Психологическое воздействие цвета

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 06:13, контрольная работа

Описание работы

Видимый спектр для среднего человека начинается с красного и заканчивается фиолетовым. Правда, человек в состоянии видеть цвета и нейтральные, например, пурпурный, карминный и так далее. И несколько меньше противоположного конца спектра – фиолетового. Однако, профессионалы, камвольщицы например, различают до 40 оттенков черного цвета.
Цветовые восприятия являются важными для человека впечатлениями внешнего мира и проблема воздействия цвета на человека далеко еще не решена.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
История цветовых теорий……………………………………………………..4
Применение цвета……………………………………………………………..5
Восприятие цвета человеком………………………………………………...10
Формулировка цвета…………………………………………………………13
Сочетания цветов…………………………………………………………….16
Заключение………………………………………………………………………18
Список использованной литературы…………………………………………...19

Работа содержит 1 файл

история искусств.doc

— 137.00 Кб (Скачать)
 
 

Федеральное агентство по образованию 

Негосударственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования 

Санкт-Петербургский  гуманитарный университет профсоюзов 

Самарский филиал 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИСТОРИИ ИСКУССТВ  
 
 
 

Психологическое воздействие цвета 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила студентка

I-Ру-08

заочной формы обучения

Жадеева Н.В.

Научный руководитель

К.и.н., доцент, Чичканова Т.А. 
 
 
 
 
 
 
 

Самара 2009 год 

Содержание 

Введение…………………………………………………………………………...3

  1. История цветовых теорий……………………………………………………..4
  2. Применение цвета……………………………………………………………..5
  3. Восприятие цвета человеком………………………………………………...10
  4. Формулировка цвета…………………………………………………………13
  5. Сочетания цветов…………………………………………………………….16

Заключение………………………………………………………………………18

Список использованной литературы…………………………………………...19

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение.

    Представьте, что все цвета исчезли из окружающего  мира, и мы видим его только серо-белым. Какая унылая, однообразная и непривычная  картина получается! Оказывается, как  много в нашей жизни значит цвет!

    Прекрасный  дар природы – способность  человека видеть мир, расцвеченный всеми  цветами радуги. Люди так привыкли к этому чуду, что не удивляются ему. Более того, склонны считать  цвет объективным свойством самих  предметов.

    Так или иначе, цвет воспринимается обычно как цвет предметов или как цвет помещения. К так называемым теплым цветам относятся красный, золотистый и оранжевый, в то время как синий, фиолетовый и цвет морской волны считают холодными цветами.

    В своем жизненном опыте мы практически никогда не имеем дело с чистым цветом. Мы видим оранжевый апельсин, зеленую траву, карие глаза, красные звезды, а не просто отдельные цвета.

    Нам практически невозможно отделить информацию цветовую от той, которая ее сопровождает, от контраста, в котором мы воспринимаем цвет. Человеку чаще всего цвет рассказывает о предметах и явлениях. Он позволяет судить о том, созрела ли ягода, или она еще зеленая, здоров ли ребенок или у него красное горло.

    Понятно, что чем разнообразнее информация, тем она достовернее. То, что мы видим, слышим, осязаем, помним, обоняем, чувствуем, - все это синтезирует единую и неразрывную картину мира.

    Довольно  просто заменить различную цветовую гамму (остроту зрения) в разное время  суток.

    При дневном освещении самым светлым человеку кажется желтый цвет. При переходе от дневного зрения к ночному чувствительность сдвигается к синему цвету. При сумеречном освещении лучше всего глаз человека различает зеленые оттенки.

    Видимый спектр для среднего человека начинается с красного и заканчивается фиолетовым. Правда, человек в состоянии видеть цвета и нейтральные, например, пурпурный, карминный и так далее. И несколько меньше противоположного конца спектра – фиолетового. Однако, профессионалы, камвольщицы например, различают до 40 оттенков черного цвета.

    Цветовые  восприятия являются важными для  человека впечатлениями внешнего мира и проблема воздействия цвета  на человека далеко еще не решена. 
 
 
 
 
 
 

     1.История цветовых теорий.

    В человеческой культуре цвет имел огромное значение — был основой мифов, отражением представлений о природе, важным идеологическим инструментом, неотъемлемой частью религий.

    Первобытные общества выделяли три основных цвета — красный (кровь, огонь), белый (молоко, день), черный (земля, ночь). Позднее, с ростом культуры и науки, эта цветовая гамма расширялась. Чем сложнее и утонченнее общество, тем более широкая цветовая гамма существует в его культуре.

    Знаете, сколько цветов в радуге? «Семь», — скажите вы. А вот у англичанина их уже шесть (так как в их языке нет разницы между голубым и синим, кроме light blue и dark blue). Для представителей некоторых африканских племен цветов в радуге два — темный и светлый. Так сколько цветов в радуге-то?

    Раньше  в основе гармонии лежали эстетические представления о цвете — скажем, яркие, реалистичные цвета вообще не имели право на полноценное существование. А флуоресцентные краски, существуй они тогда, были бы признаны недостойными использования.

