Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2011 в 13:27, доклад
Диза́йн (англ. design инженер-конструктор, от лат. designare отмерять) это творческая деятельность, целью которой является определение формальных качеств промышленных изделий. Эти качества включают и внешние черты изделия, но главным образом те структурные и функциональные взаимосвязи, которые превращают изделие в единое целое, как с точки зрения потребителя, так и с точки зрения изготовителя.
Промышленный дизайн.
Диза́йн (англ. design инженер-конструктор, от лат. designare отмерять) это творческая деятельность, целью которой является определение формальных качеств промышленных изделий. Эти качества включают и внешние черты изделия, но главным образом те структурные и функциональные взаимосвязи, которые превращают изделие в единое целое, как с точки зрения потребителя, так и с точки зрения изготовителя. Дизайн стремится охватить все аспекты окружающей человека среды, которая обусловлена промышленным производством.
Промышленный
дизайн подразделяется на дизайн орудий
труда, бытовой техники, мебели, транспортный
дизайн и даже дизайн механизмов.
Словосочетание
«промышленный дизайн» сейчас у многих
на слуху. Но, представление о том, что
это такое у всех совершенно разное.
Промышленный дизайн, такой же вид творческой
деятельности, как и обыкновенный дизайн,
но предметами промышленного дизайна
чаще всего являются изделия бытового
назначения промышленного изготовления.
Компаниям-производителям
сегодня приходится прибегать к
различным ухищрениям, чтобы выдержать
конкуренцию и достойно преподнести
свой продукт на потребительский
рынок. Интересный и качественный дизайн
промышленного изделия - действенный
способ выделиться среди конкурентов
и заинтересовать потребителя. Задачей
промышленного дизайна является
обозначить экстерьер, структурные
и функциональные особенности предметов,
на который направлены приемы промышленного
дизайна. К предметам промышленного
дизайна можно отнести посуду
и прочую кухонную утварь, бытовые
и промышленные приборы, мебель, оборудование,
и даже высокотехнологичные и
наукоёмкие изделия. К вариантам
промышленного дизайна
Таким образом, промышленный дизайн это не только искусство сочетания дизайна с технологиями, но и маркетинговый инструмент.
Профессионал,
создающий дизайн для промышленного
изделия, должен быть одновременно и
художником, и конструктором, и инженером-технологом.
Ведь промышленный дизайн требует применить
свое творческое воображение так, чтобы
не был нарушен технологический
смысл конечного продукта.
Сам процесс художественного конструирования состоит из 8 этапов:
Формирование основной идеи
Проработка концепции
Работа с набросками
Макетирование
Трехмерное моделирование
Визуализация
Инженерное проектирование
Создание опытного образца
Задача профессионала провести объект промышленного дизайна через предварительные семь этапов так, чтобы восьмой производственный этап прошел без проволочек и выдал конечный результат согласно основной идее.
Авторские
права на дизайн-концепцию и основные
идеи промышленного изделия принадлежат
дизайнеру, за исключением случаев, оговоренных
в контракте. В соответствии со статьей
27 «Закона РФ об авторском праве и смежных
правах №5351-И": авторское право действует
в течение жизни и 70 лет после его смерти;
авторское право, право на имя и защиту
репутации сохраняются бессрочно. Кроме
того, дизайнер имеет право демонстрировать
авторские работы в портфолио, с целью
привлечения внимания новых заказчиков.
Возникновение дизайна, как особого вида проектно-художественной деятельности относят к концу ХIХ в., связывая его появление с промышленной революцией – повсеместным развитием массового машинного производства и возникшим вследствие этого разделением труда. В условиях индустриального производства, товарного наполнения рынка внимание производителей все больше обращалось на привлекательность и разнообразие внешнего вида выпускаемых изделий, а также на потребительские качества продукции, удобство ее эксплуатации. В результате возникла необходимость в особом специалисте, способном не только создавать привлекательный внешний вид, отвечающий веяниям моды и запросам потребителя, форму изделия, но и хорошо разбираться в конструировании и технологии машинного производства. Только в условиях решения комплексных инженерно-технических, художественных вопросов возможно, как показала практика, создавать конкурентоспособную продукцию.
