Сатирическая лирика в творчестве Ю.А. Шевчука

Автор: Яна Перевалова, 01 Сентября 2010 в 12:01, курсовая работа

Описание работы

Пока существует человечество, существуют и пороки. А пока существуют пороки, существует необходимость в людях, которые смогли бы показать их в самом неприглядном свете, безжалостно высмеять, отвращая тем самым молодёжь от их пагубного влияния. Раньше ими были шуты и скоморохи, позднее писатели-сатирики, сейчас музыканты. Одним из таких людей является Юрий Шевчук, в чьём творчестве очень жёстко высмеиваются многие пороки: преклонение перед властью, двуличность и продажность самой власти и отдельных людей, ложь, предательство, бездуховность, глупость и т.д.

Содержание

Введение………………………………………………………………..3 стр.
Мысли вслух…………………………………………………………...5 стр.
Начнём сначала: генезис жанра………..…………………………..5 стр.
Анализ сатирических образов в творчестве Юрия Шевчука…….7 стр.
Заключение………………………………………………………........16 стр.
Список литературы и иных источников……………………...……..17 стр.

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

— 51.45 Кб (Скачать)

ГОУ ВПО «Бурятский государственный  университет»

Филологический  факультет

Кафедра журналистики и рекламы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Перевалова  Яна Игоревна

Сатирическая  ролевая лирика в  творчестве Ю.Ю. Шевчука

Курсовая  работа 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Проверила:

к. п. н.

___________ Костина  И. Б. 
 
 
 
 

Улан-Удэ

2009 
 
 
 

Оглавление:

  1. Введение………………………………………………………………..3 стр.
  2. Мысли вслух…………………………………………………………...5 стр.
    1. Начнём сначала: генезис жанра………..…………………………..5 стр.
    2. Анализ сатирических образов в творчестве Юрия Шевчука…….7 стр.
  3. Заключение………………………………………………………........16 стр.
  4. Список литературы и иных источников……………………...……..17 стр.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

А мне  не важно, какой стиль, когда слякоть

Хардкор, рэп или что-то похоже.

Важно петь, как дышать, а не вякать,

Чтобы русский  мороз шел по коже

Ю.Ю. Шевчук «Хоронили Русский Рок» 

Введение. 

Пока существует человечество, существуют и пороки. А пока существуют пороки, существует необходимость в людях, которые смогли бы показать их в самом неприглядном свете, безжалостно высмеять, отвращая тем самым молодёжь от их пагубного влияния. Раньше ими были шуты и скоморохи, позднее писатели-сатирики, сейчас музыканты. Одним из таких людей является Юрий Шевчук, в чьём творчестве очень жёстко высмеиваются многие пороки: преклонение перед властью, двуличность и продажность самой власти и отдельных людей, ложь, предательство, бездуховность, глупость и т.д.

Сейчас, когда  с экрана телевизора, со страниц в интернете и в целом из средств массовой информации в голову молодого человека закладывается мысль: «Не усложняй жизнь моралью!», особенно важно воспитать в нем желание высмеивать глупцов и подлецов и дать ему почувствовать себя не одиноким в этом желании.   

Каждая развитая личность должна принять участие  в противостоянии порока и морали. Это напоминает деградацию и эволюцию. И мы должны двигаться вперёд, развиваться, изживать негативные черты из общества. Будущее общества – это мы, молодые. Юрий Шевчук один из авторов, которые дают нам реальный выбор между порочной грязью и чистотой помыслов.  Он не поучает в своих песнях. Он просто показывает реальных людей, предавшихся порокам. И смеётся над ними. А выбор, он всегда остаётся за нами… 

Отдельно хотелось бы сказать о табуированной лексике. Её Юрий Юлианович  в своём творчестве использует не редко и метко. Это делается для усиления воздействия на аудиторию, для усиления сатирического эффекта, для того, что бы разные социальные слои могли одинаково легко воспринимать его песни. 

Цель моей курсовой работы, убедить зрителя в том, что сатирическая ролевая лирика Юрия Шевчука ничуть не утратила своей  актуальности и выражает «вечные» смыслы. 
 
