Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 10:07, лекция
Отдельные аспекты формирования у старших дошкольников эстетического отношения рассматривались Г.Н. Пантелеевым, Л.Е. Одерий в связи с изучением декоративно-прикладной деятельности, детского дизайна. Н.А. Ветлугина раскрывает эстетическое отношение ребенка к окружающему как целостную систему его индивидуальных, избирательных связей с эстетическими качествами окружающего. В «эстетическое отношение» входит эмоциональный отклик ребенка на прекрасное, доброе, творческая деятельность, стремление к преобразованию окружающего, к оценке гармоничных красок, звуков и т.д. Н.А. Ветлугина предлагает трехкомпонентную модель эстетического отношения.
Отдельные аспекты формирования у старших дошкольников эстетического отношения рассматривались Г.Н. Пантелеевым, Л.Е. Одерий в связи с изучением декоративно-прикладной деятельности, детского дизайна. Н.А. Ветлугина раскрывает эстетическое отношение ребенка к окружающему как целостную систему его индивидуальных, избирательных связей с эстетическими качествами окружающего. В «эстетическое отношение» входит эмоциональный отклик ребенка на прекрасное, доброе, творческая деятельность, стремление к преобразованию окружающего, к оценке гармоничных красок, звуков и т.д. Н.А. Ветлугина предлагает трехкомпонентную модель эстетического отношения.
Первый компонент — способность эмоционального переживания ребенком прекрасного в окружающем и в искусстве.
Второй компонент способность к активному усвоению
художественного опыта, к самостоятельному учению, к поисковым действиям, экспериментированию.
Третий компонент — специально художественные и творческие способности, которые развиваются в процессе восприятия, исполнительства и творчества.
Все три компонента взаимодополняют друг друга, образуя целостную модель, которая проектируется на все виды художественной деятельности и предполагает развитие у детей творческих способностей, как общих, так и специальных для каждого вида детского творчества.
По отношению ко всем видам художественной деятельности необходимо выделить общие группы важных психических процессов, составляющих основу творческих способностей.
Восприятие — это отражение в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. В ходе восприятия происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей. Восприятие отражает предмет в целом, в совокупности его свойств. При этом оно не сводится к сумме отдельных ощущений, а представляет собой качественно новую ступень чувственного познания с присущими ей особенностями. Наиболее важные особенности восприятия — осмысленность.
В изобразительной деятельности, в своих рисунках, лепке, аппликации, в конструкциях, моделях дети отражают впечатления от восприятия окружающего мира. Развитие восприятия в дошкольном возрасте происходит на основе усвоения сенсорных эталонов и мер. Сенсорные эталоны представляют целые системы звуков речи, цветов спектра, геометрических форм, музыкальных звуков и т.д. Представления о предметах и явлениях формируются на основе их восприятия, которое является важнейшим условием развития творчества у детей. Формирование
сенсорного опыта (зрительного, осязательного, кинестетического) значительно обогащает изобразительную деятельность, так как восприятие действительности становится образным, эстетически окрашенным и эмоционально насыщенным новыми впечатлениями.
Первый источник знаний о мире — это ощущения, с помощью которых, ребенок познает отдельные признаки, свойства предметов, а богатство ощущений и восприятий является предпосылкой для полноценного познания им окружающего мира, развития мыслительных процессов.
На протяжении всего дошкольного периода происходит изменение действий восприятия: от простых попыток рассмотреть предмет, не отвечая на вопрос взрослого, каков предмет, до стремления более планомерно и последовательно его обследовать и описать, выделяя наиболее заметные особенности. Усвоение детьми системы сенсорных эталонов существенно перестраивает их восприятие, поднимая на более высокий уровень умения рассматривать предметы, вычленять части, сравнивать с сенсорными эталонами форму, цвет, величину. С другой стороны, это не лишает детские рисунки, лепку, аппликацию выразительности, образности, так как сам процесс творчества индивидуален и ребенок может по-своему использовать сенсорные эталоны в предметных и сюжетных композициях.
Хотя основой художественного образа являются зрительные восприятия окружающей действительности, личностная позиция каждого ребенка выражается при выборе материалов, использования средств изображения, которые в каждом виде изобразительной деятельности специфичны: линия, форма, цвет — в рисунке; объем, пропорции, пластика — в лепке; силуэт, контур — в аппликации.
Восприятие предметов и явлений окружающей действительности, овладение детьми сенсорными эталонами способствует формированию сенсорной культуры, которая имеет большое значение и для эстетического воспитания. Умение различать цвета, оттенки, формы, высоту и тембр звуков дает возможность ребенку лучше понимать произведения изобразительного и музыкального искусства, получать удовольствие от слушания музыки, рассматривания картин, чтения художественных произведений.
