Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 15:02, курсовая работа
Таким образом, перед нами определилась цель: расписать декоративное панно «Сны детства».Для реализации данной цели решались следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать искусствоведческую, психолого-педагогическую и методическую литературу по данной теме.
2. Обосновать выбор технологического процесса и материалов для росписи панно;
3. Выполнить проект росписи декоративного панно;
Введение…………………………………………………………..…………….....3
1 . История возникновения и развития художественной росписи по стеклу……………………………………………………………………………....5
2. Технология росписи декоративного панно
2.1. Выбор замысла и композиции………………………………………………….……..……………...8
2.2. Выбор материалов и инструментов………………………….……...….....10
2.3. Выбор колорита ………………………………………………………........11
2.4. Расчёт стоимости и себестоимости………………………………………..12
Заключение………………………………………………………………………13
Литература …………………………………….…………
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………
1 . История возникновения
и развития художественной росписи
по стеклу………………………………………………………………
2. Технология росписи декоративного панно
2.1. Выбор замысла
и композиции………………………………………………….
2.2. Выбор материалов
и инструментов………………………….……...….
2.3. Выбор колорита
………………………………………………………........
2.4. Расчёт стоимости
и себестоимости………………………………………..
Заключение……………………………………………………
Литература
…………………………………….……………..……..……….
Приложение ………………………………………………………….………….15
Введение
Стекло – удивительный материал, играющий важнейшую роль в наших домах. Оно может выполнять множество функций, и поэтому выступает в самых разных формах; оно сопровождает нас в быту, пленяя своими отблесками, цветами и волнующей хрупкостью. Еще в античные времена умелые ремесленники расписывали зеркала или стекла шкафов и украшали столько предметов утвари, изображая на них сцены с сюжетом или цветочные и геометрические узоры. Они пользовались элементарными красками, которые изготавливали, со знанием дела смешивая разные типы глины и натуральные растительные масла.
В наши дни стремление придать индивидуальность вещам, которые теряют своеобразие вследствие стереотипного промышленного производства, дало нам сильный стимул возобновить эту историческую традицию и выразить ее очарование в современном ключе. А кроме этого
Первооткрыватели «Новой декоративной живописи по стеклу» усовершенствовали технику применения новых материалов, которые появились благодаря экспериментам последних лет. Они доказали, что это искусство является не подражанием другим техникам, а новой великолепной возможностью, потому что позволяет любому человеку проявить себя и свои творческие способности через вкус и фантазию. Роспись по стеклу - занятие, которое не может не увлечь. Оно открывает широкий простор для проявления творческой фантазии, как у взрослого человека, так и у ребенка. Яркие краски помогают преобразить наскучившие вещи до неузнаваемости. В наше время роспись по стеклу популярный вид прикладного искусства. С помощью её, возможно преобразить свой дом, потратив совсем немного времени и материалов: разнообразие имеющихся в продаже специальных красок делает это занятие доступным каждому..
Благодаря манящей прозрачности, привлекательности бликов, играющих и переливающихся на свету, стекло является благодатным материалом для декоративных изысканий любителей прекрасного.
В работе можно использовать стеклянные изделия купленные в магазине. Но прежде, нужно оглядеться вокруг, ведь в доме находятся множество предметов, которые можно превратить в уникальные аксессуары и необычные подарки для друзей.
В последнее время люди очень заинтересованы всем тем, что, так или иначе связано с оформлением современного интерьера и своего собственного пространства. Тем более, что ручная работа очень ценится, так как предметы, выполненные человеком вручную всегда индивидуальны и неповторимы. Поэтому мне захотелось создать своими руками что- то новое и оригинальное, то что отражает суть данной проблемы.
Таким
образом, перед нами
1. Изучить и проанализировать искусствоведческую, психолого-педагогическую и методическую литературу по данной теме.
2. Обосновать
выбор технологического
3. Выполнить проект росписи декоративного панно;
Методы исследования:
1. Теоретические
(изучение и анализ психолого-педагогической
и методической литературы);
1.История возникновения и развития художественной росписи по стеклу
Роспись
по стеклу, как вид декоративно-
Когда были созданы витражи, сказать трудно. Во всяком случае, нет основания, утверждать, что они появились в вскоре после изобретения стекла.
Известно, что первая витражная мозаика из небольших пластинок цветного стекла была обнаружена в древнем Риме временем империи (первое столетие до н. э.- начало н. э.) и в храмах первых христиан. Окна Софийского собора в Константинополе, ставшем столицей Византии в 330 г. н. э., были застеклены цветными стеклами, по- видимому, вскоре после сооружения собора.
