Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 20:26, доклад
Идейное и художественное движение в европейской и американской культуре конца 18—1-й половины 19 вв. Зародившийся в качестве реакции на рационализм классицизма и философии Просвещения, утвердившийся в эпоху революционной ломки феодального общества, прежнего, миропорядка, романтизм (и как особый вид мировоззрения, и как художественное направление) стал одним из наиболее сложных и внутренне противоречивых явлений в истории культуры.
1. Введение……………………………………………………………………………..3
2. Личностное развитие эпохи романтизма…………………………………………..3
3. Сравнение эпохи романтизма и классицизма……………………………………..4
4. Особенности французского романтизма…………………………………………..4
5. Основные характеристики немецкого романтизма……………………………….5
6. Развитие романтизма в музыке…………………………………………………….5
7. Романтизм в литературе……………………………………………………………6
8. Эпоха романтизма в русской литературе………………………………………...7
9. Романтизм в живописи……………………………………………………………..7
10. Развитие театра эпохи романтизма……………………………………………….8
11. Заключение…………………………………
В литературе возникают образы игроков - людей, которые играют с судьбой. Можно вспомнить такие произведения европейских писателей, как “Игрок” Гофмана, “Красное и черное” Стендаля ,а в русской литературе это “Пиковая дама” Пушкина, “Игроки” Гоголя, “Маскарад” Лермонтова.
В 1819 году свет увидел главный труд Артура Шопенгауэра "Мир как воля и представление", довольно важное событие для всего направления. Книга поразила современников глубочайшим пессимизмом. Автор утверждал, что история человечества лишена всякого смысла. Не разум, а слепая воля к жизни, жестокая и иррациональная, правит обществом. Свободным человека делает лишь смерть, небытие, самоуничтожение.
В Англии его первыми представителями являются поэты «Озёрной школы», Вордсворт и Кольридж. Они установили теоретические основы своего направления, ознакомившись во время путешествия по Германии с философией Шеллинга и взглядами первых немецких романтиков. Ярким представителем английского романтизма является Байрон, который, по выражению Пушкина, «облек в унылый романтизм и безнадежный эгоизм». Его творчество проникнуто пафосом борьбы и протеста против современного мира, воспеванием свободы и индивидуализма.Также к английскому романтизму относится творчество Шелли, Джона Китса, Уильяма Блейка.
Романтизм в русской литературе
В русском романтизме появляется свобода от классических условностей, создается баллада, романтическая драма. Утверждается новое представление о сущности и значении поэзии, которая признается самостоятельной сферой жизни, выразительницей высших, идеальных стремлений человека; прежний взгляд, по которому поэзия представлялась пустой забавой, чем-то вполне служебным, оказывается уже невозможным.
Ранняя поэзия А. С. Пушкина также развивалась в рамках романтизма. Вершиной русского романтизма можно считать поэзию М. Ю. Лермонтова, «русского Байрона». Философская лирика Ф. И. Тютчева является одновременно и завершением, и преодолением романтизма в России.
Главные представители романтизма во Франции (Шатобриан, Ж.Сталь, Ламартин, Виктор Гюго, Альфред де Виньи, Проспер Мериме, Жорж Санд), Италии (Н. У. Фосколо, А. Мандзони, Леопарди), Польше (Адам Мицкевич, Юлиуш Словацкий, Зыгмунт Красиньский, Циприан Норвид) и в США (Вашингтон Ирвинг, Фенимор Купер, У. К. Брайант, Эдгар По, Натаниэль Готорн, Генри Лонгфелло, Герман Мелвилл).
Романтизм в живописи
Развитие романтизма в живописи протекало в острой полемике с приверженцами классицизма. Романтики укоряли своих предшественников в «холодной рассудительности» и отсутствии «движения жизни». Первые предвестия Романтизма можно видеть уже в позднем творчестве испанского художника Ф. Гойя, исполненном страстного протеста против феодального и национального гнёта и насилия, а во Франции - в некоторых романтически взволнованных портретах, созданных Ж. Л. Давидом в период буржуазной революции конца 18 в., в ранних, полных напряжённого драматизма батальных картинах и портретах А. Ж. Гро в проникнутых мечтательным лиризмом произведениях П. Прюдона
Наиболее последовательная и прогрессивная романтическая школа сложилась во Франции в период Реставрации и Июльской монархии в упорной борьбе с догматизмом и рационалистической отвлечённостью официального искусства академического классицизма. Основателем школы явился Т. Жерико (1791 - 1824), смелый новатор в живописи, в творчестве которого всё более нарастали тенденции демократизма и критического реализма, а признанным главой её стал с 20-х гг. 19 в. Э. Делакруа создавший ряд картин, проникнутых революционным пафосом наиболее полно и ярко воплотивший прогрессивные тенденции Романтизма. Враждебные будничной буржуазной действительности, французские романтики обращались преимущественно к исключительным событиям современности и особенно исторического прошлого, к экзотике востока, к литературным образам Шекспира, Байрона, Гёте и т. д. В портрете их привлекали яркие индивидуальности, напряжённая духовная жизнь человека, в пейзаже - стихийная мощь природы. Отстаивая неограниченную свободу творчества, романтики стремились к мятежной страстности и героической приподнятости образов, к напряжённо-выразительной, взволнованной передаче натуры в её неповторимых проявлениях. В противовес классицизму, они культивировали свободную, динамичную и живописную композицию, изображение бурного движения и безграничного пространства, насыщенный колорит, основанный на контрастах света и цвета, быструю лёгкую манеру письма. Слабыми сторонами романтической школы были разрыв между высокими идеалами и будничной жизнью, приводивший нередко к трагическому пессимизму, идеализация далёких от повседневности явлений, склонность к субъективной трактовке образов, к необычным, подчас театральным эффектам. Реакционный Романтизм с его культом средневековья, монархии и религии нашёл проявление в творчестве многих французских художников и повлиял даже на лидера враждебного романтического классицизма Д. Энгра и его учеников.
