Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 15:35, контрольная работа
Среди славной когорты зодчих, создавших неповторимый облик Петербурга, особое место занимает итальянец Франческо Бартоломео Растрелли, или, как его еще называли на русский манер, Варфоломей Варфоломеевич. Он прожил большую и, безусловно, интересную жизнь. Сорок восемь лет провел в России. Прибыв в Петербург юношей, учеником своего отца, Растрелли достиг всех возможных для архитектора почестей, а умер отставленным от дел и в скромном достатке. Целью работы является рассмотрение важнейших построек Растрелли. Для достижения цели необходимоописать следующие постройки:
ВВЕДЕНИЕ 3
1.Биография Франческо Бартоломео Растрелли 4
2.Важнейшие постройки 7
2.1Смольный собор 7
2.2 Зимний дворец 9
2.3 Царскосельский Екатериненский дворец 10
2.4 Андреевская церковь 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 12
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 13
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1.Биография Франческо Бартоломео Растрелли 4
2.Важнейшие постройки 7
2.1Смольный собор 7
2.2 Зимний дворец 9
2.3 Царскосельский Екатериненский дворец 10
2.4 Андреевская церковь 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 12
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 13
Введение
Среди славной когорты зодчих, создавших неповторимый облик Петербурга, особое место занимает итальянец Франческо Бартоломео Растрелли, или, как его еще называли на русский манер, Варфоломей Варфоломеевич. Он прожил большую и, безусловно, интересную жизнь. Сорок восемь лет провел в России. Прибыв в Петербург юношей, учеником своего отца, Растрелли достиг всех возможных для архитектора почестей, а умер отставленным от дел и в скромном достатке. Целью работы является рассмотрение важнейших построек Растрелли. Для достижения цели необходимоописать следующие постройки:
1.Биография Растрелли
Растрелли
Франческо Бартоломео (1700-1771) - архитектор.
Итальянец по происхождению. Родился
в Париже; сын известного скульптора
н.XVIII в. Растрелли в 1716 вместе с отцом
приехал в Санкт-Петербург. Самостоятельную
практическую деятельность начал в 1720-х.
Первой самостоятельной работой молодого
зодчего (до этого он исполнил порученный
отцу проект паркового обустройства мызы
Стрельна) был дом молдавского господаря
Кантемира А.Д. в Петербурге (1721-1727). В 1725-1730
учился за границей, скорее всего в Италии.
В 1730-х был назначен придворным архитектором.
Вся сознательная жизнь и творческая биография
Растрелли-младшего была связана с Россией
и Петербургом. Спроектировал для Анны
Ивановны деревянный дворец на берегу
Яузы (Анненгоф в Лефортово; не сохранился),
а также новый, т.н. третий Зимний дворец
в Петербурге (1732-1736). В 1736-1740 построил для
графа Бирона Э.И. дворцы в Рундале и Митаве
в Курляндии. Наиболее значительной среди
ранних произведений Растрелли Ф.Б. был
деревянный Летний дворец в Петербурге
(1741-1744), впоследствии разобранный при
возведении Инженерного замка. Для всех
этих построек характерно сдержанное
барокко с достаточно плоскостными фасадами
и умеренным применением скульптуры. Не
отходя от архитектуры петровского времени
в смысле умеренности декора, Растрелли
Ф.Б. сохранил и даже усилил (особенно в
Летнем дворце) свойственный ей пространственный
размах. Высший расцвет творчества мастера
наступил в с.XVIII в. В 1745-1757 он руководил
работами по перестройке царских резиденций
в Петергофе и Царском Селе, напр., построенной
15 АВ 1723 летней резиденции Петра I в Петергофе.
Связав прежние постройки в целостные
ансамбли, он объединил их общим ритмом
с помощью фасадов и внутренних анфилад,
которым подчиняется вся планировка. В
Петергофе зодчий преобразовал и значительно
увеличил Большой (Екатерининский) дворец
(1752-1757), создав заново почти всю внутреннюю
отделку. Особой грандиозностью и великолепием
отличается царскосельский Большой дворец,
также практически созданный заново. Во
всех случаях изысканная роскошь внутреннего
дизайна (с обилием зеркал, золочёной резьбы,
декоративной живописи и т.д.) сочетается
с необычайной - и в то же время продуманной
- масштабностью. Изысканность и масштаб
сливаются воедино и в обустройстве парадных
подъездов к зданиям и парковых территорий
(в царскосельском парке Растрелли Ф.Б.,
в частности, завершил начатый Чевакинским
С.И. павильон "Эрмитаж" и построил
"Грот"). В 1754-1762 по проектам Растрелли
Ф.Б. возводился новый Зимний дворец, который
также поражает сочетанием живописной
роскоши фасадной пластики и общего силуэта
с логической строгостью планировки, зримо
подчиняющей себе огромную городскую
территорию. Среди др.произведений Растрелли
Ф.Б. - Воронцовский (1749-1757) и Строгановский
(1752-1754) дворцы в Петербурге. Помимо дворцовой
архитектуры мастер радикально обновил
русское церковное зодчество: в 1747-1750 он
создал проект восстановления обрушившегося
шатра Воскресенского собора Новоиерусалимского
монастыря под Москвой (позднее украсив
интерьер собора богатым лепным убранством),
а также проект Андреевского собора в
Киеве, строительство которого в 1748-1767
вёл Мичурин И.Ф. Самым крупным из его церковных
сооружений, равно как и последним большим
произведением, явился Смольный монастырь
в Петербурге (8 НЯ 1748-1764) с жилыми корпусами
и храмами, скомпонованными в ансамбль
вокруг центрального Воскресенского собора.
