Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 12:44, реферат
Несмотря на гнет царизма, русский народ и другие народы России достигли в науке, литературе и искусстве крупных успехов. Русская культура заняла выдающееся место в мировой культуре. Главным ее содержанием была борьба за свободу и счастье народа, за социальное переустройство общества на началах равенства и братства, за раскрепощение человеческой личности. Передовая русская культура отличалась богатством идейного содержания, благородством и величием целей.
Культурному подъему содействовала политика «просвещенного абсолютизма», которой придерживался Александр I в начале своего царствования.
Особенности развития культуры первой половины XIX века
Первая половина XIX века – яркий и сложный период в истории России, в том числе и в истории ее культуры. Подобно тому, как во Франции накануне буржуазной революции конца XVIII века появились блестящие мыслители и ученые, так и в России накануне падения феодализма выдвинулась плеяда великих ученых, писателей, художников. Их творчество было важнейшим фактором формирования национальной культуры, имело огромное значение для роста национального самосознания народов России.
Во всех отраслях науки шла упорная борьба против старых, обветшалых теорий, тормозивших развитие ее, против суеверий и предрассудков, против религии, которая сковывала человеческую мысль.
Несмотря на гнет царизма, русский народ и другие народы России достигли в науке, литературе и искусстве крупных успехов. Русская культура заняла выдающееся место в мировой культуре. Главным ее содержанием была борьба за свободу и счастье народа, за социальное переустройство общества на началах равенства и братства, за раскрепощение человеческой личности. Передовая русская культура отличалась богатством идейного содержания, благородством и величием целей.
Культурному подъему содействовала политика «просвещенного абсолютизма», которой придерживался Александр I в начале своего царствования.
Наука
Крупных успехов достигла в те годы русская наука. Особенно хорошо развивалась математика. Более двух тысяч лет в математической науке господствовали представления, сформулированные древнегреческим ученым Евклидом, которые считались аксиомой. Гениальный математик Николай Николаевич Лобачевский (1792-1856) на основе математических представлений, существовавших еще с древности, создал учение о неевклидовой геометрии. Это было открытие, имевшее огромное значение для развития науки и техники. Лобачевского справедливо называли Коперником истории.
Но Лобачевский был не только гениальным математиком, прославившим отечественную науку, он был также крупным общественным деятелем, много сделавшим для развития просвещения и высшего образования в России. В течение 20 лет он возглавлял Казанский университет, который под его руководством стал крупнейшим научным и культурным центром страны.
Большую роль начинают играть химия и физика, особенно такие отрасли, как электричество, органическая химия. Эти науки помогали человеку овладевать силами природы, способствовали развитию экономики страны, росту техники.
В развитие теоретической и прикладной химии крупный вклад внесли научные труды Николая Николаевича Зинина (1812-1880). Они на многие годы определили направление развития органической химии и послужили основой для развития фармацевтической промышленности, изготовления взрывчатых веществ. Зинин явился основателем школы русских химиков. Ему удалось осуществить синтез анилина – органического красителя для текстильной промышленности. Прежде его добывали из индиго, растущего в южных странах. Зинин же получил анилин из каменноугольного дегтя. Это был один из первых крупных успехов в развитии органической химии.
В области физики открытия мирового значения сделали В.В. Петров и Б.С. Якоби. Василий Владимирович Петров (1761-1834) уже в начале века исследовал электрическую дугу и электрический разряд в разреженном газе и показал возможность их применения на практике – для освещения, при плавлении металлов. Таким образом, он положил начало работам над практическим применением электричества в быту и народном хозяйстве. Деятельность Петрова, достойного преемника великого русского ученого М.В. Ломоносова, - научный подвиг во имя любви к родине и своему народу.
Открытия в области
В уральском городе Златоусте выдающийся русский металлург Павел Петрович Аносов (1799-1851) раскрыл тайну древнего булата, создал стальные клинки, которыми можно было крошить самые твердые зубила и рассекать подброшенные вверх платки из тончайшей ткани. Труды Аносова легли в основу науки о качественных сталях.
В 1839 году завершилось строительство Пулковской обсерватории под Петербургом. В конструкции здания были предусмотрены три вращающиеся башни для главных телескопов. Известны высокие отзывы зарубежных астрономов об устройстве здания обсерватории и точности ее приборов. В Пулковской обсерватории трудился выдающийся астроном XIX века Василий Яковлевич Струве (1793-1864). Он обнаружил концентрацию звезд в главной плоскости Млечного Пути.
