Развитие декоративно-прикладного искусства в наше время

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 21:02, курсовая работа

Описание работы

Декоративно-прикладное искусство уходит своими корнями в глубь веков. Человек создавал эстетически ценные предметы на всем протяжении своего развития, отражая в них материальные и духовные интересы, поэтому произведения декоративно-прикладного искусства неотделимы от того времени, когда они были созданы. В основном своем значении термин "декоративно-прикладное искусство" обозначает оформление бытовых предметов, окружающих человека всю жизнь: мебели, ткани, оружия, посуды, украшений, одежды - т.е. всего того, что образует среду, с которой он ежедневно соприкасается. Все вещи, которыми пользуется человек, должны быть не только удобны и практичны, но и красивы.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...........3
1. Роль декоративно-прикладного искусства в жизни народа………………....6
1.1. Особое место декоративно-прикладного искусства…………...…………..6
1.2. Философия декоративно-прикладного искусства………………………….9
2. Развитие декоративно-прикладного искусства в наше время……………..13
2.1. Возникновение декоративно-прикладного искусства…………………...13
2.2. Роль декоративно-прикладного искусства в современном обществе…..16
2.3. Декоративно-прикладное искусство как неотъемлемая часть культурной жизни общества………………………………………………………………….20
Заключение……………………………………………………………………….26
Список использованной литературы…………………………………………...29

Работа содержит 1 файл

Роль декоративно-прикладного искусства в жизни народа.doc

— 81.50 Кб (Скачать)

Содержание 

Содержание

Введение……………………………………………………………………...........3

1. Роль декоративно-прикладного  искусства в жизни народа………………....6

1.1. Особое место  декоративно-прикладного искусства…………...…………..6

1.2. Философия декоративно-прикладного  искусства………………………….9

2. Развитие декоративно-прикладного  искусства в наше время……………..13

2.1. Возникновение  декоративно-прикладного искусства…………………...13

2.2. Роль декоративно-прикладного  искусства в современном обществе…..16

2.3. Декоративно-прикладное  искусство как неотъемлемая часть культурной жизни общества………………………………………………………………….20

Заключение……………………………………………………………………….26

Список использованной литературы…………………………………………...29

Введение 

Введение

Декоративно-прикладное искусство уходит своими корнями  в глубь веков. Человек создавал эстетически ценные предметы на всем протяжении своего развития, отражая в них материальные и духовные интересы, поэтому произведения декоративно-прикладного искусства неотделимы от того времени, когда они были созданы. В основном своем значении термин "декоративно-прикладное искусство" обозначает оформление бытовых предметов, окружающих человека всю жизнь: мебели, ткани, оружия, посуды, украшений, одежды - т.е. всего того, что образует среду, с которой он ежедневно соприкасается. Все вещи, которыми пользуется человек, должны быть не только удобны и практичны, но и красивы.

