Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2012 в 01:55, отчет по практике
Эпоха одна от другой всегда отличается, и, когда мы говорим о серебряном веке, мы представляем какое-то яркое, динамичное время, существенно отличающееся от того, что было до и того, что будет после. Это эпоха длилась всего примерно четверть века между временем Александра III и 17 годом XXвека.
Введение 3
Врубель Михаил Александрович (Mikhail Vrubel, 1856–1910), 4
«Богоматерь с младенцем» 4
"Девочка на фоне персидского ковра" 5
"Принцессы Грезы" 6
Мамонтов Савва Иванович 7
Заключение 8
Список используемой литературы 10
Министерство образования и науки Российской Федерации
Санкт-Петербургский
государственный инженерно-
Отчет по практике «Серебряный век.
Врубель М.А.»
выполнила
Румянцева Е. С.
группа 3307
2011
Содержание
Введение 3
Врубель Михаил Александрович (Mikhail Vrubel, 1856–1910), 4
«Богоматерь с младенцем» 4
"Девочка на фоне персидского ковра" 5
"Принцессы Грезы" 6
Мамонтов Савва Иванович 7
Заключение 8
Список используемой литературы 10
Эпоха одна от другой всегда отличается, и, когда мы говорим о серебряном веке, мы представляем какое-то яркое, динамичное время, существенно отличающееся от того, что было до и того, что будет после. Это эпоха длилась всего примерно четверть века между временем Александра III и 17 годом XXвека.
Нельзя безапелляционно указать на имя, место или дату, когда и где забрезжила ранняя заря серебряного века. Был ли это журнал «Мир искусства», или возникший ранее «Северный вестник», или сборники «Русские символисты». Новое движение возникает одновременно в нескольких точках и проявляется через нескольких людей, порою даже не подозревающих о существовании друг друга. Ранняя заря серебряного век занялась в начале 1890-х годов, а к 1899 году, когда вышел первый номер «Мира искусства», новая романтическая эстетика сложилась и оформилась.. Бердяев, С. Маковский это те ,кто впервые вводил понятие «серебряный век» в русский обиход.
Все кончилось после 1917 года, с началом гражданской войны. Никакого серебряного века после этого не было. В двадцатые годы еще продолжалась инерция, ибо такая широкая и могучая волна, каким был наш серебряный век, не могла не двигаться некоторое время, прежде чем обрушиться и разбиться. Еще живы были большинство поэтов, писатели, критики, художники, философы, режиссеры, композиторы, индивидуальным творчеством и общим трудом которых был создан серебряный век,но сама эпоха кончилась. Остался холодный лунный пейзаж без атмосферы и творческие индивидуальности — каждый в отдельной замкнутой келье своего творчества. По инерции продолжались еще и некоторые объединения — как, например, Дом искусств, Дом литераторов, «Всемирная литература» в Петрограде, но и этот постскриптум серебряного века оборвался на полуслове, когда прозвучал выстрел, сразивший Гумилева.
Иногда говорят, что серебряный век — явление западническое. Действительно, своими ориентирами он избрал или временно брал эстетизм Оскара Уайльда, пессимизм Шопенгауэра, сверхчеловека Ницше.
Отдельно я хочу рассказать
про жизнь и творения всестороннего
Врубеля Михаила
Врубель Михаил Александрович (Mikhail Vrubel, 1856–1910), русский художник, крупнейший представитель символизма и модерна в русском изобразительном искусстве. Родился в Омске 5 (17) марта 1856 года. Учился Врубель в Петербургской Академии художеств (1880–1884) у П.П.Чистякова; уроки акварели брал у И.Е.Репина. Особое влияние на него оказали живопись венецианского Возрождения (из современников – испанец М.Фортуни и английские прерафаэлиты). Самобытная манера Врубеля – особого рода кристаллический рисунок, мерцающий тонами «сине-лилового мирового сумрака» – окончательно сформировалась в его киевские годы (1884–1889), причем в русле церковного искусства. Приглашенный для реставрации Кирилловской церкви (12 век), Врубель в ряде случаев должен был исполнить новые композиции (в частности, "Сошествие Святого Духа", 1884); тогда же художник написал и икону "Богоматерь с младенцем" (Киевский музей русского искусства).
Уже в Академии художеств Врубеля начинают интересовать темы общечеловеческие, философские. В апреле 1884 года Врубель оставляет Академию и по предложению известного искусствоведа А. Прахова уезжает в Киев для участия в реставрации древних росписей Кирилловской церкви. Художником выполнены работы по обновлению 150 фрагментов древних фресок и созданы 4 новые композиции на месте утраченных. Это 4 эконы.
Для написания заказанных иконостасных образов – Христа, богоматери и святых Кирилла и Афанасия – Врубель поехал в Венецию. Прахов решил, что лучше Врубелю работать над ними не в Киеве, а в Венеции, городе-музее, где перед глазами будет собор св. Марка с его знаменитыми мозаиками.