Приобщая
детей к художественному
Образное мышление. Мышление — это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытий существенного нового, процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания. В психологии принята условная классификация видов мышления: наглядно - действенное; наглядно-образное; отвлеченное (теоретическое) мышление.
В простейшей форме наглядно-образное мышление возникает преимущественно у дошкольников в возрасте 4-7 лет. Связь мышления с
практическими действиями у них хотя и сохраняется, но не является такой тесной, прямой и непосредственной, как в более раннем возрасте. Наглядно-образное мышление опирается на зрительные представления и их трансформацию как средство решения мыслительной задачи. Вступление в новую стадию мышления не означает изживания предшествующей. Она сохраняется у ребенка и помогает дальнейшему развитию мышления. Образное мышление является основой развития разнообразных видов деятельности и творческих способностей. Исследователи утверждают, что эта форма мышления необходима для творчества не только детей дошкольного возраста, но и взрослых. Для развития у дошкольников образного мышления особенно благоприятна изобразительная деятельность. По мнению А.В. Запорожца, она, подобно игре, позволяет более глубоко осмыслить интересующие ребенка образы, сюжеты. Однако еще более важно, указывает он, что по мере овладения изобразительной деятельностью у дошкольника создается внутренний идеальный план, который отсутствует в раннем детстве. В дошкольном возрасте внутренний план деятельности материализуется в рисунках детей.
Процесс познания изображения у ребенка тесно связан с речью. Дети называют предметы, которые они изображают. Объясняют действия и поступки героев, иногда детально описывают весь процесс изображения, вступают в диалоги с партнерами по игре, рассказывают, что и какие действия происходят на рисунке. Речевое сопровождение процесса игры, изображения позволяет ребенку осознать то, что он рисует, лепит, вырезает и наклеивает, понять и выделить качества изображаемого, последовательно строить этот процесс. Психологи указывают на то, что любая деятельность, в том числе и изобразительная, должна включать мотив и цель. Л.А. Венгер писал, что переход от преобладания интереса к процессу деятельности, к направленности на получение результата дает возможность осуществить руководство умственным развитием ребенка, формированием его творческих способностей. Детей начинает интересовать не только процесс, но и результат деятельности. У них формируются умственные действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, элементы классификации, которые наиболее ярко прослеживаются при выполнении рисунков, лепки, аппликации предметного или сюжетного характера, при их оценке.
Воображение и творчество. Воображение, или фантазия, как и мышление, принадлежит к числу высших познавательных процессов, в которых отчетливо обнаруживается специфические человеческий характер деятельности. Воображение — это необходимый элемент творческой деятельности человека, выражающийся в построении образа, продуктов труда, а также обеспечивающий создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью. Вместе с тем воображение может выступать как средство создания образов.
Б.М. Теплов писал о том, что воображение — это создание новых образов на материале прежних восприятий. В каждой области творчества воображение играет значительную роль. Оно необходимо изобретателю,
ученому-экспериментатору, специалистам в различных сферах науки. Нигде, однако, воображение не имеет такого исключительного значения, как в разных видах искусства, в художественном творчестве поэта писателя, музыканта, художника, скульптора, архитектора и т.д.
Воображение характеризуется активностью, действенностью. В некоторых обстоятельствах оно может выступать как замена деятельности, когда человек временно уходит в область фантастических, далеких от реальности представлений, чтобы скрыться, уйти от кажущихся ему неразрешимых проблем, чаще всего житейского характера. Такая форма воображения называется пассивным воображением. Оно может быть подразделено на преднамеренное и непреднамеренное. Воображение, имеющее в своей основе создание образов, соответствующих описанию, называют воссоздающим. Творческое воображение, в отличие от воссоздающего, предполагает самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности. Воображение тесно связано с образным мышлением, и оба эти процесса основываются на образном, эстетическом восприятии. Без них невозможно осуществление ни одной художественно-творческой деятельности. Воображение развивается на основе комбинирования воспринятых ранее образов в новые, которых нет в действительности или которые приобретают новый смысл, иное содержание.
Существенным в обеспечении психологической подготовки детей к школе является воспитание умения произвольно регулировать свое поведение, управлять своими желаниями, подчинять их интересам дела, умения отказаться от тою, что хочется делать (играть, гулять), и заставить себя выполнять ту деятельность, которая необходима (заниматься, готовить домашние задания). Необходимыми в школьном обучении являются активность и самостоятельность. Большие возможности для формирования этих качеств имеются на занятиях изобразительной деятельностью.