Особенности украинского барокко

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 16:59, реферат

Описание работы

Каждая нация развивалась для перекрестке многих влияний разных региональных форм мировой культуры. Но для Украины мы имеем редкую ситуацию наложения разных цивилизаций: античной и византийской, восточнотюркской и ближневосточной (в их мусульманском и хазарсько-иудейському вариантах), западноевропейской и восточнославянской; более того -"лавирование" ранних форм украинской культуры между ними затем собственным курсом. Поэтому кордоннисть украинской культуры приводит в остаок к своему роду принципа палимпсесту, если сквозь новомодный текст проступают старые буквы, которые были стерты временами.

Работа содержит 1 файл

ОСОБЕННОСТИ УКР БАРОККО.doc

— 92.00 Кб (Скачать)

    Мастера барокко весь в мировой культуре переходят сквозь автономного переживание  жизни в его отдельных проявлениях  к художественному освоению свиторозмирних начал бытия; их взгляды направляются сквозь багатоманитнисть деталей к Универсуму, сколько об’еднюе эти отдельности. Но Универсумом или большим вместе воеже представителей барокко было мировое пространство, природа как такая, Космос. Что же касается человека, то она в духе пессимистического гуманизма Реформации рассматривалась всего как интерпретатор сложной символики бытия, опознавательная наставление того множественного числа точек зрения, позиций созерцания (темы, сюжета, образов сооружения), которую наносило барочное произведение. Человек рассматривался как п (иногда мизерная) того пространства, неба, природы, священной истории, сколько его художественно задавал виртуоз барокко, а ее жизнь расценивалось как несчастный случай для пути к смерти.

    Другая  желание к относится к ХVІІІ  веку, если для Западе началась эпоха Просветительского. Но для Украине эпоха позднего барокко совпадает с Просветительским, и это - не его изъян, а специфическая качество развития. Она заключается в том, сколько ренесансову идею человека, который был критически переоценен контрреформацией, украинская культура ХVІІІ века синтезирует с просветительской идеей культа ума. Результатом такого синтезу и выступает концепция "внутреннего человека" как микрокосму сердца, которое налагает принадлежащий особенный знак для развития украинского барокко.

    Барокко в условиях европейской истории  весь пыталось возобновить определенное согласие культуры для единственной идейной основе, как это было затем эра Середневековья. Такое объединение, затем мнением немецкого культуролога Корнелиуса Гурлита, было желание вероятно всего затем счет возвращения к ренессансному переосмыслению христианства в духе философской антропологии индивидуального лица.(5) Но Контрреформация поставила определенные идеологические барьеры ренесансову культа личности. Поэтому интеграция всей культуры для принципах барокко натолкнулась для значительные трудности.

    Однако  для Украине в этом отношении были у ХVII-XVIII веках более благоприятные обстоятельства. Во-первых, в эту эпоху украинская образование вторично не завершила переработку опыта Ренесанса для арены барокко, а подруге - ренесансова догадка человека была для Украины переведенная в остроумие анализа индивидуальности в условиях выполнения ею сверхличностной роли, то есть тогда, если она выступает в функции вождя, апостола, гения или героя.

    В эпоху барокко для Украине  формируется и распространяется культ князя Владимира Святого, гетманов П.Сагайдачного, Б.Хмельницкого, И.Мазепи, митрополита П.Могили, о  чем свидетельствуют, в частности, казацкие летописи ХVІІІ века (Летопись Грабянки и летопись С.Величка) и "История русив". Крестителю Руси посвящаются, например, выдумка Ф.Прокоповича "Владимир" и "Слово о Владимире" А.Радивиловского. И.Мазепа воспевается в стихотворениях А.Стаховского, В..Яворського, Д.Туптало; анонимная выдумка "Милость Божия" и "Разговор Великороссии с Малороссиею" С.Дивовича, стихотворения Г.Бузановского посвящаются героизации образа Б.Хмельницкого. Песни и поэзии создавались в почтение П.Сагайдачного и И.Сирко.

    Эпоха украинского барокко едва весь совпадает со временем жизнь украинского Гетманского государства (40-ви годы ХVІІ - 70-ые годы ХVІІІ ст.). Именно в это эра Украина вдругорядь (после Киевской Руси для полную силу заявила о себе как о субъекте мировой истории, а Киев провозглашается (против претензии Москвы для занятие "Третьего Рима") "Вторым Иерусалимом".

