзажах и портретах, написанных им в годы "сидения в Киеве".

"Я  работал над Богатырями, может  быть, не всегда с должной напряженностью... но они всегда неотступно были передо мною, к ним всегда влеклось сердце и тянулась рука! Они... были моим творческим долгом, обязательством перед родным народом...".     

В соответствии с былинными образами Васнецов разработал характеры своих персонажей. В  центре - Илья Муромец. Илья Муромец прост и могуч, в нем чувствуется спокойная уверенная сила и умудренность жизненным опытом. Сильный телом, он, несмотря на грозный вид - в одной руке, напряженно поднятой к глазам, у него палица, в другой копье, - исполнен "благости, великодушия и добродушия". Богатырь справа, самый младший, "напуском смелый" - Алеша Попович. Молодой красавец, полный отваги и смелости, он "душа-парень", большой выдумщик, певец и гусляр, в руках у него лук с копьем, а к седлу прикреплены гусли. Третий богатырь - Добрыня Никитич - в соответствии с былинами представителен и величав. Тонкие черты лица подчеркивают "вежество" Добрыни, его знания, культурность, вдумчивость и предусмотрительность. Он может выполнить самые сложные поручения, требующие изворотливости ума и дипломатического такта.    

Герои, как это было принято в реалистической живописи и согласно творческому  принципу Васнецова, конкретны, исторически  точны костюмы, вооружение, кольчуги, стремена. Богатыри наделены запоминающейся внешностью, яркими чертами характера. Только характеры эти не жанровые, а героические.     

Сама  живопись Васнецова в "Богатырях", ее монументальные формы, благородные  декоративные качества подвигали к  иному, чем прежде, отсчету достоинств в искусстве, к рождению новых завоеваний его "откровений и тайн". Можно сказать, что русская живопись двадцатого столетия вышла из "Богатырей" Васнецова.

  В апреле 1898 года Васнецова посетил Павел Третьяков. Несколько минут молча он всматривался в картину, закрывавшую всю правую стену мастерской художника, и вопрос о приобретении "Богатырей" в галерею был решен. Картина заняла свое постоянное место в Третьяковской галерее. Это было одно из последних приобретений Павла Михайловича.

 Умер Виктор Михайлович Васнецов в Москве 23 июля 1926 года. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение     

"Изумительный  труженик", "большой умник и  разумник", Васнецов, страстно искавший  эстетический и нравственный  идеал в национальном характере  русского народа, в его духовных  традициях, сумел пронести свой "символ веры" через все творчество, настойчиво внедряя его в сознание современного общества, в окружающую жизнь. Он находил живой отклик у своих современников. Его называли "первопроходцем". И как первооткрыватель, творчество которого является переходным, сочетающим в себе разные элементы, Васнецов вызывал у современников противоречивые чувства и оценки - недоумение и восторг, резкую критику и преклонение, но он никогда и никого не оставлял равнодушным, всегда был предметом размышлений и споров. "Ваше творчество, - писал ему известный деятель "Мира искусства" Сергей Дягилев, - и оценка его уже много лет - самое тревожное, самое жгучее и самое нерешенное место в спорах нашего кружка". И он же говорил художнику: "Из всего поколения наших отцов Вы ближе к нам, чем все остальные..." Мы не найдем другого художника, который был бы близок представителям самых противоположных эстетических течений, но каждому близок какой-то особой гранью своего творчества и никому не близок полностью, до конца. Одни отдавали ему дань как "типисту" и видели его силу в жанровой живописи, другие ценили более всего его обращение к народному эпосу и сказке, третьи его главный вклад в развитие русского искусства видели в его роли "провозвестника нового направления в религиозной живописи", четвертые - в том, что "он первый из художников вновь обратился к украшению жизни". Но для всех деятелей русской культуры, размышлявших о путях развития национального искусства, Васнецов был одной из ключевых фигур в процессе перехода от эпохи передвижничества к искусству начала XX века и, конечно же, одним из главных деятелей русской художественной культуры XIX века. "Десятки русских выдающихся художников, - писал в 1916 году Михаил Нестеров, - берут свое начало из национального источника - таланта Виктора Васнецова".

 Я  считаю, что  «Серебряный век»  русской живописи, должен начинаться  с имени этого величайшего  творца, Виктора Михайловича Васнецова.  Он оставил громадный шлейф  произведений, которые и в наше  с вами время не перестают  удивлять глаз. Мы переняли в наследство от этого, деятеля искусства огромный багаж знаний, который мы успешно используем и на сегодняшний день.

  Я  попытался передать вам в нескольких  чертах, сущность и талант этого,  поистине удивительного человека. Страна должна знать своих  героев, благодаря моему реферату, я уверен , что вы сможете без затруднения ответить, кто же такой был Виктор Михайлович Васнецов… 

Иллюстрации. 

  

1. Ковер самолет                                          2. Богатыри 1881-1898 г. 

        

3. Портрет В.М. Васнецова                         4. Спящая Царевна 

                

5. Царевна лягушка                                               6. Снегурочка 
 

           

7.Красная площадь                                           8. Богатырский скок 

   

9. Москва                                                 10. Войны Апокалипсиса 

          

11. Иван – царевич  на сером волке   12. Баян 

                            

13. Чаепитие в трактире                                         14. Аленушка

Список  используемой литературы. 

  1. Электронный каталог « Википедия», Интернет ресурс, http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B0%D1%81%D0%BD%D0%B5%D1%86%D0%BE%D0%B2_%D0%92.
  2. Электронный каталог « Кроссворд- Кафе», Интернет ресурс, http://www.c-cafe.ru/days/bio/000055.php
  3. Платон Э. Виктор Васнецов, Москва; издательство « Белый город», 2008 г
  4. Шилова Е. Виктор Васнецов, Москва; издательство « Арт-Родник» 2008г
  5. Степанова С.С. Виктор Васнецов, Москва; издательство « Арт-Родник» 2008г
  6. Евстратова Е.Н Виктор Васнецов, Москва; издательство « Терра»  2004г
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Оглавление 
 
 

1.Введение                                                                                                         стр.1 

2. Основная часть                                                                                               стр.2

3. Заключение                                                                                                 стр.10

4. Иллюстрации                                                                                              стр.11

5. Список используемой  литературы                                                           стр.13

Информация о работе Серебряный век русской живописи» Творчество Васнецова В.М