Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 21:02, курсовая работа
Декоративно-прикладное искусство уходит своими корнями в глубь веков. Человек создавал эстетически ценные предметы на всем протяжении своего развития, отражая в них материальные и духовные интересы, поэтому произведения декоративно-прикладного искусства неотделимы от того времени, когда они были созданы. В основном своем значении термин "декоративно-прикладное искусство" обозначает оформление бытовых предметов, окружающих человека всю жизнь: мебели, ткани, оружия, посуды, украшений, одежды - т.е. всего того, что образует среду, с которой он ежедневно соприкасается. Все вещи, которыми пользуется человек, должны быть не только удобны и практичны, но и красивы.
Введение……………………………………………………………………...........3
1. Роль декоративно-прикладного искусства в жизни народа………………....6
1.1. Особое место декоративно-прикладного искусства…………...…………..6
1.2. Философия декоративно-прикладного искусства………………………….9
2. Развитие декоративно-прикладного искусства в наше время……………..13
2.1. Возникновение декоративно-прикладного искусства…………………...13
2.2. Роль декоративно-прикладного искусства в современном обществе…..16
2.3. Декоративно-прикладное искусство как неотъемлемая часть культурной жизни общества………………………………………………………………….20
Заключение……………………………………………………………………….26
Список использованной литературы…………………………………………...29
Содержание
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Роль декоративно-прикладного
искусства в жизни народа………………
1.1. Особое место
декоративно-прикладного
1.2. Философия декоративно-
2. Развитие декоративно-
2.1. Возникновение
декоративно-прикладного
2.2. Роль декоративно-прикладного
искусства в современном
2.3. Декоративно-прикладное
искусство как неотъемлемая часть
культурной жизни общества…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы…………………………………………...
Введение
Введение
Декоративно-прикладное искусство уходит своими корнями в глубь веков. Человек создавал эстетически ценные предметы на всем протяжении своего развития, отражая в них материальные и духовные интересы, поэтому произведения декоративно-прикладного искусства неотделимы от того времени, когда они были созданы. В основном своем значении термин "декоративно-прикладное искусство" обозначает оформление бытовых предметов, окружающих человека всю жизнь: мебели, ткани, оружия, посуды, украшений, одежды - т.е. всего того, что образует среду, с которой он ежедневно соприкасается. Все вещи, которыми пользуется человек, должны быть не только удобны и практичны, но и красивы.
Данное понятие
сформировалось в человеческой культуре
не сразу. Первоначально то, что окружает
человека в повседневной жизни, не воспринималось
как имеющее эстетическую ценность,
хотя красивые вещи окружали человека
всегда. Еще в каменном веке предметы быта
и оружие украшались орнаментами и насечками,
чуть...
Государственный комитет
Российской Федерации по высшему
образованию. Удмуртский Государственный
Университет Институт искусств и дизайна
Художественно- педагогическое отделение
Кафедра теории методики изобразительного
искусства Заочное отделение Курсовая
работа по предмету: « Методика преподавания
народно-прикладного творчества» на тему
: « Методические приемы развития воображения
и творческих способностей
детей младшего школьного возраста на
занятиях кружка декоративно - прикладного
искусства по
художественной обработке бересты ».
Выполнила:
студентка гр.№ Дб-01-053008
Научный руководитель
старший преподаватель Кафедры
ТиМНИИ Ижевск-
Дебесы 2004 г
Содержание : Введение
1. Особенности художественной
деятельности , творческих возможностей
детей младшего школьного возраста.
1.1 Воображение и его развитие в детском
возрасте.
Воображение
- это создание нового в форме
образов представлений.
1.3 Творческий
процесс.
По иронии - и в укор современной
когнитивной науке - за последние
20 лет не возникло ни одной
крупной теории (как это было
с памятью или восприятием), которая
смогла бы объединить рассеянные и иногда
конфликтующие исследования творчества.
