Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 11:48, контрольная работа
Цель:
Изучить психологический портрет бога Аполлона.
Основные методы исследования:
Ознакомиться с мифами связанными с Аполлоном.
http://www.prao.ru/
Глава 2.
Марсий
Марсий - сатир или силен, сын Эагра, родом из Фригии. Древнее божество круга Кибелы, вытесненное Аполлоном. По мифу, Марсий подобрал флейту, брошенную Афиной (богиня бросила флейту, так как увидела, как безобразно раздуваются ее щеки при игре). В игре на флейте Марсий достиг необычайного мастерства и, возгордясь, вызвал на состязание самого Аполлона. Дерзкое соперничество кончилось тем, что Аполлон, играя на кифаре, не только победил Марсия, музыка которого отличалась чисто фригийским экстатически-исступленным характером (флейта с бубнами, трещотками и пр. сопутствует оргиям Кибелы и Диониса), но и ободрал с несчастного кожу. По преданию, кожа Марсия, содранная с него богом, висит во Фригии, в Келенах, у истоков реки Меандр; при звуках флейты кожа начинает шевелиться, но недвижима при звуках песен в честь Аполлона.
Марсий был оплакан нимфами, сатирами и лесными родичами. Его кровь превратилась в одноименный поток (Ovid. Met. VI 382-400), его флейта была унесена этим потовом в реку Меандр, выброшена из воды в Сикионии и принесена в дар Аполлону (Paus. II 7, 9). В мифе о состязании Аполлона и Марсия отразился начальный этап борьбы божеств-антагонистов Аполлона и Диониса.
http://greekroman.ru/marsias.
Афина
выбросила флейту.
Зевс сказал,
Что при игре лицо ее
кривится.
И надо ж было так случится -
Ту флейту Марсий подобрал.
Был у сатира музыкальный
дар.
Он так играть на флейте
наловчился
И так своим уменьем
возгордился,
Что флейты стал считать
божественней кифар,
Решив, что может одержать
победу
Над самым лучшим в мире
кифаредом.
Быть может, это было
бы и так.
Быть может, это было
бы резонным,
Но!
Лучший кифаред был
Аполлоном!
Такой вот ма-аленький
пустяк!
Конечно ж, Златокудрый
победил!
И доказал что ерничать
негоже
С богами. Всенародно
кожу
С сатира Марсия спустил...
...Итог всегда, доказано,
таков,
Когда вдруг кто-то трогает
богов?
Хоть нимбами они и осенены,
Но вот прощать! Прощать
они... не склонны!
Мидас
Ужасный конец
Марсия должен был послужить предостережением
всем заносчивым смертным. Но этого
не случилось, и вскоре после этого
Аполлону пришлось снова участвовать
в музыкальном состязании, на этот
раз с Паном, любимым флейтистом
царяя Мидаса. По этому случаю, Мидас
сам оставил за собой право присуждать
первый приз и отдал его Пану, несмотря
на то, что тот играл гораздо хуже Аполлона.
Бог солнца был так возмущен несправедливым
решением, что решил наказать нечестного
судью, и сделал так, что у того на голове
выросли длинные ослиные уши.
Приведенный в смятение этим украшением,
Мидас заперся во дворце и велел поскорее
привести цирюльника, который, дав клятву
хранить тайну, был доставлен к царю и
получил приказ изготовить огромный парик,
который должен был скрыть ослиные уши
от глаз подданных. Цирюльник повиновался
и сделал парик. Но прежде, чем ему разрешили
покинуть дворец, он должен был еще раз
поклясться, что под страхом немедленной
смерти не выдаст никому страшную тайну.
Но секрет хранить очень трудно, а этот,
касающийся длинных ушей царя, так и жег
цирюльнику язык. Не в силах больше терпеть,
он отправился в поле, выкопал глубокую
яму и прокричал туда:
У царя-то Мидаса, вот так дела!
Уши (сам видел) ― ну как у осла!
