Проэкт росписи декоративных панно в технике художественной росписи стекла

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 15:02, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, перед нами определилась цель: расписать декоративное панно «Сны детства».Для реализации данной цели решались следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать искусствоведческую, психолого-педагогическую и методическую литературу по данной теме.
2. Обосновать выбор технологического процесса и материалов для росписи панно;
3. Выполнить проект росписи декоративного панно;

Содержание

Введение…………………………………………………………..…………….....3
1 . История возникновения и развития художественной росписи по стеклу……………………………………………………………………………....5
2. Технология росписи декоративного панно
2.1. Выбор замысла и композиции………………………………………………….……..……………...8
2.2. Выбор материалов и инструментов………………………….……...….....10
2.3. Выбор колорита ………………………………………………………........11
2.4. Расчёт стоимости и себестоимости………………………………………..12
Заключение………………………………………………………………………13
Литература …………………………………….…………

Работа содержит 1 файл

Курсовая!!!.doc

— 70.00 Кб (Скачать)

           ОГЛАВЛЕНИЕ 

Введение…………………………………………………………..…………….....3

1 . История возникновения и развития художественной  росписи по    стеклу……………………………………………………………………………....5

  2. Технология  росписи декоративного панно 

2.1. Выбор замысла и композиции………………………………………………….……..……………...8

2.2. Выбор материалов и инструментов………………………….……...….....10

2.3.  Выбор колорита ………………………………………………………........11

2.4. Расчёт стоимости и себестоимости………………………………………..12

Заключение………………………………………………………………………13

Литература  …………………………………….……………..……..……….......14

Приложение ………………………………………………………….………….15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                    

      Введение 

      Стекло – удивительный материал, играющий важнейшую роль в наших домах. Оно может выполнять множество функций, и поэтому выступает в самых разных формах; оно сопровождает нас в быту, пленяя своими отблесками, цветами и волнующей хрупкостью. Еще в античные времена умелые ремесленники расписывали зеркала или стекла шкафов и украшали столько предметов утвари, изображая на них сцены с сюжетом или цветочные и геометрические узоры. Они пользовались элементарными красками, которые изготавливали, со знанием дела смешивая разные типы глины и натуральные растительные масла.  

      В наши дни стремление придать  индивидуальность вещам, которые теряют своеобразие вследствие стереотипного промышленного производства, дало нам сильный стимул возобновить эту историческую традицию и выразить ее очарование в современном ключе. А кроме этого

Первооткрыватели  «Новой декоративной живописи по стеклу» усовершенствовали технику применения новых материалов, которые появились благодаря экспериментам последних лет. Они доказали, что это искусство является не подражанием другим техникам, а новой великолепной возможностью, потому что позволяет любому человеку проявить себя и свои творческие способности через вкус и фантазию. Роспись по стеклу - занятие, которое не может не увлечь. Оно открывает широкий простор для проявления творческой фантазии, как у взрослого человека, так и у ребенка. Яркие краски помогают преобразить наскучившие вещи до неузнаваемости. В наше время роспись по стеклу популярный вид прикладного искусства. С помощью её, возможно преобразить свой дом, потратив совсем немного времени и материалов: разнообразие имеющихся в продаже   специальных красок делает это занятие доступным каждому..

Благодаря манящей прозрачности, привлекательности  бликов, играющих и переливающихся на свету, стекло является благодатным  материалом для декоративных изысканий  любителей прекрасного.

В работе можно использовать стеклянные изделия купленные в магазине. Но прежде, нужно оглядеться вокруг, ведь в доме находятся множество предметов, которые можно превратить в уникальные аксессуары и необычные подарки для друзей.

В последнее  время люди очень заинтересованы всем тем, что, так или иначе связано с оформлением современного интерьера и своего собственного пространства. Тем более, что ручная работа очень ценится, так как предметы, выполненные человеком вручную всегда индивидуальны и неповторимы. Поэтому мне захотелось создать своими руками что- то новое и оригинальное, то что отражает суть данной проблемы.

 Таким  образом, перед нами определилась  цель: расписать декоративное панно «Сны детства».Для реализации данной цели решались следующие задачи:

1. Изучить  и проанализировать искусствоведческую, психолого-педагогическую и методическую  литературу по данной теме.

2. Обосновать  выбор технологического процесса  и материалов для росписи панно;

3. Выполнить  проект росписи декоративного панно;

Методы  исследования: 

1. Теоретические (изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы); 

1.История возникновения и развития художественной росписи по стеклу

Роспись по стеклу, как вид декоративно-прикладного  искусства появился совсем недавно, в 80-е годы, но классические витражи, послужившие толчком для развития данного вида искусства, известны с давних времен.

Когда были созданы витражи, сказать трудно. Во всяком случае, нет основания, утверждать, что они появились в вскоре после изобретения стекла.