Данное понятие  сформировалось в человеческой культуре не сразу. Первоначально то, что окружает человека в повседневной жизни, не воспринималось как имеющее эстетическую ценность, хотя красивые вещи окружали человека всегда. Еще в каменном веке предметы быта и оружие украшались орнаментами и насечками, чуть... 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Государственный комитет  Российской Федерации по высшему  образованию. Удмуртский Государственный  Университет Институт искусств и дизайна Художественно- педагогическое отделение Кафедра теории методики изобразительного искусства Заочное отделение Курсовая работа по предмету: « Методика преподавания народно-прикладного творчества» на тему : « Методические приемы развития воображения и      творческих способностей детей младшего школьного возраста на занятиях кружка декоративно - прикладного  искусства    по         художественной обработке бересты ».      Выполнила:          студентка гр.№ Дб-01-053008           Научный руководитель      старший преподаватель      Кафедры ТиМНИИ        Ижевск- Дебесы 2004 г              Содержание :      Введение 1.    Особенности художественной деятельности , творческих возможностей детей младшего школьного возраста.   1.1  Воображение и его развитие в детском возрасте.                                          1.2  Творческие возможности.                                                                                    1.3  Творческий процесс.   1.4  Движущие силы творческого процесса.   1.5  Можно ли обучить творчеству?   1.6  Психология детского творчества. 2.   Художественная обработки бересты, как вида декоративно- прикладного искусства.   2.1  Предыстория.   2.2  Береста и быт.   2.3  Основные центры берестяных ремесел.    2.3.1 Холмогорский промысел.     2.3.2 Олонецкий промысел.     2.3.3 Пермогорье.     2.3.4 Великий Устюг.     2.3.5 Шемогодье.     2.3.6 Рязанский промысел.     2.3.7 Берестяной промысел Нижнего Тагила.     2.3.8 Якутский берестяной промысел.     2.3.9 Сибирь. Прокопьевск.   2.4     Заготовка бересты.   2.5     Хранение бересты.   2.6     Виды обработки бересты.     2.6.1 Тиснение, гравировка и выскабливание бересты.     2.6.2 Роспись.     2.6.3 Резьба.     2.6.4 Аппликация.     2.6.5 Плетение. 3.   Методика разработки блока урока на занятиях по художественной обработке  бересты.   3.1    Концепция методики художественного образования в целом.   3.2     Методическая программа уроков по художественной обработке бересты.    3.2.1 Пояснения.    3.2.2 Техника безопасности.   3.2.3 Вводное занятие.  3.2.4 Занятие с показом слайдов, видеофильмов.  3.2.5 Программа занятий. Первый год обучения.    4. Заключение.      Приложения                          Введение.   Народные художественные промыслы занимают видное место в отечественном декоративно-прикладном искусстве. Искусство народных художественных промыслов предстает перед нами как сложное, богатое по декоративным возможностям, глубокое по идейно-образному содержанию явление современной культуры. Во многих районах нашей страны сохранилось традиционное, основанное на ручном труде и пришедшее от дедов и прадедов народное декоративно-прикладное искусство и народные художественные промыслы. Одной из актуальных проблем начального обучения, требующей своевременного решения , является развитие творческих способностей и особенно важно обеспечить удачное начало школьного этапа жизни детей. В детском саде существуют занятия по ИЗО, дополнительные занятия, такие как, кружок « Умелые руки» и другие, на которых детей учат работать с бумагой.  