Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 12:33, реферат
Производство керамических изделий состоит из обработки сырья и приготовления массы, формирования изделий, сушки, обжига и декорирования.
Формование бытовых изделий производится в основном из пластичной массы и литьем из шликера (суспензии компонентов массы в воде).
Производство
керамических изделий
Производство керамических изделий состоит из обработки сырья и приготовления массы, формирования изделий, сушки, обжига и декорирования.
Формование бытовых изделий производится в основном из пластичной массы и литьем из шликера (суспензии компонентов массы в воде).
Изделия простых очертаний (тарелки, кружки, салатники и т.д.) формируют из пластичной массы влажностью 20-25% на станках в гипсовых или других вращающихся формах посредством шаблона или ролика. Изделия сложной конфигурации, с тонкими стенками, рельефным или ажурным рисунком изготавливают отливкой жидкого шликера в гипсовые формы.
Сушка имеет целью
повысить прочность полуфабриката
и подготовить его к обжигу.
Влажность доводится до 1-2%. При
слишком быстрой или
Обжиг формирует
структуру черепка и свойства
керамических изделий. Обычно проводят
двукратный обжиг. Первый обжиг - утельный
– для твердого фарфора является предварительным
(900-1000оС), для мягкого фарфора (1260оС),
фаянса (1250-1280оС), майолики (990-1100оС)
– основным, определяющим их свойства.
Второй - политой – обжиг твердого фарфора
(1350-1420оС) имеет целью завершение
физико-химических превращений компонентов,
окончательное формирование черепка и
глазури, ее зеркальный разлив. При политом
обжиге мягкого фарфора, фаянса и майолики
происходит плавление и закрепление глазури.
Изделия из низкотемпературного фарфора
закрепляют однократно.
Сырьё для
производства керамических изделий
Фарфор - основной представитель
тонкой керамики. Характерные признаки
фарфора - белый цвет с синеватым
оттенком, малая пористость и высокая
прочности, термическая и химическая стойкость
и природная декоративность. Его особенности
определяются химическим составом и строением
черепка, которые зависят от назначения
изделия, условий их эксплуатации и предъявляемых
к ним требований.
Подготовка сырьевых материалов
Состав керамической
массы и метод ее подготовки определяют
исходя из назначения из назначения изделия,
его формы и вида сырья. Цель подготовки
сырья - разрушение природной структуры
материалов до мельчайших частиц для
получения однородной массы и
ускорения взаимодействия частиц в
процессе фарфорообразования. Ее проводят
в основном пластическим способом, который
обеспечивает получение равномерной по
составу массы.
Пластичные материалы
(глину, каолин) распускают в воде в
лопастных мешалках. Полученную массу
в виде суспензии пропускают через
сито (3600 - 4900 отверстий на 1 см) и электромагнит
для удаления крупных включений и железистых
примесей.
Отощающие материалы
и плавни сортируют, освобождают от посторонних
т вредных примесей. Кварц, полевой шпат,
пегматит и другие компоненты подвергают
обжигу при температуре 900-1000оС.
При этом кварц претерпевает полиформные
изменения, в результате которых растрескивается.
Это, во-первых, облегчает помол, а во-вторых,
позволяет удалить куски, загрязненные
железистыми примесями, так как при обжиге
кварц с примесями железистых соединений
приобретает желто-коричневый цвет.
Каменистые материалы,
в том числе и фарфоровый бой,
промывают, подвергают дроблению и
грубому помолу на бегунах, после
чего просеивают. Тонкий помол производят
в шаровых мельницах с
Пластичные и отощающие
материалы, плавни и фарфоровый бой тщательно
смешивают в мешалке пропеллерного типа.
Однородную массу пропускают через сито
и электромагнит и обезвоживают в специальных
фильтр-прессах или вакуум-фильтрах. Полученную
пластичную массу влажностью 23-25% направляют
на две недели на вылеживание в помещение
с высокой влажностью. При вылеживании
происходят окислительные и микробиологические
процессы, гидролиз полевого шпата и образование
кремниевой кислоты, что способствует
разрыхлению массы, дальнейшему разрушению
природной структуры материалов и повышению
пластических свойств массы. После вылеживания
массу обрабатывают на массомялках и вакуум-прессах
для удаления включений воздуха, а также
пластичности и других физико-механических
свойств, необходимых для формирования
изделий.
