Автор: a************@mail.ru, 25 Ноября 2011 в 11:11, доклад
В современном мире все большее внимание уделяется развитию творческой, толерантной, коммуникативной личности, в котором дополнительное образование занимает одну из ведущих позиций в процессе обучения.
Творческая деятельность ставит перед собой задачи по объединению практических действий ребенка с решением вопросов, возникающих в ее процессе, формированию интеллектуального напряжения и гармоничной эмоциональной сферы. Одним из таких видов деятельности является занятие с глиной. В работе с глиной заложены большие возможности для эстетического и художественного воспитания, а также это эффективный метод коррекционной работы с детьми с нарушением моторно-двигательной активности.
Санкт-Петербургский
Государственный Университет
Психолого-педагогический
факультет
Программа занятия с детьми младшего школьного возраста
«Народная глиняная игрушка».
Санкт-Петербург,2010 г.
В современном мире все
Творческая деятельность ставит перед собой задачи по объединению практических действий ребенка с решением вопросов, возникающих в ее процессе, формированию интеллектуального напряжения и гармоничной эмоциональной сферы. Одним из таких видов деятельности является занятие с глиной. В работе с глиной заложены большие возможности для эстетического и художественного воспитания, а также это эффективный метод коррекционной работы с детьми с нарушением моторно-двигательной активности.
«Пальцы помогают говорить», - писала автор метода коррекционной работы Дубина Т.А., так как лепка формирует за счет мелко-моторных движений объемно-когнитивное познание окружающей действительности, способствует образованию новых ассоциативных связей. Детям нравится работать с таким материалом как глина, которая позволяет в познавательно-игровой деятельности получить незабываемые впечатления.
Лепка
позволяет не только
Как любое
народное изделие она обладала утилитарном
характером: задабривание духов-охранителей
человека, приумножение посевов, отсутствие
падежа скота и т.д. В глиняной
игрушке не только отражались древние
верования, но и выражалась психологические
и художественные представления самих
авторов.
Цели программы:
- воспитание всесторонне развитой личности
- знакомство с традиционной культурой
- развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности
- развитие цветового и эстетического восприятия
- приобщение к художественной лепке на основе народных традиций
Задачи программы:
- формирование толерантного отношения к народной культуре
- экологическое воспитание, бережное отношение к природе
- формирование навыков и умений при работе с природным материалом
- закрепление физических способностей мелкой моторики
- развитие нравственных качеств личности
Результативность:
В ходе
групповых занятий ребенок
распознавать виды народной глиняной игрушки, различить и назвать виды работы с глиной; освоит приемы лепки; научиться распознавать средства художественной выразительности народного мастера; обучиться навыкам по росписи керамики; сможет самостоятельно лепить декоративные изделия.
Материалы:
В ходе
занятий может быть использована
природная глина разного
При составлении данной программы была использована научная литература: Елисеева Г. Г. «Глиняная игрушка. Художественный буклет»; Дурасов Г.П., «Каргопольская глиняная игрушка»; Кулешов А. Г. «Русская глиняная игрушка как вид народного искусства: истоки и типология»; Богуславский И.Я. «Дымковская игрушка»; Лыкова И. А. «Едем - гудим. Сюжетная лепка»; Халезова Н.Б. « Народная пластика и декоративная лепка». Также были использованы видео материалы с мастер-классами.
Целевая аудитория и ход занятий:
Данная программа рассчитана на работу с детьми младшего школьного возраста 7 – 9 лет. Занятия проводятся в досуговых или этнокультурных центрах. Предпочтительно в период летних каникул.
Обучение
по программе «Народная глиняная
игрушка» основано на повторение и
закрепление пройденного
Ход занятий:
Исходя, из поставленных задач программа проводится в виде мастер-классов разбитых на тематические поэтапные уроки.
Поурочный план занятий по глиняной игрушке | |||
Тема занятия | Материал | Результаты | Часы |
Вводные уроки | |||
Гончарное ремесло на | лекция | изучение истории гончарного | |
Руси | экскурсия | ремесла | |
в деревню | изучение видов обжига | ||
"Мандроги" | мастер-класс в "Школе ремесел" дер. | целый | |
с родителями | Мандроги | день | |
работа на гончарном круге | |||
установление связи природа - | |||
народное творчество | |||
"Глина - природный материал" | лекционный | ознакомление с видами глины | |
материал | изучение приемов работы | ||
природный | изучение изделий керамического | 45 мин | |
Материал | народного творчества | ||
обсуждение пройденного материала | |||
постановка задач для дальнейшей | |||
работы | |||
получение тактильного опыта при | |||
работе с разными видами глины | |||
Виды современных материалов | Производственный материал | ознакомлением с полимерной глиной | |
ознакомление с самоотвердевающим | |||
пластиком | 45 мин | ||
способы работы | |||
изучение видов красок | |||
практическая работа | |||
Практическая часть: лепка | |||
"Дымковская игрушка" | видео | ознакомление с видами игрушек | |
дымковский петушок | материал | изучение истории дымковской | |
мастер- | игрушки | 45 мин | |
класс | изучение характерных особенностей | ||
практическая часть - изготовление | |||
"Каргопольская игрушка" | 45 мин | ||
каргопольская лошадка | |||
"Абашевская игрушка" | 45 мин | ||
абашевская свистулька | |||
"Филимоновская игрушка" | 45 мин | ||
филимоновская барыня | |||
Заключительная часть | |||
Выставка работ | оценка и анализ проделанной работы | ||
организация выставки работ | |||
вручение призов | |||
организация творческого вечера | |||
для детей и родителей |
Пример занятия:
«Дымковский петушок»
Цели: научить передавать в лепке характерные особенности дымковских фигурок. Лепить ноги и туловище животного из одного куска, голову и шею из другого; сравнивать свою работу с образцом дымковской игрушки; использовать стеки и доску, изучить приемы росписи.
