Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 17:07, реферат
Романтизм как метод и направление в художественной культуре был явлением
сложным и противоречивым. В каждой стране он имел яркое национальное
выражение. В литературе, музыке, живописи и театре нелегко найти черты,
объединяющие Шатобриана и Делакруа, Мицкевича и Шопена, Лермонтова и
Кипренского.
Романтизм как метод и направление в художественной культуре был явлением
сложным и противоречивым. В каждой стране он имел яркое национальное
выражение. В литературе, музыке, живописи и театре нелегко найти черты,
объединяющие Шатобриана и Делакруа, Мицкевича и Шопена, Лермонтова и
Кипренского.
Романтики занимали разные общественные и политические позиции в обществе. Они
все бунтовали против итогов буржуазной революции, но бунтовали по-разному,
так как у каждого был свой идеал. Но при всей многоликости и многообразии у
романтизма есть устойчивые черты.
Разочарование в
современности порождало у
прошлому: к добуржуазным общественным формациям, к патриархальной старине.
Многим романтикам было свойственно представление, что живописная экзотика стран
юга и востока – Италии, Испании, Греции, Турции – является поэтическим
контрастом скучной буржуазной обыденности. В этих странах, тогда еще мало
затронутых цивилизацией, романтики искали яркие, сильные характеры, самобытный,
красочный жизненный уклад. Интерес к национальному прошлому породил массу
исторических произведений.
Стремясь как бы подняться над прозой бытия, раскрепостить многообразные
способности личности, предельно самореализоваться в творчестве, романтики
выступали против формализации
искусства и прямолинейно-
подход, свойственных классицизму. Все они исходили от отрицания Просвещения
и рационалистических канонов классицизма, которые сковывали творческую
инициативу художника. И если классицизм все делит по прямой, на плохое и
хорошее, на черное и белое, то романтизм по прямой ничего не делит. Классицизм
- это система, а романтизм - нет. Романтизм продвинул продвижение нового
времени от классицизма до сентиментализма, который показывает внутреннюю жизнь
человека в гармонии с огромным миром. А романтизм противопоставляет внутреннему
миру гармонию. Именно с романтизма начинает появляться настоящий психологизм.
Основной задачей романтизма было изображение внутреннего мира, душевной
жизни, а это можно было делать и на материале историй, мистики и т.д. Нужно
было показать парадокс этой внутренней жизни, ее иррациональность.
В своем воображении
романтики преображали
же уходили в мир своих переживаний. Разрыв между мечтой и действительностью,
противопоставление
прекрасного вымысла
всего романтического движения.
Романтизм впервые ставит проблему языка искусства. “Искусство – язык совсем
иного рода, нежели природа; но и в нем заключена та же чудесная сила, которая
столь же тайно и непонятно воздействует на душу человека” (Вакенродер и Тик).
Художник – толкователь языка природы, посредник между миром духа и людьми.
“Благодаря художникам человечество возникает как цельная индивидуальность.
Художники через современность объединяют мир прошедший с миром будущим. Они
являются высочайшим духовным органом, в котором встречаются друг с другом
жизненные силы своего внешнего человечества а где внутреннее человечества
проявляется прежде всего”(Ф.Шлегель).
Однако романтизм не был однородным течением: его идейное развитие шло в
различных направлениях. Среди романтиков были реакционно настроенные
писатели, приверженцы старого режима, которые воспевали феодальную монархию и
христианство. С другой стороны, романтики с прогрессивным мировоззрением
выражали демократический протест против феодального и всяческого гнета,
воплощали революционный порыв народа к лучшему будущему.
Романтизм оставил
целую эпоху в мировой
представителями были: в литературе В.Скотт, Дж. Байрон, Шелли, В. Гюго, А.
Мицкевич, и др.; в изобразительном искусстве Э. Делакруа, Т. Жерико, Ф.
Рунге, Дж. Констебл, У. Тернер, О. Кипренский и др.; в музыке Ф. Шуберт, Р.
Вагнер, Г.Берлиоз, Н. Паганини, Ф.Лист, Ф. Шопен и др. Они открыли и развили
новые жанры, обратили пристальное внимание к судьбам человеческой личности,
раскрыли диалектику добра и зла, мастерски раскрыли человеческие страсти и
др.
Виды искусства в своей значимости более или менее уравнялись и дали
великолепные произведения искусства, хотя романтики в лестнице искусств
первенство отдавали
музыке.
