Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Августа 2011 в 14:38, статья
Народное музыкально-поэтическое творчество — одна из важных областей художественной культуры каждой страны, каждого народа. С давних, незапамятных времен складывали люди песни и напевные сказы, стремясь выразить свои мысли об окружающей действительности, свои душевные переживания в прекрасных поэтических и музыкальных образах.
Семиотические аспекты народной песенной поэзии купальских обрядовых действ. Котвицкая Татьяна Евгеньевна. г. Киров.
Народное
музыкально-поэтическое
Вобрав в себя тысячелетний духовный и практический опыт народа, песенная поэзия всеобъемлюще отразила этические, эстетические представления этноса, его историю, мировоззрение, менталитет, систему ценностей. Осмысление русской народной песни в контексте ее генезиса, развития и функционирования в качестве самодостаточного компонента народной художественной культуры как синкретичной художественной энциклопедии трудовой и социальной жизни народа, его быта, психологии и идеологии, как концепта национальной идентификации представляет особый интерес в период системного и глубокого кризиса, поразившего важнейшие сферы духовной жизни современной России. На всех стадиях общественно-исторического развития: от язычества до современности – русская народная песня оказывалась включенной в разнообразную социокультурную практику, выполняя в жизни человека функции сущностные (всеобщие, приоритетные, основные), проистекающие из родовых начал народной песни и связанные с первичными формами ее бытования (сакральными, мифологическими, ценностными), и побочные (вторичные, второстепенные), обусловленные потребностью людей в производстве образцов песенного фольклора в процессе освоения народно- певческого искусства, совершенствования исполнительских навыков, развития творческих задатков и способностей.
Народная песенная поэзия — это живое, непосредственное творчество масс, непрерывно развивающаяся художественная культура, уходящая в то же время корнями в далекое прошлое. На протяжении веков облик песен существенно менялся, в быту народа рождались новые песенные жанры, заметно расширялся круг их поэтических образов и музыкально-выразительных средств. Глубоко выразительны мелодии народных песен, то сосредоточенные, задумчиво грустные, свободно и плавно текущие, то, напротив, энергичные и стремительные, проникнутые радостью жизни. Красотою своих поэтических и музыкальных образов они активно воздействуют на слушателей, оставляя волнующее впечатление. Обрядовая песенная поэзия — явление очень сложное и разнородное и исследовать его необходимо в разных аспектах и на разных уровнях. В него входят произведения, разные по времени и по жанру, начиная от простейших языковых формул и даже отдельных слов до сложных поэтических форм. Объединяет все эти произведения общий, основной для них признак — все они были неразрывно связаны с магическими действиями, составляли с ними единый ритуальный комплекс, выполняли единую функцию. Время и характер исполнения их были строго регламентированы. Обряды исполнялись в определенные дни года или по соответствующему поводу— и важные моменты семейной и личной жизни, а также во время болезни, стихийных бедствий и пр. Неразрывная связь в обряде слова и действия и их функциональная направленность определяли не только содержание словесных текстов, соответствовавших тому или другому типу обрядовых действий, но и их структуру и поэтические особенности.
Народная песенная поэзия берет свое начало с древних времен. Так в пространстве первобытного человека - от элементарного подражания голосам природы до отражения их в песенном содержании обращения к богам -происходит медленное восхождение от смутной эмоции или хаоса эмоций (комплекса) до прочного их закрепления в человеческом голосе и слове.
Народная музыка прочно вошла в быт людей, отражая самые разнообразные грани социальной, семейной, личной жизни. Исследователи полагают, что до государственный период (то есть до того как сложилась Киевская Русь) восточные славяне имели достаточно развитый календарный и семейно-бытовой обрядовый фольклор, героический эпос и инструментальную музыку.
С
принятием христианства языческие
верования постепенно теряют свое значение.
Смысл магических действ, породивших тот
или иной вид народной музыки, постепенно
забывался. Однако чисто внешние формы
древних праздников оказались необычайно
устойчивы, и обрядовый фольклор продолжал
жить как бы вне связи с породившим его
язычеством.
Народно-поэтическое
творчество со всем богатством своих жанров
представляет собой «народную мудрость»,
так как раскрывает внутренний мир простого
народа, его взгляды, идейную сущность,
его дух, правдиво показывает его жизнь
в контексте исторической эпохи. Я муВ
русской песне наиболее ярко отражена
история русского народа. Самую обширную
область народного музыкального творчества
Древней Руси составляют обрядовый фольклор,
свидетельствующий о высокой художественной
одаренности русского народа. Обряд был
нормативным, строго регламентированным
религиозным действом, подчинялся сложившемуся
в течение столетий канону. Он родился
в недрах языческой картины мира, обожествления
природных стихий. Наиболее древние считаются
календарно-обрядовые песни. Их содержание
связано с представлениями о круговороте
природы, с земледельческим календарем.