В России романтические черты и тенденции проявились у многих мастеров. Романтическая приподнятость и взволнованная страстность образа характерны для творчества переселившегося в Россию Орловского, для многих портретов О. А. Кипренского увлечение романтическими мотивами - для некоторых произведений Ф. П. Толстого. Существенное влияние оказал Романтизм на формирование русского реалистического пейзажа, что сказалось в работах И. Айвазовского. Наиболее яркое выражение романтической идеи и приёмы нашли в творчестве К. П. Брюллова, пришедшем в столкновение с господствовавшей системой академического классицизма и сыгравшем важную роль в развитии русского искусства на пути к реализму. Романтические тенденции консервативного характера сказались в творчестве некоторых представителей академизма -Ф. А. Бруни, и так называемой брюлловской школы.
Главные представители романтизма в изобразительном искусстве живописцы Э. Делакруа, Т. Жерико, Ф. О. Рунге, К. Д. Фридрих, Дж. Констебл, У. Тернер, в России О. А. Кипренский, А. О. Орловский, И.К. Айвазовский.
В архитектуре Романтизм получил слабое отражение, наложив печать главным образом на направление так называемой ложной готики.
ЛОЖНАЯ ГОТИКА (псевдоготика), направление в архитектуре 18-19 вв., возрождавшее архитектурные формы и декоративные мотивы готики. Предромантический декоративный характер носила в 18 -- нач. 19 вв. (постройки В. И. Баженова и М. Ф. Казакова, использовавших как готические, так и русские средневековые мотивы).
Романтизм и Театр.
Под воздействием освободительного движения 10 - 30-х гг. 19 в. в театре различных европейских стран формируется прогрессивное направление Романтизма, главным содержанием которого является протест против несправедливости существующего строя Общественный пафос прогрессивного Романтизма порождал в искусстве актёров бурную эмоциональность, яркую драматичную экспрессию. Для романтических актёров характерен культ сильной, свободной личности, высокого морального подвига и одновременно - трагическое обострение сценического образа, проистекающее из ощущения одиночества человека. Отсюда - одностороняя гиперболизация чувств, осложнение характера героя мотивами «мировой скорби», меланхолии, горькой иронии по отношению к собственным мечтам и порывам .Демократическое сочувствие к простому человеку порождало желание правдиво показать его на сцепе, конкретизируя не только внутренний, но и внешний облик. В театре получил распространение стремительный эмоциональный жест, лишённый нарочитой балетной округлости и благородного величия, типичных для классицизма.
Романтизм обогатил выразительные средства театра в целом. Огромную роль сыграло при этом требование воссоздания «местного колорита», исторической верности декораций и костюмов, жанровой правдивости массовых сцен и постановочных деталей. Искусство художника, композитора, машиниста сцены было подчинено единой задаче эмоционального воздействия на зрителя, выявления динамики, неповторимой оригинальности пьесы. С Романтизмом связан новый период в развитии режиссёрского искусства.
Заключение
Историко-художественное значение Романтизма исключительно велико. В лучших произведениях романтиков воплотились подлинно народные стремления и идеалы, связанные с освободительными движениями эпохи. Романтики достигли значительно более высокой, чем раньше, ступени познания народной жизни, таящихся в ней источников фантазии и творчества; они воскресили из забвения Данте, Шекспира, Сервантеса, готическое искусство. При всей своей ограниченности Романтизм явился важной ступенью в общем ходе развития исторических взглядов. Романтики обратили внимание на роль народа в истории, на борьбу классов. Но историзм романтиков носил односторонний характер и был обращён главным образом к ранним этапам национальной жизни. Как «первая реакция» против утверждения новой буржуазной действительности Романтизм заключал в себе положительное, исторически прогрессивное содержание. Он обогатил культуру многих народов всеобъемлющим, хотя и смутным еще сознанием противоречий наступившей буржуазной эпохи. Романтизм открыл в искусстве новый мир чувств и страстей, порыва к идеалу, творческого воображения. Художественный метод Романтизма оказал своими многими сторонами огромное и зачастую плодотворное влияние на дальнейшее развитие искусства.
Список используемой литературы:
1. http://visaginart.nm.ru/ART/
2. www.ru.wikipedia.org
3. http://smallbay.ru/romantic.
4. http://sapr.mgsu.ru/biblio/
5. http://diplstud.ru/09/dok.php?
10
Информация о работе Романтизм и новый взгляд на проблемы художественного образования личности