    Рост  науки постепенно переопределял  отношения к цвету. Появлялись более сложные основания для классификации цвета (отличные от разделения на «божественные» и «богопротивные» цвета).

     Уже в XVII веке вечные споры о «гармоничных» цветах начинают перерастать в осмысление цвета как формализуемого предмета с беспристрастными величинами. Ньютон классифицирует цвета на физической основе — в спектре белого цвета выделяются 7 «простых» цветов и один пурпурный (представляющий собой смешение двух крайних спектральных цветов).

     В конце XVIII века Гете предложил классификацию  цвета по физиологическим признакам. Его цветовой круг состоял из трех пар контрастных цветов. За основу взяты три самые частоупотребимые краски художников — красная, синяя и желтая. Цветовой круг Гете — попытка систематизировать практическое использование цвета (смешение красок).

    В XIX веке Г. Гельмгольц  в своих трудах описывает три основных цвета — красный, зеленый и синий. Сочетание этих трех цветов дает любые цвета спектра в любой насыщенности. Эта триада используется и по сей день — в кино, телевидении, фото, в ваших мониторах.

    Триада, положенная в основу цветовой теории Гете, тоже не потеряла своей актуальности — почти вся полиграфия основана на трех красках — синей, красной и желтой.

    Современные цветовые системы специализировались. Цвет перестал разделяться на «главный» и «второстепенный». Он превратился в набор упорядоченных и закономерных чисел. Цветовые системы различаются теперь не столько цветами, взятыми за основу, сколько детализацией разбивки и способностью описать и передать любой цвет. Выбор цветовой модели стал оправдываться лишь областью применения (в полиграфии, на экране, для описания и хранения любого цвета, который нельзя передать ни на бумаге, ни на мониторе).

    В полиграфии сейчас нет проблемы в нахождении того или иного цвета — доступны все. Именно тут возникает проблема: какие выбрать? Финалом таких поисков становится только удовлетворительный для глаза результат. Многие специально формализуют доступные им цветовые модели математически, беря за основу некоторые цифровые показатели цвета. Скажем, монохромную гамму (256 градаций) можно разбить на 20 градаций:

    

    При этом у зрителя останется впечатление «полной» гаммы.

    Этот  маленький пример — упрощенная модель восприятия сегодняшних зрителей. Никто уже не пытается изобрести свою цветовую модель, достаточно придумать числовую закономерность в существующих цветовых пространствах. Никакой тайны в последовательности цифр нет. Просто многим удобнее таким образом находить и видеть свою гармонию среди бесконечного количества цветов.

      

       2.Применение цвета.

     Известный психиатр В.М.Бехтерев утверждал: "Умело  подобранная гамма цветов способна благотворнее воздействовать на нервную систему, чем иные микстуры". Аристотель писал: "Все живое стремится к цвету... Цвета по приятности их соответствий могут относиться между собой подобно музыкальным созвучиям и быть взаимно пропорциональными". И.Грант заметил: "Чем больше смотришь на этот мир, тем больше убеждаешься в том, что цвет был создан для красоты, и красота эта - не удовлетворение прихоти человека, а необходимость для него".  
 Действительно, цвет способен возбуждать и подавлять, возносить и низвергать, лечить и облагораживать. Приведем несколько выдержек из замечательной книги Мориса Дерибере "Цвет в деятельности человека": "Физиологическое и психофизиологическое воздействие цвета на живые существа позволило разработать богатую технику цветотерапии... Особое внимание привлекал красный цвет, который использовали еще средневековые врачи для лечения ветряной оспы, скарлатины, кори и некоторых кожных заболеваний. Изучались и другие цветные лучи. Лечение невралгических явлений светом началось очень давно. Вначале оно было очень эмпиричным, но после наблюдений Плезантона над болеутоляющим свойством света, пропущенного через голубой фильтр, и наблюдений Поэга над тем же свойством фиолетового света, оно стало более точным. В начале нашего века несколько русских и немецких терапевтов подтвердили наблюдения о благоприятном воздействии голубых и фиолетовых лучей при лечении невралгических заболеваний..."  
 "Красный и желтый лучи дали интересные результаты при лечении апатичных и анемичных детей. Они выражались в увеличении количества красных кровяных телец, росте веса ребенка, повышении его активности и в улучшении его настроения.  
 Зеленый цвет был использован Пото при лечении нервных болезней и психопатических расстройств. Он считал, что зеленый свет действует в тех случаях, когда нужно дисциплинировать ум и тело и вынудить больного контролировать свои поступки. После трехчасового пребывания в красной комнате больной, страдавший молчаливым психозом, повеселел и стал улыбаться. На следующий день пациент, отказывавшийся ранее от любой пищи, встал, потребовал завтрак и поел с удивительной жадностью"  
 "Больной вынужден долгие часы думать, мечтать, страдать в среде, в которую его поместили. Медленно, так что он и не отдает себе отчета, эта среда проникает в него самого. Так нужно ли делать ее ледяной, лишать цвета, жизни в то время, как она должна участвовать в моральном утешении и физическом восстановлении?"  
 Современной медициной цвет до сих пор активно не используется, несмотря на наличие колоссальных массивов фактических данных, касающихся психологического и физиологического действия цвета. Возможности же цветовоздействия попросту фантастичны. Прямое облучение тела отфильтрованным солнечным светом, использование лазерных устройств, создание однотонных интерьеров, применение пропускаемых через самоцветы светопотоков, направленное влияние на точки акупунктуры, целевое воздействие на активные зоны радужки глаза - сегодня существует множество методов введения цветоэнергий в информационно-энергетический метаболизм индивидуума. Причем все эти приемы эффективны вне зависимости от степени осознания человеком характера и направленности цветоэнергетического воздействия. Цвет, как и звук, является естественным интегратором физиологических и психических процессов. Использование ранжирующих методик, определение характера предпочтений помогают поставить точный "энергетический диагноз" и направленно подобрать особую "цветовую микстуру". Так можно управлять живой системой и психическими процессами самым естественным образом, влияя наиболее привычным путем, достигая значимых результатов без использования синтетических лекарств и сложных физиотерапевтических воздействий.  
 Разумеется, не все так просто, как кажется на первый взгляд. Цветовое влияние необходимо сочетать с особого рода ритмическим воздействием. Добавление особых ароматов, мелодий и вкусов также имеет свое значение. Лечебное воздействие должно быть комплексным, но методические секреты его организации пока не могут быть раскрыты даже специалистам. Ведь речь идет о чрезвычайно эффективном методе управления психической и телесной сторонами жизни индивидуума, и орудие это может быть использовано как для исцеления, так и для разрешения воздействующим собственных корыстных проблем.

