Министерство
образования и науки Российской
Федерации
Сибирский государственный аэрокосмический
университет
имени академика М. Ф. Решетнева
Гуманитарный факультет
Кафедра общественных связей
Презентация
по истории
отечественного искусства
на тему:
«Особенности
русской архитектуры XVIII в.»
Выполнил:
Студент
гр.ОС-91 Егоров Степан
Проверила:
Соколова
Александра Григорьевна
Красноярск, 2010
г.
2
Содержание
- Архитектура
первой половины XVIII века: барокко…...4
- Архитектура
барокко середины XVIII века……………..9
- Предпосылки
появления и развития классицизма…….13
- Архитектура
раннего классицизма (1760-1780 гг.)……16
- Архитектура
строгого классицизма (1780-1800 гг.)…..19
3
Введение
- Дерево
оставалось основным материалом
при возведении зданий и сооружений.
Именно в деревянной архитектуре
были выработаны многие строительные
и композиционные приемы , отвечающие
природно-климатическим условиям
и художественным вкусам народа.
- Частые пожары
ускорили замену дерева камнем в ответственных
городских сооружениях как городские
стены, башни и храмы.
- Четко прослеживается
соразмерность соотношений между человеком
и зданием.
4
Архитектура
первой половины XVIII
века: барокко
- В начале
XVII века основным строительным
центром становится Петербург.
- В Петровский
период строились промышленные и общественные
здания и сооружения (фортификаций, верфей,
заводов, коллегий, госпиталей, театров
и жилых зданий и др.).
- С 1710 года
стали строить только кирпичные дома.
Петр I приглашает опытных архитекторов
из западных стран. Отбирались талантливые
молодые люди для обучения в западноевропейские
страны инженерным и архитектурным искусствам
(Иван Коробов, Мордвинов и Иван Мичурин,
Петр Еропкин, Тимофей Усов и другие). В
результате их деятельности архитектура
Петербурга той поры стала своеобразным
сплавом исконно русских художественных
традиций.
5
- Русские,
итальянские, голландские, немецкие
и французские архитекторы возводили
в русской столице хоромы, дворцы,
храмы и государственные здания,
определяющие архитектурный стиль,
обычно называемый русским барокко
XVIII века или Петровским барокко.
- Дома строили
мазанкового типа и кирпичные, оштукатуриваемые
в два цвета ( стены – красные, светло-коричневые
или зеленые, а лопатки, пилястры, наличники,
русты на углах – белые ). В Петербурге
и его пригородах строились дворцы с представительными
фасадами и парадными сооружениями.
- Соборы для
России был явлением новаторским.
- В 1710 году
Петр I издал указ, обязывающий вести застройку
южного берега Финского залива. Возводятся
дворцово-парковые ансамбли в Петергофе.
6
Петропавловский
собор, арх. Д. Трезини.
Санкт-Петербург.
7
Военно-морская
база, Кроншлот (Кронштадт).
8
Адмиралтейство,
арх. И.К. Коробов. Санкт-Петербург.
9
Архитектура
барокко середины XVIII
века
- В 1755 году
в России открылся первый университет,
а в Петербурге Академия Художеств,
сыгравшие большую роль в развитии
искусства и архитектуры.
- Россия в
середине XVIII века стала одной из самых
развитых европейских стран. Крупнейшим
архитектором середины XVIII века является
Ф. Б. Pастрелли.
- В середине
XVIII века стиль барокко в России имел ярко
выраженные самобытные особенности. Характерной
чертой архитектурных произведений является
то, что группы зданий или корпусов зачастую
формируют замкнутый архитектурный ансамбль.
- Крупнейшим
представителем Московского барокко середины
XVIII века был архитектор Д. В. Ухтомский
На его творчество большое влияние оказал
Ф. Б. Растрелли.
10
Академия
художеств, арх. А.Ф.
Кокоринов. Санкт-Петербург.
11
Зимний
дворец, арх. Ф.Б. Растрелли.
Санкт-Петербург.
12
Троицко-Сергиевая
Лавра,
арх. Д.В.
Ухтомский. Москва.