 
 

Для того что  бы проследить истоки ролевой сатирической лирики я совершила не большой  экскурс в историю. Следующим  шагом стал анализ 25 музыкальных  альбомов авторства Юрия Шевчука. Это было сделано для того, что бы выбрать из множества его песен, отвечающие моей теме, а после уже было решено классифицировать героев этих песен по порокам, которым они подвержены. В качестве выводов в конце работы я привожу собственные соображения, возникшие в процессе работы со стихами Юрия Юлиановича и в процессе наших с ним диалогов (от цитат меня попросили воздержаться).    

Практическая  польза моей курсовой работы состоит в том, что её могут использовать в подготовке к занятиям педагоги (как ВУЗов, так и школ), студенты, школьники, а могут прочитать (изучить) просто люди, которые интересуются современной рок музыкой и её историей. Ещё эта работа может быть полезна тем, кто, занимаясь изучением творчества Юрия Шевчука, затронул его ролевую сатирическую лирику (а как её можно не затронуть в процессе этого изучения?).   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Мысли вслух. 

Начнём сначала…

Исторически сатирическая лирика существовала испокон веков. Ведь испокон веков люди высмеивали свои и чужие пороки. Началось все с устного народного творчества (песни скоморохов, частушки). Позднее сатира пришла в классическую литературу, яркие представители этого направления: Александр Грибоедов («Горе от ума»), Салтыков-Щедрин (сатирические сказки),  такие поэты-сатирики, как братья Жемчужниковы, Дмитрий Минаев, Василий Курочкин  и Николай Некрасов («Кому на Руси жить хорошо»). Так же все они заслужено именовались мастерами эпиграмм и каламбуров. В основном их сатира была направлена на осмеяние власти и извечных человеческих пороков.   

Отдельно стоит  упомянуть о Владимире Маяковском. Для советской эпохи это был  слишком широкий поэт и его  тщетно пытались сузить. Для одних  он великий лирик. Для других поэт революции. Для Ленина он был, прежде всего, хороший сатирик. Мы тоже рассмотрим его как сатирика.

Маяковский внес неоценимый вклад в становление  сатирической ролевой лирики в русской классической литературе. Такие его произведения, как «Клоп», «Баня», «Нате!», и сейчас являются образцом сатирического искусства.  

В 20-е – 90-е  годы XX века эстафета сатирической ролевой лирики была передана бардам.  Её приняли такие значимые фигуры как Александр Галич,

Булат Окуджава, Александр Башлачев, Владимир Высоцкий.

 

Как правило, Высоцкого  причисляют к бардовской музыке, однако здесь нужно сделать оговорку. Тематика песен и манера исполнения Высоцкого заметно отличалась от большинства других, «интеллигентных» бардов, кроме того, сам Владимир достаточно негативно относился к так называемым КСП (клубам самодеятельной песни). Тематика песен В. Высоцкого исключительно разнообразна. Сложно найти тему, которую он не затронул в своих песнях. Песни Высоцкого лишены сентиментальности. Ввиду этих обстоятельств представители современного бардовского движения часто рассматривают Высоцкого как некую самостоятельную творческую единицу, которая мало вписывалась в жанровые рамки бардовской музыки. Сам поэт называл своё творчество «авторской песней», определяя этот жанр как стихи, исполняемые автором под гитару (после смерти Высоцкого значительная часть его творчества была отнесена некоторыми исследователями к русскому истерну).  
 
 

Творчество Высоцкого, вероятно, повлияло на многих представителей русского рока. Протестный характер многих песен Высоцкого, гармоническое, неразрывное единство текста, музыки и вокала и другие особенности оказали, видимо, прямое влияние на таких рок-музыкантов, как, Юрий Шевчук («ДДТ»), Андрей Макаревич («Машина времени») и Игорь Тальков, а косвенное — на Виктора Цоя («Кино»), Бориса Гребенщикова («Аквариум»), Александра Васильева («Сплин»), Юрия Клинских (Хой) («Сектор газа»), Егора Летова («Гражданская оборона») и других. 

Мы же остановимся  на творчестве Юрия Шевчука, как одного из наиболее ярких преемников Владимира  Высоцкого. Точнее на одной из граней его творчества – сатирической ролевой  лирике. 