Бумага является, как бы подготовительным этапом перед началом работы с берестой. Детей учат различным приемам  работы с бумагой таким как, аппликация  -вырезание правильных контуров по обозначенным линиям их компановка с последующим наклеиванием на какую либо основу, будь то бумага или другой материал . Оригами- детей учат складывать из бумаги различные фигуры. Плетение из бумажных полосок. Данные примеры позволяет прививать детям основы пространственного мышления , развивать у них мелкую моторику - готовит руку ребенка  к более сложной деятельности, развивает воображение. И конечно, это первоначальный этап, что бы почувствовать интерес к познанию нового, испытывать чувство радости от результатов своей работы. В данной работе хочется остановиться на одном из видов народных -художественных промыслов- художественная обработка бересты. В учебной работе с младшими школьниками на уроках труда и ИЗО в начальной школе , по моему мнению,  художественная обработка бересты должна присутствовать в учебных планах, а уже потом по желанию детей, приглашать их на занятия в кружок по художественной обработке бересты. Работа с берестой нередко связана с кропотливой, тонкой проработкой деталей , декоративных композиций, поэтому только самые усидчивые и трудолюбивые дети могут заинтересоваться этой работой и заниматься ею в течении долгового времени. Если младших школьников  мы обучаем азам этого ремесла- первым ступенькам работы с берестой, то старшие школьники  в состоянии выполнить уже более сложные работы, воплощать в некие декоративные образы обычные материалы. О русском народном искусстве, включая и промыслы, существует довольно обширная литература, посвященная как общим вопросам, так и отдельным частным проблемам их развития.               Анализ методической литературы наглядно свидетельствует о том, что искусство обладает огромными возможностями по развитию творческого потенциала детей. В учебной работе с первоклассниками особенно важно обеспечить удачное начало школьного этапа жизни детей, помочь им почувствовать интерес к познанию нового, испытать чувство радости от общения со сверстниками и учителями.       Для этого, во-первых, необходимо грамотно отобрать содержание предлагаемого детям учебного материала и определить его в соответствии с возрастными возможностями детей. Во-вторых, необходимо ввести в занятие со школьниками особые методические действия и приемы, обеспечивающие активное и осмысленное усвоение знаний, умений и навыков.              Данная работа предназначена для ведения занятий по художественной обработке бересты.       Цель занятий – развитие воображения и творческих способностей младших школьников.       Учебные задачи: 1. Познакомить с основными видами декоративно-прикладного искусства и раскрыть комплексный характер народного художественного творчества. 2. Развивать эмоциональную отзывчивость детей на произведения декоративного искусства, формировать основы эстетического восприятия. 3. Способствовать развитию познавательной и творческой активности детей в изобразительном и декоративном, художественном творчестве, активизировать самостоятельный творческий поиск в решении художественных задач. 4. Прививать любовь к труду и своему отчеству.   1. Особенности художественной деятельности , творческих возможностей детей младшего школьного возраста. 1.1 Воображение и его развитие в детском возрасте.    Представление того , что в прошлом человек не воспринимал , создание образов предметов и явлений , с которым раньше не встречался , возникновение наглядного образа того , что еще только будут создано , составляет особую форму психологической деятельности – воображение.