Известно, что первая витражная мозаика из небольших пластинок цветного стекла была обнаружена в древнем Риме  временем империи (первое столетие до н. э.- начало н. э.) и в храмах первых христиан.  Окна Софийского собора в Константинополе, ставшем столицей Византии в 330 г. н. э., были застеклены цветными стеклами, по- видимому, вскоре после сооружения собора.

Начиная с XI века, а затем в XII столетии, на оконных стеклах, кроме орнаментальных украшений, стали появляться изображения людей, так как христианство, в отличие от мусульманской религии, запрещавшей иконопись, всегда проявляло интерес к изображению человеческих фигур. Базилика, украшенная фресками и мозаикой, не нуждалась в фигурах на окнах. Наоборот, цветное окно, сильно акцентированное фигурами, уменьшало бы силу выразительности стенной живописи.

В первой половине XII столетия главный капитул конгрегации нистерцианцев запретило фигурную живопись по стеклу. Это совпало с периодом расцвета витражного искусства. Взамен фигурной живописи по стеклу стали применять мозаику, гризайль и узорчатые стекла. Для изготовления витража с человеческими фигурами применяли свинец и черную краску, хотя последняя необязательна.

В  XIII столетии в технике исполнения витража можно проследить еще одно новшество. На бесцветное стекло, к тому времени имевшему зеленовато- желтый тон, накладывалось цветное стекло, на котором гравировался рисунок. Бесцветные места иногда окрашивались с одной или с обеих сторон керамическими красками. Этим достигалось большое разнообразие и богатство тонов. Вся картина, как обычно, собиралась и монтировалась свинцовой арматурой. Наибольшее распространение витражи получили в XIII столетии, особенно в храмах. Церковные витражи обыкновенно представляли собой ряды повторяющихся во всю высоту окна небольших медальонов с фигурными изображениями. Медальоны были круглой, овальной или другой формы, иногда в одном витраже эти формы чередовались. С обеих сторон среднего ряда шли  такие же полумедальоны. Ряды медальонов  заполнялись стеклянной мозаикой  в виде квадратов, кружков с цветами или розеток. На витражах появляются как декоративный элемент архитектурные формы- арки, поддерживаемые колоннами.

На художественном оформлении витражей с  XI до XIV века заметно византийское влияние, сказавшееся в колорите красок и условности рисунка. Постепенно начинается переход к готики. Хотя романский стиль в живописи на стекле, состоявший в основном из орнаментальных украшений, еще долго сохранялся и в готическую эпоху. В XIV столетии романский стиль был окончательно вытеснен готикой и церковные окна стали украшаться витражами с изображениями фигур, фоном для которых служили орнаментальные узоры или легкие архитектурные формы. Лица фигур расписывали красками. Наряду с этим встречаются витражи безфигурные, орнаментальные, а так же выполненные гризайлью. Этот вид живописи появился в 1250 г. и стал широко применяться в XVII и особенно в XVIII столетиях в архитектуре классицизма, главным образом в монументальной живописи- росписи стен и плафонов.

В эпоху  готики витражи создавались целыми циклами, как например циклы витражей в готических соборах в Шартре и Бурже во Франции, в Кельне, Ульме и Нюрнберге в Германии и т. д.

Нельзя  все же рассматривать витражи  как искусство исключительно  церковное, религиозное. Помимо витражей с религиозным содержанием в готических соборах (Шартрском и других) встречаются витражи и с реалистическими сюжетами- каменщики, сапожники и другие мастера и ремесленники за работой. Такие витражи обычно приносились в дар соборам ремесленными цехами. Витражами украшались такие дворцы и замки, общественные здания и жилые дома. Тематика их была преимущественно светская, сюжеты - исторические, любовные, героические, мифологические, аллегорические, геральдические, портретные, пейзажные, реже на библейские темы.

Существовала  и так называемая кабинетная живопись по стеклу, предназначавшаяся для украшения небольшого помещения, создавала в нем уют и завершала интерьер.

Постепенно, особенно в эпоху Возрождения, искусство  витража, как и вообще искусство, стало проникать в гражданские  здания, где и подержалось до наших дней, достигнув высоких ступеней развития.

Для большинства  видов искусства, не исключая декоративно- прикладное искусство, эпоха Возрождения  была периодом расцвета. Однако искусство  витража составляет некоторое исключение. В церковном декоре живопись на стекле постепенно вытесняется другими видами декоративного искусства, но в общественных зданиях- городских ратушах, во дворцах и частных домах, не являются редкостью и отличаются изяществом исполнения.

Стремясь  завоевать прежнее положение, живописцы по стеклу стали увлекаться обширными композициями, которые, строго говоря, противоречат основным правилам этого вида искусства. Вместе с тем, не смотря на то, что во многих работах обнаруживается стремление к натурализму, они прекрасно выполнены.

В конце  XIX и начале XX столетий, т.е. по прошествии, длительного периода времени, на витражное искусство вновь обратили внимание: стали изучать образцы средневековой живописи на стекле, учреждать витражные мастерские и создавать новые образцы витражей.

