Садово-парковое искусство Японии

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 19:58, доклад

Описание работы

Садово-парковое искусство Японии не имеет столь древних традиций, как в Китае. Поэтому во времена проникновения буддизма в Японию (через Корею) многое было заимствовано у китайских строителей парков. Но по духу японские садово-парковые ансамбли отличаются от китайских, и прежде всего потому, что японцы отточили до филигранного мастерства искусство создания миниатюрных ландшафтов.

Работа содержит 1 файл

Сады японии .doc

— 42.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Садово-парковое искусство Японии 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Выполнила:

      Студентка МЗЛ-21

      Ахмадова  Н.Р

      Проверил:

      Савин Д.А. 
 
 
 
 
 

      Ярославль 2011

 

       Садово-парковое искусство Японии не имеет столь древних традиций, как в Китае. Поэтому во времена  проникновения буддизма в Японию (через Корею) многое было заимствовано у китайских строителей парков. Но по духу японские садово-парковые ансамбли отличаются от китайских, и прежде всего потому, что японцы отточили до филигранного мастерства искусство создания миниатюрных ландшафтов. Для Японии характерен теплый влажный климат, две трети площади страны покрыты лесами. В лесах растут сосна, японский кедр, кипарис, криптомерия, можжевельник, туя, тис, дуб, бамбук, магнолия, азалия, аукуб. Ярко выраженный рельеф и изрезанная береговая линия дополняют живописность ландшафта. Первые сады появились в VII в.

      Одним из упоминаемых в исторических документах был сад дворца императрицы Суйко. Можно считать, что особая система  создания японского сада сложилась  к 714 г., когда была построена столица Хейан, впоследствии город Киото. В это время (VIII-XII) были созданы сады под названием "озера и острова", связанные с особым стилем светской архитектуры - синуэн. Они очень напоминают китайские сады, являющиеся прообразом японского пейзажного садостроения. Этот стиль возник в процессе дворцового строительства и иногда называется также "дворцовым стилем". Он имел массу условностей и диктовал создателям парков обязательное наличие определенных композиционных приемов. Сады были яркими и красочными, залиты солнцем и играли немаловажную роль в церемониальной общественной жизни не только императорского двора, но и аристократии. В те времена сад совсем не предназначался для созерцательного любования им. Позже, когда фактической резиденцией правителей Японии (сегунов) стало селение Камакура (1192-1333), эстетические понятия японского общества претерпевают существенные изменения. Большое влияние на всю японскую культуру, в том числе и на искусство паркостроения, начинает оказывать учение буддийской секты дзэн, которая считала, что единственный источник познания истины - интуиция. Длительное созерцание и самоуглубление, по учению дзэн, могло привести к внезапному озарению - пониманию истины Будды. Но так как эту истину нельзя выразить словами, то наиболее точное ее воплощение достигается в искусстве в момент вдохновения, творческого порыва художника.

      В этот период в японской культуре были выработаны три основные категории: син, гё, со. Их применяли в каллиграфии, в икебана и в садово-парковом искусстве. Относительно японского сада категория син предписывала полный набор элементов сада, правду, точность; категория гё - полусимволическую трактовку сада, сжатость, лаконизм; категория со - чистую символику, предельно сжатую, но выразительную форму. Примером может быть "сухой сад", в котором вместо воды главную роль играют песок, камень. Для создания такой сложной садовой системы большое значение имели теоретические разработки по садово-парковому искусству. Самая давняя книга о садах "Сэндзай Хисе" относится к Хэйанскому периоду. В XIII в. появились теоретические сочинения по садовому искусству Иошитзуке Гокийоки, основанные на теории контрастов. В жизнь проводилась идея контрастов двух сил - активной и пассивной. Высокий камень - активное, господствующее начало, лежащий камень - пассивное. Они должны быть противопоставлены. Так, по теории контрастов, около развесистого дерева непременно надо ставить высокий фонарь. Выдающимся мастером и теоретиком садово-паркового искусства был монах Кокуси Мусо (1276-1351), известный также как Сосеки, прославившийся устройством садов с меняющимися пейзажами. Этому выдающемуся представителю школы Тэкр-надзи приписывают создание знаменитых садов: Сайходзи ("Сад мхов"), Тодзи-ин ("Сад воды"), Миесидзи ("Сухая водная гладь"). Позже Соами (1459-1525) в руководстве "Цукияма сансуй дэн" ("Предание о садах") еще более конкретизировал учение о контрастах, разработав 12 стилей простых и морских пейзажей. Например, скалисто-морской стиль требовал высокого водопада, деревьев, разбитых грозой, и морских камней на берегу; стиль трав - круглых холмов и плоских камней, узловатых сливовых деревьев на берегу водоема. Практически эти стили способствовали созданию садов двух типов: холмистого (Цукияма) и плоского (Хи-ракива). К этому времени восходит начало учения о типах ландшафтов, которое в современном паркостроении является общепринятым и играет большую роль при разработке композиции парков. Основой каждой композиции были камни. Теория выделяла 138 главных типов камней: озерные и речные, камни, делящие поток, камни-тропинки, лежачие и т. п. В небольших композициях можно было ограничиться пятью камнями. Лучший пример типа сада, возникшего под влиянием идей секты дзэн,- "Сад камней" при монастыре Рёандзи в Киото, создателем которого считается знаменитый монах-художник Соами. Единственное украшение этого небольшого сада (218,8 м2), замкнутого с трех сторон невысокой каменной стеной,- асимметрично расположенные 15 камней различной формы. В саду нет ничего изменяющегося - растущего и увядающего,- но он не кажется застывшим и мертвым. Сад вызывает все новые и новые впечатления. В зависимости от времени дня и года изменяются освещенность камней, густота отбрасываемых ими теней, величина, оттенок и фактура каждого камня и т. п. Старинный японский сад не знал газона. Вместо него была плотно утрамбованная сырая земля. Ее часто покрывали серебристо-белым или золотистым песком, который украшали бороздками, иногда в виде сложных узоров. Для ходьбы использовали плоские камни, образующие дорожку. Главное архитектурное сооружение - жилой дом, храм - находилось в центре сада. Создатель парка стремился найти для сооружения такую территорию, чтобы из любой ее точки открывались виды на самые лучшие уголки. В зависимости от общего размера сада устанавливали пропорции отдельных компонентов, входящих в общую композицию. Деревья и кустарники подбирали прежде всего по контрастности расцветки, отдавая предпочтение вечнозеленым. Японцы также всегда любили вишню сакуру, персиковые деревья за их красоту во время весеннего цветения, клен за красочное великолепие пурпурной осенней листвы. Нередко поблизости от дома высаживали банановые деревья специально для того, чтобы во время дождя слушать "музыку капель" и дополнять зрительные впечатления слуховыми.