  Воображение  - это создание нового в форме  образов представлений. Процесс  воображения наблюдается в любой  человеческой деятельности. Воображение  – очень ценное психологическое  свойство человека. Одна из разновидностей воображения – фантазия , и она есть качество величайшей . Воображение свойственно только человеку. Возникло и развивалось воображение в процессе труда . Прежде чем сделать какую либо вещь , человек представляет , как он будет её делать , как будет выглядеть вещь . Это представление последующих действий и того , что будет достигнуто в результате последующих действий  , составляет одну из характерных особенностей труда , отличающую человеческую деятельность от поведения животных.       Физиологический процесс воображения есть процесс образования новых сочетаний из числа сложившихся нервных временных связей в коре головного . Воображение – это некоторый отход от действительности. Человек воображает то , чего он еще не видел , что еще не существует , чего нет в действительности , но источник воображения в объективной реальности , во внешнем мире. Воображение одна из форм отражения действительности . Как бы не было ново, то  что создано фантазией человека , оно неизбежно исходит из того , что имеется в действительности , опирается не неё.      В играх детей ,придуманными ими самими , используется то что видят и слышат они вокруг себя. Даже тогда , когда создаются образы совершенно фантастические , то что включается в них , взято из объективной реальности , являются отражением её , хотя новый образ в целом и не соответствует ей. Таковы например, образы фигурирующие в народных сказках. Баба-яга – костяная нога в ступе летает , метлой следы заметает – в целом образ фантастический , не реальный , но состоит из реальных элементов( нога, ступа , метла) .       Воображение проявляется в деятельности конструктора , где идея и замысел воплощаются в реальном образе и направлены на преобразование действительности .       Чем больше знаний и наблюдений у человека , тем больше у него возможностей воображения . Воображение очень тесно связано с процессом познания реального мира. Специальные исследования показывают на связь узнавания с процессом воображения . Когда мы видим что- либо неясно или нечетко, мы всегда обращаемся к воображению и с его помощью догадки пытаемся узнать то . что плохо видим. Здесь воображение ускоряет процесс познания. Воображение тесно связано со всеми проявлениями личности : с индивидуальными особенностями восприятия и мышления человека , со своеобразием его эмоций и чувств , с его интересами , способностями . Неразрывно воображение  и с волевыми качествами личности . Особенно ярко это наблюдается в процессе творческого труда, когда человек сознательно , целенаправленно , в соответствии  со своим идейным замыслом воспроизводит прежде полученные образы и создает новые . В этом случае нередко требуются большие волевые усилия , и только при наличии их достигаются поставленная цель – создается действительно новое . Источником возникающего элементарного воображения будет то , что воспринимается человеком .               Представление воображения формируется у детей на базе развития их восприятия . Обогащая опыт восприятия и специальных наблюдений ребенка , воспитатель тем самым обогащает и развивает его восприятие . Исследования показали , что задержанные в своем речевом развитии дети оказываются чрезвычайно отсталыми и в развитии своего воображения .               Особенно интересно развиваются представление воображения у детей школьного возраста . Этому благоприятствует процесс обучения и воспитания , в ходе которого ребенок знакомится с очень широким кругом предметов , явлений окружающего мира .               У детей младшего школьного возраста воображение опирается уже на довольно значительный жизненный опыт и на все возрастающие знания , но среди них есть дети с очень бледными , слабыми представлениями , не умеющие произвольно вызывать представления и оперировать с ими в процессе обучения . С такими детьми нужно много работать .               Образы воображения , возникающие у младших школьников в процессе творческой деятельности , ещё крайне не устойчивы и легко меняются под влиянием возникающих , иногда случайных ассоциаций . Эти образы нуждаются в опоре на восприятие .               Психология детского возраста отметила важный для деятельности воображения момент , который в психологии получил название закона реального чувства в деятельности фантазии . Сущность его проста , в его основе лежит фактическое наблюдение .               У детей младшего школьного возраста воображение развивается на основе специальных знаний  и опирается на освоение практических приемов действия в той или иной области творческой деятельности .               Развитие воображения у детей создает предпосылки для эстетического воспитания , а хорошо поставленное эстетическое воспитание в свою очередь развивает воображение . На развитие воображения детей влияет чтение художественной литературы , просмотр картин , слушание музыки , восприятие природы и т . д. Благодаря знакомству с искусством образы воображения у детей становятся более полными и яркими .               1.2  Творческие возможности .       Творчество – это деятельность , которая дает новые , впервые создаваемые , оригинальные продукты , имеющие общественное значение : открытие новых закономерностей  в науке , изобретение новых машин , отыскание способов  выведения новых сортов растений и пород животных , создание произведений искусства и литературы  и . т . д . Источником творческой деятельности является общественная необходимость в том или ином новом продукте . Именно потребность общества в чем - то   обуславливает возникновение творческой идеи , творческого замысла , что ведет к созданию нового .               Вся деятельность человека в состоянии вдохновения сосредоточена на предмете творчества . Вдохновение нельзя противопоставлять труду . Оно есть результат большого труда .               Чтобы получить доброкачественный материал для творческой деятельности , человеку необходима высокоразвитая наблюдательность . Умение целенаправленно и тонко наблюдать – одна из характерных черт людей , создающих новое в той или иной области человеческой деятельности . Большие запасы наблюдений создают богатый материал для деятельности творческого воображения . Наблюдение дает возможность увидеть не только то , что нужно для осуществления  наличного замысла , но и то , что дает толчок к постановке новых проблем , к возникновению новой идеи , нового замысла .                            Возможно, будет разумным полагать, что творить способен всякий, но вот степень творчества меняется в очень широких пределах. Творчество таких людей, как Пабло Пикассо, или Бакминстер Фуллер, или Вольфганг Моцарт, или Томас Джефферсон не только есть проявление великого таланта; кроме этого, оно хорошо известно. Существуют, конечно же, и другие творческие гении, но они остаются в неизвестности.        Мы будем опираться на определение творчества как когнитивной деятельнсти, которая ведет к новому или необычному видению проблемы или ситуации. Такое определение не ограничивает творческие процессы утилитарными действиями, хотя в качестве примера творческих людей почти всегда приводят создателей какого-нибудь полезного изобретения, рукописи или теории.