Начиная с XI века, а затем в XII столетии, на оконных стеклах, кроме орнаментальных украшений, стали появляться изображения людей, так как христианство, в отличие от мусульманской религии, запрещавшей иконопись, всегда проявляло интерес к изображению человеческих фигур. Базилика, украшенная фресками и мозаикой, не нуждалась в фигурах на окнах. Наоборот, цветное окно, сильно акцентированное фигурами, уменьшало бы силу выразительности стенной живописи.
В первой половине XII столетия главный капитул конгрегации нистерцианцев запретило фигурную живопись по стеклу. Это совпало с периодом расцвета витражного искусства. Взамен фигурной живописи по стеклу стали применять мозаику, гризайль и узорчатые стекла. Для изготовления витража с человеческими фигурами применяли свинец и черную краску, хотя последняя необязательна.
В XIII столетии в технике исполнения витража можно проследить еще одно новшество. На бесцветное стекло, к тому времени имевшему зеленовато- желтый тон, накладывалось цветное стекло, на котором гравировался рисунок. Бесцветные места иногда окрашивались с одной или с обеих сторон керамическими красками. Этим достигалось большое разнообразие и богатство тонов. Вся картина, как обычно, собиралась и монтировалась свинцовой арматурой. Наибольшее распространение витражи получили в XIII столетии, особенно в храмах. Церковные витражи обыкновенно представляли собой ряды повторяющихся во всю высоту окна небольших медальонов с фигурными изображениями. Медальоны были круглой, овальной или другой формы, иногда в одном витраже эти формы чередовались. С обеих сторон среднего ряда шли такие же полумедальоны. Ряды медальонов заполнялись стеклянной мозаикой в виде квадратов, кружков с цветами или розеток. На витражах появляются как декоративный элемент архитектурные формы- арки, поддерживаемые колоннами.
На художественном оформлении витражей с XI до XIV века заметно византийское влияние, сказавшееся в колорите красок и условности рисунка. Постепенно начинается переход к готики. Хотя романский стиль в живописи на стекле, состоявший в основном из орнаментальных украшений, еще долго сохранялся и в готическую эпоху. В XIV столетии романский стиль был окончательно вытеснен готикой и церковные окна стали украшаться витражами с изображениями фигур, фоном для которых служили орнаментальные узоры или легкие архитектурные формы. Лица фигур расписывали красками. Наряду с этим встречаются витражи безфигурные, орнаментальные, а так же выполненные гризайлью. Этот вид живописи появился в 1250 г. и стал широко применяться в XVII и особенно в XVIII столетиях в архитектуре классицизма, главным образом в монументальной живописи- росписи стен и плафонов.
В эпоху готики витражи создавались целыми циклами, как например циклы витражей в готических соборах в Шартре и Бурже во Франции, в Кельне, Ульме и Нюрнберге в Германии и т. д.
Нельзя все же рассматривать витражи как искусство исключительно церковное, религиозное. Помимо витражей с религиозным содержанием в готических соборах (Шартрском и других) встречаются витражи и с реалистическими сюжетами- каменщики, сапожники и другие мастера и ремесленники за работой. Такие витражи обычно приносились в дар соборам ремесленными цехами. Витражами украшались такие дворцы и замки, общественные здания и жилые дома. Тематика их была преимущественно светская, сюжеты - исторические, любовные, героические, мифологические, аллегорические, геральдические, портретные, пейзажные, реже на библейские темы.
Существовала и так называемая кабинетная живопись по стеклу, предназначавшаяся для украшения небольшого помещения, создавала в нем уют и завершала интерьер.
Постепенно, особенно в эпоху Возрождения, искусство витража, как и вообще искусство, стало проникать в гражданские здания, где и подержалось до наших дней, достигнув высоких ступеней развития.
Для большинства видов искусства, не исключая декоративно- прикладное искусство, эпоха Возрождения была периодом расцвета. Однако искусство витража составляет некоторое исключение. В церковном декоре живопись на стекле постепенно вытесняется другими видами декоративного искусства, но в общественных зданиях- городских ратушах, во дворцах и частных домах, не являются редкостью и отличаются изяществом исполнения.
Стремясь завоевать прежнее положение, живописцы по стеклу стали увлекаться обширными композициями, которые, строго говоря, противоречат основным правилам этого вида искусства. Вместе с тем, не смотря на то, что во многих работах обнаруживается стремление к натурализму, они прекрасно выполнены.
В конце XIX и начале XX столетий, т.е. по прошествии, длительного периода времени, на витражное искусство вновь обратили внимание: стали изучать образцы средневековой живописи на стекле, учреждать витражные мастерские и создавать новые образцы витражей.