Способы формования керамических изделий
Формуют керамические изделия в основном пластическим методом и методом литья, а также полусухим прессованием. Для формования применяют гипсовые формы пористостью не менее 25%. В последнее время формы начали изготавливать из масс на основе поливинилхлорида.
При пластическом формовании
используют массу влажностью 22-24%, из
которой в зависимости от формы
получают заготовки в виде пластов.
Для формования применяют полуавтоматы
или автоматы. При изготовлении плоских
изделий помещают глиняный пласт, который
разравнивают роликом при вращении
формы. Для получения полых изделий,
например чашек, заготовку массы
помещают в форму и раскатывают
специальным профильным роликом. Промежуток
между роликом и формой заполняется
слоем массы необходимой
Методом литья в
гипсовые формы изготавливают изделия
сложной формы и емкостные, например
чайники, художественно-декоративные
предметы. Для получения изделий
сложной конфигурации используют разъемные
формы. Для формования методом литья
готовят сметанообразную массу -
шликер влажностью 34-36%. В шликер добавляют
для повышения текучести при минимальной
влажности 0,1-0,2% электролита, что обеспечивает
лучшее заполнение формы. Изделия изготавливают
двумя способами - сливным и наливным.
При сливном способе
шликер заливают в разъемную гипсовую
форму и оставляют в ней на определенное
время. Гипс быстро впитывает влагу, и
на стенках формы откладываются твердые
частицы, которые образуют стенки изделия.
Время выдержки определяют опытным путем,
оно зависит от толщины стенки изделия,
толщины стенок гипсовой формы и пористости.
После выдержки шликер сливают, а гипсовую
форму с изделием подвергают медленной
сушке.
Полнотелые изделия
сложной формы, например ручки для
чайников, крышки, изготавливают наливным
способом. Шликер наливают в гипсовую
разъемную форму с соответствующими углублениями
на внутренних поверхностях, где оно полностью
затвердевает.
Полусухое прессование
применяют для формирования плоских
изделий небольшой толщины, например
тарелок. Подготовленную пластичную массу
высушивают до влажности 2-3%, тонко измельчают
и получают порошок, в который
добавляют пластификатор. Из этого
порошка формуют изделие в
металлических пресс-формах под
большим давлением (25-30 МПа). Изделия
имеют правильную форму, точные размеры,
более высокую механическую прочность
и небольшую влажность, что значительно
сокращает время сушки перед
обжигом.
При формовании вследствие
небрежного обращения, использования
изношенных форм и роликов могут
образоваться такие дефекты, как
деформация, волнистый край, концентрические
трещины, неодинаковая толщина изделий,
неровность поверхности, подрыв носиков
и др.
Сушка изделий
После формования
изделия для подготовки к обжигу
- заключительному и наиболее ответственному
этапу производства - сушат до остаточной
влажности 2-4%. При этом изделие приобретает
достаточную для обжига прочность,
исключается образование
Сушку проводят в
две стадии: предварительная стадия
(подвяливание) - в гипсовых формах и окончательная
- без форм. Плоские изделия сушат только
в гипсовых формах. Корпус полых изделий
после предварительной сушки до влажности
14-16% вынимают из форм, соединяют с приставными
деталями смесью шликера с декстрином,
после чего изделия окончательно высушивают.
Для сушки применяют
конвейерные, конвекторные (с направленной
подачей теплоносителя на изделие), радиационные
(с электрическим или газовым обогревом)
и комбинированные сушилки, в которых
время сушки значительно сокращается.
