Римский форум

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 20:06, реферат

Описание работы

В настоящее время Форум по праву считается одним из архитектурных памятников Рима. Подробнее о нем вы узнаете в данной работе.

Работа содержит 1 файл

римский форум.doc

— 57.50 Кб (Скачать)
 

       Ведение

       Римский Форум (лат. Forum Romanum) — площадь в центре Древнего Рима вместе с прилегающими зданиями. Первоначально на ней размещался рынок, позже она включила в себя комиций(место народных собраний), курию (место заседаний Сената) и приобрела также политические функции.

       Форум служил центром общественной жизни, и из повседневного общения людей  эволюционировало тематическое общение, носящее все признаки того, что  мы сегодня называем форумом.

         В XIX и XX на форуме проводились крупномасштабные раскопки: французскими археологами в 1803 году — арки Септимия Севера, до 1836 года — храмов Сатурна, Веспасиана, Диоскуров и Конкордии. С 1870 года раскопки стали вестись систематически в основном в слоях поздней античности — IV и V веков. В 1898 году Бони стал проводить раскопки на форуме: комиция, базилики Эмилия, древнего кладбища, храма Весты и источника Ютурны.

       В настоящее время Форум по праву  считается одним из архитектурных  памятников Рима. Подробнее о нем вы узнаете в данной работе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Форум в своих основных элементах сформировался  ко II веку до н. э. Само пространство Форума представляло собой продолговатую  площадь (91, 4 метра в длину и 61 в ширину), удаленную на 518 метров от левого берега Тибра и занимавшую седловину между тремя римскими холмами - Капитолием, Палатином и Эсквилином. И это пространство было застроено величественными зданиями, где совершались самые важные общественные дела, имевшие отношение к суду, торговле и религии. Сравнительно небольшая трапецеидальной формы площадь была окаймлена храмами и базиликами - административно-судебными зданиями, где находились городские чиновники, взимавшие подати, нотариусы, скреплявшие торговые акты, судьи, разбиравшие тяжбы. На самой площади возвышалась ростра - трибуна для выступления ораторов. Как только Рим осознал себя великой мировой державой, его общественные здания начали приобретать облик небывалой имперской мощи: они вздымались все выше, простирались все шире, их убранство становилось все пышнее.

       Планировка  площади и размещение примыкавших  к ней зданий ассиметричны. Но эта  ассиметрия не была результатом единого  и заранее определенного плана, как в Афинском акрополе, а лишь результатом разновременной застройки  пустующих участков. С северо-запада, со стороны самого высокого, хотя и небольшого по площади холма Капитолия, на вершине которого находился древний храм Юпитера Капитолийского. Форум ограничивало здание Табуляриума - государственного архива, фасад которого представлял собой двухъярусную ордерную аркаду - типично римская архитектурная система, совмещающая два взаимопротивоположных принципа перекрытия - архитравный (балочный), связанный своим происхождением с Грецией, и сводчатый, воспринятый римлянами у этрусков. Построенный в 78 г до н. э. , он сохранился до XV века, но затем его верхний этаж разрушили, чтобы возвести Сенаторский дворец. Аркада над фундаментом высотой в 11 м. и толщиной в 3, 3 м свидетельствует о том, сколь велико было некогда его значение. Ведь здесь хранились все официальные документы Римской империи, а также часть ее казны. (4). В настоящее время уцелел фундамент около 70 м. длиной и 10, 5 м вышиной из серого пеперина, в 11 арок ( видна еще одна из них), впоследствии заделанных; за портиком был туфовый корпус архива, на котором стоит здание "городской думы" (Palazzo del senatore) с высокой башней, красивая постройка XIV - XVI веков. Над аркой Севера и развалинами базилики Юлия возвышается помимо Табуляриума - Курия. Курия - это то место, где заседал сенат.