Тема для моей курсовой работы была выбрана не случайно. Я всегда уважала Юрия Шевчука, как  автора и исполнителя, однако знала  его творчество лишь поверхностно и  свободную тему курсовой работы восприняла, как шанс познакомиться с ним  поближе.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Анализ сатирических образов в творчестве Юрия Шевчука. 

29 лет творческого  пути.

25 музыкальных альбомов, из них 5 сольных.

10 саундтреков к известным кинофильмам

15 актерских  работ, из них 9 совместно с  группой «ДДТ» 

7 званий.

4 награды, из  них 1 международная.

И это все  о нем. Юрий Шевчук – поэт, композитор, исполнитель… 

Творчество этого  человека многогранно, как и он сам. Нет темы не затронутой в его стихах: любовная, гражданская, социальная и бытовая лирика, всё это раскрыл Юрий Шевчук в своём творчестве. 

Немало песен написано и в сатирическом жанре. Предметом насмешки становились явления самого разного рода - в стихах поэта целая галерея сатирических типов.

Сатира его может быть двойственна: он смеется над своими персонажами и одновременно сочувствует им, как, например, в песне "Террорист": 

«…Жрите бесплатно, царёчки природы,

Мысли, идеи, всё  то, чем я жил.

Рвите беззубыми  ртами свободу,

Вонзившуюся вам между жил….»

Ведь «террорист» действительно скорее пытался привлечь внимание общества к своим идеям и взглядам, чем совершить террористический акт. Иван Помидоров всего-то хотел напомнить людям о том, что они потеряли:

«…"Ради любви  к вам пошёл я на муки,

Вы же святыни  свои растеряли!"

"Нечего, падла, народ баламутить!"

Взяли и вправду  его расстреляли...» 

Поэт высмеивает в своих стихах различные пороки общества: продажность власти, преклонение перед грубой силой, пьянство, наркоманию, ложь, двуличие, бездушие и т.д.

О высмеивании  некоторых из этих пороков в творчестве Шевчука мы и будем говорить. 
 
 
 
 
 
 
 
 

О ВЛАСТИ.

Прежде всего, Юрий Юлианович всегда имел (и теперь имеет) очень жесткую гражданскую позицию. Рассказывать о ней можно долго, так что я просто скажу, что он лично принимал участие в «Марше Несогласных» (2008 год).  Любое сотрудничество творческих коллективов с власть имущими, по его мнению, ведёт к гибели этого самого коллектива, как самостоятельной творческой единици. Об этом и идёт речь в песне «Компромисс» (альбом Компромисс1983 год ):

«...Но когда дяди мне сказали: "Выбирай!

Дорога наша скачет, парень, прямо в рай.

И если ты не хочешь падать вечно вниз -     

Решайся на компромисс"…» 

И герой песни  решился на маленький ничтожный  компромисс с властью. Решился, чтоб остаться на сцене, чтоб быть популярным. И что же с ним стало?

«…И вот все блага в этой жизни получив,

Я, правда, пел  уже слащавенький мотив,

Кричал со сцены  чьи-то глупые слова,

Зато прекрасно  шли хрустящие дела.

Но на гастролях  позапрошлою зимой

Я оглянулся, слыша шорох за спиной -

За мною жадно  наблюдал из-за кулис

Один большой  компромисс…»

На ту же тему песня «Продайся» из альбома («Свинья на радуге» 1982 год). Эта песня анти призыв. Без сатиры в ней нет ни одной строчки. Вот самый говорящий куплет:

«…Эй, продайся, эй, продайся, не слушай дураков,

Что есть на свете  что-то слаще звона пятаков

Забудь свой стыд и совесть, с ними счастья  не найдёшь

А из своей морали ты шубы не сошьёшь

А из своей морали ты шубы не сошьёшь…»

Лучше, наверное, и не скажешь о том, как власть привлекает под своё крыло певцов, которые потом поют ей дифирамбы. Сам Шевчук получал подобное предложение  один раз, от КГБ, после того вышел  альбом «Свинья на радуге».

«… В небе радуга висела, а на ней свинья сидела

   И осоловевшим  оком свысока на все глядела.

Информация о работе Сатирическая лирика в творчестве Ю.А. Шевчука