13
Предпосылки
появления и развития
классицизма
- В 1760-х
годах в России произошла смена
архитектурно-художественного стиля.
Декоративное барокко, достигшее
своего апогея уступило место
классицизму.
- Классицизм
(от лат.- образцовый) – художественный
стиль, развивающийся путем творческого
заимствования форм, композиций и образцов
искусства античного мира и эпохи итальянского
возрождения.
- Для архитектуры
классицизма характерны геометрически
правильные планы, логичность и уравновешенность
симметричных композиций, строгая гармония
пропорций.
- Развитие
архитектуры обусловлено экономическими
и социальными факторами. Возникла настоятельная
необходимость в пересмотре основ зодчества.
Что привело к кризису стиля барокко, и
предпочтения более реалистичной архитектуры.
14
Дом
Пашкова, арх. В.И. Баженов.
Москва.
15
Здание
Сената, арх. М.Ф. Казаков.
(Кремль).
(Наиболее яркий выразитель
идей московского классицизма)
16
Архитектура
раннего классицизма (1760-1780
гг.)
- В декабре
1762 года была учреждена комиссия
о каменном строении Санкт-Петербурга
и Москвы. Комиссия функционировала
до 1796 года. За этот период ею
последовательно руководили видные
архитекторы: А.В. Квасов (1763-1772 гг.); И.Е.
Старов (1772-1774 гг.)
- В 1760 годах
в русской архитектуре все заметней стали
проявляться черты классицизма. В этот
период в России работали известные архитекторы:
Ю.М. Фельтен и К. М. Бланк, итальянец А.
Ринальди, Француз Т.Б. Валлен-Деламон.
Классические формы и ясные композиционные
приемы все больше вытесняли чрезмерную
декоративность.
17
Китайский
дворец, арх. А. Ринальди.
Ораниенбаум.
18
Здание
Большого Эрмитажа,
арх. Ю.М. Фельтен.
Санкт-Петербург.
19
Архитектура
строгого классицизма (1780-1800
гг.)
- Последняя
четверть восемнадцатого столетия
ознаменовалась крупными социально-историческими
событиями (закреплены за Россией
Крым и северное побережье
Черного моря). Быстро развивалась
экономика государства. Формировался
всероссийский рынок. Значительно
развивалась металлургическая промышленность.
Расширялась торговля со средней
Азией и Китаем. Все эти явления
нашли заметное отражение в
градостроительстве и архитектуре.
- Города приобретали
градостроительные черты, свойственные
большинству русских городов.
- В этот период
в России работали известные архитекторы:
И.Е. Старов, Ф.И. Волков, Д.А.Д. Кваре́нги
и др.
20
Таврический
дворец, арх. И.Е.
Старов. Санкт-Петербург.
21
Морской
Кадетский корпус,
арх. Ф.И. Волков. Санкт-Петербург.
22
Александровский
дворец, арх. Д. Кваренги. Санкт-Петербург
(Царское село).
23
Заключение
- Наиболее
важными прогрессивными традициями
русского зодчества, имеющими огромное
значение для практики поздней
архитектуры, являются ансамблевость
и градостроительное искусство.
Если стремление к формированию
архитектурных ансамблей первоначально
носило интуитивный характер, то
в дальнейшем времени оно стало
осознанным.
- Архитектура
преобразовывалась во времени, но тем
не менее некоторые особенности русского
зодчества бытовали и развивались на протяжении
столетий, сохраняя традиционную устойчивость
вплоть до XX века, когда космополитическая
сущность империализма не стала их постепенно
истирать.
24
Библиографический
список
- Аркин, Д.Е.
Русский архитектурный трактат-кодекс
XVIII века. Должность архитектурной
экспедиции. – В кн.: Архитектурный
архив. М.: Изд-во «Московский рабочий»,
1946. - 100 с.
- Белехов,
Н.Н., Петров, А.Н., Старов, А.И.. Материалы
к изучению творчества. М.: Изд-во Академии
архитектуры СССР, 1950. - 178 с.
- Пилявский,
В.И., Тиц, А.А., Ушаков, Ю.С. История
русской архитектуры. Л.: Изд-во Стройиздат,
1984. - 512 с.