Русское искусство при первых Романовых

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 16:09, реферат

Описание работы

После смерти Ивана Грозного Россия испытывала сложное время неурядиц, безвластия и бедствий – Смутное время. В 1613 г. после неоднократных попыток русского общества преодолеть Смуту на русском престоле оказались бояре Романовы.

Работа содержит 1 файл

Русское искусство при первых Романовых.doc

— 39.50 Кб (Скачать)

Русское искусство при первых Романовых (реферат)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ    3 
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ XVII ВЕКА    5 
2. РАЗВИТИЕ РУССКОГО ИССКУСТВА ПРИ ПЕРВЫХ РОМАНОВЫХ    8 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ    25 
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ    26

 

 

Введение

 

 

После смерти Ивана Грозного Россия испытывала сложное время неурядиц, безвластия и бедствий – Смутное время. В 1613 г. после неоднократных попыток  русского общества преодолеть Смуту  на русском престоле оказались бояре  Романовы.

Историческая  заслуга бояр Романовых заключается в том, что они смогли подняться над своими узкоэгостическими интересами понимания общенациональных задач. Они смогли увидеть основные внутренние и внешние проблемы России и решить их.

В эпоху  правления первых Романовых произошли  такие важные события, как принятие первого печатного законника России (Соборное Уложение), была проведена церковная реформа, произошло воссоединение Украины и России.

Благодаря усилиям Михаила Федоровича и  Алексея Михайловича Романовых, к концу ХVII в. Россия достигла политической стабильности, определённого экономического благосостояния. Первые Романовы смогли укрепиться на престоле и положили начало второй правящей династии в России - династии Романовых. К правлению первых Романовым историки относят периоды правления Михаила Фёдоровича (1613-1645 гг.) и его сына Алексея Михайловича (1645-1676 гг.).

Эволюционные  процессы, происходившие в общественном и государственном строе, ломка  традиционного мировоззрения, выросший интерес к окружающему миру, тяга к «внешней премудрости» - наукам и накопление знаний отразились на характере культуры. Для периода правления

При правлении  первых Романовых происходят следующие  глобальные изменения в культуре и искусстве: 1) рушатся иконографические каноны; 2) достигает апогея любовь к декоративной проработке деталей и полихромии в архитектуре; 3) происходит сближение культового и гражданского строительства, приобретшего невиданный размах; 4) идет процесс «обмирщения» искусства, то есть освобождения от церковного влияния.

Таким образом, тема данной работы является актуальной, так как период правления первых Романовых характеризуется значительными изменениями и новшествами,  в частности в сфере культуры и искусства. Поэтому данный период представляет большой интерес для изучения.

Целью работы является изучение русского искусства при первых Романовых.

Соответственно, в  работы были поставлены следующие задачи:

- дать общую характеристику  русской культуры XVII века;

-  изучить развитие русского искусства при первых Романовых.  

1. Общая характеристика русской культуры XVII века

 

 

Россия в XVII в. сделала  первые попытки расстаться со стариной, осуществить реформы, способные  вывести страну на современные, с  точки зрения европейской, позиции. Неудивительно поэтому, что XVII в. оказался переломным и в истории русской культуры, для которой становилось характерным "обмирщение", усиление интереса к личности человека, а также намечающееся сближение с западной культурой. Большую роль в развитии новых черт русской культуры сыграли события Смутного времени, втянувшие в свой водоворот массы людей, обогатившие их новым опытом, ближе познакомившие с европейским бытом и традициями.

Смута заканчивается  с избранием и венчанием на царство Михаила Федоровича Романова, однако войны и последующее восстановление страны затянулись более чем на десятилетие.

Сочетанием "старины  и новизны" отмечены архитектура  и изобразительное искусство  в период правления первых Романовых. Основным строительным материалом оставалось дерево, в то же время возрастало число каменных построек. Одна из наиболее известных деревянных построек второй половины XVII в. - царский дворец в подмосковном селе Коломенское. Увеличивается число общественных зданий государственного и торгового назначения. Каменные палаты начинают строить бояре[1].

В деревянном церковном  зодчестве преобладали шатровые храмы, приобретавшие все большую  декоративность. Стремление к внешней  красоте и нарядности свидетельствовало об усилении светского начала в архитектуре. Для украшения каменных храмов использовали новые строительные материалы: изразцы, фигурный кирпич, белый камень в сочетании с красным (узорочье). Проникновению светских начал в культовое зодчество сопротивлялось духовенство. Однако, несмотря на попытки запретить строительство каменных шатровых храмов, они продолжают возводиться (московские церкви Рождества в Путинках, Троицы в Никитинках, храмы в Ярославле, Муроме, Устюге). В то же время по инициативе патриарха Никона в традиционном монументальном стиле сооружаются ансамбли подмосковного Ново-Иерусалимского монастыря, Иверского на Валдае и др[2].

В конце XVII века в  церковном строительстве возникает  так называемое нарышкинское или  московское барокко, характерными чертами  которого были многоярусность, строгость  пропорций, пышность убранства зданий. Появляются церкви нового типа – центрические, высокие, увенчанные звонницей, вписанной в силуэт храма и украшенные изысканным резным белокаменным декором, также имеющим белорусско-североевропейское происхождение. Одна из наиболее известных построек в этом стиле - московская церковь Покрова в Филях, возведенная по инициативе дяди Петра Л. К. Нарышкина[3].

Несмотря на строгую  церковную регламентацию тем  и способов письма, процесс обмирщения затронул и живопись. Реалистические тенденции отчетливо проявились в творчестве Симона Ушакова, в течение 30 лет фактически возглавлявшего живописное дело. Живые, одухотворенные человеческие лица глядят на нас с его икон "Спас нерукотворный", "Вседержитель", "Троица". В рамках церковной живописи развивался бытовой жанр (фрески ярославских мастеров, на которых изображены обыденные явления мирской жизни), парсуна (портретные изображения), пейзаж, служивший фоном для икон. В 1672 г. появился первый придворный театр, в котором разыгрывались пьесы на библейские и исторические сюжеты.

Для столичной иконописи  времени Михаила Федоровича характерно дальнейшее развитие так называемой "строгановской школы", берущей  

 

 

[1] Бычков В. В. Русская средневековая эстетика XI-XVII века. М.: Стик.- 2002. - С. 29.

[2] Ильин М.А. Каменная летопись Московской Руси. Светские основы каменного зодчества XV-XVII в.в. - М.: Просвещение. - 1986.-  С. 92.

[3] Ильин М.А. Москва. Памятники архитектуры XIV-XVII веков.- М.: Просвещение. - 1983.- C. 112. 

 


Информация о работе Русское искусство при первых Романовых