Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 20:18, реферат
Нет определённого ответа на вопрос, что натолкнуло человека на мысль изображать те или иные предметы. До недавнего времени учёные придерживались двух противоположных взглядов на историю первобытного искусства. Одни специалисты считали древнейшими пещерную натуралистическую живопись и скульптуру, другие – схематические знаки и геометрические фигуры.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………... 4
1 Первобытное искусство. Периодизация………...6
2 Эпоха каменного века…………………………..10
2.1 Палеолит……………………….......12
2.2 Мезолит……………………………..28
2.3 Неолит………………………………33
3 Эпоха бронзового века………………………….37
4 Эпоха железного века…………………………...43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………45
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………46
По состоянию на 1994 г. в Европе известно более 300 пещер, гротов или навесов с изображениями бесспорно относящимися к эпохе верхнего палеолита. Из них во Франции - 150, в Испании - 125, в Португалии - 3, в Италии - 21, в Югославии - 1, в Румынии - 1, в Германии - 2, в России - 2.
Артефакт периода искусства каменного.века
Наряду с пещерными росписями и рисунками в ту пору изготовляли разнообразные изваяния из кости и камня. Их делали с помощью примитивных инструментов, и эта работа требовала исключительного терпения. Создание изваяний, без сомнения, тоже было связано с первобытными верованиями.
В дальнейшем пещерные изображения утратили живость, объёмность. Усилилась стилизация (обобщение и схематизация предметов). В последний период реалистические изображения отсутствуют совсем. Палеолитическая живопись возвратилась к тому, с чего начиналась: на стенах пещер появились беспорядочные переплетения линий, ряды точек, неясные схематические знаки.
2.2 Мезолит
Переходным периодом от палеолита к неолиту является мезолит — среднекаменный век (приблизительно 12—8 тысячелетия до н. э.
В эпоху мезолита климатические условия на планете изменились. В жизни человеческого общества происходят большие перемены. Люди создали новые виды орудий труда, оружия, появляются лук и стрелы, более эффективными становятся каменные орудия, так называемые микролиты. Они невелики по размеру, но требуют значительного умения в обращении. Раскопки захоронений, где найдено большое количество вещей, положенных в могилу вместе с покойным, свидетельствуют о развитии верований в загробную жизнь. Первобытнообщинный строй развивался и укреплялся уже с преобладанием патриархата, т. е. отцовского начала, отцовского рода, над матриархатом.
Теперь художник старается не только добиться внешнего сходства, а главное, показать внутренний смысл происходящих событий. Человеческая фигура изображена схематично, условно, отдельными штрихами, но всегда в живом движении. Видимо, прежде всего было важно изобразить действие человека, как он бежит, стреляет, борется, танцует, собирает плоды.
Охота на оленей. Живопись в пещере Испании. Мезолит.
К концу мезолита или к началу неолита относятся некоторые памятники со спорными датировками: петроглифы испанского Леванта, Северной Африки, резьба по кости и рогу из Оленеостровского могильника.
Петроглифы
В юго-западных отрогах Гиссарского хребта (Узбекистан), в горах Кугитанг, на высоте около 2000 м над уровнем моря, в ущелье Зараут-Сай находится широко известный памятник - грот Зараут-камар. Расписные изображения из этого грота были открыты в 1939 г. местным охотником И.Ф.Ламаевым.
Роспись в гроте сделана охрой разных оттенков (от красно-коричневой до лиловатой) и представляет собой четыре группы изображений, в которых участвуют антропоморфные фигуры и быки. Здесь представлена третья, наибольшая по размерам (в поперечнике - более 60 см) группа изображений, в которой большинство исследователей видит охоту на быка. Среди антропоморфных фигур, окруживших быка, т.е. "охотников" различаются два типа: фигуры в расширяющихся книзу одеждах. У всех фигур первого типа из-под одежды выступают какие-то предметы: палки с загнутым вниз концом. Эту сцену можно трактовать по-разному: например, как реальную охоту замаскированных охотников.
2.3 Неолит
Следующая ступень развития каменного века — неолит — новокаменный век (8—4 тысячелетия до н.э.). Для неолита характерна новая техника обработки каменных орудий. Особенно характерно для неолита развитие декоративного искусства; почти всюду стремление украсить вещи, находящиеся в повседневном употреблении у человека. Больше всего до нас дошло глиняной орнаментированной посуды. По формам неолитических сосудов, а особенно по способу и разнообразию их украшения одна область отличалась от другой. Можно проследить развитие орнамента от простейших узоров на сосудах ямочно-гребенчатого типа (Восточная Европа) до превосходно сделанных и богато расписанных сосудов Египта или Триполья. Ярким и выразительным примером неолитической культуры может служить культура Триполья, широко распространенная в 4—3 тысячелетиях до н.э. на юге Европейской части России и Украины и на территории целого ряда Балканских стран.
Конец Трипольской культуры относится к эпохе энеолита (медный век) и бронзы. Трипольские поселения земледельцев располагались чаще всего по берегам рек. Дома из глины и дерева, прямоугольные в плане, были, вероятно, с внутренней стороны покрыты орнаментальной росписью. В поселениях были найдены модели жилищ и небольшие женские статуэтки. Но особенно богато и широко развернулось творчество трипольцев в украшении керамики.
По разнообразию форм и орнаментики трипольская керамика не уступает ни египетской, ни переднеазиатской. Трипольские сосуды были сделаны из ярко-желтой или оранжевой глины; туловище сосуда покрыто разнообразным, но почти всегда состоящим из спиралевидных линий, геометрическим орнаментом, исполненным красной, черной, коричневой, белой красками.
