Римский театр

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 12:45, реферат

Описание работы

Слово «театр» происходит от греческого δέατρον – основное значение – место для зрелищ. Для более полного раскрытия данной темы следует сказать, что же такое театр. Это род искусства, в котором отражение жизни достигается посредством драматического действия, осуществляемого актером перед зрителями. Театр – это искусство синтетическое – в нем объединяются выразительные средства литературы, музыки, живописи, архитектуры и других видов искусств.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………3
1.Истоки римского театра……………………………………………………………...….4
2. Организация театральных представлений………………………………………….....7
2.1 Актеры в римской комедии в III-IIвв. до н.э……………….…................…..8
Заключение………………………………………………………………………………..11
Список литературы…………………………………………………………………….…12

Работа содержит 1 файл

реферат по искусству готов.doc

— 82.00 Кб (Скачать)

     Важным  событием в театральной жизни  Рима было появление первого постоянного театра, построенного из камня. Этот театр был сооружен в 55 г до н. э. Гнем Помпеем Великим и вмещал до 40 тысяч человек. В конце I в. до н. э. в Риме было построено еще два каменных театра: театр Бальба и театр Марцелла. От последнего до сих сохранились остатки наружной стены, разделенной на три этажа, что соответствует трем внутренним ярусам.

    

2.1 Актеры в римской комедии в III-IIвв. до н.э. 

     До  нас не дошло сочинений, которые  говорили бы специально о театре III и II вв. до н. э.. и в частности об игре римских актеров. Таким образом, основным материалом, на основании которого мы можем судить об игре актеров, выступавших в комедиях Плавта и Теренция. являются сами эти комедии, а также дидаскалии и прологи к ним, и древние комментарии к коме­диям Теренция. Сюда же надо отнести памятники изобразительного искусства (особенно статуэтки, барельефы и т. д.) и рисунки в некоторых рукописях Теренция. Кроме того, отдельные упоминания о театре и об игре актеров имеются в разных сочинениях, не посвященных специально театру. Римские актеры сопровождали слова пьесы соответствующими их смыслу движениями, жестами, .мимикой. Они нередко выбегали на сцену, при ссорах дрались друг с другом или же. наоборот, при встречах друзей заключали друг друга в объятия. Умоляя о чем-нибудь, бросались в ноги. Стучали в двери, желая вызвать то или другое действующее лицо. Отыскивая кого-нибудь, озирались по сторонам. Указания на разнообразные движения, позы, жесты и игру актеров можно найти часто в самих комедиях. Так. одно такое указание было приведено уже выше, Периплектомен в «Хвастливом воине» смотрит на Палестриона и описывает его жесты. В «Близнецах» есть описание игры актера, которое по ходу пьесы дается весьма естественно, без всякой натяжки. Здесь изображается сцена мнимого безумия Менехма из Сиракуз.

     Желая напугать Матрону, он вслух повторяет  повеления, даваемые якобы самим  Аполлоном:

              Ты  велишь  мне  что  есть  силы, исковеркать ей лицо,

                               Если тотчас не успеет с  глаз моих убраться

                                           прочь, Апполон приказ исполню!

     Совершенно  очевидно, что эти слова сопровождались недвусмысленными жестами, и Матрона  спасалась бегством. Дальше мнимый безумец угрожает старому отцу Матроны: Аполлон будто бы приказывает ему запрячь в колесницу диких коней и ринуться на старика. Вне всякого сомнения, и эти слова сопровождались пределенной игрой, что очевидно хотя бы из следующих слов:

                                 Я всхожу на колесницу, вожжи  взял, и бич

                                                               в   руке.

          Мчитесь, кони, быстро мчитесь,  пусть  раздастся  звон  копыт  !

                            Старик тоже считает за лучшее  уйти от  сумасшедшего.

     В комедии Теренция «Формион» ловкий раб Гета дает совет своему молодому озяину, вступившему в брак без отцовского разрешения, как держатся ему во ремя объяснения с отцом. Молодой человек три раза меняет выражение лица, тараясь выказать твердость, пока наконец Ге-та не одобряет его и не говорит му. что именно так и надо держаться и говорить с отцом, как равный с авным. Здесь, очевидно, все зависело от игры актера, и римский ученый IV в. н.э. Донат в своем комментарии к этой небольшой сцене прямо указывает, что это место пьесы принадлежит именно актеру и что робкий человек, пытающийся зобразить из себя храброго, тем   более   становится   смешным.

     В театре существовали уже прочно установившиеся правила относительно некоторых  жестов. Так, персонаж, который желал  показать, что он собирается бежать, закидывал плащ на плечо. Гораздо чаще такой жест применялся рабами, о он вовсе не был только их привилегией. Так. в «Евнухе» Теренция, когда брат Памфилы Хремет собирается бежать на форум, чтобы привести оттуда видетелей и тем помешать воину напасть на дом Фаиды, последняя — очевидно, уже вдогонку — кричит Хремету: -«Подбери свой плащ». Существовали особые телодвижения и жестикуляция в зависимости от социального положения того или другого лица. Так, рабы, служанки, параситы двигались быстрее. Очень живой была мимика лица, так как масок при Плавте и Теренции еще не было.