Содержание: рассматривание различных фигурок дымковских животных, сравнение по признакам, вычленение главных и второстепенных деталей. Подробное объяснение учителя правил выполнения фигурки. В процессе лепки стараться придерживаться пропорций фигурок. Выполнение работ по лепке мелких деталей. Роспись изделия.
Итог: дети сравнивают свои работы с образцом, стараются определить самую похожую игрушку. Происходит обсуждение, что по мнению ребят наиболее характерно для дымковской игрушки, какую фигурку они бы хотели вылепить еще и почему.
Программа включает в себя теоретическую и практическую части. При планировании занятий по изготовлению глиняных игрушек включается в программу экскурсии на выставки декоративно-прикладного творчества, посещение школы ремесел по ознакомлению с гончарным делом, выезды на природу, знакомство с мастерами.
Каждое
занятие состоит из образовательных
и развивающих целей, а также
содержательной части. В процессе урока
дети учатся распознавать характерные
особенности различных видов
народной игрушки, развивают мелкую
моторику, тренируют пространственно-
Содержательная часть занятия основана на подробном объяснении учителя правил выполнения и изготовления глиняной игрушки, рассмотрение видов фигурок на примере готовых изделий, процессе лепки и росписи.
Заключительная
часть программы основана на выставке
детских работ, вручение наград. Проведение
народного творческого вечера для
детей и родителей, в котором
дети познакомятся с народными ансамблями
и народными инструментами. Также
данная программа может быть интегрирована
в фольклорный детский театр
или использована для коррекционной
педагогики.
Лекционный материал
Гончарное ремесло на Руси.
Приготовление горшков из глины было известно в древности, когда познакомились со свойствами глины — материала, имеющегося почти везде под рукою, удобного по своей пластичности для выделки и представляющего после обжига крепость камня. Самые древние глиняные сосуды доисторической эпохи выделывались от руки и не имели правильной формы. Позднее встречаются уже сосуды правильной круглой формы, возможной только при употреблении гончарного стола с кругом.
Гончарное дело было одним из самых распространенных ремесел на Руси. Гончар – вторая по значимости профессия в деревне. Гончарное дело в славянских землях имеет древние корни. Из века в век оно приобретало новую технику и превращалось в ремесло. Историю гончарного дела можно разделить на две части; границей между ними является изобретение гончарного круга. Посуда первого периода называется лепной, второго — гончарной, т.е. формованной на круге, в знакомом для нас виде. Гончар работал, сидя верхом на скамейке с кругом. Круг вращался слева направо, мастер работал левой рукой, а правой формировал глину.
У славянских народов гончарное ремесло тоже берет свое начало с доисторических времен. Первые сосуды, появляются, к примеру, в Волго-Омском междуречье около 7′000 лет назад, во второй четверти I тыс. в Поволжье зафиксировано использование гончарного круга.
Слова «посуда» еще не было в Древней Руси. То, из чего можно было есть, называли «судно». А то, из чего можно было пить, называли «сосуд». Очень часто, например, в Домострое, слово «сосуд» употребляется как общее слово для названия столовой посуды. Первый раз слово «посуда» встречается в России в XVII веке.
Овальные горшки, наряду с котлами, были основной утварью для приготовления (жаренья или варки) пищи. Форма горшков была хорошо приспособлена для варки еды в русской печи, в которой сосуды с пищей находились на одном уровне с горящими дровами и обогревались не снизу, как на открытом очаге, а сбоку. В русской избе было очень много разнообразных по форме и размерам горшков, предназначенных для самых различных целей – варения каш, похлебок, кпячения воды и т.д. А для того, чтобы горшок, только что взятый из печи, можно было сразу брать руками, его оплетали берестой.
Горшки в семье берегли, обращались с ними очень аккуратно, а если горшок давал трещину, его оплетали берестой и использовали для хранения продуктов. Про такой горшок даже придумали загадку: «Был ребёнок – не знал пелёнок, стар стал – пеленаться стал». Учитывая ту большую роль, какую играл горшок в домашнем хозяйстве, неудивительно, что с ним было связано множество поверий. В народном фольклоре также чётко прослеживается связь между судьбой горшка и человека. Его часто использовали в свадебных и погребальных обрядах. Например, битьё горшков в помещении, где проводили первую брачную ночь молодые, должно было символизировать перелом в судьбе девушки и парня, ставших мужчиной и женщиной. В народных поверьях горшок выступал как оберег, сосуд, в котором могла накапливаться волшебная сила.
Информация о работе Программа занятия с детьми младшего школьного возраста