Термином «романтизм» (франц. romantisme) обозначается обычно идейное и
художественное движение,
возникшее в европейских
и получившее отражение в различных областях науки и искусства. Пришедший на
смену идеологии Просвещения (см. Просвещения эпоха), Романтизм был порождён как
освободительным движением народных масс, пробуждённым французской буржуазной
революцией конца 18 в., борьбой против феодализма и национального гнёта, так и
разочарованием широких общественных слоев в результатах этой революции и
всего капиталистического прогресса в целом. В идейной программе Романтизма
нашли выражение понимание ограниченности буржуазных просветительских идеалов,
крушение надежд на победу провозглашённых революцией принципов «свободы,
равенства и братства»,
неудовлетворённость
капиталистической эпохи, которые «оказались вызывающей горькое разочарование
карикатурой на блестящие обещания просветителей» (Энгельс Ф.). Отрицание
современной действительности,
критика капиталистической
господством «бессердечного чистогана» и новыми формами порабощения народных
масс, обличение мещански косных и ограниченных сторон буржуазной духовной
культуры и быта составляют характерную черту Романтизма в целом. В отличие от
просветителей 18 в., горячо веривших в безусловность исторического прогресса,
романтики столь же односторонне видели преимущественно теневую, негативную
сторону капиталистического развития. Разоблачение уродства и прозы буржуазной
действительности, стремление к цельности развития человеческой личности и
гармоническому общественному устройству были неразрывно связаны у романтиков с
поисками новых идеалов, приобретавших в условиях того времени иллюзорный,
утопический характер. В различной направленности этих исканий раскрывается
глубокая неоднородность романтического движения. Если прогрессивная часть
романтиков обращалась в своих утопиях к будущему, возлагая надежды на
переустройство общественного порядка, то представители консервативных групп в
Романтизме идеализировали добуржуазное, средневековое прошлое, которому
придавалась видимость патриархальной идиллии. Идеализация средневековья
характерна для Романтизма в экономической науке (виднейший представитель –
швейцарский экономист Ж. Сисмонди,), для ряда течений исторической. и
эстетической мысли (напр., для англ. историка Т. Карлейля и его последователей
– Дж. Рескина и прерафаэлитов, пытавшихся даже практически возродить
«свободное и творческое» средневековое ручное ремесло). Смутность,
иллюзорность романтических
идеалов обусловливали
романтической критики капитализма. Романтика, – писал В. И. Ленин,
противопоставляя научную критику капитализма романтической, – вовсе не
интересует изучение действительного процесса и выяснение его; ему нужна лишь
мораль против этого процесса». Противоречия Романтизма. находились в историч.
соответствии с идеологией широких общественных движений 1-й половины 19 в.
Огромное влияние на формирование Романтизма оказали национально-освободительные
войны против наполеоновской Франции, которые «носили двойственный характер:
возрождения и реакции в одно и то же время» (Маркс К.). Эта двойственность
накладывала печать и на романтическую идеологию этого периода, в которой
подлинный пафос освободительной борьбы сочетался во многих случаях с
поэтизацией «иллюзий прошлого». Дальнейшее углубление противоречий внутри
Романтизма в значительной мере находит объяснение в исторической незрелости
революционно-освободительной борьбы до 1848 и её идейной программы, в
частности идей утопического социализма, программы декабристов в России и др.
Но именно в силу своей глубокой связи с освободительными движениями
романтическое искусство в его высших достижениях было проникнуто
воодушевлением борьбы
за свободу и независимость
интересы.
Широкая постановка вопросов народности – одна из основных исторических заслуг
Романтизма. В борьбе против рационалистической отвлечённости эстетики
дворянских академий, против канонизированной политической, этической и
эстетической теории идеологов феодальной монархии передовые романтики
опирались на опыт таких представителей просветительства, как Ж. Ж. Руссо, И.
Г. Гердер, А. Н. Радищев, на творчество молодых И. В. Гёте и Ф. Шиллера.
Романтики не только теоретически ставили вопросы народности, провели большую
работу по изучению народного языка, собиранию и публикации образцов
народного творчества, но и использовали широко национальные народные
традиции в своём искусстве. Они критиковали капитализм за его
антинародность, в частности за уничтожение своеобразных народных форм
культуры и быта. Вместе с тем они уделяли большое внимание критике подавления
личности, попирания её прав при капитализме. Утверждение самостоятельной
ценности человека и его духовного мира, борьба за свободу личности занимали
важное место в программе романтиков. С этой программой, имевшей как
положительные, так и негативные стороны (индивидуалистические тенденции,
противопоставление личности обществу у ряда романтиков) связана и борьба
Романтизма за свободу творчества.
В области литературы и искусства Романтизм дал наиболее значительные
результаты, хотя и в этой области противоречия Романтизма сказались со всей
остротой. Романтики объявили беспощадную борьбу омертвевшим
рационалистическим канонам классицизма, его нормативному «прекрасному
идеалу», его догматизму. Отстаивая неограниченную свободу творчества,
романтики стремились
к яркому национальному и инди
к правдивому выражению характера, к постижению богатства человеческих чувств.
Информация о работе Романтизм как метод и направление в художественной культуре