Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2011 в 16:03, контрольная работа
Сколько живет человек на земле, он не просто обихаживает свой быт, но и старается украсить каждую вещь, которой пользуется. Вот так из бытовой потребности и возникли со временем народные промыслы, которые еще со временем превратились в художественные. И уж наверняка мы не ошибемся, если скажем: сколько людей прикладывали свои душу и руки к этому - столько произведений искусства и существует на свете. Одни менее талантливые, другие - более. А третьи - вообще шедевры. Они-то и составили неисчерпаемый кладезь народной декоративно-прикладной культуры. И не беда, что немалая их часть не сохранилась для потомков - они служили каждое по своему назначению.
Вступление………………………………………………..….1
Как их много!……………………………………….…..……3
Всегда нужное дело………………………...…….……….....5
Глин - блин!…………...……………………………………..7
Как оживала древняя игрушка…………...…….…………..10
Игрушечное семейство……...……………………………...12
Живая глинка…………………………...……………….…..14
Новосиль, куда ты несешься?…………...………………….16
И филимоновцы - не конкуренты……….......................…..17
Как рождается красота………………...……………………19
Их руками и сердцами…………………….…………….….22
Заключение………………………………………….………24
Используемая литература
А как точно подметил автор черты «эпохи» в костюмах глиняных кукол! Чернышинские барыни довольно близко отображают костюм горожан и даже прически начала 19 века и 1860-х годов; «кормилка» с ребенком или близнецами на руках одета в сарафан московского типа и местный повойник; присутствует и дородная полногрудая купчиха - характерный новосильский типаж прошлого столетия.
Гончарным промыслом здесь занимались семьи с украинскими фамилиями (Горобченко и др.), поэтому даже место, где мастера глину брали, до сих пор зовут Хохлов Верх.
Как оживала древняя игрушка.
Но и тогда, в 70-е годы, чернышинская игрушка не стала открытием для новосильцев. Новосиль еще долго «дремал», пока не появилась у нас в городе Наталья Николаевна Фролова. Она закончила худграф Орловского пединститута. Всю литературу прочитала о плешковской (под Ливнами) игрушке, в архивах копалась, встречалась со старожилами, потомками сельских мастериц., выведывала у них секреты. Она тесно связала свою судьбу с глиняной игрушкой.
«Многие ныне пытаются
найти истоки своей культуры, свои
корни в надежде обрести
Лет 20 прошло, как ожила старинная чернышинская игрушка. Вовремя успели. Была в то время жива еще одна мастерица. Татьяна Терещенкова, специалист отдела культуры администрации Новосильского района так пишет в статье «Возвращение чернышинской игрушки» («Новосильские вести», 29 ноября 1994).
В старину, говорят, в овраге, где была прекрасная глина, жил в землянке беглый человек, который детям на потеху да себе на радость делал игрушки-свистульки. Ремесло быстро распространилось по селу.
Игрушечный промысел был чисто женский. О том, как лепили игрушки, рассказывала мастерица Елена Алексеевна Шеляева, к сожалению, в марте этого года ушедшая из жизни:
«Собираемся. Кто сено косить, а кто за глиной у Верх. Как раз пойдет ростыпель, самая грязь сойдет, - тут и ходили. Глину принесешь, и вот бабки собираются, нары сделают - и кто какую сумеет, такую и сляпает. Настановишь их, посушишь. Тут пойдут солнушные дни, они обветриют. Ну два дня, а может три - когда как успеет.
А тут ямочки выроют, а в ямочки эти постановят и зажигают под них гнилушечек каких-нибудь. День прожгут, ночь постоят, и они как раз звонкие выходят.
Потом остынут, вытаскивают, ставят их в рядок на лужочке, начинают красить перышком. Разукрашивали, как понравится, полосочками. Свистки делали, одну дырочку наскрозь, а то на боках слаживали. Делали на наш праздник - Преполовение Пятидесятницы. К этому празднику выносили каждый свое, что сделал.
Мы делали кукол. Куклу сделаешь, два дитя ей посадишь, тут и нарядишь. Косы делали, как мы ходили. Был у нас оброк - косы, да пустушки (бисер), так и напишешь всю. Раньше, что на елке, то было и на бабе. Хорошо было, хоть и какая чучела, а поглядишь - дюже уж хорошо было».
