Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 14:16, реферат
Создание и развитие психодрамы связано с исследованиями Якоба Леви Морено (1892-1974), основателя социометрии и, как считают некоторые психологи, движения групповой психотерапии в целом. В период учебы им был разработан проект организации групп самопомощи для одиноких проституток Вены, который, как считал сам Морено, положил начало движению групповой психотерапии. Морено сосредоточил внимание на динамических внутригрупповых факторах как средствах оказания помощи женщинам в осознании ими своих личностных целей.
1. Введение ---------------------------------------------------------------------------------------------------------- 2 стр.
2. Основные понятия --------------------------------------------------------------------------------------------- 2 стр.
3. Факторы, влияющие на процесс и результат психодрамы --------------------------------------- 6 стр.
4. Процесс психодрамы ----------------------------------------------------------------------------------------- 7 стр.
5. Терапевтические аспекты ------------------------------------------------------------------------------------- 8 стр.
6. Заключение ------------------------------------------------------------------------------------------------------- 8 стр.
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПРОЦЕСС И РЕЗУЛЬТАТ ПСИХОДРАМЫ
Психодрама - групповой метод, поэтому при работе необходимо учитывать ряд моментов, такие, как: время и частота сессий, пространственное окружение, характеристики клиента, характеристики терапевта, характеристики группы и вспомогательных лиц.
Время и частота сессий.
Одна сессия может продолжаться от одного до четырех часов, а среднее
(и оптимальное) время – два с половиной часа. Из них около получаса длятся фаза разогрева, приблизительно полтора часа – психодраматическое действие, а оставшееся время – фаза шеринга. Дополнительные полчаса иногда требуются для до- или послесессионного процесс-анализа или дискуссии в группе. Если времени недостаточно, то многие начатые эмоциональные процессы могут остаться незавершенными. Длинные сессии без перерыва, напротив, утомляют и рассредоточивают участников.
Пространственное окружение.
Психодрама может быть организована в любом месте, позволяющем физические перемещения и обеспечивающем приватную обстановку без внешнего вмешательства. Чаще всего работают в комнате среднего размера, с коврами, покрывающими весь пол, несколькими матрасами, подушками, удобными креслами и подвижным освещением. Успех психологического вмешательства сильно зависит от обстановки, в которой оно производится. Атмосфера, созданная любой данной обстановкой, будет влиять на эмоциональное состояние группы.
Характеристики клиента.
Психодрама не нацелена на какую-либо определенную группу людей.
Участники могут быть любого пола. Что касается интеллектуальности, психодрама может применяться не только к умным и образованным участникам, но и к малообразованным и даже умственно отсталым людям, которые используют широкий спектр невербальных техник психодрамы как прекрасный инструмент общения. Этнический или социально-экономический статус, религиозная принадлежность – являются несущественным критерием для выбора клиентов психодрамы.
Согласно одной точки зрения, психодрама может быть полезна всем в различные периоды жизни, особенно во время различных эмоциональных трудностей. С другой точки зрения, существует особая категория людей, для которых психодрама – предпочтительный метод, но до сих пор не существует способа идентифицировать данную категорию людей.
Существуют люди, для которых психодрама не является подходящим методом. Хронические пациенты с неупорядоченным поведением, нуждающиеся в постоянной реабилитации, непредставимы в психодраме. Кроме того, страдающие острым психозом, паранойей, суицидальными наклонностями, маниями, повреждениями мозга, социопатические и депрессивные пациенты являются плохими кандидатами для участия в психодраматической групповой терапии.
Однако психодраматическое воздействие было успешным для многих типов людей, включая заключенных, алкоголиков, наркоманов, страдающих заиканием, детей с психическими травмами, семей и людей, пребывающих в кризисном состоянии; в работе с подростками, аутичными детьми, закоренелыми преступниками, анорексиками, лицами, подвергшимися сексуальному насилию, алкоголикам и онкологическими больными. Описан положительный эффект в лечении некоторых психосоматических заболеваний.
Таким образом, психодрама может быть полезна большому разнообразию типов людей, при различных диагностических категориях, в индивидуальных и социальных проблемных областях, в широком спектре поведенческих нарушений.
Характеристика терапевта.
Области, в пределах которых свойства терапевта могут варьировать, включают в селя предпочтение персональной дистанции, активность, гибкость, склонность к терапии ограниченной цели, стиль лидерства, самораскрытие, тип взаимоотношений с клиентами. Исследованиями было показано, что личные характеристики, клинический опыт и профессиональная активность терапевта глубоко влияют на его технику и достижения, на процесс и результат терапии.
Профессиональные роли психодраматиста рассматриваются как с самого начала определяющие для психодраматического процесса, а значительное влияние личности терапевта на терапию очевидно.
Характеристики группы и вспомогательных лиц.
Согласно Морено, каждый участник психодрамы является потенциальным терапевтическим агентом для остальных. Группа становится социальным микрокосмом, который создает условия для появления новых межличностных отношений. Следовательно, необходимо организовать такую психодраматическую группу, в которой может развиться терапевтическая атмосфера.
В идеале члены группы должны быть подобраны так, чтобы представлять различные стадии жизни и личностные характеристики, соответствовать необходимому разнообразию ролей, обеспечивать понимание в дублировании и многогранный шеринг после завершения психодрамы.
