Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 17:25, доклад
Изучая одежду, прически, манеру ношения усов и бороды по дошедшим до нас изображениям великих князей, царей и императоров России, можно составить картину смены стилей одежд и причесок в разные времена. Начиная с великого князя Рюрика, имевшего власть в Новгороде с 826 года, до князя Владимира Святого, который в 988 году крестил Русь, князья носили окладистые бороды и волосы на римский манер до плеч. Во время царствования Ярослава Мудрого (XI век) волосы князей были длиной до середины уха с пробором, окладистая борода была аккуратно подстрижена.
Развитие парикмахерского
Изучая одежду, прически, манеру ношения
усов и бороды по дошедшим до нас изображениям
великих князей, царей и императоров России,
можно составить картину смены стилей
одежд и причесок в разные времена. Начиная
с великого князя Рюрика, имевшего власть
в Новгороде с 826 года, до князя Владимира
Святого, который в 988 году крестил Русь,
князья носили окладистые бороды и волосы
на римский манер до плеч. Во время царствования
Ярослава Мудрого (XI век) волосы князей
были длиной до середины уха с пробором,
окладистая борода была аккуратно подстрижена.
Во время царствования Владимира Мономаха
(XII век) волосы, усы и борода имели максимально
возможную длину. В дальнейшем прически
князей приобретали уменьшенные объемы,
усы и борода тщательно подстригались
- внешность великого князя Александра
Невского (XIII век) дает представление о
моде того времени. Во времена последующих
правителей, в том числе Ивана Калиты (XIV
век), Дмитрия Донского (конец XIV века),
Ивана Грозного (XVI век), Бориса Годунова
(конце XVI - начало XVII века), мода в ношении
усов и бороды изменений не претерпевала:
усы и бороду не брили. Волосы стригли
"под горшок".
С воцарением Михаила Федоровича - первого
царя из дома Романовых (XVII век) - во внешнем
облике царствующих князей сохранялся
стиль одежды предыдущего правителя -
Василия Шуйского: богато украшенные одежды
и шапки с околышем; бородки небольшие,
аккуратно подстриженные волосы средней
длины. Русские женщины, особенно жены
и дочери бояр XVI и XVII веков, жили затворницами.
Они знали только терем да церковь.
Девушки должны были заплетать волосы
в косы, замужние женщины - убирать волосы,
не показывать их: волосы покрывали платками,
любыми головными уборами в зависимости
от сословия. Показаться с непокрытой
головой для женщины считалось позором.
("Опростоволоситься" - значит сделать
грубый промах, оплошать.) Женщин, заключенных
в темницы, с целью опозорить подвергали
острижению.
Правительница Софья (конец XVII века) изображена
на портрете с короной. Длинные волнистые
волосы распущены по плечам. С приходом
к власти Петра Великого (1682) изменились
уклады, жизнь стала другой. Мужчины сбрили
бороды, одежды и прически стали носить
на европейский манер. Женщины, жившие
до этого затворницами в теремах, были
раскрепощены. При дворе затевались балы,
гуляния и маскарады, главным увеселением
стали танцы. Запад задавал тон в веяниях
моды. В Россию приглашены были лучшие
мастера различных профессий, приглашались
и парикмахерских дел мастера. Крепостные
работали подмастерьями. Их называли "тупейными
художниками". Но все же Россия, перенимая
общее направление западной моды, определила
свой стиль, менее вычурный, свойственный
спокойно-величавому характеру русской
женщины. Надо отметить, что русские женщины
не применяли химических красителей для
волос, но широко пользовались растительными.
Императрицу Екатерину I украшала маленькая
изящная прическа с локонами, унизанными
жемчугом. Распущенные по плечами, свободно
лежащие волосы - прическа Анны Иоанновны.
(В Европе в это время были в моде пудреные
прически.) Маленькую прическу с распущенными
локонами Елизаветы Петровны, украшенную
диадемой, сменил скромный стиль причесок
императрицы Екатерины Великой. На гравюре
1762 года она изображена с прической из
тщательно зачесанных назад волос, убранных
в локоны и скромно украшенных цветами.
Позднее прически императрицы были несколько
пышнее (а Европе в это время царствовало
Рококо). С приходом на трон Николая I наступил
расцвет театрального искусства: зарождалась
русская опера, был открыт Александрийский
театр. Расцвет русского театрального
искусства оживил жизнь, дамы появлялись
в обществе, поражая разнообразием туалетов
и причесок. Это было время расцвета стиля
Бидермейер в России.
Со времени царствования Александра I
мужчины париков не носили, в моде были
бакенбарды, усы, со времени правления
Александра III в моде вновь усы, борода,
впоследствии разделенная книзу надвое.
Итак, можно заключить, что парикмахерское
искусство в России не выделялось в отдельный
вид искусства и, возможно, работа по убранству
волос в прическу в допетровские времена
считалась ремеслом.