В иконах Врубеля наблюдается
большее следование в самих деталях
византийским образцам, чем при создании
настенных композиций, и в то же
время по своему духу эти произведения
оказались дальше от тех древних
памятников, которые послужили художнику
исходным моментом. Кроме этого, в
характере образов и в
Врубель провел в Венеции около полугода. Венеция стала важной вехой в его творчестве. Но он сильно тосковал по родине и хотел скорее вернуться в Киев. Одна из причин заключалась в том, что Врубель был влюблен в жену Прахова Эмилию Львовну. Еще до отъезда за границу он несколько раз рисовал Прахову – ее лицо послужило ему прообразом для лика богоматери. Портретное сходство сохранилось и в самой иконе, но там оно приглушено. Глаза как будто созерцают что-то другим неведанное. Икона Богоматери – это один из несомненных шедевров Врубеля – женственно – нежный и вместе с тем печальный образ матери, предчувствующей трагическую участь сына.
Феерическое великолепие
врубелевского колорита в
"Девочка на фоне персидского ковра" (1886, там же).
Создавая портреты, Врубель
погружал модель в мир своих собственных
идей и образов. Далеко не всякая модель
для этого годилась. Если она в
мир Врубеля «не входила»,ему
было трудно пересилить себя. Он даже мог
сказать «Надоел мне ваш
На картине «Девочка на фоне персидского ковра» изображена дочьвладельца ссудной кассы в Киеве. Эта картина признак салонной эстетики , мотив: под красиво ниспадающими в виде балдахина складками и узорами ковра красивая девочка в красивом восточном наряде, обвитая платками с кистями и расписным узором, «жемчуга огрузили шею», пальцы унизаны перстнями… Но – слишком много красоты, угнетающе много: вся мизансцена исподволь поворачивается в сторону траурных ассоциаций. Девочка похожа на одну из тех жен, которых отправляли вослед умершему владыке, перед тем обряжая со всевозможной роскошью, так что сама роскошь становится знаком готовности к жертвоприношению. Бессильно упавшие руки многозначительно, крест-накрест положены ладонями на розу и кинжал – традиционные эмблемы любви и смерти. Это не взгрустнувшая младая дама, а сама Печаль.
После переезда в
Москву Врубель становится
(Майолика (от итал. Maiolica — Мальорка) — разновидность керамики, изготавливаемой из обожжённой глины с использованием расписной глазури. В технике майолики изготовляются как декоративные панно, наличники, изразцы и т. п., так и посуда и даже монументальные скульптурные изображения.)
Скульптуры Царь Берендей, Лель, Волхова, – все в Третьяковской галерее, Москва, обращаясь к дизайну, исполняет эскизы керамической печи, вазы, скамьи (Музей в Абрамцеве).
«Русский стиль» этих вещей находит выражение и в его сценографии, связанной с Московской частной русской оперой С.И.Мамонтова, в том числе в оформлении "Садко" (1897) и "Сказки о царе Салтане" (1900) Н.А.Римского-Корсакова.
Талант Врубеля-декоратора проявляется и в его огромном панно " Принцесса Греза", заказанном для Нижегородской ярмарки (1896, Третьяковская галерея). Сюжет
"Принцессы Грезы" был взят Михаилом Врубелем из необычайно популярной в то время пьесы Эдмона Ростана. Трубадур Жоффруа Рюдель страстно полюбил одну заморскую принцессу и, хотя он ни разу ее не видел, был поражен рассказами о ее красоте и великодушии. Он снарядил корабль и отправился к своей возлюбленной. Путь был не близок. В дороге трубадур заболел, и к принцессе его привезли в беспамятстве. Когда прекрасная принцесса обняла несчастного, он на миг пришел в себя – и тут же умер у нее на руках. А принцесса отказалась от мирской жизни и стала монахиней. Вот такая печальная и красивая история о вечной любви. Атмосфера волшебной сказки, характерная для картин "Пан" (1899), "Царевна-Лебедь", "К ночи",
"Сирень"
(все 1900), пронизана характерным для символизма чувством темного хаоса, таящегося за внешними покровами мироздания.
Неожиданный, но очень важный
аспект взаимоотношений одного из самых
ярких мастеров изобразительного искусства
и художественной фотографии прошел
мимо внимания всех крупнейших знатоков
творчества Врубеля. Тема эта весьма
своевременна именно теперь, в эпоху
глобальной компьютеризации и новых
сложных взаимоотношений между
индивидуальностью художника и
мощной индустрией визуальных технологий.
Врубель был сыном своего времени и чутко
относился к новым техническим изобретениям,
в том числе - и к фотографии. И кто бы мог
подумать, что картина «Сирень» на самом
деле написано с черно-белой фотографии.
Экспрессивно-драматичны
портреты (К.Д. и М.И.Арцыбушевых, а также
С.И.Мамонтова, все три 1897; все работы –
в Третьяковской галерее). Подспудный
трагизм достигает кульминации в тех врубелевских
образах, которые восходят к его иллюстрациям
к поэме Лермонтова "Демон" (акварель,
белила, 1890–1891, Третьяковская галерея
и Русский музей, Петербург), – в картинах
"Демон" (1890) и "Демон поверженный"
(1902; обе работы – Третьяковская галерея).