       Через территорию форума проходила виа  сакра - Священная дорога, соединявшая  Палатинский холм, на котором располагались  дворцы цезарей, с Капитолием. На этой дороге, недалеко от форума, во второй половине I века н. э. была сооружена  однопролетная триумфальная арка императора Тита, в честь взятия им Иерусалима(1). Остановимся подробнее на этом сооружении. Итак, Тит, считавшийся здравомыслящим и исполненным благородства императором, правил сравнительно недолго (79-81гг. ). Арку воздвигли в честь правителя в 81г. , уже после его смерти. Она увековечила поход Тита в 70 г. на Иерусалим и разграбление там храма Соломона.

       С веками римская архитектура не утратила силы своего воздействия, даже когда  столица империи была перенесена в Бизантий ( в соответствии с фонетическими нормами именно так следует передавать по-русски название этого города (Byzantium), хотя часто, под влиянием более позднего греческого произношения, он превращается в невольного "близнеца" Византии. Весной 357 г н. э. император Восточной Римской империи Констанций II приехал с визитом в Рим. Историк Аммиан Марцеллин так описал впечатления правителя: "Но когда он пришел на Форум Траяна, сооружение единственное в целом мире, достойное, по-моему, удивления богов, он остолбенел от изумления, обводя взором гигантские строения, которые невозможно описать словами и которые никогда не удастся смертным создать во второй раз (Он оставил) всякую надежду соорудить что-либо подобное.... " Историк не выразил ни малейшего удивления, что даже императора столь поразило увиденное, потому как Траян только завершил то, что было начато его предшественниками, и создал настоящее произведение искусства, воплотившее как нельзя лучше незыблемое величие и неудержимую мощь Вечного города. Оно ознаменовало ту эпоху, когда Рим был полностью уверен в своем могуществе, и явилось достойной ареной для пышного действа имперской славы, достигшей вершины при императоре Адриане.

       Сегодня Форум - это лишь скопище немых  камней, чье спокойствие нарушается только ревом и жужжанием современного Рима. Но стоит призвать на помощь воображение - и все в миг оживает. Вот, например, отверстия, обнаруженные археологами в каменном настиле: некогда сюда втыкали шесты для навесов. Такое бывало по особым случаям, когда весь Форум превращался в гигантскую пиршественную залу. Однажды Юлий Цезарь потчевал народ, выставив среди мраморных просторов Форума 22 тысячи столов. В честь другого торжественного события - похорон одного почтенного - здесь были накрыты столы под открытым небом . Внезапно поднялась буря. Ветер был настолько силен, что гражданам пришлось раскинуть навесы. Злые языки поговаривали, что это была кара устроителям, ибо те не вняли советам предсказателей, побуждавших их не пренебрегать такой предосторожностью.

       На  протяжении долгих веков римского величия люди приходили на Форум заключать торговые сделки, голосовать и принимать законы, воздавать почести своим вождям или предавать их позору, умилостивлять богов торжественными жертвоприношениями. Здесь. В храме Весты девы - весталки вершили вековые обряды. Здесь нередко одерживали верх страсти: толпа, воспламененная гневными речами ораторов, отвергала неправедные законы, а за государственные преступления мстила смертоубийством. 
Форум был не только ареной светской власти: это было еще и священное место. С первых дней республики, когда наступали трудные времена, на Форуме консулы взывали к небесному владыке Юпитеру - храм, посвященный ему, венчал собою Капитолий, - дабы тот ниспослал им знамение. А знамений в небесах было предостаточно: рисунок птичьего полета, частота громовых раскатов - все это опытный гадатель мог без труда растолковать. На Форуме стоял храм Кастора и Поллукса - близнецов, вначале фигурировавших в греческой мифологии как смертные герои, но постепенно превратившихся в богов. Согласно легенде, они впервые явились на Форум в V веке до н. э. , приняв обличье блистательных всадников, и предрекли римлянам успех в важной битве. Все, что осталось теперь от их святилища, - это последний фрагмент колоннады, окружавшей храм: три коринфских колонны из греческого мрамора. Они достигают в высоту 12, 5 м и стоят на подиуме в 4, 5 м, словно паря над Форумом.
 