XIX
век был веком ошеломляющего
прогресса. Одно техническое
Труд ремесленника, процесс создания формы предмета непосредственно был связан с его изготовлением. С приходом века индустриализации стали создаваться прототипы изделий в форме чертежей, моделей и опытных образцов, которые затем производились в многочисленных тиражах с помощью машин уже другими людьми. Таким образом на рубеже столетий в процессе промышленного производства произошло разделение труда, дизайн выделился в обособленную форму проектно-художественной деятельности и стала формироваться новая профессия – дизайнер.
Дизайн как профессия существует около ста лет. Ее отсчет зачастую ведут с известного движения “За связь искусств и ремесел” в Англии конца XIX в., лидером которого был известный художник и теоретик в области предметного творчества Уильям Моррис. Именно тогда были сформулированы основные положения теории и творческие принципы дизайна, повлиявшие на школы и направления более поздних лет. Иногда дату возникновения профессии дизайнера связывают с началом XX века, когда художники заняли ведущие посты в ряде промышленных отраслей и получили возможность формировать фирменный стиль предприятий, влияя на политику формообразования выпускаемой фирмами продукции.
Существует
также мнение, согласно которому о
дизайне, как профессии, можно говорить
только тогда, когда сложились школы
с методиками преподавания дизайна
и появились первые дипломированные
специалисты по дизайну. Это 20-е годы
нашего столетия, когда были открыты
первые школы дизайна – Баухауз
– в Германии и ВХУТЕМАС –
в Советской России.
Развитие дизайна в России, в отличие от мирового, имеет прерывистый, «пунктирный» вид, где подъемы художественного творчества перемежаются с периодами его глубокого спада. История дизайна в России содержит два ярких момента.
Первый относится к 20- м годам прошлого века, когда в Москве были созданы Высшие Государственные художественно - технические мастерские (ВХУТЕМАС), предназначенные для подготовки специалистов «производственного искусства» ( по современной терминологии — дизайна ) высшей квалификации. Перед ними ставилась задача создания радостных вещей, преображения предметов быта и элементов среды как «часть чисто экономического прогресса, художественная часть хозяйственная» ( А - В. Луначарский ). И хотя удручающая экономическая и техническая отсталость страны не позволили в то время реализовать эти установки в натуре, многие разработки той поры ( работы В. Татлина, А. Родченко, Л. Поповой и других ) и сегодня считаются эталоном творческих достижений в графическом, предметном и средовом дизайне., оставивших запоминающийся след в дизайнерской культуре.
К сожалению, в 30- е годы XX века это направление развития отечественного дизайна — из-за переориентации страны на приобретение техники за рубежом — было закрыто, хотя отдельные элементы дизайнерского подхода проникали в производственную сферу, особенно в оборонной промышленности.
В
70- е годы прошлого века перед отечественным
дизайном был поставлен ряд непростых
задач — создать в
В
результате на предприятиях страны появились
специальные художественно - конструкторские
бюро, высшие учебные заведения начали
готовить специалистов дизайнерского
профиля, была создана единая система
научно - проектных организаций во
главе с ВНИИТЭ (Всесоюзный научно
- исследовательский институт технической
эстетики). Появились и начали реализовываться
масштабные дизайн-программы
Однако на рубеже XX — XXI веков в связи с кризисом промышленности и проектного дела в нашей стране эта вполне перспективная линия развития российского дизайна резко оборвалась, в настоящее время отечественный дизайн находится на распутье. С одной стороны, появляется множество единичных заказов, связанных с частными предпринимательскими структурами (фирменный стиль, графический дизайн, интерьеры, индустрия моды), с другой — почти исчезла государственная поддержка крупномасштабных проектов.
Разумеется,
у отечественного дизайна масса
проблем, но главная из них отнюдь
не пресловутое «догнать и перегнать»,
чем многие сегодня вольно или
невольно заняты. России снова предстоит
сделать идейно - эстетический рывок,
создать собственную идеологию
и практику отечественного дизайна
новой «региональной» ветви глобального
ствола идей и достижений мирового
дизайнерского процесса.
Основные проблемы промышленного дизайна в России сегодня
*Начальный
этап развития рыночных
*Оторванность
системы гуманитарного высшего
образования, к которой
*Отсутствие
высококвалифицированных
*Неверная
оценка роли промышленного
*Малая
заинтересованность
Перспективы развития промышленного дизайна в России:
*Выделение
в отдельное направление «
*Повышение
уровня профессионального
*Промышленный
дизайн как приоритет
*Просветительская
работа с промышленными
Помощью,
по налаживанию контактов и