    Дух эпохи Гетманского государства  приводил к тому, сколько присущая барокку трагичность мировосприятия в контексте украинской культуры вытеснялась для новый план, а  переднее период начинала занимать героїко-патриотична тема. Если в западноевропейской культуре барокко ХVІІ века трагическая содержание смерти и обиды скелетов, черепов, эшафотов и тому подобное становятся воеже многих произведений сквозными (как в гравюрах Калло или картинах Караваджо), то воеже украинского барокко более типичными оказываются сюжеты воинской славы, подвига, рыцарских добродетелей, сакральный жертвы, высоких свершений духа, победы жизни над смертью. Что же касается жестокостей драматичной эпохи, в которую развивалась культура барокко, то в искусстве Украины они получали согласно большей части символического определения. Так сцены избиения младенцев Иродом в сюжетах школьной драмы, как правило, показывались средствами теневого театра; крестная издержка Христа аллегорически выражалась образом чаши, а кончина символизировалась изображением мака (как в декоре Спасо-преображенского собора в Больших Сорочинцах). И даже бес изображался с определенным сатирическим оттенком.

    Именно  в ХVІІ веке осуществляется украинский перевод "Освобожденного Иерусалима" Торквато Тассо, который стал образцом воспевания рыцарских подвигов во популярность веры, образов борьбы Европы визави мусульманского мира, понимания военного дела как имущество решения проблем истории. Прославлению рыцарства и героев бюст П.Сагайдачного, Д.Апостола и других военных деятелей). Показательной в этом отношении есть рисунок И. Мигури, в которой Мазепа появляется для полное главный в костюме рыцаря в окружении символических изображений Истины, Правды, Силы, Справедливости, Науки и Искусства, а также знаков военной славы для переднем плане. Всю композицию венчают фасады соборов, которые были фундированы гетманом.

    Важной  тенденцией искусства барокко для  Украине становится героизация изображаемых образов. Даже портрет-гравюра ученого и церковного деятеля И. Гизеля, сколько его создал Л.Тарасевич, венчает домогательство максималиста "plus et ultra" (больше и выше). Характерным средством героизации в украинском барокко становится использование образа всадника как символу эпохи.(6) Знаменательной относительно этого является геральдическая выдумка И.Щирского "Лицарь-вершник".

    Понятно, барокко для Украине, как и  в других странах, было очень разнообразным  и затем тематикой, и затем  художественными средствами. В украинской поэзии этого направления были и трагические темы, и пессимистическая проблематика иллюзорности, текучести бытия, всего определяющая желание была связана с выражением способности человека противостоять враждебным силам небытия. Даже предостережение ада не считалась непреодолимой. Так в драматичном произведении середины ХVІІІ века "Слово о возмущению ада" горы вынужденно обороняться и побаивается духа святости. Непереборнисть сил жизни провозглашается в известной пьесе Г.Кониского "Воскресение мертвых", в которой эти силы сравниваются с вечным возрождением мировых циклов Земли и Неба.

    3 взгляду для тенденции героизации  и утверждения бытия в украинскому  барокко привлекает почтение  и и существенное обстоятельство, сколько именно в системе этой  культуры приобретает широкое распространение музыкальная гимнография.(7) Более того, каватина выходит затем пределы церковной музыки и превращается во времена барокко для общенациональное явление.

    Нельзя  обижать в этом контексте и  развитие в культурной системе украинского барокко образа мира как саду, "Вертограду Божего" цветущего космоса бытия. Дело здесь не всего в декоративной обработке косной материи в архитектурных сооружениях, всего и в самом менталитете украинского барокко, воеже которого молчание как парк - это метонимия благосного бытия, которое противостоит хаосу необробленой земли. В таком понимании мира как саду, который был создан Госпо-дом и существует в ограждении его заповедей, для почве моральных добродетелей указанная метонимия становится специфику, которая связана не всего с духовным климатом эпохи Гетманского государства, всего и с героико-стоистичними чертами украинского менталитета.

    Эти черты начали складываться вторично во времена Киевской Руси. За своим  идейным происхождением они нисходять  к концепции софийности (понимание мира как "радостного художества") и богословско-христианской идеи апокатастасиса (благосного возвращение к первобытной чистоты вторично затем земную житье человека), какая имела широкое возбуждение для образование украинской культуры. Именно идеей апокатастасиса дозволено объяснить идейно-художественную программу Софии Киевской, у росписи которой несть обязательных воеже христианского храма сцен смерти в их прямом изображении; нет, например, сцены "Страшного суда", "Возложения в гроб", "Оплакивания", "Успиння", и тому подобное. Здесь оказался тот "онтологический оптимизм", сколько его зумовлюиють идеи апокатастасису и софийности.