       Римские архитекторы широко использовали бетон  в строительстве. Массивные фундаменты, широкие арки, опиравшиеся на мощные бетонные столбы, длинные аркады, крепкие бетонные стены с кирпичной или мраморной облицовкой, сводчатые крыши из бетона, наносившегося на деревянные опалубки, которые уделялись после затвердения бетона, - все это понемногу меняло облик Рима. Среди крупнейших сооружений, возведенных с применением бетона, был портик Эмилия (Porticus Aernilia). Эти сводчатые торговые ряды, построенные около 174 г. до н. э. , до сих пор частично сохранились неподалеку от эмпория - античного торгового квартала. В начале I века н. э. бетон широко использовался при сооружении огромных римских терм - общественных бань. В такие комплексы входили сады, помещения для публичных выступлений, для атлетических упражнений, комнаты для отдыха и бесед и даже библиотеки.

       Рим славился и своими базиликами. Эти  типично римские сооружения состояли из просторного центрального нефа с высоким потолком и боковых нефов, отделенных колоннадами, и освещались через вертикальные верхние окна. Базилика служила общественным целям и использовалась главным образом как здание суда или место, где собирались торговцы и прочие дельцы. Базилика Эмилия (Basilica Aernilia), возведенная в 179 г. до н. э. , когда бетон еще не успел войти в повсеместное употребление, располагалась в северо-восточной части Форума. Туда сходились римские купцы, менялы и их "клиенты". Они обменивались сплетнями, выведывали чужие торговые тайны, заключали сделки независимо от капризов погоды. В I веке н. э. Плиний Старший превозносил базилику Эмилия как одно из трех великолепнейших зданий во всем мире.

       Напротив  этого торгового сооружения выросла Базилика Юлия (Basilica lulia) первая базилика, построенная из бетона. Она была названа в честь Юлия Цезаря, при котором началось ее возведение. Там разместились многие судебные учреждения города. По обеим сторонам здания тянулись аркады с высокими бетонными сводами. В базилике могли проходить одновременно два-три суда, а то и больше, причем судебные помещения были перегорожены только деревянными перегородками. На верхние галереи набивались сотни любопытных, чтобы понаблюдать за судебным действом, почуять ветерок скандала или насладиться мастерством риторики досточтимых государственных мужей, выступавших с речами на особо важных процессах. Часто такие ораторы становились знаменитостями.

       В заключении хотелось бы сказать о  том, что Форум и примыкающие к нему здания необходимо рассматривать как единое целое, а не по отдельности. Форум - это средоточие религиозной и общественной жизни всех римских граждан и строительство того или иного сооружения или здания было связано с определенными событиями, которые и вершат историю Рима. 
Несмотря на отсутствие единой композиционной идеи и разновременность постройки и перестройки отдельных памятников, форум производил сильное впечатление многочисленными портиками, аркадами, так как каждое сооружение, отличаясь изысканными пропорциями и деталями, имело свою собственную эстетическую характеристику. 
 
Отталкиваясь от греческих образцов, римляне начали осваивать в зодчестве большие искривленные пространства. При строительстве зданий для народных зрелищ они пользовались формой чаши и эллипса - например, для амфитеатра Флавиев, известного как Колизей, - арены гладиаторских боев, и для Большого Цирка (Circus Maximus), где устраивались ристания колесниц. Римлянам также полюбились сводчатые бани и базилики, круглые гробницы, апсиды и полукружья с колоннами, ротонды с куполами, словно повторявшими очертания небесной тверди. Все это было бы невозможно без появления двух основных достижений в архитектуре: переосмысления функции арки, что вылилось в строительство сводов и куполов, и изобретения бетона.