      Японские  садостроители часто использовали эффект журчащей воды. При этом лучшим вариантом был быстро текущий  ручей, впадающий в озеро, напоминающее в плане спину черепахи. В центре картины находился водопад. Переходами через маленькие ручьи служили дорожки из плоских камней. Если воды не было, строители создавали сухой ручей, дно которого посыпали песком и оформляли так, будто он наполнен водой.

      На  садовое искусство Японии особое влияние оказала чайная церемония (тя-но-ю). Сначала чаепития проводили  только в дзэнских монастырях, но в XVI в. они превратились в особые торжественные  церемонии, проводимые в небольших  садах, имевших чайные павильоны. Во время чайной церемонии руководствовались принципом саби (простой), который требовал умения в простых формах выражать сложное и многогранное содержание. Этот обычай был своеобразным протестом против вычурной искусственности аристократии. Участники чайной церемонии проходили через сад с густой растительностью по тропинкам из плоских камней. Основное назначение сада - способствовать сосредоточенности и самоуглублению.

      Поэтому в чайном саду не было ничего, что  нарушало бы спокойное расположение духа. Основные элементы чайного сада - тропинка из камней, водоем для умывания, колодец, каменный фонарь, то есть все необходимое для проведения церемонии. Скрытый смысл церемонии - развитие тончайшей эмоциональной реакции на естественную красоту природы и произведения искусства. Примером такого сада может быть чайный сад во дворце Хидэеси (1536-1598).

      Устройство  садов на небольшой территории отточило искусство выращивания карликовых деревьев - бонсай. С помощью специального режима поливки, того или иного состава почвы японцы выращивали деревья и кустарники нужного размера и формы, с определенным оттенком листвы. Стопятидесятилетние деревья, скалы и камни, модели дворцов и храмов - все это могло поместиться на блюде и украсить любой интерьер.

      Японский сад (или парк) существует трех видов:

      1) сад с холмами и водоемами;

      2) плоский сад с водоемами и  островами;

      3) плоский сад без водоемов. 

      В японских трактатах по садово-парковому  искусству рекомендовался следующий  баланс территории дворцово-паркового ансамбля:

      1) под здания — 40 % от общей территории;

      2) под открытые пространства сада  или парка —30%;

      3) под закрытые пространства —  30%. 

      Создатели садов и парков стремятся к  копированию природы, к естественному  равновесию, гармонии свободного и  заполненного пространств, предпочитают мягкость общего зеленого или серого тонов. В японском саду нет скульптуры, ее роль играют скалы и камни. А солистами служат каменные фонари, мосты, мощение из плит.

      В Японии существовали в основном четыре типа садов:

      1} императорские;

      2) сады при монастырях;

      3) миниатюрные садики при жилых  домах;

      4) сады чайных церемоний. 

      В заключение о садово-парковом искусстве  Японии можно сказать следующее.. Создатели парков стремились к естественному  равновесию и гармонии свободного и  заполненного пространств; они отдавали предпочтение мягкости общего тона, в частности гармонии матового зеленого или серого общего тона. Эти тона излучают ту особую прелесть, которой отличаются произведения искусства, выдержавшие испытание временем, например изделия из почерневшего от старости серебра. В садово-парковом искусстве мох, покрывший скалы и деревья,- это последний, одобряющий штрих природы. Из характерных приемов садово-паркового строительства Японии необходимо отметить такие: использование мотивов или тем, подсказанных природой; включение в композиции озер и потоков, камней; подстрижка деревьев.

Информация о работе Садово-парковое искусство Японии