Размер группы существенно варьируется. От пяти до более ста участников, хотя большинство практиков считают, что 10-15 участников – это оптимальный размер группы. Такая группа достаточно велика, чтобы обеспечить разнообразие ролей, и достаточно мала, чтобы предоставить психодраматисту возможность обращать внимание на межличностные взаимодействия. В больших группах снижена активность участников и возникают сложности с достижением групповой сплоченности.
ПРОЦЕСС ПСИХОДРАМЫ
Сессия классической психодрамы, согласно Морено, состоит из трех стадий:
1. разогрев
2. действие
3. шеринг
Морено была предложена и четвертая стадия – анализ. Келлерман назвал эту стадию процессинг. Эти стадии включают в себя традиционные практически для всех методов психотерапии фазы. После заключения начального контракта о лечении и краткого или более расширенного исследования личности пациента, терапевт старается сфокусироваться на тех проблемах, к которым он вместе с клиентом обратится в процессе терапии. Сопротивления началу терапии анализируются и нейтрализуются, затем инициируется та или иная форма вербальной или невербальной коммуникации с внутренним миром пациента.
Процесс психодраматической терапии подходит к этому описанию, включая в себя фазу эмоционального разогрева для воспроизведения событий прошлого здесь-и-теперь. В середине фазы действия протагонист получает помощь в достижении катарсиса, обретении инсайта-в-действии и для завершения акта.
Хотя важен весь процесс психодрамы, считается, что середина фазы действия оказывает наибольшее влияние на протагониста – пациент наиболее чувствителен ко внешним стимулам и наиболее открыт для перемен. После чего следует стадия успокоения, проработки, интеграции и переобучения. Фазы завершения и шеринга помогают протагонисту вернуться к внешнему миру и повседневной реальности.
ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
Терапевтический аспект (или фактор) можно определить как элемент, вызывающий терапевтический эффект. Терапевтические аспекты представляют собой те самые «проводники перемен», «исцеляющие факторы» или «механизмы роста», которые вносят позитивный вклад в психотерапию.
Психодрама использует множество факторов исцеления. В лечении индивидуальных протагонистов можно гибко применять разные аспекты для разных терапевтических целей, таких как тренировка в роли, уменьшение симптома, кризисная интервенция, общее познание себя, разрешение конфликта или изменение личности.
Исследования показали, что наиболее полезными аспектами терапевтического процесса являются эмоциональное отреагирование, когнитивный инсайт и межличностные отношения.
Не смотря на то, что терапевтические факторы сложны и многогранны, Келлерман делит их на семь больших категорий:
1. Искусство терапевта (компетентность, личность).
2. эмоциональное отреагирование (катарсис, высвобождение сдерживаемого аффекта).
3. Когнитивный инсайт (самопонимание, знание себя, интеграция, реконструкция восприятия).
4. Межличностные отношения (встреча, «теле» и исследование переносов и контрпереносов).
5. Поведенческое обучение и обучение действием (научение новому поведению посредством использования награды и наказания, отыгрывание в действии).
6. Имитационное моделирование воображаемого (поведение «как будто», игра, символические представления, иллюзии).
7. Неспецифические целебные влияния (глобальные вторичные факторы).
Очевидно, что любое понимание терапевтического механизма психодрамы потребует создания мультивариантного поля, которое будет включать в себя не только отдельные элементы, но и сочетание различных аспектов, например, катарсиса и «теле».
Если эмоциональные проблемы могут быть вызваны комбинацией факторов (например, это могут быть конфликты времен детства, остановка развития, нарушенные отношения, вытеснение, подавление, неадекватное обучение навыкам), то и лечение должно идти по разным направлениям и объяснение должно быть получено с различных точек зрения. По ходу терапии относительное значение терапевтических факторов может меняться: в начале сессии катарсис будет важнее, чем инсайт в действии, а в конце может быть и наоборот.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Психодрама - уникальный в своем роде метод психотерапии, который подходит для решения большого спектра проблем.
Психодрама пользуется в работе многими заимствованными из других направлений психологии методами, но имеет и собственные специфические методики и понятия, а так же техники, некоторые из которых были нами рассмотрены.
Можно сказать, что в психодраме, как и в других формах терапии переживанием, очень быстро вскрывается конфликтный материал. Однако необходимая проработка конфликтного материала не может быть сокращена особыми психотехническими ухищрениями. Какую бы из форм психотерапии мы не взяли, необходима спокойная, продолжительная работа – шаг за шагом (то есть необходим процесс персонального роста и развития).
Преимущество психодрамы по сравнению с другими методами групповой психотерапии состоит в том, что ее процесс представляет собой естественное осуществление взаимосвязей повседневной жизни. То, что пережито, проделано и обсуждено, – лучше всего прочего наполнено смыслом. Но чтобы полностью использовать это преимущество, без сомнения, требуется особая сенситивность и осторожность руководителя. Для развития психосоциальной компетентности в процессе психодраматической терапии от руководителя требуется большой опыт саморазвития и самоконтроля так же, как и для осуществления встречи требуется открытая, здоровая и выносливая личность.
2