Отсутствие общей теории указывает как
на трудность этой темы, так и на недостаточное
внимание к ней со стороны широкой научной
общественности. И все же эта тема широко
заявлена как важная часть повседневной
жизни и образования. Много лет назад в
истории когнитивной психологии Уоллес
(Wallas, 1926) описал четыре последовательных
этапа творческого процесса:
-Подготовка: Формулировка задачи и начальные
попытки ее решения.
-Инкубация: Отвлечение от задачи и переключение
на другой предмет.
-Просветление. Интуитивное проникновение
в суть задачи.
-Проверка: Испытание и/или реализация
решения.
Четырехэтапная модель творческого процесса
Уоллеса дала нам концептуальные рамки
для анализа творчества. Рассмотрим вкратце
каждый из этапов.
-Подготовка. Пуанкаре упоминал в своих
записках, что он интенсивно работал над
этой задачей две недели. За это время
он, видимо, перепробовал и по разным причинам
отверг несколько возможных решений. Но
было бы конечно неправильно предполагать,
что подготовительный период длился две
недели. Вся его профессиональная жизнь
как математика, а также, возможно, и значительная
часть его детства может рассматриваться
как часть подготовительного периода.Общей
темой в биографиях многих знаменитых
людей является то, что даже в раннем детстве
они развивали идеи, приобретали знания
и пробовали развивать свои мысли в конкретном
направлении. Под воздействием таких ранних
идей часто формируется самая отдаленная
судьба творческой личности. Одной из
многих тайн в этом процессе остается
то, почему другим индивидуумам, находящимся
в аналогичном стимульном окружении (а
во многих случаях и лишений), не удается
получить признание своего творческого
таланта. Платон предполагал, что творчество
может быть делом рук гораздо более непреодолимых
сил, чем силы окружения. Может, стоило
бы обратить внимание на генетические
основы творчества.
-Инкубация. Почему так получается, что
творческий прорыв часто следует за периодом,
во время которого проблема может оставаться
"вспаханной под пар"? Возможно, наиболее
прагматическое объяснение этому состоит
в том, что значительную часть нашей жизни
мы отдыхаем, смотрим телевизор, плаваем
с аквалангом, играем, путешествуем или
лежим на солнце и наблюдаем, как плывут
облака, вместо того, чтобы упорно размышлять
о какой-нибудь проблеме, требующей творческого
решения. Так что творческие акты часто
следуют за периодами сна или безделья
скорее всего просто потому, что эти периоды
занимают много времени.Познер (Posner, 1973)
предлагает несколько гипотез, касающихся
инкубационной фазы. Согласно одному из
его предположений, инкубационный период
позволяет человеку оправиться от усталости,
связанной с решением задачи Перерыв в
трудной задаче позволяет также забыть
несоответствующие подходы к данной задаче.
Как мы уже видели, решению задачи может
препятствовать функциональная закрепленность,
и не исключено, что во время инкубационного
периода люди забывают старые и безуспешные
способы ее решения. Еще одна гипотеза,
объясняющая, как инкубация может помочь
творческому процессу, полагает, что в
этот период мы на самом деле продолжаем
работать над задачей бессознательно.
Такое представление сходится со знаменитым
положением Вильяма Джеймса "Мы учимся
плавать зимой и кататься на коньках летом"
Наконец, во время перерыва в процессе
решения задачи может происходить реорганизация
материала.
-Просветление Инкубация не всегда ведет
к просветлению (мы все знаем много людей,
которые пребывали в инкубации большую
часть своей жизни, но до сих пор не достигли
просветления). Однако, когда это происходит,
невозможно ошибиться в ощущениях. Неожиданно
"включается лампочка". Творческая
личность может почувствовать порыв возбуждения,
когда все кусочки и крупицы идеи вдруг
встают на место. Все относящиеся к делу
идеи согласуются друг с другом, а несущественные
мысли игнорируются. Примеров просветления
в истории творческих прорывов множество
Открытие строения молекулы ДНК, открытие
бензольного кольца, изобретение телефона,
завершение симфонии, сюжет повести -все
это примеры того, как в момент просветления
в разум приходит творческое решение старой
назойливой задачи.