Эти песни отражают различные этапы жизни
крестьян-земледельцев. Они входили в
зимние, весенние, летние обряды, которые
соответствуют поворотным моментам в
смене времен года. Совершая обряд, люди
верили, что их заклинания услышат могучие
боги, силы Солнца, Воды, Матери-Земли и
пошлют хороший урожай, приплод скота,
безбедную жизнь.
Лучшим
созданиям народного
Рассматривая семиотические аспекты песенной поэтики, невозможно не затронуть определение понятия «семиотика» и «знак».
Cемиотика (с греч. semiotikon, от semetion - знак, признак) - наука, исследующая свойства знаков и знаковых систем (естественных и искусственных языков), одна из специфических междисциплинарных наук, наряду с кибернетикой, структурной поэтикой, культурологией. В основе семиотики лежит понятие знака - минимальной единицы знаковой системы., несущей информацию. Это общая теория знаковых систем, к числу которых относятся как естественные языки, так и специальные языки конкретных наук, искусственные языки, сигнальные системы и т. п.
Семиотика выделяет 3 аспекта (уровня) исследований любой знаковой системы: 1) синтактика изучает формальную структуру знаков и их сочетаний, правила их образования и преобразования; 2) семантика основное внимание уделяет анализу значения и смысла языковых выражений; 3) прагматика исследует отношения между знаковыми системами и теми, кто их воспринимает, интерпретирует и использует.
Семиотика
изучает характерные отношения "знака-озночаемое",
распространеное достаточно широко
и несводимо к причинно-
Знаки широко вошли в нашу жизнь и мы часто воспринимаем их смысл так же непосредственно, как слышим звуки чувствуем запахи и т.п. Внешний мир переполнен знаками, их можно встретить буквально повсюду, поэтому естественным образом возникла необходимость в изучении и исследовании свойств знаков и знаковых систем.
Термин "знак" понимается в широком смысле как некоторый объект, которому при определенных условиях(образующих в совокупности знаковую ситуацию)сопоставлено некоторое значение, могущее быть конкретным физическим предметом (явлением, процессом, ситуацией) или абстрактным понятием..
Знаковые системы задают определенные модели мира, которые позволяют человеку, владеющим ими, осуществлять более эффективное поведение, чем если бы он обходился без них. Знаковые системы упорядочивают мир вокруг нас и делают его более предсказуемым. Поскольку семиотика изучает знаковые системы, которые в свою очередь, определяют сочетания формы и содержания, то она окажет неоценимую при организации праздничного пространства зрелища.
Народная песня — предмет пристального изучения историков, филологов, этнографов, искусствоведов и др. Одни находят в ней подтверждение тем или иным историческим событиям, описание картин жизни народа, характеристику его эстетических воззрений, психологии; другие — раскрывают поэтическое и музыкальное богатство народной песни, мастерство ее исполнителей. Такие семиотические аспекты изучения народной песни помогают глубже понять ее, вникнуть в существо содержания, оценить по достоинству и, что особенно важно для исполнителей, точно и глубоко прочесть ее, чтобы она нашла дорогу к сердцам слушателей, чтобы ее исполнение было правдивым, трогало своей искренностью и неподдельностью, убеждало людей, давало им новый жизненный стимул.
Семиотика слов песенной поэзии, общий смысл при передаче определенного художественного образа или чувства, заключенные в народной песне, могут создать и специфическое отношение к той или иной музыкальной теме, мелодии, органично связанной с данным текстом и закрепленной за ним. Знаки природы вошли в содержание первых песен, составили первые песенные тексты. Из звуков природы и для нее были созданы и первые музыкальные инструменты.
Семиотика песни подразумевает не только внутренний подтекст эмоций, заложенный в поэтических образах и идеях песни, но и в музыкальном оформлении поэтического текста. Иногда сама мелодия той или иной песни может стать знаком словесного ее содержания, то есть при звучании определенной, точно зафиксированной за песней мелодии в сознании слушателей может зазвучать и текст данной песни. Равно как и при возникновении поэтического текста перед глазами, может зазвучать мелодия «в ушах», в сознании.
Остановимся подробнее на рассмотрение народной песенной поэтики купальских обрядовых действ, но для начала изучим особенности календарного праздника Ивана Купала.
Иванов день, отмечаемый 24 июня (7 июля), в народе назывался днем Ивана Купалы. В этот день праздновался летний солнцеворот — время самого бурного цветения всей растительности.
Купало, производят от глагола «купаться», потому что в это время повсюду купаются в реках. Некоторые противопоставляют этому слову: купало — копание, от копания кореньев и кладов, а другие ищут сходства купы в индейском купанс. Новейшие мифографы включили Купало в число славянских божеств; но его не было ни в Киеве, ни в других славянских землях.