     Действующие лица в их комедиях краснели или  бледнели, могли иметь печальное

или радостное  выражение лица. Вероятно, при исполнении той или другой роли приходилось считаться уже и с наружностью актеров.

     Римским актерам, так же как и греческим,    приходилось   много   работать над  своим  голосом.   Римская  публика относилась    к    актерам    строже, чем к ораторам: она требовала от актеров сильного и чистого голоса.

     Говорящий не должен был глотать конца слов, при усилении звука  актер не должен был делать  некрасивых  гримас,   например, чрезмерно раскрывать рот или запрокидывать голову.  Актеры умели передавать слабость женского голоса, дрожание старческого,   речь пьяного и т. д. Иным словам надо было придавать особое    выражение    или   значение.    Так. Донат по поводу того места из комедии Теренция   «Евнух»,   где   Федрия   говорит,   расставаясь  со своей  возлюблен ной:  «Пойду в деревню  и там  промучаюсь эти два дня», делает такое указание: «два дня» надо произнести так. словно он говорил бы «два года».

     В комедиях Плавта и Теренция имеются  указания на места актеров на сцене  и на так называемые «переходы». Такие указания облегчали работу постановщика, в роли которого обычно выступал хозяин труппы.

     В первом акте комедии Плавта «Стих» две молодые женщины — сестры жалуются на свою печальную долю. Их мужья, уехавшие в дальнее плавание по торговым делам, уже третий год не дают о себе вестей. К дочерям приходит их старый отец, чтобы уговорить их не ожидать больше своих мужей, а выйти вторично замуж за богатых людей. Сестры почтительно и ласково встречают старика и предлагают ему место, но старик отказывается от него: Там не сяду, сядьте сами. Сяду на скамьи я, здесь.

     Очевидно, сцена была обставлена соответствующим образом. В «Евнухе» Теренция воин,   собираясь  брать  приступом дом Фаиды, выстраивает свое «войско»: одного раба с ломом в руках он помещает в центре, другого на правом крыле, третьего — на левом, повар Санга должен быть за центуриона (в римском войске командир сотни). Сам воин, находясь за первой линией, собирается  дать  знак к  нападению.

     О сценической площадке во времена  Плавта и Теренция говорилось уже  раньше. Что касается бутафории в древнеримском театре, то на основании текста комедий Плавта и Теренция мы можем составить представление относительно бутафории: в ее состав входили предметы, требуемые текстом пьесы. Так. в пьесе «Хвастливый воин», несомненно фигурировали меч и щит, таблички (на которых парасит подсчитывал побежденных воином врагов), а также кольцо, нож и другие предметы, необходимые по ходу действия. Кольцо требовалось и в комедии Теренция «Свекровь», а его же «Евнух» не мог обойтись без лома и губки.

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

     Две с половиной тысячи лет отделяют наше время от века величайшего подъема античной драматургии и театра. За такой срок очень многие явления исторической жизни далекого прошлого начисто исчезли из памяти человечества, многое же из того, что сохранилось, стало чужим, мало что говорящим уму и сердцу современного человека, интересным лишь для историков древности и археологов. Об античной культуре, по крайней мере о произведениях наиболее крупных ее представителей, этого сказать нельзя. Их не забыли и, по всей вероятности никогда не забудут. И не только потому, что культура современного человечества генетически связана многими нитями с античностью и античные художники занимают в истории искусства почетное место прародителей. Связь тут гораздо более тесная. Многие произведения античных авторов живут и сейчас и продолжают оказывать на нас в ряде случаев не менее сильное впечатление, чем произведения наших современников.

     Это значит, что в том сложном комплексе  явлений и процессов, который  мы называем действительностью, античная культура заняла свое определенное место. Достигнув больших идейных и художественных высот, античный театр заложил основы всего последующего развития европейского театра. Можно смело утверждать, что театры Древней Греции и Древнего Рима стали основой для последующего развития театрального искусства, которое продолжается и в наши дни. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы 

1. В. Латышев, «Очерк греч. древностей» (ч. II, изд. 2-е, СПб., 1899, стр. 252—307).

2. Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).

3. Семенова: «Греческий и римский Т.», М., 1894);

4. Бояджиева  Г. Н. Образцова А. Г. «История  зарубежного театра» 1981г.

   Москва  «просвещение»

5.  Головня В. В. «История античного театра» Москва, 1972г. «Искусство»

6. Д. П. Каллистов «Античный театр» Москва «Искусство» 1970г.

7.  Хрестоматия  по античной литературе том  2. «Римская литература» ред.

   Дератани  Н. Ф. 6-ое изд. Москва 1958г. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Римский театр