  1.3    Творческий  процесс.            По  иронии - и в укор современной  когнитивной науке - за последние  20 лет не возникло ни одной  крупной теории (как это было  с памятью или восприятием), которая смогла бы объединить рассеянные и иногда конфликтующие  исследования творчества. Отсутствие общей теории указывает как на трудность этой темы, так и на недостаточное внимание к ней со стороны широкой научной общественности. И все же эта тема широко заявлена как важная часть повседневной жизни и образования. Много лет назад в истории когнитивной психологии Уоллес (Wallas, 1926) описал четыре последовательных этапа творческого процесса:               -Подготовка: Формулировка задачи и начальные попытки ее решения.               -Инкубация: Отвлечение от задачи и переключение на другой предмет.               -Просветление. Интуитивное проникновение в суть задачи.               -Проверка: Испытание и/или реализация решения.               Четырехэтапная модель творческого процесса Уоллеса дала нам концептуальные рамки для анализа творчества. Рассмотрим вкратце каждый из этапов.              -Подготовка. Пуанкаре упоминал в своих записках, что он интенсивно работал над этой задачей две недели. За это время он, видимо, перепробовал и по разным причинам отверг несколько возможных решений. Но было бы конечно неправильно предполагать, что подготовительный период длился две недели. Вся его профессиональная жизнь как математика, а также, возможно, и значительная часть его детства может рассматриваться как часть подготовительного периода.Общей темой в биографиях многих знаменитых людей является то, что даже в раннем детстве они развивали идеи, приобретали знания и пробовали развивать свои мысли в конкретном направлении. Под воздействием таких ранних идей часто формируется самая отдаленная судьба творческой личности. Одной из многих тайн в этом процессе остается то, почему другим индивидуумам, находящимся в аналогичном стимульном окружении (а во многих случаях и лишений), не удается получить признание своего творческого таланта. Платон предполагал, что творчество может быть делом рук гораздо более непреодолимых сил, чем силы окружения. Может, стоило бы обратить внимание на генетические основы творчества.              -Инкубация. Почему так получается, что творческий прорыв часто следует за периодом, во время которого проблема может оставаться "вспаханной под пар"? Возможно, наиболее прагматическое объяснение этому состоит в том, что значительную часть нашей жизни мы отдыхаем, смотрим телевизор, плаваем с аквалангом, играем, путешествуем или лежим на солнце и наблюдаем, как плывут облака, вместо того, чтобы упорно размышлять о какой-нибудь проблеме, требующей творческого решения. Так что творческие акты часто следуют за периодами сна или безделья скорее всего просто потому, что эти периоды занимают много времени.Познер (Posner, 1973) предлагает несколько гипотез, касающихся инкубационной фазы. Согласно одному из его предположений, инкубационный период позволяет человеку оправиться от усталости, связанной с решением задачи Перерыв в трудной задаче позволяет также забыть несоответствующие подходы к данной задаче. Как мы уже видели, решению задачи может препятствовать функциональная закрепленность, и не исключено, что во время инкубационного периода люди забывают старые и безуспешные способы ее решения. Еще одна гипотеза, объясняющая, как инкубация может помочь творческому процессу, полагает, что в этот период мы на самом деле продолжаем работать над задачей бессознательно. Такое представление сходится со знаменитым положением Вильяма Джеймса "Мы учимся плавать зимой и кататься на коньках летом" Наконец, во время перерыва в процессе решения задачи может происходить реорганизация материала.              -Просветление Инкубация не всегда ведет к просветлению (мы все знаем много людей, которые пребывали в инкубации большую часть своей жизни, но до сих пор не достигли просветления). Однако, когда это происходит, невозможно ошибиться в ощущениях. Неожиданно "включается лампочка". Творческая личность может почувствовать порыв возбуждения, когда все кусочки и крупицы идеи вдруг встают на место. Все относящиеся к делу идеи согласуются друг с другом, а несущественные мысли игнорируются. Примеров просветления в истории творческих прорывов множество Открытие строения молекулы ДНК, открытие бензольного кольца, изобретение телефона, завершение симфонии, сюжет повести -все это примеры того, как в момент просветления в разум приходит творческое решение старой назойливой задачи.               - Проверка. Вслед за радостным возбуждением, иногда сопровождающим проницательное открытие, наступает время проверить новую идею. Проверка - это своего рода "отмывание" творческого продукта, когда он проверяется на предмет его законности. Зачастую после тщательного изучения решение, представлявшееся творческим открытием, оказывается интеллектуальным "самоварным золотом". Этот этап может быть довольно коротким, как в случае перепроверки вычислений или пробного пуска новой конструкции; однако, в некоторых случаях верификация идеи может потребовать целой жизни исследований, проверок и перепроверок. 1. 4 Движущие силы творческого процесса.              Можно прекрасно знать  технологию эффективного мышления и уметь на практике устранять любые преграды на пути свободного течения фантазии. Однако что-то же должно заставить пробудиться эту самую фантазию к жизни. Из чего-то же должна она возникнуть, потому что ни движение, ни течение, ни полет, ни падение, ни огонь, ни даже холод не бывают без своего источника, без движущей силы.              Итак, движущие силы. К ним относится все, что может стать первопричиной, побудительным мотивом, источником энергии для начала творческого процесса. Что же побуждает человека к свершению перемен? Наверное, каждому человеку, особенно человеку творческому, присущи свои индивидуальные побудительные мотивы, новместе с тем должны же быть и общие. Общие, потому что все мы "человеки" и ничто человеческое всем нам не чуждо, а свои, потому что все, что не чуждо, проявляется для каждого сугубо конкретно. Что же это общее, но конкретное, которое не чуждо?              Это эмоции и потребности. А вернее, наоборот: потребности и эмоции, потому что потребности первичны, а эмоции - в зависимости от успешного удовлетворения потребностей (или хотя бы от перспективы удовлетворения) - вторичны. Поэтому можно сказать, что творческий человек - это человек, который не только может, но, прежде всего, хочет и, притом, хочет много.             Существует не так уж мало разнообразных и действенных приемов творческого самовозбуждения. Один из таких приемов пробуждения активного желания действовать - это поставить себя в состязательные условия, в условия близкие к условиям борьбы за выживание, в условия войны, как говорится, не на жизнь, а на смерть. 