Гораций
Облегчив тем самым душу, цирюльник вернулся домой. Время шло. На месте ямы вырос тростник и, склоняясь под дуновением ветерка, шелестел: «У царя Мидаса ― ослиные уши!» ― и все проходящие мимо слышали эти слова и разнесли их по всему миру, так что тайна царя вскоре стала известна всем.
http://www.mifyrima.ru/
Ниоба
У жены царя Фив Амфиона, Ниобы, было семь сыновей и семь дочерей. Гордилась своими детьми дочь Тантала. Прекрасны, как юные боги, были ее дети. Счастье, богатство и прекрасных детей дали боги Ниобе, но не была благодарна им дочь Тантала.
Однажды дочь слепого прорицателя Тиресия, вещая Манто, проходя по улицам семивратных Фив, звала всех фиванок принести жертвы Латоне и ее детям-близнецам: златокудрому, далекоразящему Аполлону и девственной Артемиде. Послушные призыву Манто, фиванки пошли к алтарям богов, украсив головы лавровыми венками. Одна лишь Ниоба, гордая своим могуществом и посланным ей богами счастьем, не хотела идти приносить жертвы Латоне.
Смутили фиванок полные гордыни слова Ниобы. Но все же совершили они жертвоприношения. Смиренно молили женщины Фив великую Латону не гневаться.
Услыхала богиня Латона надменные речи Ниобы. Она призвала детей своих, Аполлона и Артемиду, и, сетуя на Ниобу, сказала:
- Тяжко оскорбила меня, вашу мать, гордая дочь Тантала. Она не верит, что я богиня! Меня не признает Ниоба, хотя лишь великой жене Зевса, Гере, уступаю я в могуществе и славе. Неужели вы, дети, не отомстите за это оскорбление? Ведь если вы оставите Ниобу без отмщения, то перестанут люди чтить меня как богиню и разрушат мои алтари. Ведь и вас оскорбила дочь Тантала! Она равняет вас, бессмертных богов, со своими смертными детьми. Она столь же надменна, как и ее отец Тантал!
Прервал свою мать стреловержец Аполлон:
- О, кончай скорей! Не говори больше ничего! Ведь своими жалобами ты отдаляешь наказание!
- Будет! Не говори! - воскликнула и гневная Артемида.
Окутанные облаком, гневные брат и сестра быстро понеслись с вершины Кинта к Фивам. Золотые стрелы зловеще гремели в их колчанах. Примчались они к семивратным Фивам. Аполлон невидимым остановился на ровном поле у городских стен, где фиванские юноши упражнялись в воинственных играх. Когда далекоразящий Аполлон, окутанный облаком, встал у фиванских стен, два сына Ниобы, Исмен и Сипил, неслись на горячих конях, одетые в пурпурные плащи. Вдруг вскрикнул Исмен, пронзила ему золотая стрела Аполлона грудь. Выпустил он золотые поводья и мертвым упал на землю. Услыхал Сипил грозный звон тетивы Аполлонова лука; он хочет спастись на быстром коне от грозной опасности. Несется во весь опор Сипил по полю, как несется по морю, распустив все паруса на корабле, моряк, спасаясь от грозной тучи. Настигла сына Ниобы смертоносная стрела, она вонзилась ему в спину у самой шеи. Сыновья Ниобы, Файдим и Тантал, боролись, тесно обхватив друг друга руками. Сверкнула в воздухе стрела и пронзила обоих. Со стоном упали они. Смерть одновременно погасила в глазах их свет жизни, одновременно испустили они свое последнее дыхание. Спешит к ним брат их Альпенор, он хочет поднять их, он обнимает их похолодевшие тела, но глубоко вонзилась и ему в сердце стрела Аполлона, и пал он бездыханным на тела своих братьев. Дамасихтона поразил Аполлон в бедро у самого колена: хочет вырвать из раны золотую стрелу сын Ниобы, вдруг со свистом вонзается другая стрела ему в горло. Поднял к небу руки последний из сыновей Ниобы, юный Илионей, он молит богов:
- О, олимпийские боги, пощадите, пощадите!
Его мольба тронула грозного Аполлона. Но поздно! Уже слетела с тетивы золотая стрела, нельзя вернуть ее. Пронзила она сердце и последнему сыну Ниобы. Быстро донесся слух о великом несчастье до Ниобы. Со слезами сообщают слуги и Амфиону о гибели его сыновей.