Один разговор этой старой женщины - уже произведение искусства! А сколько души и сердца было в тех игрушках, в общем-то, конечно, на продажу деланных, но не на обширную же - а значит, сколько любви к тем, кто живет рядом, к землякам.
Игрушечное семейство.
Лет пятнадцать назад проходила в Орле выставка народной игрушки (Степанова Е. «Живое чудо народной игрушки». - «Орловская правда», март 1994).
История сохранила имена самобытных игрушечниц Александры Михайловны Иваниловой (1911 - 1990), Егора Егоровича Красова (род. 1905) - Плешково; Анны Харитоновны Афанасовой (род.1929), живущей до сих пор в Новосиле, Александры Васильевны Семеновой (Кобельковой), родом из Чернышино (сейчас живет в Орле, певица, заслуженный деятель культуры Российской Федерации, кажется, председатель обкома профсоюза работников культуры), коллекции работ которой были представлены на выставке.
В конце 17 - начале 18 веков в Ливенском уезде зародился гончарный промысел. По преданию, возник он в этих местах потому, что в распоряжении здешних крестьян было слишком мало пахотной земли. Деревню обступали со всех сторон леса, земля была скудная, поэтому в этом месте образовалась «плешина». Оттого и название у деревни - Плешково. Глина оказалась в этих местах замечательная: легкая в работе, с искорками блестящих вкраплений слюды, розовая после обжига. Вот и стали плешковцы из глины «тянуть» горшки да квасники, махотки да макидры. А для детишек лепили игрушки, чтобы не обидно было.
Сюжеты чернышинской игрушки традиционны: женщины, коньки, птицы. Мужчина в основном изображается как приложение к коню.
Роспись чернышинских игрушек напоминает оперение кукушки - чередующиеся полоски.
Роспись плешковской игрушки - свободные пятна, выполненные тертым кирпичом и соком лопуха - некогда заключали в себе ритуальное, обрядовое значение.
Называли мастерицы свои игрушки домодельными, или «ляпушками».
Из поколения в
поколение в каждой семье от матери
к дочери, от бабушки к внучке
передавалось искусство обработки
глины, приемы росписи. Вот так же
от своей бабушки Прасковьи
Расписывали игрушки соком лопуха, тертым красным кирпичом, почками тополя. Головные уборы и роспись одежды напоминали крестьянские костюмы 19 - начала 20 века. наряд куклы-крестьянки был простой - кофта да юбка в клетку, на голове кокошник. Девушка была с косой, одета в сарафан в полоску.
Живая глинка.
Приезжала как-то в Новосиль Вера Синюкова - кто она, история умалчивает. Но лучше ее, по-моему, никто не написал о чернышинской игрушке. И я не хочу присваивать ее слов (Синюкова В. «Да не иссякнет источник души!». - «Новосильские вести», 25 июля 1997).
Разговариваю с людьми, интересуюсь рукотворной красотой, мастерицами-рукодельницами. Расспрашиваю, не сохранились ли у кого старые картины с лебедями да русалками, а нахожу - Чернышинскую игрушку. Здесь, в Новосиле, живет народный мастер Анна Харитоновна Афанасова - последняя, чьи руки и душа помнят традиции старинного народного промысла деревни Чернышино - глиняную расписную игрушку.
Чудо творчества. Нехитрые, казалось бы, персонажи выходят в новую жизнь, но такие близкие, памятные, теплые и уютные. И радуют они не только детей, но и взрослых, ибо напоминают об общечеловеческих ценностях, красоте, дарят радость настоящую, от души - к душе, от сердца - к сердцу. Разве можно сравнить с бездушной китчевой (и в основном дорогой) игрушкой исполненных достоинства местных красавиц в народных одеждах. Бабы, барыньки с косами и убранными головками, различными украшениями и всем облачением, исполненным большого смысла, который для современного человека растерялся на дорогах времени. А Анна Харитоновна помнит… Вообще весь рукотворный процесс помнит. И уже не глиняная игрушка, целый образ народа, времени, глубинная мудрость перед нами в этой глиняной бабе с младенцем на руках.
Скромный ракурс - всего несколько цветов, штрихов, точек - народное искусство удивительно точно и лаконично в своих приемах, немногословно. Народная простота и правда - в непритязательных свистульках, птичках, поросятах. Держишь в руках такую игрушку и думаешь: как легко мы поддались на яркий, пустой чужеземный китч, променяли живую душу на машинную, разучились видеть в малом великое, в простоте - мудрость.