Конгломерат искрящихся форм в последней
картине близок уже к беспредметному искусству.
В 1902 году Врубеля поражает тяжелый душевный
недуг, но и в поздний свой период (проведенный
в основном в частных клиниках Москвы
и Петербурга) он создает немало работ,
отмеченных изысканным мастерством ("Жемчужина",
1904; Портрет В. Я. Брюсова, 1906), – работ,
переходных от модерна к авангарду. В 1906
художник ослеп. Умер Врубель в Петербурге
1 (14) апреля 1910. Влияние его искусства было
универсальным: в той или иной мере его
испытали практически все крупные мастера
русского искусства 20 века.
Будучи тонким знатоком музыки и изобразительных искусств, Мамонтов в к. XIX в. объединил в своем подмосковном имении Абрамцево плеяду крупнейших русских художников, музыкантов и артистов (И.Е. Репин, В.М. Васнецов, В.А. Серов, Ф.И. Шаляпин и др.). Основав в 1885 Московскую частную оперу, привлек в нее Шаляпина, Васнецова, Серова и др., взяв на себя художественное руководство. Деятельность Мамонтова способствовала развитию русского искусства.
Творчество Врубеля может быть
уподоблено взволнованной исповеди. И
дело не только в том, что он говорит о
себе во множестве автопортретов и изображений,
носящих автопортретный характер. Едва
ли не любая его композиция и даже портрет
- выражение "громадного личного мира
художника", по словам Александра Блока.
Тем не менее, эти работы полнее раскрывают
сущность "рубежа веков" - эпохи, овеянной
сознанием кризиса, пронизанной предчувствиями
конца света, - чем произведения любого
бытописателя. "Кто такой писатель?
Тот, чья жизнь - символ. Я свято верю в
то, что мне достаточно рассказать о себе,
чтобы заговорила эпоха, заговорило человечество",
- полагал другой выразитель духа времени,
Томас Манн. Его высказывание смело можно
отнести и к Врубелю. В представлении эпохи
символизма Врубель становится олицетворением
поэта-пророка, тайновидца, а жизнь его
- воплощенным символом, ознаменованием,
живым подобием легенды о Фаусте. В XX веке
она приобретает особенную актуальность,
содержанием ее стал вопрос о возможностях
и последствиях сделки художника со злом
("Доктор Фаустус" Томаса Манна). Факт
создания легенды о Врубеле означает прежде
всего насущную потребность эпохи в освобождении
от позитивизма с его плоской правдой,
прозой, приземленной пользой, рационализмом.
На почве мятежа против позитивизма выросло
и неоромантическое по сути искусство
Врубеля Михаила Александровича. Символистская
эпоха акцентировала в жизни Врубеля "печать
безумия и рока" (Блок) - одержимость
образом Демона. Он неотступно преследует
мастера, манит неуловимостью облика,
заставляет возвращаться к себе вновь
и вновь, избирать все новые материалы
и техники для своего воплощения. Как водится,
в награду художник получает неограниченные
творческие возможности. Но расплата неизбежна
- его постигает страшная болезнь, смерть
ребенка, безумие, гибель. Правдоподобию
легенды в немалой степени способствовал
бред вины и раскаяния, мучившие больного
Врубеля в последние годы. "Верится,
что Князь Мира позировал ему. - Есть что-то
глубоко правдивое в этих ужасных и прекрасных,
до слез волнующих картинах. Его Демон
остался верен своей натуре. Он, полюбивший
Врубеля, все же и обманул его. Эти сеансы
были сплошным издевательством и дразнением.
Врубель видел то одну, то другую черту
своего божества, то сразу и ту, и другую,
и в погоне за этим неуловимым он быстро
стал продвигаться к пропасти, к которой
его толкало увлечение проклятым. Его
безумие явилось логичным финалом его
демонизма", - свои нити в пеструю ткань
легенды вплетает Александр Бенуа, наблюдавший
затем, как лихорадочно Врубель переписывал
Демона поверженного, уже висевшего
в выставочном зале, открытом для зрителей.
Итак. Будущий художник Михаил Александрович
Врубель родился в 1856 году - в год коронации
Александра II Освободителя. Последние
его произведения созданы в 1906 году, то
есть во время первой русской революции,
события которой никак не могли волновать
тогда уже безвозвратного затворника
дома скорби. Первые вполне самостоятельные
произведения относятся к 1884-1885 годам.
Таким образом, период творческой активности
Врубеля сравнительно невелик - чуть более
двадцати лет. Врубель долгое время казался
появившимся именно неизвестно откуда.
Затруднительно казалось определить происхождение
его стиля, его индивидуальной манеры.
На поверхности этот индивидуальный стиль
легко узнаваем: это манера трактовать
видимые формы в виде мозаики мазков, кубизированная
орнаментация объемной формы. Впоследствии,
уже после смерти Врубеля, русские критики
любили говорить о том, что именно Врубель
был провозвестником кубизма...
Информация о работе Отчет по практике «Серебряный век. Врубель М.А.»