Не перенес их потери Амфион, он сам пронзил себе грудь острым мечом.
Склонившись над телами сыновей и мужа, рыдает Ниоба. Она целует их похолодевшие уста. Разрывается от страдания сердце Ниобы. В отчаянии простирает несчастная к небу руки. Но не о милости молит она. Горе не смягчило ее сердце. Гневно восклицает она:
- Радуйся, жестокая Латона! Веселись, пока не насытится твое сердце моей скорбью! Ты победила, соперница! О, нет, что же говорю я, не победила ты! У меня, несчастной, все же больше детей, чем у тебя счастливой! И хотя много вокруг меня бездыханных тел моих детей, все же я победила тебя, все же больше осталось детей у меня, чем у тебя.
Только замолкла Ниоба, как раздался грозный звон тетивы. Ужас объял всех. Одна Ниоба осталась спокойной, несчастье придало ее смелости. Недаром раздался звон тетивы лука Артемиды. Одна из дочерей Ниобы, стоявших в глубокой печали вокруг тел братьев, падает, сраженная стрелой. Вот опять звенит тетива, и падает другая дочь Ниобы. Шесть золотых стрел одна за другой слетели с тетивы лука Артемиды, и бездыханными лежат шесть прекрасных, юных дочерей Ниобы. Осталась лишь младшая дочь. Она бросилась к матери и укрылась у нее в коленях, в складках ее платья.
Горе сломило гордое сердце Ниобы.
- Оставь мне хоть младшую дочь, великая Латона! - молит Ниоба, полная скорби, - хоть одну оставь мне!
Но не сжалилась богиня, и пронзает стрела Артемиды и младшую дочь.
Стоит Ниоба, окруженная телами дочерей, сыновей и мужа. Как бы оцепенела она от горя. Не колышет ветер ее волос. В ее лице нет ни кровинки, не светятся жизнью ее глаза, не бьется в груди сердце, лишь слезы скорби льются у нее из глаз. Холодный камень одел ее члены. Поднялся бурный вихрь и перенес Ниобу на ее родину, в Лидию. Там, высоко на горе Сипиле, стоит обращенная в камень Ниоба и вечно льет слезы скорби.
http://greece.diera.su/
Сыновья Алоэя
Грозен далекоразящий Аполлон в своем гневе, и не знают тогда пощады его золотые стрелы. Многих поразили они. От них погибли гордые своей силой, не желавшие никому подчиняться сыновья Алоэя, От и Эфиальт. Уже в раннем детстве славились они своим громадным ростом, своей силой и не знающей преград храбростью. Будучи еще юношами, стали грозить богам-олимпийцам От и Эфиальт:
- О, дайте нам только возмужать, дайте только достигнуть полной меры нашей сверхъестественной силы. Мы нагромоздим тогда одну на другую горы Олимп, Пелион и Оссу и взойдем по ним на небо. Мы похитим тогда у вас, олимпийцы, Геру и Артемиду.
Так, подобно титанам, грозили олимпийцам непокорные сыновья Алоэя. Они исполнили бы свою угрозу. Ведь сковали же они цепями грозного бога войны Ареса, целых тридцать месяцев томился он в медной темнице. Долго бы еще томился ненасытный бранью Арес в плену, если бы не похитил его, лишенного сил, быстрый Гермес. Могучи были От и Эфиальт. Аполлон не снес их угроз. Натянул далекоразящий бог свой серебряный лук; словно искры-пламени, сверкнули в воздухе его золотые стрелы, и пали пронзенные стрелами От и Эфиальт.
http://letter.com.ua/mifs/
Титий
Титий ( Τιτυος) ― в греческой мифологии - великан.
Существовало несколько версий о происхождении Тития. По одному варианту мифа, Титий был сыном бога Зевса и Элары, дочерью Орхомена или Миния. По другой версии, Тития породила богиня земли Гея.