Незадолго до этого делались попытки возродить  витражное искусство путем изготовления на больших стеклянных листах копий  с картин масленой живописи. Такие  картины были созданы Севрской фабрикой близ Парижа.

Круг  художников, работавших в технике  витража или живописи по стеклу, необычайно широк, от  мастеров эпохи  Возрождения до художников упадочного буржуазного искусства. Живопись по стеклу на грани XV и XVI столетий занимались выдающиеся немецкие художники: Ганс Гольбейн Старший (1460/70 -1524 гг.), Альбрехт Дюрер (1471-1528гг.), Лукас Кранах Старший(1472-1553гг.),  Маттиас Грюневальд (род. ок. 1460- 1528гг.), Ганс Гольбейн Младший (1497- 1543 гг.), работавший в Швейцарии и Англии; французские художники Бернар Палисси (род. ок. 1510- 1589гг.)  и другие.

В 1989 г. После 3-х летних поисков и экспериментов  были получены результаты, позволяющие  из обычного оконного стекла получить стекло окрашенное в любой цвет, любой насыщенности при необходимости с плавными цветовыми переходами. Но, самое важное, при этом достигается великолепный эффект рельефности стекла, стекло приобретало структуру. Это позволяет изготавливать великолепные изделия. При этом в отличие от классического витража на свинцовой и алюминиевой основе, эти витражи получаются более ажурными, позволяют достигнуть высокой реалистичности изображения, что находит свое применение при изготовлении художественного панно. 

2. Технология изготовления декоративного панно «Сны детства» в технике росписи по стеклу

2.1. Выбор замысла  и композиции

      В ходе поиска материала для курсового исследования, я увидела работы художников выполненные в технике росписи по стеклу. Данная техника меня очень заинтересовала, и мне захотелось ее освоить.  Первоначально моей задумкой было перенесение старинных исконно русских узоров по мотивам северодвинской росписи на более современный материал.*****Главным и основным материалом северных мастеров было дерево. Расписывали прялки, туеса, короба, орудия труда и предметы домашнего обихода.Однако в данное время в быту чаще используются предметы, выполненные из более современных материалов .Одним из таких материалов является стекло.Мне захотелось возродить северодвинские мотивы, используя технику художественной росписи стекла и создать на этой основе набор аксессуаров для современного интерьера.В процессе работы я поняла ,что все нюансы северодвинской росписи недостаточно выразительны на выбранных мной изделиях.Таким образом оставив основную идею моей курсовой работы я изменила предметы росписи :стеклянный набор посуды кувшин и 6 стаканов на декоративное панно.На нём гармонично разместились наиболее характерные элементы северодвинской росписи. Главный символ росписи – Древо Жизни, изображенное в виде роскошного цветка, с прямым стеблем, вокруг которого сосредоточены цветы, ягоды, птицы, изящные листья. В центре панно я изобразила древо жизни с птицей,сидящей на нём. Каждый элемент росписи обладал символикой, нередко неоднозначной, при этом вся композиция приобретала смысл. Так, например, древо жизни означало «начало всех начал», плодородие, а также дуальное мужское и женское начала (особенно это подчеркивалось двумя ветками по разные стороны с сидящими на них птицами). Это означало одновременно и единство, и дуальное противопоставление.  
Основные элементы борецкой росписи: птицы, конь, древо (пышный куст с толстым стеблем-стволом, со сдвоенными трилистниками и ягодами клюквы), тюльпан, веточка с ягодами, трилистник.Северодвинская роспись отличается красным ведущим цветом Другие основные цвета – охра, ярко-зеленый. Особую пышность работе придаёт украшение сусальным золотом. Узоры преимущественно растительные и геометрические.Именно поэтому работу обрамляет геометрический орнамент,выполненный из красных и зелёных треугольников.
Орнамент свободно располагается по форме предмета, как бы бежит. Движение подчеркивается большим количеством черных завитков, усиков, капелек. Они напоминают разлетающиеся в разные стороны живые брызги и подчеркивают движение отдельных деталей орнамента, плавный бег росписи в очень простом волнообразном орнаменте. Черная обводка делает контур четким, подчеркивает декоративность. Также я использовала золотой контур для большей выразительности элементов.Вцелом получившаяся работа обладала обаянием детских сказок,снов ,а сочные краски традиционные для данной росписи навевали настроение тёплой, ясной осени.Именно тогда у меня возникла идея ,используя те же цвета и сказочно-осеннее настроение создать декоративное панно,отражающее сказку современного ребёнка.Основой композиции стал круг , разделённый на сектора.В четырёх секторах изображены городские здания,в остальных яркие осенние листья.Оба панно объединены одной темой:«Сны детства».В основе лежит сказочное,осеннее,радостное уютное ощущение мира ребёнка вне зависимости от времени. 
 
2.2. Выбор материалов и инструментов

Информация о работе Проэкт росписи декоративных панно в технике художественной росписи стекла