Вывод из этого простой:  большинству людей для начала творческой деятельности обязательно нужно уметь приводить себя в специальную форму возбужденного состояния, называемую вдохновением, то есть наносить себе маленькую психическую травму (иногда плавно переходящую в необратимое увечье). Для этого могут применяться внешние возбудители (стрессоры), связанные со специфическими социальными факторами - страх, тщеславие, престиж, конкуренция, жажда самоутверждения и т. д., и индивидуальные психологические приемы (аутотренинг).               Главное в этом деле - научиться максимально использовать эти специфические психические силы, вызываемые к жизни вдохновением, по прямому назначению, т. е. на производство новых идей.              Смысл в том, чтобы не заниматься в периоды творческого подъема аналитической работой, например, обоснованием выдвинутой идеи или ее критическим анализом. Лучше, пока что называется, "несет", набрать максимальное количество идей, зафиксировать их, а потом, уже в спокойной обстановке, заняться обстоятельным их разбором.             Если человека вдруг случайно посещает более или менее удачная идея, его охватывает эмоциональный подъем, радостное возбуждение. Он готов придумывать еще и еще, так как ему нравятся приятные ощущения, духовный восторг, доходящий до экстаза, сопровождающие удачный творческий акт. Проблема в том, чтобы эта первая идея была не случайной, а закономерной. То есть, нужен своеобразный запал многоразового действия.            Такое запальное действие оказывает привычка к прогнозированию. Прогнозировать можно все: грядущие глобальные и мелкие изменения в политике (внешней и внутренней); в социокультурной среде человека; в структуре основных потребностей человека; в науке и технике; в собственной бытовой жизни и жизни ближайшего окружения; в интимных отношениях; в качествах своих детей и родителей; в отношениях с окружающими людьми; в карьерных перспективах собственных и ближайшего окружения и т. д.            Разумеется, оценку перспектив развития объектов, ситуаций, явлений, событий и отношений следует производить не на любой произвольной (случайной) основе, а на базе экстраполяции внутренних закономерностей процесса, лежащего в основе деятельности прогнозируемого объекта. Для этого можно воспользоваться методической схемой, положенной в основу принципа управления проявлением творческих качеств личности. То есть нужно выделить движущие силы, идеальное состояние и регуляторы (тормоза и ускорители) процесса. Идеальных состояний может быть несколько, если существует несколько активных участников действия.           Занимаясь таким прогнозированием, придется проэкстраполировать характер изменения существующего состояния выбранных объектов в будущее. Для этого понадобится хорошо изучить их настоящее. Вот, где пригодятся системный анализ и методы преодоления привычных стереотипов мышления. Только в процессе системного анализа объектов появится масса обстоятельств, возбуждающих желание все изменить, а значит, стимулирующих фантазию. Попытки прогнозировать будущее значимых для человека явлений возбудят желание активно влиять на результаты развития этих явлений, а значит, подвигнут на поиски средств, воздействия на процессы, способные привести к желанному результату.            Кроме способов пробуждения творческих потребностей, обладающих большей или меньшей методической направленностью, можно привести ряд общетерапевтических приемов, содействующих той же цели. Один из них вытекает из критичного отношения к философии и традициям воспитания детей.           