Керамика. Триполье
Искусство неолита более «условно», чем палеолитическое. В неолите преобладают не разрозненные изображения отдельных фигур, а связные композиции и сцены, где человек наконец занимает подобающее ему главное место. Таких сцен много среди наскальных росписей в Африке, в Испании. Их динамика и ритм иногда поразительны, захватывающи. Но сами фигуры — это собственно знаки людей, а не люди: тощие черные силуэтные фигурки.
Есть и такие неолитические изображения, где полностью торжествует некая геометрическая схема — изображение-значок, изображение-иероглиф, изображение-орнамент, только отдаленно напоминающее человека или животное
Схематизируя и обобщая видимые предметы, человек неолита делал огромный шаг вперед в развитии своего умения абстрагировать и осознавать общие принципы формообразования.
3 Бронзовый век
За каменным веком следовал бронзовый (он получил своё название от широко распространённого тогда сплава металлов - бронзы). Некоторые ученые выделяют энеолит (медно-каменный век - переходный период от эпохи камня к эпохе металла).
Орудия раннего бронзового века Европы
Эпоха бронзы началась в Западной Европе сравнительно поздно, около четырёх тысяч лет назад. Бронзу было гораздо легче обрабатывать, нежели камень, её можно было отливать в формы и шлифовать. Поэтому в бронзовом веке изготовляли всякого рода предметы обихода, богато украшенные орнаментом и обладающие высокой художественной ценностью. Орнаментальные украшения состояли большей частью из кругов, спиралей, волнистых линий и тому подобных мотивов. Особое внимание уделяли украшениям – были крупного размера и сразу бросались в глаза.
К эпохе бронзы относятся и своеобразные, огромного размера сооружения, обязанные своим появлением также первобытным верованиям. На полуострове Бретань во Франции на целые километры растянулись поля т.н. менгиров.
Аллея менгиров в Карнаке (Бретань). Начало эпохи бронзы.
На языке кельтов, позднейших обитателей полуострова, название этих каменных столбов высотою в несколько метров означает "длинный камень". Такие группы носят название кромлехов. Сохранились и иного рода сооружения - дольмены, первоначально служившие для погребений.
Стены огромных каменных плит перекрывались крышей из такого же монолитного каменного блока. Многочисленные менгиры и дольмены располагались в местах, которые почитались священными. Особенно знамениты развалины такого святилища в Англии - Стоунхендж. Предполагается, что там поклонялись солнцу.
Искусство эпохи бронзы имеет ряд особенностей. Оно становится более разнообразным и широко распространяется географически. Образы древнего искусства становятся своебразным "изобразительным языком", знаковой системой, понятной родственным группам населения. Особенно ярко эта особенность древнего искусства проявляется в орнаменте и в первую очередь в традициях орнаментации керамики.
Многие открытия в археологии делаются случайно. Именно так и произошло со знаменитыми росписями Каракола. При строительстве мемориала в центре села Каракол на Горном Алтае строители наткнулись на остатки кургана энеолитического времени. Работы были приостановлены и памятник был передан для археологических исследований. Под насыпью были обнаружены остатки погребений, совершенных в заглубленных в землю "ящиках" из каменных плит, перекрытых такими же плитами. На черепах погребенных отчетливо прослеживались следы красной краски. В каракольском кургане не было обнаружено ни одной вещи, которая могла бы помочь датировать памятник, однако находки были действительно уникальными.
Последний период развития первобытнообщинного строя связан с появлением железа (начало 1 тысячелетия до н. э.). Для этого периода характерны войны — грабежи, возникающие на экономической почве. В Западной Европе наиболее ярко железный век представлен Гальштатской культурой (город Галыптат, Австрия). Культура эта была распространена в Центральной и Южной Европе приблизительно в 10-5 вв. до н. э. Носители Гальштатской культуры создали очень своеобразную по форме и орнаментации керамику: сосуды разнообразной формы покрывались врезанным по лощеной поверхности сплошным геометрическим орнаментом, который иногда затирался краской. Такой четкий и сложный геометрический орнамент, состоящий преимущественно из ромбов, до сих пор не встречался в Западной Европе. Некоторые из сосудов дополнительно были украшены скульптурными фигурками животных, птиц, людей. Фигурки эти имеют упрощенные, примитивные формы, с едва соблюденными пропорциями. Почти так же решена мелкая пластика. В небольшого размера бронзовых фигурках, статичных и условных, иногда соединенных в целую композицию, всегда видны приемы примитивной лепки из глины.
Гальштатская культура создала еще одну группу оригинальных памятников прикладного искусства. Это гравированные серебряные ведра (ситулы), вероятно, ритуального назначения. Гравировкой покрывалась верхняя часть сосуда, это были довольно реалистические изображения сельскохозяйственных сцен, сцен пира, отдельных групп воинов и животных.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги краткому обзору развития первобытного искусства, мы видим, что оно было началом совершенно нового, образного освоения действительности. С первых шагов изобразительное искусство помогало человеку знакомиться с ней. Окружающий человека мир находил свое отражение в реальных образах. Первобытное искусство явилось основой искусства ранних классовых государств: Древнего Востока, античного мира и средневековой Европы.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Художественная культура первобытного общества. Хрестоматия /сост. И.А. Химик. 1994.С.206-219
3. Формозов А.А. Памятники первобытного искусства на территории СССР. М., 1966.-126 с.
4. Абрамова З. А., Палеолитическое искусство на территории СССР, М.— Л.
5. Первобытное искусство. [Сб.], Новосиб., 1971
6. Ранние формы искусства. [Сб.], М., 1972
7. Первобытное и традиционное искусство, М., 1973 (Малая история искусств)
8. www.artprojekt.ru
9. www.slovopedia.com
10. scit.boom.ru