По преданию, Титий появился в недрах земли, куда Зевс скрыл его мать от гнева своей ревнивой жены Геры. Затем великан жил на острове Эвбея, куда финикийские моряки привезли к нему Радаманфа. Мстительная богиня Гера внушила Титию страсть к возлюбленной Зевса - титаниде Лето. Титий попытался овладеть ею (согласно Одиссее - ему это удалось), когда она уединилась в священной роще в Дельфах. Заслышав крики своей матери, Аполлон и Артемида прибежали ей на помощь и убили насильника, осыпав его градом стрел. По другой версии, Тития убил ударом молнии его отец Зевс.
По приказу Зевса в аиде Тития обрекли на муки - его пригвоздили к земле за руки и за ноги так, чтобы тело великана распростерлось на девять десятин, а два коршуна рвали его печень.
http://mifolog.ru/mythology/
Пифон
Еще юношей отправился Аполлон в поход против Пифона (P u q w n), порожденного злобной Герой (по другой версии - Геей), который преследовал его мать, Лето, еще до его рождения. Пифон - порождение мрака - обосновался в глубоком и темном ущелье недалеко от Дельф, где сторожил древнее прорицалище Геи и Фемиды и воспитывал чудовищного Тифона, поэтому Пифона часто называли Дельфинием. Силой Пифон был не слабее Зевса и имел облик чудовищного змея. Когда он выползал из ущелья, все живое трепетало от страха, - чудовище опустошало все окрестности. Томимый местью отвратительному змею, причинившему много зла матери, опустился Сребролукий у входа в мрачную пещеру, ставшую жилищем Пифона.
Заслышав воинственный клич Аполлона, Дракон выполз на свет, изрыгая из пасти огонь, его тело, покрытое чешуей, извивалось, открытая пасть уже готова была поглотить храбреца. Но как ни ярился, не мог он причинить зла Сребролукому. Зазвенела тетива серебряного лука, улыбаясь, Аполлон посылал стрелу за стрелой в пасть чудовища. Зверь захрипел, терзаемый тяжкой болью. Хвост его бил по земле, сметая вековые деревья. Такого шума еще не слышало небо. Но вот все затихло. Мглой покрылись огромные выпученные глаза, и дракон испустил дух.
Наступив ногой на убитого, Аполлон прокричал победный гимн:
- Вот твой достойный конец! Изгнивай на земле, кормилице смертных. Больше не будешь ужас внушать и нести погибель. Здесь, на склоне Парнаса, твоею кровью омытом, в самом центре земли, будет выситься храм. Здесь будут жертвы мне возносить и испрашивать свои судьбы у пифии-девы. В этой лощине, где сгниешь ты, Пифон, юноши состязаться будут в скорости и силе. Так и случилось: Аполлон основал храм на месте древнего прорицалища и учредил Пифийские игры.
http://greekroman.ru/pyphone.
Глава 3.
Дафна
Светлый, радостный бог Аполлон знает и печаль, и его постигло горе. Он познал горе вскоре после победы над Пифоном. Когда Аполлон, гордый своей победой, стоял над сраженным его стрелами чудовищем, он увидел около себя юного бога любви Эрота, натягивающего свой золотой лук. Смеясь, сказал ему Аполлон:
- На что тебе, дитя, такое грозное оружие? Предоставь-ка лучше мне посылать разящие золотые стрелы, которыми я сейчас убил Пифона. Тебе ль равняться славой со мной, стреловержцем? Уж не хочешь ли ты достигнуть большей славы, чем я?
Обиженный Эрот гордо ответил Аполлону:
- Стрелы твои,
Феб-Аполлон, не знают промаха,
Эрот взмахнул своими золотыми крыльями и в мгновение ока взлетел на высокий Парнас. Там вынул он из колчана две стрелы: одну - ранящую сердце и вызывающую любовь, ею пронзил он сердце Аполлона, другую - убивающую любовь, ее пустил он в сердце нимфы Дафны, дочери речного бога Пенея.
Встретил как-то прекрасную Дафну Аполлон и полюбил ее. Но лишь только Дафна увидела златокудрого Аполлона, как с быстротою ветра пустилась бежать, ведь стрела Эрота, убивающая любовь, пронзила ее сердце. Поспешил ей вслед сребролукий бог.