С детства нас учат сдерживать эмоции, обуздывать желания, подчиняться всевозможным предписаниям, ограничениям, правилам, не допускать проявления сильных чувств. Спору нет, цивилизованный культурный человек именно тем и отличается от дикаря, что умеет управлять (хотя бы отчасти) проявлениями своей биологической природы - рефлекторными и эмоциональными реакциями. Но управлять не значит подавлять, а то под флагом борьбы с распущенностью недолго превратиться в роботов. Психология же подчинения, как известно, губит творческую инициативу. Следовательно, вполне разумно не искать специально какие-то искусственные способы высекать из себя запальные искры эмоций, а направленно пользоваться тем огнем внутри нас, который постоянно приходится гасить, подгоняя желаемые формы личностно-индивидуального поведения к требуемому обществом социальному стандарту.            Есть еще один немаловажный стимул, побуждающий людей к самой сильной форме активности, к активности на грани и часто даже за гранью самопожертвования. Такую степень творческой активности мотивирует неудержимое стремление прославиться, войти навеки в память людскую, обрести духовное бессмертие за счет новизны, уникальности и особой общественной значимости и объективной полезности результатов своей деятельности.            Говоря о стимулах творческой активности, нельзя не упомянуть об обыкновенном любопытстве, которое заставляет людей делать необыкновенные вещи и которое, вообще говоря, является, может быть, самым главным побудителем творческой активности или если не самым главным, то, по крайней мере, самым бескорыстным. Но каким бы не выглядело любопытство в моральной плоскости, оно без сомнения является необходимым элементом творческого процесса и пройти мимо возможности влиять на творческую мотивацию через воздействие на фактор любопытства было бы непростительным расточительством.                Ощущение , которое испытывает человек, охваченный любопытством, похоже чем-то на чувство голода или жажды в том смысле, что как из-за стола надо выходить с легким чувством голода, так и познавая что-либо, не надо спешить ставить мажорный аккорд, провозглашающий очередную победу разума. Заключительной фазой любого познавательного акта должен быть не триумф духа по поводу обретения нового уровня могущества, даруемого большим и истинным знанием, а скорее скорбь, порождаемая одновременным открытием новых, более широких горизонтов непознанного. Иными словами, речь идет о том, что для поддержания чувства любопытства на постоянно высоком уровне остроты его нужно регулярно подпитывать, а для этого есть простое и действенное правило. Смысл его в том, что любую разработку - научно-исследовательскую, конструкторскую, просто постижение чего-то нового на обиходно-бытовом уровне - следует заканчивать нахождением границ этого нового знания и определением того, что может лежать за пределами познанного. 1.5     Можно ли обучить творчеству ?            Если творчество зависит от культуры и образования человека, то можно ли научить творчеству? Ответ зависит от того, как определить творчество. Можно научить людей большей гибкости мышления, научить их набирать больше очков в тестах на творчество, более "творчески" решать головоломки или зондировать научные и философские вопросы более глубоко, чем раньше, - но трудно доказать эмпирически, что путем одного только обучения из случайно выбранного человека можно получить гения.

Информация о работе Развитие декоративно-прикладного искусства в наше время