- Проверка. Вслед за радостным возбуждением,
иногда сопровождающим проницательное
открытие, наступает время проверить новую
идею. Проверка - это своего рода "отмывание"
творческого продукта, когда он проверяется
на предмет его законности. Зачастую после
тщательного изучения решение, представлявшееся
творческим открытием, оказывается интеллектуальным
"самоварным золотом". Этот этап может
быть довольно коротким, как в случае перепроверки
вычислений или пробного пуска новой конструкции;
однако, в некоторых случаях верификация
идеи может потребовать целой жизни исследований,
проверок и перепроверок. 1. 4 Движущие
силы творческого процесса.
Можно прекрасно знать технологию
эффективного мышления и уметь на практике
устранять любые преграды на пути свободного
течения фантазии. Однако что-то же должно
заставить пробудиться эту самую фантазию
к жизни. Из чего-то же должна она возникнуть,
потому что ни движение, ни течение, ни
полет, ни падение, ни огонь, ни даже холод
не бывают без своего источника, без движущей
силы.
Итак, движущие силы. К ним относится все,
что может стать первопричиной, побудительным
мотивом, источником энергии для начала
творческого процесса. Что же побуждает
человека к свершению перемен? Наверное,
каждому человеку, особенно человеку творческому,
присущи свои индивидуальные побудительные
мотивы, новместе с тем должны же быть
и общие. Общие, потому что все мы "человеки"
и ничто человеческое всем нам не чуждо,
а свои, потому что все, что не чуждо, проявляется
для каждого сугубо конкретно. Что же это
общее, но конкретное, которое не чуждо?
Это эмоции и потребности. А вернее, наоборот:
потребности и эмоции, потому что потребности
первичны, а эмоции - в зависимости от успешного
удовлетворения потребностей (или хотя
бы от перспективы удовлетворения) - вторичны.
Поэтому можно сказать, что творческий
человек - это человек, который не только
может, но, прежде всего, хочет и, притом,
хочет много.
Существует не так уж мало разнообразных
и действенных приемов творческого самовозбуждения.
Один из таких приемов пробуждения активного
желания действовать - это поставить себя
в состязательные условия, в условия близкие
к условиям борьбы за выживание, в условия
войны, как говорится, не на жизнь, а на
смерть.
Вывод из этого простой:
большинству людей для начала творческой
деятельности обязательно нужно уметь
приводить себя в специальную форму возбужденного
состояния, называемую вдохновением, то
есть наносить себе маленькую психическую
травму (иногда плавно переходящую в необратимое
увечье). Для этого могут применяться внешние
возбудители (стрессоры), связанные со
специфическими социальными факторами
- страх, тщеславие, престиж, конкуренция,
жажда самоутверждения и т. д., и индивидуальные
психологические приемы (аутотренинг).
Главное в этом деле - научиться максимально
использовать эти специфические психические
силы, вызываемые к жизни вдохновением,
по прямому назначению, т. е. на производство
новых идей.
Смысл в том, чтобы не заниматься в периоды
творческого подъема аналитической работой,
например, обоснованием выдвинутой идеи
или ее критическим анализом. Лучше, пока
что называется, "несет", набрать
максимальное количество идей, зафиксировать
их, а потом, уже в спокойной обстановке,
заняться обстоятельным их разбором.
Если человека вдруг случайно посещает
более или менее удачная идея, его охватывает
эмоциональный подъем, радостное возбуждение.
Он готов придумывать еще и еще, так как
ему нравятся приятные ощущения, духовный
восторг, доходящий до экстаза, сопровождающие
удачный творческий акт. Проблема в том,
чтобы эта первая идея была не случайной,
а закономерной. То есть, нужен своеобразный
запал многоразового действия.