Вполне возможно, что общеславянский пpаздник Ивана Кyпалы связан этимологически не с глаголом "кyпаться" (так как главным действием являлись игpы y ночного костpа), а с коpнем "кyп", обpазyющим pяд слов, обозначающих соединение людей: "вкyпе", "кyпно", "совокyпно", "кyпножитие". Тогда пpаздник Кyпалы должен pассматpиваться в одном pядy с "толпой", "собоpом", "событием" как слово, обозначающее языческое сходбище людей, но пpиypоченное только к одномy календаpномy сpокy.
Иван Купала - праздник очень древний. Памятники древнерусской письменности упоминают о нем в XII веке, хотя корни его уходят еще глубже, в первобытные для славян времена.
Наиболее архаичной чертой обрядово-мифологического комплекса купальского праздника является связь его с природными стихиями - огнем, выступающим обычно в двух ипостасях: земной и небесной (солнце), и водой. Исследователи традиционной русской культуры конца Х1Х - начала ХХ в. предполагали, что "купальские игрища и праздники совершались в честь солнечной свадьбы, одним из актов которой было купание солнца в водах. Отсюда и название этих праздников - "купальские". Силами, служившее олицетворением Ярилы-солнца
У некоторых славянских народов отчетливо выступает первенствующая роль девушек в купальских обрядах. В Югославии девушки зажигали костер, обходили поля с факелами.
Костры настолько были связаны
с сущностью праздника летнего
солнцестояния, что их
В славянской этногpафии хоpошо описаны обpяды, связанные с двyмя солнечными фазами - весенним pавноденствием (масленица) и летним солнцестоянием (Кyпала). В обоих слyчаях важнyю pоль игpает колесо, имитиpyющее солнце. Колесо обмазывали дегтем, yвивали соломенными жгyтами и, запалив соломy, спyскали гоpящее колесо-солнце с гоpы в pекy или же поджигали его y костpа, а затем откатывали в стоpонy от костpа (на Кyпалy), что должно было, очевидно, символизиpовать yбывание дня, уменьшение солнечной силы во вторую половину лета.
Много упоминаний и о сожжении в купальских кострах соломенных чучел, иногда парных - мужчины и женщины.
В
рамках купальской мифологии огонь и вода
осмысляются как брат и сестра, наделенные
у восточных славян именами Ивана и Марья;
они вступают между собой в любовные отношения,
считавшиеся кровосмешением у многих
народов мира и потому запрещенными. Нарушившие
запрет на брак брат и сестра воплотились
в двухцветном растении, лепестки которого
окрашены в желтый и синий цвета. У русских
этот цветок, ставший символом праздника,
известен под названиями Иван-да-Марья,
иваньковский цвет, "цветок Купалы".
О таком происхождении растения говорится
в купальских песнях и других фольклорных
текстах. Миф, лежащий в их основе, ученые
сопоставляют с древними мифологическими
сказаниями о близнецах, один из которых
(Иван) связан с жизнью и огнем, а другой
(Марья) - со смертью и водой. В обрядовом
плане связь огня и воды можно увидеть
в обычае разжигать костры по берегам
рек.
Представление об опасности, исходящей
в Иванов день от нечистой силы, отразилось
в поверьях об активизации демонологических
существ, колдунов, ведьм, знахарей, происходившей
в это время, в обрядах, способствующих
предотвратить их вредоносные действия
(Купальская ночь).
Остановимся подробнее на песенной поэтике праздника Ивана Купала.
Праздник летнего солнцеворота отмечался в самую короткую ночь в году, но его значение и поэтическая красота оказались обратно пропорциональными этой краткости; пожалуй, ни с каким другим праздником не связано в народе столько таинственно прекрасных обычаев, поверий, легенд, песен. Связь купалы и жатвы изначальна и существенна: она отразилась и в обрядах, и в песенных текстах, и в мелодике. Купальские песни, занимающие в летнем календаре кульминационное место, не понять вне связи не только со сменяющими их жатвенными, но и с другими обрядовыми песнями, особенно с предваряющими их песнями весенне-летнего календаря. Очевидцы отмечают необычность купальских мелодий: «песни купальские поются особенным, своеобразным напевом, однообразным, протяжным и, если так можно выразиться, архаическим». Песни на Купалу составляет особый, четко выделяющий и очень архаичный цикл они сопровождаются припевом «то-то!» или «ту-ту-ту» (свойственно только купальским песням) и обязательным притопыванием и стуком в это время. Очевидно, это остатки ритуального танца.
Информация о работе Семиотические аспекты народной песенной поэтики купальских обрядовых действ