Романтизм как метод и направление в художественной культуре

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 17:07, реферат

Описание работы

Романтизм как метод и направление в художественной культуре был явлением
сложным и противоречивым. В каждой стране он имел яркое национальное
выражение. В литературе, музыке, живописи и театре нелегко найти черты,
объединяющие Шатобриана и Делакруа, Мицкевича и Шопена, Лермонтова и
Кипренского.

Работа содержит 1 файл

Романтизм как метод и направление в художественной культуре был явлением.docx

— 27.91 Кб (Скачать)

Романтизм как метод  и направление в художественной культуре был явлением

сложным и противоречивым. В каждой стране он имел яркое национальное

выражение. В литературе, музыке, живописи и театре нелегко  найти черты,

объединяющие Шатобриана и Делакруа, Мицкевича и Шопена, Лермонтова и

Кипренского.

Романтики занимали разные общественные и политические позиции в обществе. Они

все бунтовали против итогов буржуазной революции, но бунтовали  по-разному,

так как у каждого  был свой идеал. Но при всей многоликости и многообразии у

романтизма есть устойчивые черты.

Разочарование в  современности порождало у романтиков особый интерес к

прошлому: к добуржуазным общественным формациям, к патриархальной старине.

Многим романтикам было свойственно представление, что  живописная экзотика стран

юга и востока  – Италии, Испании, Греции, Турции –  является поэтическим

контрастом скучной  буржуазной обыденности. В этих странах, тогда еще мало

затронутых цивилизацией, романтики искали яркие, сильные характеры, самобытный,

красочный жизненный  уклад. Интерес к национальному  прошлому породил массу

исторических произведений.

Стремясь как бы подняться над прозой бытия, раскрепостить  многообразные

способности личности, предельно самореализоваться в творчестве, романтики

выступали против формализации искусства и прямолинейно-рассудительного  к нему

подход, свойственных классицизму. Все они исходили от отрицания Просвещения

и рационалистических канонов классицизма, которые сковывали  творческую

инициативу художника. И если  классицизм все делит  по прямой, на плохое и

хорошее, на черное и  белое, то романтизм по прямой ничего не делит. Классицизм

- это система,  а романтизм - нет. Романтизм  продвинул продвижение нового

времени от классицизма  до сентиментализма, который показывает внутреннюю жизнь

человека в гармонии с огромным миром. А романтизм  противопоставляет внутреннему

миру гармонию. Именно с романтизма начинает появляться настоящий  психологизм.

Основной задачей  романтизма было изображение внутреннего  мира, душевной

жизни,  а это  можно было делать и на материале  историй, мистики и т.д. Нужно

было показать парадокс  этой внутренней жизни, ее иррациональность.

В своем воображении  романтики преображали неприглядную действительность или

же уходили в мир своих переживаний. Разрыв между мечтой и действительностью,

противопоставление  прекрасного вымысла объективной  реальности лежали в основе

всего романтического движения.

Романтизм впервые  ставит проблему языка искусства. “Искусство – язык совсем

иного рода, нежели природа; но и в нем заключена та же чудесная сила, которая

столь же тайно и  непонятно воздействует на душу человека” (Вакенродер и Тик).

Художник – толкователь  языка природы, посредник между  миром духа и людьми.

“Благодаря художникам человечество возникает как цельная  индивидуальность.

Художники через  современность объединяют мир прошедший с миром будущим. Они

являются высочайшим духовным органом, в котором встречаются  друг с другом

жизненные силы своего внешнего человечества а где внутреннее человечества

проявляется прежде всего”(Ф.Шлегель).

Однако романтизм  не был однородным течением: его  идейное развитие шло в

различных направлениях. Среди романтиков были реакционно настроенные

писатели, приверженцы  старого режима, которые воспевали  феодальную монархию и

христианство. С другой стороны, романтики с прогрессивным  мировоззрением

выражали демократический  протест против феодального и  всяческого гнета,

воплощали революционный  порыв народа к лучшему будущему.

Романтизм оставил  целую эпоху в мировой художественной культуре, его

представителями были: в литературе В.Скотт, Дж. Байрон, Шелли, В. Гюго, А.

Мицкевич, и др.; в  изобразительном искусстве Э. Делакруа, Т. Жерико, Ф.

Рунге, Дж. Констебл, У. Тернер, О. Кипренский и др.; в музыке Ф. Шуберт, Р.

Вагнер, Г.Берлиоз, Н. Паганини, Ф.Лист, Ф. Шопен и др. Они открыли и развили

новые жанры, обратили пристальное внимание к судьбам  человеческой личности,

раскрыли диалектику добра и зла, мастерски раскрыли человеческие страсти и

др.

Виды искусства  в своей значимости более или  менее уравнялись и дали

великолепные произведения искусства, хотя романтики в лестнице искусств

первенство отдавали музыке. 
 
 

Термином «романтизм» (франц. romantisme) обозначается обычно идейное и

художественное движение, возникшее в европейских странах  на рубеже 18 и 19 вв.

