Роль искусства в жизни человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 23:13, реферат

Описание работы

Вопрос, какую роль играет искусство в человеческой жизни, столь же древен, как и первые попытки его теоретического осмысления. Правда, как замечает Столович Л.Н.[1] , на самой заре эстетической мысли, выражаемой подчас в мифологической форме, собственно, и вопроса никакого не было. Ведь наш далекий предок был уверен в том, что проткнуть изображение бизона реальной или нарисованной стрелой- значит обеспечить удачную охоту, исполнить воинственный танец - значит наверняка победить своих врагов. Спрашивается, какие же сомнения могли быть в практической действенности искусства, если оно было органически вплетено в практическую жизнь людей, было неотторжимо от ремесла, творившего мир необходимых для существования людей предметов и вещей, было связано с магическими обрядами, благодаря которым люди стремились воздействовать на окружающую их действительность? Стоит ли удивляться их вере в то, что Орфей, которому древнегреческая мифология приписывает изобретение музыки и стихосложения, мог своим пением склонять ветви деревьев, сдвигать камни и укрощать диких зверей.

Работа содержит 1 файл

Роль искусства в жизни человека.docx

— 30.75 Кб (Скачать)

На протяжении истории  человечества было создано множество  бесценных шедевров различных видов  искусства. Этим духовным богатством может  овладеть каждый, кто захочет, кто  поймет благотворное влияние его, воспитает  у себя сначала привычку, а затем  и потребность общения с искусством.

Формируя и оттачивая  на искусстве вкус к красоте, люди потом стремятся внести красоту  во все области человеческой жизни, в самую жизнь, в поведение  и отношения людей, в окружающую их среду. Поскольку жизнь подчиняется  тем же закона прекрасного, что и  искусство, то человек благодаря  общению с искусством стремится  сам создавать красоту в жизни, становится творцом самого себя.

Так мы стремимся  к совершенству нашего тела и наших  движений, к красивой мебели, одежде, жилищу, равным образом к красивым нравам, к красивым формам жизни  и общения, к красивой речи. И это  требование нашего эстетического вкуса  побуждает нас к борьбе с безвкусицей.

Дурной вкус проявляется  по-разному. Внешнюю красивость, крикливость, аляповость он принимает за истинную красоту. Для людей с дурным вкусом характерно тяготение к тому, что оказывает непосредственное воздействие на внешние чувства, что вызывает не эстетическое переживание, а физическое возбуждение. Человек с дурным вкусом не любит серьезного искусства, поскольку оно требует от него известного напряжения, размышления, усилия чувств и воли. Его больше устраивают произведения поверхностно развлекательные, искусство примитивных форм без глубокого содержания.

Дурной вкус проявляется  также и в форме своеобразного  снобизма- легкого и в то же время безапелляционного суждения об искусстве. Для снобов характерны подход к явлениям искусства с формальных позиций, претензия на единственно верную оценку произведений искусства, а отсюда пренебрежительное отношение к художественным вкусам других.

4. ПЕРСПЕКТИВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ  КУЛЬТУРЫ В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД

Ядро художественной культуры- искусство.

По субъекту создания искусство может быть разделено  на следующие группы: народное художественное творчество, самодеятельное искусство  и профессиональное художественная деятельность.

Народное художественное творчество лежит в основе художественной культуры. Отражая стихийно складывающиеся в процессе исторической практики мировоззрение, эстетические идеалы и вкусы людей, народное творчество отличается своеобразием, самобытностью, национальным характером, гуманистической направленностью, свободолюбием, стремлением к справедливости и добру. В народном коллективном искусстве используются веками накопленные, проверенные и уточненные многими  поколениями художественные образы и приемы творчества. Преемственность  и устойчивость художественных традиций успешно сочетаются в нем с индивидуальным мастерством и новаторством в обращении и привычным изобразительно-выразительным средствам, знаковым сюжетным линиям и тому подобным. Многовариантность, доступность, яркость и импровизационность - неотъемлемые черты народного искусства.

« В поисках модели будущего России русские реформаторы  всегда обращали свои взоры на Европу и немного находилось людей, желающих обновить страну на традиционной основе. Тем не менее, у нас есть ценности, которые в виду своей национальной принадлежности и почвенности, имеют для наших реформ особое значение. Главное здесь в том, что их не нужно «завозить» из-за рубежа, внедрять, насаждать. Они традиционно свои, но их необходимо восстановить, возродить».[9]

К.Н. Костриков, кандидат философских наук, в своей работе « Историческая перспектива художественной культуры в переходный период»[10] заметил, что обособление искусства от народа, понижающий эстетический уровень массы людей сказывается на самом искусстве, не позволяет ему выполнить его социальную миссию.

Бессмысленна картина, которую никто не смотрит, бессмысленна музыка, которую никто не слушает. Художественная культура в принципе должна преодолевать все эти противоречия и выводить художественную культуру, равно как и искусство, на широкую  дорогу действительной связи с жизнью. Только через свое взаимодействие с  широкими народными массами художественная культура становится мощным рычагом  преобразования действительности. И  чем шире круг выражаемого искусством общественного содержания, чем многочисленнее его публика, тем полнокровнее, жизненнее, эстетически содержательнее само искусство, сама художественная культура. Здесь  с полным правом можно усматривать  одну из важнейших специфических  черт искусства как вида человеческой деятельности.