Задумываемся ли мы,
сколько труда вложено в
И вот, наконец, бесформенный комок начинает проявлять формы. Пальцы Анны Харитоновны ловко и быстро лепят головку, грудку, руки, укладывают лепешечки украшений, плетут косу, отсрочивают одежду. Три дырочки спичкой - и вот уже обозначилось лицо. И каждое - свой характер, образ, колорит. Теперь скульптуру надо высушить, сначала на воздухе, а затем в печи. И здесь - вот уж поистине духом, смекалкой и изобретательностью силен русский человек - эта хрупкая и уже далеко не молодая женщина своими руками (и откуда только силы взялись) из камня, кирпича и глины печь для обжига сложила.
Новосиль, куда ты несешься?
Богатые залежи глины способствовали развитию гончарного производства в селе Чернышино Новосильского района, начало которому положили казаки, населившие эти места еще в 16 веке.
Характер промысла не требовал особых приспособлений. По весне из оврагов приносили очень вязкую белую глину, хранили ее с год в погребе. Затем в открытой яме оборудовали горн, обжигали посуду.
Это то, что известно. А если пройдешь по новосильскому парку (горсад он здесь называется) - чуть правее от центральной аллеи и сегодня можно заметить характерный рельеф - вот где, говорят, кипело гончарное производство! Нигде и никем не описано.
Подобный изборожденный рельеф мы встречаем и на берегу Зуши у деревни Шенский Мост. Сейчас на остатках кирпичного завода здесь, говорят, разводят страусов. Или планируют разводить. А чуть дальше - к деревне Тюково - тут уж кирпичный завод не при чем. Что-то безмолвно говорит о том, что и здесь была какая-то древняя «цивилизация».
Один любознательный москвич-дачник (а родом отсюда) раскопал в своем огороде «конные мины» - явно здесь было их производство. Сами изделия кованные, а времена - аж монголо-татарского ига: «минки» эти разбрасывали в реке вдоль брода, а когда монголо-татарские конники въезжали в брод, лошади, наступая на торчащие острия этих изделий, падали тут же от боли. История!
И филимоновцы - не конкуренты.
Места одоевские - красивые, живописные, леса кругом богаты ягодами сочными, сладким, грибами, дремучие овраги в орешниках непроходимых, звонкая, чистая речка протекает поблизости. Но самая главная невидаль в том местечке - глина, мягкая, пластичная, шести расцветок - синяя, серая, желтая, белая, красная и зеленая. Лежала она почти по верху земли, гостей заезжих удивляя да навлекая на себя гнев местных жителей.
Это рассказ еще об одних соседях по игрушке - теперь филимоновской.
Люди к глине этой относились совсем неприветливо, укоряли ее, ругали: из-за нее, многоцветной, урожая у них не бывало никогда богатого.
Однажды появился в деревне беглый Филимон. Он смог приспособить никому не нужные глиняные залежи. На ярмарке горшки да махотки быстро в ход пошли. Отбою от покупателей не было. Как-то Филимон сунул в карман глиняную игрушку, что слепил просто так, для забавы и дырочку в ней проколупал, чтоб свиристела. Дунул в нее. Залилась звонкой песнею игрушка. В другой раз побольше таких игрушек наделал - отбою от ребятишек не было.
Стали сами пробовать лепить, к Филимону за советом ходить, за помощью. А тот охотно показывал:
Разминай глину усердней, не ленись. Да не силой налегай, только лаской и ловкостью ее возьмешь.
Так мало-помалу приучил народ здешний к незнакомому делу.
Вскоре вырыли горны почти возле каждого дома - поделки обжигать. Выбирали место для них за огородами, под бугорками, чтоб ветру нельзя было зарождающийся огонь из горна сбить. А как пламя за силу возьмется, никакой ветер ему не страшен. Детишек сызмальства приучили свистульки лепить. Малышам что попроще давали мастерить - собаку или утку. А женщины брались за работу посложнее, раскрашивали игрушки горизонтальными полосками. Мужчины больше по гончарному делу хлопотали, сушили поделки, в горне обжигали. Но главная их забота - материал, т.е. глину, доставить вовремя.
К нарядным, расшитым
затейливыми узорами
Информация о работе Региональные особенности развития художественных промыслов и ремесел