Портретная живопись
в эпоху
"Возрождения"
Леонардо
да Винчи.
В 1485г.
создан «Портрет музыканта»
Портреты,
приписываемые Леонардо, содержат
общие черты: фон их затемнен,
полуфигурное изображение модели,
обычно в трёхчетвертном повороте,
помогает представить её зрителю
во всей индивидуальной характерности.
Имена портретируемых неизвестны,
несмотря на все усилия историков
искусства раскрыть их, и на
документальные свидетельства о
деятельности мастера. В так называемом
Портрете музыканта из Амброзианы в Милане
– модель его иногда идентифицируют с
регентом Миланского собора Франкино
Гаффурио, но на самом деле здесь изображен
просто молодой человек с листом нотной
бумаги. Ещё различим некоторый геометризм
в передаче пластических объёмов, выдающих
тосканское влияние. Шапочка на голове
и масса курчавых волос образуют две полусферы
по сторонам лица; резкость контуров и
светотень свидетельствуют уже о знакомстве
мастера с ломбардскими традициями и портретами
Антонелло да Мессина. Сильно реставрированный,
переписанный и, возможно, даже оставленный
незаконченным, хотя и на довольно продвинутой
стадии работы, этот единственный у Леонардо
мужской портрет – если он действительно
выполнен самим художником – изображает
человека с умным и твердым взглядом. Не
увлекаясь риторическим прославлением
личности, Леонардо передает во внутреннем
свете лица и взгляда портретируемого
свойственную ему моральную силу.
Леонардо
да Винчи
Мона
Лиза
(Джоконда)
1514 -
1515
Каштановые
волосы, разделенные на пробор
посредине и гладко зачесанные
к вискам, ниспадают красивыми
мягкими локонами на плечи. Прозрачная
вуаль наброшена на голову
и вьется поверх плечей. Платье
изначально зеленоватого цвета
с глубоким вырезом оживлено
более светлыми рукавами, которые
когда-то, должно быть, были желтыми.
На заднем
плане - фантастический пейзаж с
холмами и горами, теплых и
мягких тонов, уходящий вдаль, над
ним постепенно светлеющее небо.
Две колонны по краям пейзажа
закрывает нынешняя рама картины.
В этом полотне прекрасны все
детали, но внимание прежде всего
захватывает лицо.
Картину
невозможно описать словами: чем
дольше вы смотрите на нее,
тем больше возрастает ее воздействие
на вас, и вы начинаете чувствовать
то удивительное очарование, которое
покоряло стольких людей на
протяжении веков.
Леонардо
да Винчи
Дама
с горностаем
(1488-1490)
«Дама
с горностаем»- это бессмертная
семнадцатилетняя Чечилия
Галлерани.
Дочь XV века. Лукавая чаровница. Фаворитка
миланского дворца. Нежная и мудрая,
стыдливая и фривольная, предстает
она перед нами. Простая и сложная.
Таинственно-привлекательная, с лицом
почти статичным, она все же
обладает магнетизмом необычайного,
скрытого движения. Но что придает
облику молодой дамы эту колдовскую
живость? Улыбка. Она еле тронула
уголки целомудренных губ. Притаилась
в чуть-чуть припухлых девичьих
ямочках у рта и, подобно зарнице,
ответно блеснула в темных, расширенных
зрачках, при крытых округлыми
лукообразными веками.
Вглядитесь
пристальней в тонкие, одухотворенные
черты «Дамы с горностаем», в
её осанку, полную достоинства, в
её строгую, но изящную одежду
и перед вами мгновенно предстанет
Ренессанс с его великолепными
творениями гениальных мастеров
искусств.
Чечилия
Галлерани. Она, как маленькая планета,
отразила сияние жестокого, уродливого
и прекрасного, неповторимого xv века.
Конец!