Рыцарская культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 10:07, реферат

Описание работы

В средневековой культуре наряду с доминирующем религиозным идеалом начиная с X века складывается рыцарское движение. Главная задача, возникающая перед нами, состоит в том, чтобы как можно глубже изучить рыцарскую культуру, возможно, в каком-то аспекте переосмыслить этот феномен Средневековья.

Работа содержит 1 файл

рыц к-ра реферат.doc

— 148.50 Кб (Скачать)


1. Введение

 

В средневековой культуре наряду с доминирующем религиозным идеалом начиная с X века складывается рыцарское движение. Главная задача, возникающая перед нами, состоит в том, чтобы как можно глубже изучить рыцарскую культуру, возможно, в каком-то аспекте переосмыслить этот феномен Средневековья.

Рыцарское движение хотя и формировалось вокруг выполнения военной функции (защита синьора, война за веру), однако помимо культивирования духа воинственности, силы, мужества, самоотверженности, презрения к смерти, рассматривались и раскрывались общезначимые устремления как преданное служение прекрасной даме, культ естественной любви, право на земное счастье, благородство, обостренное чувство личного достоинства, прямодушие.

Целью нашего исследования неоднократно будет являться рыцарское мировоззрение и мировосприятие. Именно через эту систему взглядов на мир, мы сможем полнее понять сущность феномена рыцарской культуры.

Методами изучения и анализа послужат нам дошедшие до нас исторические и художественные материалы, всевозможная учебная литература по средневековой культуре, а также научно-исследовательские работы, и журнальные статьи.

 

2. Общая характеристика средневековой эпохи

 

Средними веками культурологи называют длительный период в истории Западной Европы между Античностью и Новым Временем. Этот период охватывает более тысячелетия с V по XV в.

Внутри тысячелетнего периода Средних веков принято выделять по меньшей мере три периода. Это:

- Раннее Средневековье, от начала эпохи до 900 или 1000 годов (до Х—XI веков);

- Высокое (Классическое) Средневековье. От X—XI веков до примерно XIV века;

-Позднее Средневековье, XIV и XV века.

Раннее Средневековье — время, когда в Европе происходили бурные и очень важные процессы. Прежде всего, это — вторжения так называемых варваров (от латинского barba — борода), которые уже со II века нашей эры постоянно нападали на Римскую империю и селились на землях ее провинций. Эти вторжения закончились падением Рима.

Новые западноевропейцы при этом, как правило,принимали христианство, которое в Риме к концу его существования было государственной религией. Христианство в различных его формах постепенно вытесняло языческие верования на всей территории Римской империи, и этот процесс после падения империи отнюдь не прекратился. Это второй важнейший исторический процесс, опре­делявший лицо раннего Средневековья в Западной Европе.

Третьим существенным процессом было формирование на территории бывшей Римской империи новыхгосударственных образований, создававшихся теми же «варварами». Многочисленные франкские, германские, готские и прочие племена были на деле не та­кими уж дикими. Большинство из них уже имели зачатки государственности, владели ремеслами, включая земледелие и металлургию, были организованы на принципах военной демократии. Племенные вожди стали провозглашать себя королями, герцогами и т. д., посто­янно воюя друг с другом и подчиняя себе более слабых соседей. На Рождество 800 года король франков Карл Великий был коронован в Риме католическим папой как император всего европейского запада. Позднее (900 год) Священная Римская империя распалась на бесчисленное множество герцогств, графств, маркграфств, епископств, аббатств и прочих уделов. Их властители вели себя как вполне суверенные хозяева, не считая нужным подчиняться никаким императорам или королям. Однако процессы формирования государственных образований продолжались и в последующие периоды. Характерной особенностью жизни в раннее Средневековье были постоянные грабежи и опустошения, которым подвергались жители Священной Римской империи. И эти грабежи и набеги существенно замедляли экономическое и культурное развитие.