Теплоносителями являются
воздух и лучистая энергия, выделяемая
керамическими панелями и другими
поверхностями, которые обогреваются
газом, реже - лампами накаливания. Все
эти сушилки характеризуются
высокой производительностью и минимальными
затратами ручного труда на загрузку и
выгрузку. Наиболее перспективно использование
для сушки керамических изделий ультразвука,
токов высокой частоты или инфракрасного
излучения. Современные методы сушки позволяют
регулировать температуру и время процесса
в зависимости от толщины изделия.
В процессе сушки
могут образоваться трещины (при
неравномерной влажности массы)
Высушенные изделия
перед обжигом зачищают наждачной
бумагой, удаляют швы от пресс-форм,
посторонние примеси и
Роспись
Трафарет представляет
собой плоскостной одно-, двух- или
многокрасочный рисунок с резко
очерченными краями. Получают его
распылением краски через вырезы
трафарета. Внешние признаки: в рисунке
отсутствуют мелкие детали, краска
нанесена тонким слоем, детали рисунка
отделены друг от друга.
Крытье сплошное – это
покрытие корпуса изделия равномерным
слоем краски; полукрытье – цветная полоса
шириной 20 мм и более; нисходящее крытье
– это крытье с постепенным переходом
от сильного тона краски к слабому; при
крытье с прочисткой в краске прочищен
узор.
Штамп – однокрасочный
графический рисунок краской
или золотом, наносимый резиновым
штампом. На фаянсовой посуде используют
штамп с цветным пудражом одной
или более красками.
Печать - графический
однокрасочный рисунок, перенесенный
с гравированной доски или
вала на папиросную бумагу или резиновую
мембрану, а с них на изделие. Рисунок
может быть дополнительно раскрашен
вручную одной, двумя или более
красками. Внешние признаки: – тонкий
одноцветный контур, следы ручной
раскраски.
Декалькомания (деколь)
представляет собой одно или многокрасочный
рисунок, наносимый с помощью переводной
картинки. Различают деколь обычную и
сдвижную, или шелкотрафаретную. Обычная
деколь едва ощущается рукой, рисунок
чуть матовый с тонкой деталировкой, переходами
одного тона в другой. Сдвижная деколь
имеет более толстый слой краски, насыщенный
цвет, однако число красок в рисунке ограничено,
переходы тонов, как правило, отсутствуют.
Разработаны комбинированные и золотосодержащие
деколи.
Шелкография – это одно- или многокрасочный рисунок с тонкими и точными штрихами. Получают его продавливанием краски через шелковый трафарет-сетку.
Живопись выполняется вручную кистью или пером красками, золотом, люстрами и их комбинацией. Рисунок сочный, яркий со следами работы кистью. Иногда рисунок наносят по мастике. По рисунку матовым золотом может выполняться гравировка (цировка).
Разделка рельефа – это разрисовка всех деталей рельефа краской или золотом.
Фотокерамика –
фотография, воспроизведенная на изделии,
часто в медальоне – круглом,
овальном или ином обрамлении.
Рисунки в зависимости
от расположения (композиции) подразделяют
на сплошные, бортовые, раскидные и букетом.
Сплошной рисунок покрывает всю внешнюю
поверхность или борт изделий, бортовой
– расположен непрерывной полосой по
борту, низу или посередине изделия, раскидной
– это пять и более не связанных друг с
другом лепков или рисунков; букетом –
до трех рисунков включительно.
Разделки выполненные
надлазурными красками, закрепляют в муфельном
обжигу. Затем изделия сортируют, маркируют
штампом или деколью с указанием товарного
знака завода, сорта, группы разделки,
розничной цены.
Изделия 1-го сорта
маркируются красной краской, 2-го
– синей, 3-го – зеленой.
Декорирование
изделий
Изделия украшают подглазурными
и надглазурными красками, препаратом
золота, растворами солей, красящих окислов
и декоративными глазурями с последующим
обжигом.
В зависимости от
характера поверхности
Вид разделки зависит от назначения и природы изделий. При выборе разделки необходимо учитывать естественную красоту черепка, украшение должно сочетаться с его естественными особенностями и подчеркивать их, а не затушевывать. Для фарфора в основном применяют гладкое надглазурное декорирование, иногда рельефное и подглазурное.