     Макс  Люшер, всемирно известный швейцарский психотерапевт, в ХХ веке первым создал цветодиагностику. Интуитивно предпочитая или отвергая те или иные цвета, человек предстает таким, какой он есть на самом деле. Можно сказать, что цветовой выбор не может лгать. Индивидуальность восприятия цветовых композиций  обоснована в его работах и доказано, что состояние (содержание сознания, эмоциональность) реципиента в момент контакта с объектом может влиять на его отношение к одному и тому же цвету. 
          Из всей области психологического познания цвета, которое проверено статистически и с помощью клинического контроля, в его работе подробно рассматриваются четыре основных цвета: красный, синий, зеленый и желтый, а также "модификационные цвета": фиолетовый, коричневый, серый, черный и белый.

     В цветовом тесте Люшера, с помощью которого проводились данные научные исследования, не используются чисто красный и чисто синий цвета. Тестовые цвета экспериментально подобраны из 4500 цветовых тонов таким образом, чтобы цвета выражали определенные физиологические и психологические основные функции как можно более сильно и в чистом виде.

     Самый быстрый и простой тест состоит  из восьми цветов: серый, синий, зеленый, красный, желтый, фиолетовый, коричневый, черный. Составив из этих цветов свою последовательность, расположив их в таком порядке: самый привлекательный, потом наиболее приятный из оставшихся, считается, что основные цвета символизируют различные эмоциональные состояния. Синий - эмоциональная преданность, зеленый - утверждение себя, красный - экспансия, желтый - стремление к переживаниям... Если в одной из жизненных составляющих наступает разлад, то цвет, который ей соответствует, начинает подспудно раздражать, а во время теста испытуемый интуитивно ставит его в самый конец своих предпочтений. А чтобы окончательно «избавиться» от неугодного цвета, человек как бы подыскивает ему компенсацию - как правило, из ахроматических цветов, то есть тех, которые есть как бы отклонение от нормы. Это серый, черный, коричневый, фиолетовый. Цвет-компенсация указывает, чем человек предпочитает компенсировать сбой в своем состоянии: пассивностью, переключением на проблемы со своим здоровьем, уходом в мир фантазий или просто агрессивностью. Физиологам давно известно о не зависящем от настроений субъекта физиологическом влиянии цвета. К примеру, красный цвет возбуждает и активизирует, а синий - успокаивает и затормаживает. Но это - примитивный, схематичный анализ взаимодействия цвета и биосистемы. Люшер же, синтезировав все имевшиеся в его распоряжении данные о психологическом воздействии определенных цветов, создал для каждого из них перечень генерируемых им сдвигов в состоянии организма (в самочувствии, в настроении, в характере понимания). Заметим, что действия каждого цвета и специфика его внутреннего значения не зависит от отношения человека к нему. Цвет может нравиться или не нравиться, но характер его влияния, специфика его воздействия на психику остаются неизменными, вне зависимости от состояния организма в момент воздействия. Таким образом, символическое значение цвета, его "психологический код" действительно объективны и не зависят от положения того или иного цвета в ряду индивидуального предпочтения.

Информация о работе Психологическое воздействие цвета