и получившее отражение  в различных областях науки и  искусства. Пришедший на

смену идеологии  Просвещения (см. Просвещения эпоха), Романтизм был порождён как

освободительным движением  народных масс, пробуждённым французской  буржуазной

революцией конца 18 в., борьбой против феодализма и  национального гнёта, так и

разочарованием широких  общественных слоев в результатах  этой революции и

всего капиталистического прогресса в целом. В идейной  программе Романтизма

нашли выражение  понимание ограниченности буржуазных про­светительских идеалов,

крушение надежд на победу провозглашённых революцией принципов «свободы,

равенства и братства», неудовлетворённость общественными  порядками

капиталистической эпохи, которые «оказались вызывающей горькое разочарование

карикатурой на блестящие  обещания просветителей» (Энгельс Ф.). Отрицание

современной действительности, критика капиталистической цивилизации  с её

господством «бессердечного чистогана» и новыми формами порабощения  народных

масс, обличение мещански косных и ограниченных сторон буржуазной духовной

культуры и быта составляют характерную черту Романтизма в целом. В отличие от

просветителей 18 в., горячо веривших в безусловность  исторического прогресса,

романтики столь  же односторонне видели преимущественно  теневую, негативную

сторону капиталистического развития. Разоблачение уродства и  прозы буржуазной

действительности, стремление к цельности развития чело­веческой личности и

гармоническому общественному  устройству были неразрывно связаны  у романтиков с

поисками новых  идеалов, приобретавших в условиях того времени иллюзорный,

утопический характер. В различной направленности этих исканий раскрывается

глубокая неоднородность романтического движения. Если прогрессивная  часть

романтиков обращалась в своих утопиях к будущему, возлагая надежды на

переустройство общественного  порядка, то представители консервативных групп в

Романтизме идеализировали добуржуазное, средневековое прошлое, которому

придавалась видимость  патриархальной идиллии. Идеализация  средневековья

характерна для  Романтизма в экономической науке (виднейший представитель –

швейцарский экономист  Ж. Сисмонди,), для ряда течений исторической. и

эстетической мысли (напр., для англ. историка Т. Карлейля и его последователей

– Дж. Рескина и прерафаэлитов, пытавшихся даже практически возродить

«свободное и творческое»  средневековое ручное ремесло). Смутность,

иллюзорность романтических  идеалов обусловливали сентиментальный  характер

романтической критики  капитализма. Романтика, – писал  В. И. Ленин,

противопоставляя  научную критику капитализма  романтической, – вовсе не

интересует изучение действительного процесса и выяснение  его; ему нужна лишь

мораль против этого  процесса». Противоречия Романтизма. находились в историч.

соответствии с  идеологией широких общественных движений 1-й половины 19 в.

Огромное влияние  на формирование Романтизма оказали  национально-освободительные

войны против наполеоновской Франции, которые «носили двойственный характер:

возрождения и реакции  в одно и то же время» (Маркс К.). Эта двойственность

накладывала печать и на романтическую идеологию  этого перио­да, в которой

подлинный пафос  освободительной борьбы сочетался  во многих случаях с

поэтизацией «иллюзий прошлого». Дальнейшее углубление про­тиворечий внутри

Романтизма в значительной мере находит объяснение в исторической незрелости

революционно-освободительной  борьбы до 1848 и её идейной программы, в

частности идей утопического социализма, программы декабристов  в России и др.

Но именно в силу своей глубокой связи с освободительными движениями

романтическое искусство  в его высших достижениях было проникнуто

воодушевлением борьбы за свободу и независимость народов, за народные

интересы.

Широкая постановка вопросов народности – одна из основных исторических заслуг

Романтизма. В борьбе против рационалистической отвлечённости  эстетики

дворянских академий, против канонизированной политической, этической и

эстетической теории идеологов феодальной монархии передовые  романтики

опирались на опыт таких  представителей просветительства, как  Ж. Ж. Руссо, И.

Г. Гердер, А. Н. Радищев, на творчество молодых И. В. Гёте и  Ф. Шиллера.

Романтики не только теоретически ставили вопросы народности, провели большую

работу по изучению народного языка, собиранию и  публикации образцов

народного творчества, но и использовали широко национальные народные

традиции в своём  искусстве. Они критиковали капитализм за его

антинародность, в  частности за уничтожение своеобразных народных форм

культуры и быта. Вместе с тем они уделяли большое  внимание критике подавления

личности, попирания  её прав при капитализме. Утверждение  самостоятельной

ценности человека и его духовного мира, борьба за свободу личности занимали

важное место в  программе романтиков. С этой программой, имевшей как

положительные, так  и негативные стороны (индивидуалистические тенденции,

противопоставление  личности обществу у ряда романтиков) связана и борьба

Романтизма за свободу  творчества.

В области литературы и искусства Романтизм дал  наиболее значительные

результаты, хотя и  в этой области противоречия Романтизма сказались со всей

остротой. Романтики  объявили беспощадную борьбу омертвевшим

рационалистическим  канонам классицизма, его нормативному «прекрасному

идеалу», его догматизму. Отстаивая неограниченную свободу  творчества,

романтики стремились к яркому национальному и инди­видуальному своеобразию,

к правдивому выражению  характера, к постижению богатства  человеческих чувств.

Информация о работе Романтизм как метод и направление в художественной культуре