       Арка - архитектурная форма, которой греки  весьма умеренно пользовались при сооружении въездов и проходов, стала своего рода "визитной карточкой" римлян. Ее мощный и стройный изгиб, очертания  которого до сих пор сохранились в развалинах акведуков, мостов, галерей и портиков, разбросанных по Риму и по всей бывшей территории империи, обрел наиболее яркое, типично римское выражение в триумфальных арках. Триумфальные арки - римское архитектурное новшество, возможно заимствованное у этрусков. Арки сооружались по разным поводам - и в честь побед, и как знак освящения новых городов. Такие арки, выстроенные вдоль триумфальной дороги, являлись совершенно самостоятельными сооружениями и поражали монументальной мощью. Однако их первичный смысл связан с триумфом торжественным шествием в честь победы над врагом. Проходя через арку, император возвращался в родной город уже в новом качестве. Арка была границей своего и чужого мира. Для римских граждан, живших в самом Риме или приезжавших из дальних провинций, они были символом непобедимости Рима. Две такие арки и сегодня стоят на Форуме, свидетельствуя о былом римском величии. Таким образом, арочные конструкции получили широкое распространение в Риме. (1) Как мы знаем, арки и своды были изобретены в безлесной Месопотамии. Отсюда они распространились на восток (Иран и Средняя Азия), на север (Кавказ), на запад (Сирия). В каменистых безлесных районах Сирии была разработана техника сооружения арок из клинчатых камней. Эта конструкция была воспринята финикийцами, которые затем применяли ее в Карфагене. У карфагенян ее переняли и римляне. (10)

       В каменных сооружениях IV-III вв. до н. э. пролеты  перекрыты пока еще ложными (т. е. выведенными посредством напуска  горизонтальных рядов кладки) арками и сводами. Распорная (т. е. выложенная из камней клинообразной формы) арочная конструкция была известна римлянам в этот период, но, очевидно еще не была хорошо освоена. Со II в до н. э. начинается широкое применение в строительстве арок и сводов, что стало характерным для архитектуры Древнего Рима. Значительно раньше, чем римляне внедрили форму арки в различные архитектурные сооружения, ею уже пользовались греки и другие народы. Но именно римляне подняли ее до новых высот. В самом деле, арка использовалась ими столь часто, что превратилась в особую отличительную черту римской архитектуры. Иногда римляне увековечивали свои величайшие победы, возводя монументальные арки размером с настоящие здания. (1) Такова арка Септимия Севера, воздвигнутая в честь победы императора Септимия Севера и его сыновей Каракаллы и Геты над парфянами и аравитянами в 203 г. по Р. Х. Арка в три пролета, с фундаментом из облицованного мрамора травертина; верх и колонны из греческого мрамора. Над малыми пролетами - барельефы, изображающие военные подвиги римлян; надпись была сделана из врезанных в камень бронзовых букв (гнезда их сохранились), а верхняя платформа была украшена (посреди) триумфальной (в 6 лошадей) колесницей со статуей императора и 4-мя конными статуями по углам. Высота арки теперь около 21, 5 м. Подобных памятников на Форуме было несколько: Arcus Augusti, A. Tiberii, A. Fabianus и др. , но от них осталось очень мало. (4) Несомненно, при строительстве перед архитекторами стояла главная задача: создать арку, которая выдерживала бы очень большой вес. С этой целью каменщики возводили несущие стены или столбы и перекидывали между ними деревянные подмостки и стропильные балки, образующие дугу. Затем, двигаясь с обоих краев к центру, они выкладывали несущие балки кирпичами или камнями, так что получалась арка. Сойдясь посредине, они закладывали последний, так называемый замковый, камень. Теперь можно было убирать стропила и леса: арка должна была держаться сама по себе, благодаря силе каменных блоков, расходившихся дугой в стороны и вниз и давивших своей тяжестью на опорные столбы. Когда же появился бетон, зодчие научились создавать более высокие и хитроумные сооружения. Они все чаще возводили крестовые своды, строившиеся по тем же принципам, что и арки, но производившие впечатление еще большей мощи, что видно на примере большого зала Рынка Траяна.

Информация о работе Римский форум