    "Онтологический  оптимизм" оказался и в п  историческом обстоятельстве, сколько  в украинской культуре едва перед И.Франка и Леси Украинки не получает систематической разработки лирический аспект трагедии. Трагическое подается в эпическом изложении, то есть как общенародная беда, которая должна быть переборота историей нации. Репрезентативной в этом отношении есть в украинском фольклоре "Песня о Купер’яна", главный прислуга которой для всетаки жалобы о неблагоприятных условиях жизни отвечает: "Как-то оно будет". В подобном русле и формируется в украинском менталитете взгляд для конечную мажорную завершеннисть человеческих усилий, в конечную переборенисть жизненных препятствий.

    Развитие  культуры барокко в Украине оказалось  чувствительным к этим особенностям национального менталитета. Ведь барокко  во всех странах породило приманка национальные школы, то есть заявило о себе как вариабельну относительно конкретных исторических условий и традиций культурную систему. В соответствии с национальными вариациями дозволено констатировать, например, виртуозность и гедонизм итальянского барокко, драматизм испанский, мистицизм немецкий, романтизм французского, метафизичнисть английского и, наконец, героико-стоистичний обрядность украинского барокко.

    Украинское  барокко характеризуется также  приметный выраженной просветительской тенденцией, которая позволяла в  рамках христианского мировоззрения низко извлечение науки и воспитательную занятие знания. Характерным в этом отношении может быть "Евхаристион" Софрония Почаского, сколько прославляет Петра Могилу как основателя Лаврской школы и покровителя наук.

    Еще дальше в разработке просветительской тенденции украинского барокко одобрять Грамм. Сковорода. Разрабатывая софийну концепцию бытия, он провозглашает: "Воззри для мер сей. Взглянь для качество человеческий. Эвон ведь есть книга..." (8), то есть деревня молчание является ареной учебы духовности. Последнее случай довольно существенной.

    Украинское  понимание барокко было связанная  с Просветительским в другом понимании, чем во Франции ХVІІІ века. Это  было согласно своему типу раннее Ииросвитництво, которое выдвигало для передний план не чистое знание. а мудрость, то есть не невзыскательный знание истины, а’’життя в истине". Вот почему Г.Сковорода был визави публикации своих трактатов, потому сколько считал, сколько настоящей книгой является его собственная жизнь, которая строилась им затем осознанными принципами философских текстов. Поэтому жизненные поступки украинского мыслителя имели символическую нагрузку как и вся литература барокко.

    Стойкие аллегорические обиды в их символическом  обозначении приобретали в искусстве  барокко статуса эмблем. Заслуживает для почтение то, сколько между таких образов в украинском барокко самыми распространенными были изображения сада, книги, света, змея, которые помечали разные проявления мудрости. Сад был эмблемой мудрости как этической духовности, как благодатной почвы довершенности бытия, расцвета добропорядочности души; исследование - символизировала софийнисть существующего, Божью Премудрость; светло выступало эмблемой фаворского сияния, сакральный Вести, а изображение змея символизировал лабиринты души, которые могут завести в обман, в бездну ада, то есть несчастный аспект мудрости.

    Зориентованнисть  украинского барокко для символы  мудрости и багатоманитнисть ее изображения  доходила коекогда перед преувеличения  возможностей выразительных средств  культуры Хvии-хvиии веков. Избыточная усложненность символического строя сознания барокко кое-где противоречила просветительской тенденции культуры украинского барокко.Поэтому уже в начале ХVІІІ века единственный из выдающихся творцов литературы барокко для Украине Ф.Прокопович выступил с критикой ее склонности к темным символическим аллегориям, которые мешали рациональности и четкости изложения идей. И хоть Ф.Прокопович ссылался в своем курсе риторики согласно большей части для аллегорическую перевантаженнисть церковной проповеди католических священников, его критика задевала впечатлительные пункты образности барокко в целом. Это случай не является случайным.

    Барокко для Украине отродясь не было затем  своими художественными средствами автономным, самобытным направлением. Полистилистика, которая весь была его специфическим признаком, усиливалась для Украине разнотипностью культурных систем, которые втянули в развитие украинской цивилизации в эпоху барокко. Здесь уже дозволено говорить не невзыскательный о сочетании влияний позднего Ренессанса, ранего Просветительского и зрелых реформацийних течений, всего и о системной взаимодействую в эпоху Гетманского государства наследства Киевской Руси, греко-православної и греко-католичной культуры, фольклорных традиций украинского этноса, культурного достояния восточнославянских народов и протестантского мира. Следовательно к особенностям украинского барокко следует отнести не всего своеобразие его менталитета, всего и то обстоятельство, сколько интеллигентный контекст его развития зело выходил затем пределы идейной почвы сознания барокко Западной Европи.

Информация о работе Особенности украинского барокко