Незадолго
до этого делались попытки возродить
витражное искусство путем
Круг художников, работавших в технике витража или живописи по стеклу, необычайно широк, от мастеров эпохи Возрождения до художников упадочного буржуазного искусства. Живопись по стеклу на грани XV и XVI столетий занимались выдающиеся немецкие художники: Ганс Гольбейн Старший (1460/70 -1524 гг.), Альбрехт Дюрер (1471-1528гг.), Лукас Кранах Старший(1472-1553гг.), Маттиас Грюневальд (род. ок. 1460- 1528гг.), Ганс Гольбейн Младший (1497- 1543 гг.), работавший в Швейцарии и Англии; французские художники Бернар Палисси (род. ок. 1510- 1589гг.) и другие.
В 1989 г.
После 3-х летних поисков и экспериментов
были получены результаты, позволяющие
из обычного оконного стекла получить
стекло окрашенное в любой цвет,
любой насыщенности при необходимости
с плавными цветовыми переходами. Но, самое
важное, при этом достигается великолепный
эффект рельефности стекла, стекло приобретало
структуру. Это позволяет изготавливать
великолепные изделия. При этом в отличие
от классического витража на свинцовой
и алюминиевой основе, эти витражи получаются
более ажурными, позволяют достигнуть
высокой реалистичности изображения,
что находит свое применение при изготовлении
художественного панно.
2. Технология изготовления декоративного панно «Сны детства» в технике росписи по стеклу
2.1. Выбор замысла и композиции
В ходе поиска материала для курсового
исследования, я увидела работы художников
выполненные в технике росписи по стеклу.
Данная техника меня очень заинтересовала,
и мне захотелось ее освоить. Первоначально
моей задумкой было перенесение старинных
исконно русских узоров по мотивам северодвинской
росписи на более современный материал.*****Главным
и основным материалом северных мастеров
было дерево. Расписывали прялки, туеса,
короба, орудия труда и предметы домашнего
обихода.Однако в данное время в быту чаще
используются предметы, выполненные из
более современных материалов .Одним из
таких материалов является стекло.Мне
захотелось возродить северодвинские
мотивы, используя технику художественной
росписи стекла и создать на этой основе
набор аксессуаров для современного интерьера.В
процессе работы я поняла ,что все нюансы
северодвинской росписи недостаточно
выразительны на выбранных мной изделиях.Таким
образом оставив основную идею моей курсовой
работы я изменила предметы росписи :стеклянный
набор посуды кувшин и 6 стаканов на декоративное
панно.На нём гармонично разместились
наиболее характерные элементы северодвинской
росписи. Главный символ росписи –
Древо Жизни, изображенное в виде роскошного
цветка, с прямым стеблем, вокруг которого
сосредоточены цветы, ягоды, птицы, изящные
листья. В центре панно я изобразила древо
жизни с птицей,сидящей на нём.
Каждый элемент росписи обладал символикой,
нередко неоднозначной, при этом вся композиция
приобретала смысл. Так, например, древо
жизни означало «начало всех начал», плодородие,
а также дуальное мужское и женское начала
(особенно это подчеркивалось двумя ветками
по разные стороны с сидящими на них птицами).
Это означало одновременно и единство,
и дуальное противопоставление.
Основные элементы борецкой росписи: птицы,
конь, древо (пышный куст с толстым стеблем-стволом,
со сдвоенными трилистниками и ягодами
клюквы), тюльпан, веточка с ягодами, трилистник.Северодвинская
роспись отличается красным ведущим цветом
Другие основные цвета – охра, ярко-зеленый.
Особую пышность работе придаёт украшение
сусальным золотом. Узоры преимущественно
растительные и геометрические.Именно
поэтому работу обрамляет геометрический
орнамент,выполненный из красных и зелёных
треугольников. Орнамент свободно располагается
по форме предмета, как бы бежит. Движение
подчеркивается большим количеством черных
завитков, усиков, капелек. Они напоминают
разлетающиеся в разные стороны живые
брызги и подчеркивают движение отдельных
деталей орнамента, плавный бег росписи
в очень простом волнообразном орнаменте. Черная
обводка делает контур четким, подчеркивает
декоративность. Также я использовала
золотой контур для большей выразительности
элементов.Вцелом получившаяся работа
обладала обаянием детских сказок,снов
,а сочные краски традиционные для данной
росписи навевали настроение тёплой, ясной
осени.Именно тогда у меня возникла идея
,используя те же цвета и сказочно-осеннее
настроение создать декоративное панно,отражающее
сказку современного ребёнка.Основой
композиции стал круг , разделённый на
сектора.В четырёх секторах изображены
городские здания,в остальных яркие осенние
листья.Оба панно объединены одной темой:«Сны
детства».В основе лежит сказочное,осеннее,радостное
уютное ощущение мира ребёнка вне зависимости
от времени.
2.2. Выбор материалов
и инструментов
Информация о работе Проэкт росписи декоративных панно в технике художественной росписи стекла