Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 18:46, реферат
Сын художника Джованни Санти. По свидетельству Вазари, учился у Перуджино. Впервые упомянут как самостоятельный мастер в 1500. В 1504-1508 работал во Флоренции. В конце 1508 по приглашению папы Юлия II переехал в Рим, где, наряду с Микеланджело, занял ведущее место среди художников, работавших при дворе Юлия II и его преемника Льва X.
Рафаэль Санти
РАФАЭЛЬ
(наст. имя Рафаэлло Санти) (Raffaello
Santi)
(26 или 28 марта 1483, Урбино - 6 апреля 1520, Рим)
итальянский художник и архитектор
Биография
Сын художника Джованни Санти. По свидетельству Вазари, учился у Перуджино. Впервые упомянут как самостоятельный мастер в 1500. В 1504-1508 работал во Флоренции. В конце 1508 по приглашению папы Юлия II переехал в Рим, где, наряду с Микеланджело, занял ведущее место среди художников, работавших при дворе Юлия II и его преемника Льва X.
Ранние работы
Уже в ранних, написанных до переезда во Флоренцию, картинах сказался присущий Рафаэлю гармоничный склад дарования, его умение находить безупречное согласие форм, ритмов, красок, движений, жестов, - и в таких небольших по формату работах, почти миниатюрах, как "Мадонна Конестабиле" (ок. 1502-03, Эрмитаж), "Сон рыцаря" (ок. 1504, Национальная галерея, Лондон), "Три грации" (Музей Конде, Шантильи), "Св. Георгий" (ок. 1504, Национальная галерея, Вашингтон), и в более крупном по формату "Обручении Марии" (1504, Брера, Милан).
Флорентийский период (1504-08)
Переезд сыграл
огромную роль в творческом становлении
Рафаэля. Первостепенное значение для
него имело знакомство с методом Леонардо да Винчи.
Вслед за Леонардо он начинает много работать
с натуры, изучает анатомию, механику движений,
сложные позы и ракурсы, ищет компактные,
ритмически сбалансированные композиционные
формулы.
В последних флорентийских работах Рафаэля
("Положение во гроб", 1507, галерея
Боргезе, Рим; "Св. Екатерина Александрийская",
ок. 1507-08, Национальная галерея, Лондон)
появляется интерес к сложным формулам
драматически-взволнованного движения,
разработанным Микеланджело. Главная
тема живописи флорентийского периода
- Мадонна с младенцем, которой посвящено
не менее 10 работ. Среди них выделяются
три близких по композиционному решению
картины: "Мадонна со щегленком" (ок.
1506-07, Уффици), "Мадонна в зелени" (1506,
Музей истории искусств, Вена), "Прекрасная
садовница" (1507, Лувр). Варьируя в них
один и тот же мотив, изображая на фоне
идиллического пейзажа юную мать и играющих
у ее ног маленьких детей - Христа и Иоанна
Крестителя, он объединяет фигуры устойчивым,
гармонически уравновешенным ритмом Композиционный
пирамиды, излюбленной мастерами Возрождения.
Римский период (1509-20)
Переехав в
Рим, 26-летний мастер получает должность
"художника апостольского
Римские Мадонны
В римский период Рафаэль значительно реже обращается к образу Мадонны, находя новое, более глубокое его решение. В "Мадонне делла Седия" (ок. 1513, Питти, Флоренция) юная мать в одежде римской простолюдинки, маленькие Иоанны Креститель и Христос связаны воедино круговым обрамлением (тондо); Мадонна как бы старается укрыть в своих объятиях сына - маленького Титана с недетски серьезным взглядом. Новая, полифонически сложная трактовка образа Мадонны нашла наиболее полное выражение в одном из самых совершенных творений Рафаэля - алтаре "Сикстинская Мадонна" (ок. 1513, Картинная галерея, Дрезден).
Портреты
Первые портреты относятся к флорентийскому периоду ("Аньоло Дони", ок. 1505, Питти, Флоренция; "Маддалена Строцци", ок 1505, там же; "Донна Гравида", ок.1505, там же). Однако только в Риме Рафаэль преодолел суховатость и некоторую скованность своих ранних портретов. Среди римских работ выделяются портрет гуманиста Бальдассаре Кастильоне (ок. 1514-15, Лувр) и т. н. "Донна Велата", возможно - модель "Сикстинской мадонны" (ок. 1516, Питти, Флоренция), с их благородным и гармоническим строем образов, композиционным равновесием, тонкостью и богатством цветового решения.
Архитектурные произведения
Рафаэль оставил заметный след и в итальянской архитектуре. Среди его построек - маленькая церковь Сан'Элиджо дельи Орефичи (заложена ок. 1509) с ее строгим интерьером, капелла Киджи в церкви Санта Мария дель Пополо (заложена ок. 1512) интерьер которой являет пример редкого даже для эпохи Возрождения единства архитектурного решения и декора, разработанного Рафаэлем, - росписей, мозаики, скульптуры, и недостроенная вилла Мадама. Рафаэль оказал огромное влияние на последующее развитие итальянской и европейской живописи, став наряду с мастерами античности высшим образцом художественного совершенства.