Любой продукт труда- будь то орудие, инструмент, машина или средство поддержания жизни- создается для какой-нибудь специальной надобности. Даже такие продукты духовного производства, как научные исследования, вполне могут оставаться доступными и важными для узкой группы специалистов, ничего при этом, не утрачивая в своем общественном значении. А вот произведение искусства может быть признано за таковое только при условии всеобщности, «общеинтересности» своего содержания. Художник призван выразить нечто такое, что в равной мере важно и для шофера, и для ученого, что приложимо к их жизнедеятельности не только в меру особенности их профессии, но и в меру причастности к общенародной жизни, способности быть человеком, быть личностью.

В переходный период развитие народного сознания приводит к тому, что большой круг людей, который прежде в своем духовном развитии вовсе не соприкасались с художественной культурой, постепенно к ней приходит в контакт. Сегодня многие как никогда жаждут настоящего искусства, а не заменителя в виде западной массовой культуры. Наступает время проанализировать все «за» и « против» ушедшего века и приступить к просвещению и формированию нового полноценного человека, с его пониманием своей миссии на данной планете. Только это просвещение должно быть качественно и художественно грамотным, которое сформирует именно нового человека, человека мира и созидания во благо!

Для этого начинать необходимо с возрождения тиражирования  и распространения отечественной  классики и произведений отечественного кинематографа. Срочно наладить функционирование клубов, Домов культуры, где простые  люди могут в свободное время заниматься самодеятельным творчеством, общаясь друг с другом, вместо посещения сомнительных культурно-оздоровительных центров. Отечественная литературная классика необходима, как воздух, сегодняшним новоявленным писателям переходного времени, которые без глубокого освоения отечественной истории не смогут подняться до уровня большой литературы.

Искусство слова  в его высших проявлениях всегда проникнуто устремленностью в будущее. Ориентация на грядущее- это одно из основных специфических свойств художественного творчества, отличающих его от остальных видов человеческой деятельности, обращенных прежде всего, к современности. Вместе с тем, чуть ли не каждый подлинный художник одновременно отмечен и глубочайшим вниманием к прошлому.

Движение в будущее- движение реальное и мысленное, стремящееся понять, куда мы идем, - в самом деле, сопоставимо с движением «ночью на незнакомой местности». И единственный способ проверки направления- взгляд назад, в прошлое, эта проверка «происходит сейчас», она совершалась и совершается всегда.

Заключение

Развитие способности  художественного восприятия, таким  образом, одновременно является и воспитанием  вкуса, содержание которого шире, так  как он объемлет собой не только явления искусства, но и всю действительность в ее эстетическом своеобразии. Вкус формируется не только в общении  с искусством, но в ходе всей жизни  индивидуума, под влиянием непосредственно  окружающей среды, и, стало быть, от того, каково искусство и какова среда, будет зависеть качество эстетического  вкуса.

Заключить свою работу я бы хотела словами немецкого  писателя, поэта и государственного деятеля ГДР Иоганесса Бехер:

«Красиво жить –  не просто звук пустой,

Лишь тот, кто в  мире красоту умножил

Трудом, борьбой,- тот  жизнь красиво прожил,

Воистину увенчан красотой!».

Список  литературы

1. Аристотель. Соч.  в 4-х т. М., 1983. Т. 4

2. Еврипид. Трагедии. М., 1969г. Т.1

3. К.Н. Костриков. « Историческая перспектива художественной культуры в переходный период».// Социальная политика и социология. №3-2004. С.102-113

4. Назаренко-Кривошеина  Э.П. Прекрасен ты, человек?- М.: Мол. гвардия, 1987.

5.Нежнов Г.Г. Искусство  в нашей жизни.- М., «Знание», 1975

6.Поспелов Г.Н.  Искусство и эстетика.- М.: Искусство, 1984.

7. Пушкин А.С. Полн. собр. соч. в 6-ти т. Т.2

8. Солнцев Н.В.  Наследие и время. М., 1996.

9.Столович Л.Н.  Жизнь-творчество - человек: Функции  худож. деятельности.- М.: Политиздат, 1985.

Для подготовки данной работы были использованы материалы  с сайта http://referat.ru

[1] Столович Л.Н.  Жизнь-творчество- человек: Функции  художественной деятельности.- М.:   Политиздат, 1985. С. 3

[2] Еврипид. Трагедии. М., 1969. Т.1 С. 432

[3] Аристотель.Соч. в 4—х т. М., 1983. Т.4. с. 637

[4] Пушкин А.С. Полн. собр.  соч. в 6-ти  т. Т.2  С.7

[5] Назаренко -Кривошеина Э.П. Прекрасен ты, человек ?-М.: Мол. Гвардия, 1987. С. 151

[6] Поспелов Г.Н.  Искусство и эстетика.- М.: Искусство, 1984. С. 3

[7] Сикретичность- сращенность, нерасчлененность  различных сторон первобытного сознания.

[8] Нежнов Г.Г. Искусство в нашей  жизни.- М., «Знание», 1975. С. 29

[9] Солнцев Н.В,  Наследие и  время. М., 1996. С. 94

[10] К.Н. Костриков. Историческая  перспектива  художественной  культуры  в переходный пкериод.//»Социальная политика и социология». №3-2004. С. 108

Информация о работе Роль искусства в жизни человека