В связи с раскрепощением женщины Петром
Великим, как уже сказано выше, началось
повсеместное увлечение западной модой
на одежду и прически, в которые, однако,
были внесены элементы самобытности. Но
самостоятельного развития искусство
создания причесок в России не получило.
Начало развитию парикмахерского
искусства положили древние египтяне.
Они умели красить волосы хной
и обесцвечивать их, применяли
завивку волос на железном стержне
«каламис». Мужчины верхних сословий
брили головы налысо, а женщины
коротко стриглись. Делали они это
в целях лучшей гигиены (жара + насекомые).
Поэтому и появились в Египте
знаменитые парики. Египтяне были виртуозными
мастерами в этом искусстве, создавая
прически необыкновенной красоты и
изящества. Они красили волосы целиком
и отдельными прядями, накручивали
и сплетали в соответствии с модами.
Для украшения использовали серебряные
и золотые налобные обручи, диадемы,
ленты, цветы.
В отличие от египтян, греки явили миру
пример простоты, доведенной до совершенства
- ритмичность волн, упругость пучка на
затылке, изысканность украшений. В Древней
Греции прически из длинных завитых волос
укладывали в конусообразные пучки, волосы
надо лбом располагали волнами или мелкими
локонами.
Лаконичному стилю греков Рим противопоставил
пышность и безумную роскошь, дав волю
фантазии мастеров-парикмахеров того
времени. Именно римляне стали применять
дополнения из волос в виде локонов, шиньонов
и т.п.
Своего расцвета парикмахерское искусство
достигло к концу XVI - началу XVII столетия.
Характерные для этой эпохи художественные
стили барокко и рококо нашли свое отражение
и в прическах. Последние стали отличаться
чрезвычайным разнообразием и замысловатостью
форм. При их создании использовали дополнения
не только из волос, но и из лент, цветов,
перьев, вуалей и т.д. К концу XVIII века стремление
к пышности дошло до того, что из волос
стали сооружать корабли, башни, корзины
с фруктами. Укреплялись такие прически
на специальных проволочных каркасах.
Требовалось столь большое исполнительское
мастерство, что создавались академии
парикмахерского искусства. Подлинным
переворотом, ознаменовавшим новую эру
в истории парикмахерского искусства,
явились два изобретения. В 1882 году француз
Марсель предложил щипцы для горячей завивки.
А в 1904 году немцем Нестле была изобретена
завивка, сохранявшаяся в течение полугода
и получившая название «пергамент». Но
полное признание пергамент получил лишь
в 20-30-е годы. Шестимесячная завивка прекрасно
смотрелась на только что появляющейся
женской стрижке, удобство и практичность
которой со временем оценили все женщины.
В 60 годах XX опять начали носить парики.
Тогда же прически стали более монолитными,
в моду вошел начес. Прически увеличились
в размерах, появилась объемность. В них
отсутствовали мелкие детали. В этот период
в моду входят прически типа "колокол",
"клевер", "конский хвост", модные
цвета, напоминающие металлы: медь, бронзу,
серебро, латунь.
В 70-ые годы мода на парики проходит, возвращаются
"маленькие" прически с геометрической
стрижкой. Новая волна особенно четко
проявилась в прическе "гаврош". Начес
окончательно вышел из моды. Во второй
половине ХХ в. начинают носить прически
с распущенными волосами, свободно падающие
волной белокурые волосы надолго входят
в моду. Тогда же становится модным естественное
"движение волос". Это проявляется
в методе новой стрижки английского парикмахера
Видала Сэссуна - его прически отличаются
простым, но вместе с тем изысканным движением
волос.
Развитие научно-технического процесса
способствовало тому, что в парикмахерском
искусстве стали происходить головокружительные
перемены - все новые и новые возможности
в моделировании причесок и уходе за волосами.
Улучшаются препараты, парикмахерское
оборудование и инструменты.
Современные прически чрезвычайно разнообразны
и разноцветны. Выбор вариантов и образов
огромен. От гладко выбритой лысой головы
до каскада длинных волос всех цветов
радуги и вида завивок. Поэтому, при выборе
прически лучше опираться на индивидуальность,
учитывая не только модные тенденции,
но и, преимущественно, род деятельности,
стилевое содержание гардероба и особенности
лица. Каждого человека природа наделила
определенной гармонией черт. В каждом
лице есть что-то свое, присущее только
этому лицу и никакому другому. Всегда
можно найти средства, чтобы подчеркнуть
эту индивидуальность, оттенить ее еще
больше. И современный стилист – парикмахер,
повторяя формы и мотивы существующих
модных причесок, найдет детали и контуры,
которые сделают прическу подходящей
к вашему лицу и образу.
Информация о работе Развитие парикмахерского искусства в России