В период классического, или высокого Средневековья Западная Европа начала преодолевать эти затруднения и возрождаться. С Х века сотрудничество по законам феодализма позволило создать более крупные государственные структуры и собирать достаточно сильные армии. Благодаря этому удалось остановить вторжения, существенно ограничить грабежи, а затем и перейти постепенно в наступление. В 1024 году крестоносцы отняли у византийцев Восточную Римскую империю, а в 1099 году захватили у мусульман Святую землю. Правда, в 1291 году и то и другое были опять потеря­ны. Однако из Испании мавры были изгнаны навсегда. В конце концов западные христиане завоевали господство над Средиземным морем и его островами. Многочисленные миссионеры принесли хри­стианство в королевства Скандинавии, Польши, Богемии, Венгрии, так что эти государства вошли в орбиту западной культуры.

Наступившая относительная стабильность обеспечила воз­можность быстрогоподъема городов и общеевропейской экономики. Жизнь в Западной Европе сильно изменилась, общество быстро утрачивало черты варварства, в городах расцветала духовная жизнь. В целом европейское общество стало намного более богатым и цивилизованным, чем во времена античной Римской империи. Выдающуюся роль в этом играла христианская церковь, которая тоже развивалась, совершенствовала свое учение и организацию. На базе художественных традиций Древнего Рима и прежних вар­варских племен возникло романское, а затем блестящее готическое искусство, причем наряду с архитектурой и литературой развивались все другие его виды — театр, музыка, скульптура, живопись, литература. Именно в эту эпоху были созданы, например, такие шедевры литературы, как «Песнь о Роланде» и «Роман о Розе». Особенно большое значение имело то, что в этот период западноевропейские ученые получили возможность читать сочинения античных греческих и эллинистических философов, прежде всего Аристотеля. На этой основе зародилась и выросла великая философская система Средневековья — схоластика.

Позднее Средневековье продолжило процессы формирования европейской культуры, начавшиеся в период классики. Однако ход их был далеко не гладким. В XIV—XV веках Западная Европа неоднократно переживала великий голод. Многочисленные эпидемии, особенно бубонной чумы («Черная смерть»), тоже принесли не­исчерпаемые человеческие жертвы. Очень сильно замедлила развитие культуры Столетняя война. Однако в конце концов города возрождались, налаживалось ремесло, сельское хозяйство и торговля. Люди, уцелевшие от мора и войны, получали возможность устраивать свою жизнь лучше, чем в предыдущие эпохи. Феодальная знать, аристократы, стали вместо замков строить для себя великолепные дворцы как в своих поместьях, так и в городах. Новые богачи из «низких » сословий подражали им в этом, создавая бытовой комфорт и соответствующий стиль жизни. Возникли условия для нового подъема духовной жизни, науки, философии, искусства, особенно в Северной Италии. Этот подъем с необходимостью вел к так называемому Возрождению или Ренессансу.

3.Социальное устройство

 

3.1. История слова.

Совершим небольшой экскурс в лингвистику.«Рыцарь» в переводе с немецкого означает «всадник».Строго говоря,немецкое словоRitterстало широко использоваться для обозначения рыцарства ближе к концу Средневековья.Поначалу же рыцарь именовался на латинский манер miles(воин). Этот термин,пришедший в средневековую латынь из позднелатинского языка, в эпоху Темных веков означал либо просто военного,либо, в более широком смысле,практически любого человека,находящегося на королевской службе.

Карл Мартелл,первый военный реформатор из династии Каролингов,придал этому термину дополнительный смысл. В его правление словом milesстали называть в первую очередь военную элиту,тех, кто мог позволить себе приобрести боевого коня и соответствующее вооружение.Карл при этом не особенно интересовался происхождением воина. При нем любой свободный человек, достаточно обеспеченный,чтобы служить в элитных частях каролингской армии — в кавалерии,— именовался«рыцарем», или«конным всадником»(caballarius).Латинское словоmilesперешло в разряд титулов несколько позже, уже в эпоху Карла Великого, когда во Франкской империи вновь про­снулся интерес к латинской культуре.