Такое запальное действие оказывает привычка
к прогнозированию. Прогнозировать можно
все: грядущие глобальные и мелкие изменения
в политике (внешней и внутренней); в социокультурной
среде человека; в структуре основных
потребностей человека; в науке и технике;
в собственной бытовой жизни и жизни ближайшего
окружения; в интимных отношениях; в качествах
своих детей и родителей; в отношениях
с окружающими людьми; в карьерных перспективах
собственных и ближайшего окружения и
т. д.
Разумеется, оценку перспектив развития
объектов, ситуаций, явлений, событий и
отношений следует производить не на любой
произвольной (случайной) основе, а на
базе экстраполяции внутренних закономерностей
процесса, лежащего в основе деятельности
прогнозируемого объекта. Для этого можно
воспользоваться методической схемой,
положенной в основу принципа управления
проявлением творческих качеств личности.
То есть нужно выделить движущие силы,
идеальное состояние и регуляторы (тормоза
и ускорители) процесса. Идеальных состояний
может быть несколько, если существует
несколько активных участников действия.
Занимаясь таким прогнозированием, придется
проэкстраполировать характер изменения
существующего состояния выбранных объектов
в будущее. Для этого понадобится хорошо
изучить их настоящее. Вот, где пригодятся
системный анализ и методы преодоления
привычных стереотипов мышления. Только
в процессе системного анализа объектов
появится масса обстоятельств, возбуждающих
желание все изменить, а значит, стимулирующих
фантазию. Попытки прогнозировать будущее
значимых для человека явлений возбудят
желание активно влиять на результаты
развития этих явлений, а значит, подвигнут
на поиски средств, воздействия на процессы,
способные привести к желанному результату.
Кроме способов пробуждения творческих
потребностей, обладающих большей или
меньшей методической направленностью,
можно привести ряд общетерапевтических
приемов, содействующих той же цели. Один
из них вытекает из критичного отношения
к философии и традициям воспитания детей.
С детства нас учат сдерживать эмоции,
обуздывать желания, подчиняться всевозможным
предписаниям, ограничениям, правилам,
не допускать проявления сильных чувств.
Спору нет, цивилизованный культурный
человек именно тем и отличается от дикаря,
что умеет управлять (хотя бы отчасти)
проявлениями своей биологической природы
- рефлекторными и эмоциональными реакциями.
Но управлять не значит подавлять, а то
под флагом борьбы с распущенностью недолго
превратиться в роботов. Психология же
подчинения, как известно, губит творческую
инициативу. Следовательно, вполне разумно
не искать специально какие-то искусственные
способы высекать из себя запальные искры
эмоций, а направленно пользоваться тем
огнем внутри нас, который постоянно приходится
гасить, подгоняя желаемые формы личностно-индивидуального
поведения к требуемому обществом социальному
стандарту.
Есть еще один немаловажный стимул, побуждающий
людей к самой сильной форме активности,
к активности на грани и часто даже за
гранью самопожертвования. Такую степень
творческой активности мотивирует неудержимое
стремление прославиться, войти навеки
в память людскую, обрести духовное бессмертие
за счет новизны, уникальности и особой
общественной значимости и объективной
полезности результатов своей деятельности.
Говоря о стимулах творческой активности,
нельзя не упомянуть об обыкновенном любопытстве,
которое заставляет людей делать необыкновенные
вещи и которое, вообще говоря, является,
может быть, самым главным побудителем
творческой активности или если не самым
главным, то, по крайней мере, самым бескорыстным.
Но каким бы не выглядело любопытство
в моральной плоскости, оно без сомнения
является необходимым элементом творческого
процесса и пройти мимо возможности влиять
на творческую мотивацию через воздействие
на фактор любопытства было бы непростительным
расточительством.
Информация о работе Развитие декоративно-прикладного искусства в наше время