С приходом к власти Екатерины II мода на
барокко ушла, и Смольный монастырь остался
недостроенным. В 1763 мастер вышел в
отставку с поста обер-архитектора. В 1764
отделывал бироновские дворцы в Митаве
и Руентале. В феврале 1769 года Растрелли
вновь отправляется в Италию с коммерческой
целью - купить там картины итальянских
живописцев с тем, чтобы потом перепродать
их в Петербурге. Нет никаких известий,
насколько удачной была эта коммерческая
акция, но известно другое - прошение Растрелли
о принятии его в члены Императорской
Академии художеств было удовлетворено
9 января 1771 года. Через семьдесят девять
дней Франческо Бартоломео Растрелли
умер.
2.Важнейшие
постройки Растелли. 2.
2.2 Зимний дворец.
В
1754-1762 Растрелли строит главную резиденцию
русских императоров — Зимний
дворец — самый известный памятник
зрелого барокко в России. В
плане грандиозный комплекс представляет
собой замкнутое каре с внутренним
двором. Фасады оформлены непрерывным
ритмическим членением стен выступами
и отступами, колоннами с эффектными
капителями. Особо акцентированы
углы здания, обработанные колоннами,
собранными в пучки. Все это создает
впечатление чрезвычайно
2.3 Царскосельский Екатериненский дворец.
Царскосельский
дворец является одним из самых знаменитых
сооружений зодчего. В основе его
центральной части — каменные
палаты Екатерины I. Он также характеризуется
протяженностью фасада. Сложный ритм
членений и огромное богатство элементов
декоративного оформления контрастируют
с организующим фасады в одно целое
принципом симметрии. Парадный двор
эффектно замыкается двумя колоссальными
дугами одноэтажных служебных корпусов
— циркумференций. Их соединяет
чугунная ограда с воротами, увенчанными
гербом Российской империи. Архитектор
виртуозно применяет любимые художественные
средства: пространственный размах композиции,
пластика, рельефность архитектурных
форм, выразительный ритм колоннад, активное
включение скульптуры в декор. В полной
мере используется и характерное для Растрелли
цветовое решение: контраст белых колонн,
лазурно-голубого поля стен и золото архитектурного
декора. В оформлении интерьеров дворца
мастер широко применяет роспись, золоченую
резьбу и зеркала, отчего залы сверкают
роскошью и великолепием. Монументальной
росписи плафонов вторят паркетные полы,
украшенные декоративными мотивами, набранными
из редких пород дерева. Наибольшую известность
получили такие шедевры оформительского
гения архитектора, как Тронный зал, Картинный
зал, Янтарная комната. Реставрация разрушенного
во время Великой Отечественной войны
дворца началась в 1957 и еще не окончена,
но основные интерьеры уже восстановлены.
2.4 Андреевская церковь.
Существует легенда, по которой место, где теперь течет Днепр, было морем. Когда св. Андрей пришел в Киев и поставил на горе, где сейчас стоит Андреевская церковь, крест, то все море ушло вниз. Но некоторая часть его осталась и спряталась под Андреевской горой. Когда позже здесь построили церковь, то под престолом открылся колодец. В Андреевской церкви нет колоколов, так как, по легенде, при первом же ударе вода проснулась бы и залила бы не только Киев, но и все Левобережье. Жемчужина барокко - Андреевская церковь заложена в 1744 г. в связи с приездом Елизаветы І в Киев. Андреевская церковь построена в 1749 - 54 гг. по проекту В.В.Растрелли на Андреевской горе, в начале Андреевского спуска. Это единственная в Украине сохранившаяся работа архитектора. Строительством руководил зодчий И.Мичурин. Однокупольный пятиглавый храм имеет форму креста, в углах которого размещены декоративные башни на массивных столбах, которые играют роль своеобразных контрфорсов. Снаружи контрфорсы украшены пилястрами и укрыты тремя парами колонн с капителями коринфского ордена. К Андреевской церкви со стороны улицы ведет крутая чугунная лестница. Вся масса церкви опирается на двухэтажный дом-стилобат с восьмью комнатами на каждом этаже, стены которого представляют собой фундамент церкви. Вокруг церкви - балюстрада, с которой открывается живописная панорама Подола и Днепра. Внутреннее обрамление Андреевской церкви, разработанное В.В.Растрелли, близко к стилю рококо. С 1958 г. Андреевская церковь - филиал Софийского музея- заповедника. В 1978-79 гг. проведена очередная реставрация.
Заключение
Бытует изречение,
что Растрелли Ф.Б. был одним
из зодчих, "которые город-порт и
город-крепость превратили в город
дворцов". В его творчестве проявились
лучшие черты русского барокко. Растрелли
Ф.Б. по праву является гордостью
культуры России и целиком принадлежит
ей.
Портрет Растрелли
Франческо Бартоломео.
Список литературы
1.Грабарь И. Петербургская архитектура в XVIII и XIX веках. СПб., 1994.
2. Зодчие Санкт-Петербурга, XVIII в. Архитекторы барокко. Ранний классицизм. Строгий классицизм. - СПб.: Лениздат, 1997.
3. «История архитектуры: учебное пособие», Н.В. Бирюкова, Москва ИНФРА-М 2006.
4. Крюковских А. П. Дворцы Санкт-Петербурга. СПб., 1997.
5. Павлов А. П. Храмы Санкт-Петербурга. СПб., 1995.
6. «100 великих архитекторов», Салин Д.К. , Вече, 2000 г.
7. www.bestreferat.ru
8. www.megabook.ru
9. www.oldkyiv.org.ua
10. www.peoples.ru