 

3.2.Как определить рыцаря.

Выше уже приводилась формулировка понятия «рыцарь»в терминах сред­невековых юристов — «свободный человек, два поколения предков которого носили оружие».Мы успели убедиться в том, что ограничения,которые накладывало это определение,были весьма условными: к рыцарскому сословию мог присоединиться и несвободный-министериал,и свободный че­ловек практически из любого социального слоя. Остается,однако, невыясненным,что же позволяло людям, различным и по богатству,и по общественному положению(последнее в средние века играло особенно важную роль),причислять себя к одному и тому же сообществу«воинов», milites.

Упомянутый чуть выше «образ жизни» — вот,пожалуй, единственный до конца надежный(при всей своей расплывчатости)критерий принадлежности к рыцарству.

Итак, рыцарь,miles,а в более позднее время caballarius— «конный воин», — человек,стоящий между«свободным»и «несвободным»,между духовной особой и мирским человеком.Рыцарство стало подлинным феноменом Средневековья именно благодаря совершенно особому промежуточному общественному статусу. Рыцарь не является полностью свободным человеком,поскольку выполняет приказы своего господина —будь то ко­роль,командующий министериалом,или сеньор,отдающий приказ вассалу. Но рыцарь служит гос­подину по доброй воле,самостоятельно принеся клятву вассальной верности. В силу своих обязанностей он носит оружие,и это отличает его не только от зависимых людей, но и от,многих свободных.

Но еще более интересно деление по другому признаку.Воин — безусловно не особа духовного звания, поскольку его профессия— военное дело.Но в средние века рыцарей не относили и к мирскому люду. При всем стремлении средневекового у сознания поделить весь мир на две части(Бог и Дьявол,мирское и небесное,церковь и миряне)воины выпадают из этой стройной и не лишенной внутренней логики системы.Как раз такое деление и помогает уяснить сущность рыцарства в Средние века.

Рыцарская культура средневекового Запада начала формироваться в X—XIIIвеках. Основной идеей этой культуры стал образ рыцаря как защитника:сначала — просто защитника слабых и беспомощных от вполне реального внешнего врага,а затем — как защитника христианского мира в целом.Враги, угрожавшие христианскому миру, в изобилии находились во все века —от арабов на юго-востоке континента и на Ближнем Востоке до венгров на востоке владений христианского мира рубежа тысячелетий.Пожалуй, можно с большой долей уверенности утверждать:рыцарство стало рыцарством в полной мере лишь тогда,когда осознало себя духовным братством,связанным невидимыми узами и обязанностью защищать братьев по вере.

Эта концепция превосходно подкреплялась и с юридической точки зрения— в том смысле,что рыцарь должен был обладать наследственным правом на ношение оружия, а следовательно,и навыками обращения с оружием. Как раз в ту эпоху,в X—XIвеках, понятие рыцаря, ставшее почетным и кое-где даже вытеснившее традиционные титулы дворянства,включает в себя не только тех,кто действительно с оружием в руках охранял границы государства или графства,но также и тех,кто скитался по всей Западной Европе в поисках службы у богатого сеньора или при каком-нибудь войске. Образ жизни рыцаря— это образ жизни человека,полностью посвятившего себя воинскому делу. К концуXI — началу XII века среди рыцарей было сравнительно немного тех,кто сам работал на собственном поле: рыцари либо разорялись и пускались скитаться, либо богатели, приобретали крупные феоды,получали за службу в войске сеньора бенефиции и перепоручали хозяйственные дела своим зависимым людям. Воинское ремесло отнимало у воинов все больше и больше времени. Престиж конного воина возрастал по мере того, как кавалерия становилась главной ударной силой любой армии, а значение пехоты постепенно снижалось. В армиях некоторых западноевропейских государств того времени конные воины даже получали денежное жалованье,что подчеркивало их особое положе­ние.

Обедневший рыцарь, не нашедший себе места при войске, мог наняться, к примеру, охранять ку­печеский караван. И поскольку он и здесь выступал в роли защитника других людей,никто не мог ос­порить его право называться рыцарем. Точно так же, на основе немногочисленных формальных тре­бований,рыцарями смело называли себя участники многочисленных полуразбойничьих групп, скитав­шихся по дорогам христианского мира.

 

3.3. «Конные воины».

Почти каждый знатный человек в эпоху Раннего Средневековья был военным.В эпоху смут и междоусобиц,окончания которой в Европе не предвиделось,военные услуги были главным,чего требовал сеньор от своего вассала, давая тому феод «на прокормление».Во всей Западной Евро­пе, государства которой возникли из Франкской империи, основу войска составляла тяжелая кон­ница,созданная еще франкскими королями.

Рыцарь должен был явиться на службу к своему сеньору полностью экипированным и на собствен­ном боевом коне.Основу рыцарского вооружения составляло холодное оружие.В первую очередь,это был меч —знак принадлежности его обладателя к военной знати.Длинный железный меч вошел в обиход европейского рыцарства как наследие древ­них германцев, в свое время убедительно доказав­ших превосходство длинного колюще-рубящего оружия над короткими бронзовыми гладями рим­лян.Меч вручался рыцарю в момент посвящения,в ходе особой торжественной церемонии.Кроме меча,рыцарь должен был владеть навыками обра­щения с копьем, палицей и боевой секирой.Секи­ры и палицы,впрочем, довольно быстро вышли из употребления(возможно, из-за их «неблагород­ства»).

Тяжелая конница средневековой армии называ­ется«тяжелой» с полным основанием.Примерно к X—XIвекам по всей Европе распространилась же­лезная броня,вытеснившая кожаные латы.Тело рыцаря прикрывала кольчуга или металлический панцирь с изогнутыми пластинами,позволявшими направить в сторону удар вражеского копья. Боль­шой деревянный щит с набитыми на него метал­лическими плашками также был неотъемлемой ча­стью рыцарской амуниции. На щите, как правило,изображались знаки или гербы,призванные обо­значить имя рыцаря, его принадлежность к опре­деленному знатному семейству.Иногда вассал по­мещал на щите герб своего сеньора. С течением времени рыцари полностью оделись в металличес­кую броню: голову защищал шлем с решетчатым забралом, на руках были кольчужные перчатки, на ногах — чулки из металлических колец, позволяю­щих сгибать колени.

Подобная экипировка требовала недюжинной физической силы и выносливости.Ведь во время боя требовалось не только таскать на себе тяжелые доспехи, но и сражаться с противником.Рыцарь обязан был владеть навыками и конного боя,и пешей схватки.Поэтому юноши из знатных семей начинали обучаться военному делу с самого дет­ства.Основу обучения составляли физическая под­готовка и основные навыки обращения с оружием. По достижении юношеского возраста отпрыск знатного семейства отправлялся в услужение к кому-нибудь из рыцарей в качестве оруженосца и приобщался к тайнам воинского искусства.Юно­шу-оруженосца,который хорошо зарекомендовал себя в течение нескольких лет службы,посвящали в рыцари. Ему вручали меч,с которым он не дол­жен был отныне расставаться.

Главным достоянием рыцаря был конь. Хорошо обученный боевой конь сам по себе представлял грозную силу.Рыцарские жеребцы подвергались,как и их хозяева,огромным физическим нагруз­кам.Чтобы защитить коня во время боя, была со­здана броня и для животного. В разных странах в разное время это была либо сравнительно дешевая кольчужная сетка, покрывавшая спину и грудь коня, либо массивная броня из металлических пла­стин, закрывавшая от возможных ударов практи­чески все тело животного.Рыцарские кони ушли в небытие вместе с рыцарским войском, и нам сегод­ня остается только предполагать,что это были мощные животные,предки современных коней-тя­желовозов.

Информация о работе Рыцарская культура