Великим врачом-хирургом и анатомом,
замечательным педагогом был Ни
Его труд «Топографическая анатомия», его исследования в области обезболивания принесли ученому мировую славу. Велики его заслуги и в организации военно-медицинской службы. Деятельность Пирогова – важная веха в развитии науки о борьбе с болезнями человеческого организма.
Первая половина XIX века – время становления отечественной исторической науки. Рост национального самосознания русского народа был невозможен без освещения его прошлого. Между тем систематических трудов по истории России тогда не существовало. Откликаясь на запросы общественности, Александр I поручил Николаю Михайловичу Карамзину (1766-1826) написать историю России. Карамзин, писатель-сентименталист и публицист, не был профессиональным историком. Но он понял всю ответственность своей задачи и за несколько лет упорного труда добился крупных успехов. Первые 8 томов его «Истории государства Российского» вышли в 1816-1817 г.г. Последний, 12-й том – в 1829 году. Автор успел довести изложение до 1611 года. Карамзин считал, что история человечества – это история борьбы разума с заблуждением, просвещения с невежеством. Решающую роль в истории он отводил великим людям. С помощью психологического анализа их действий он объяснял исторические события. «История государства Российского» имела огромный успех в обществе и неоднократно переиздавалась.
Основоположником русского китаеведения стал монах Иакинф (Н.Я. Бичурин, 1777-1853), родившийся в семье диакона в чувашском селе в Казанской губернии. В 1807 году его назначили начальником православной духовной миссии в Китае. На другой день по прибытии в Пекин Иакинф начал изучать китайский язык. Словарей и учебников у него не было – их еще предстояло создать. Русский монах бродил по улицам, заходил в лавки, бывал на ярмарках и всюду спрашивал, как называется тот или иной предмет, просил изобразить на бумаге иероглиф. С каждой прогулки он возвращался с небольшим приобретением. Так составлялся китайско-русский словарь. На пятый год Иакинф начал переводить китайские тексты.
После 14-летнего пребывания в Китае ученый монах вернулся на родину. В последующие годы он написал ряд капитальных трудов по истории и экономике Китая: «Статистическое описание Китайской империи», «Китай в гражданском и нравственном состоянии» и др.
Развитие науки способствовало развитию техники – техническому прогрессу. Русские изобретатели сделали ряд важных научных технических открытий. Передовых русских ученых вдохновляла в их великом труде любовь к родине, к народу. Царизм повинен в том, что многие изобретения замечательных русских ученых и инженеров не были внедрены в жизнь, не стали достоянием народа. Приоритет (первенство) многих изобретателей не был закреплен. Для развития науки отпускались ничтожные средства.
Образование
Средств на просвещение отпускалось также крайне мало, образование носило сословный характер и было доступно преимущественно привилегированным сословиям - 80% всех учащихся были дворяне – и фактически недоступно крепостным.
Однако экономическое развитие страны требовало все больше грамотных людей, и правительство вынуждено было, чтобы удовлетворить эти потребности, открывать новые учебные заведения.
К началу XIX века в России был один университет – Московский. Согласно указу 1803 года страна была разделена на 6 учебных округов, в каждом из которых намечалось основать университет. В 1804 году был открыт Казанский университет, а в 1805 году – Харьковский. В 1819 году начал действовать Петербургский университет и в 1834 году – Киевский. Однако Николай I запретил принимать в университеты детей крепостных крестьян. Был открыт ряд лицеев с университетской программой. Уровень знаний, близкий к университетскому, давали – Царскосельский под Петербургом и Демидовский в Ярославле. Лицеи в основном сохраняли сословно-дворянский характер.
В 1815 году известная армянская семья Лазаревых основала в Москве Институт восточных языков и содержала его на свои средства в течение ста лет. Лазаревский институт многое сделал для знакомства России с культурой Востока, для подготовки дипломатов, направляемых в восточные страны.
К началу XIX века в России было только одно высшее учебное заведение технического профиля – Горный институт в Петербурге. При Александре I был открыт Лесной институт. Николай I покровительствовал инженерно-техническому и военному образованию. При нем были открыты Петербургский технологический институт и Московское техническое училище, а также Академия Генерального штаба, Инженерная и Артиллерийская академии.
Средние учебные заведения (гимназии) по указу 1803 года предполагалось открыть в каждом губернском городе. Но это сделано было не сразу. В 1824 году в России действовало 49 гимназий. На всю Сибирь была только одна гимназия – в Тобольске. Через 30 лет число гимназий дошло до 77. В Сибири стали действовать три гимназии – в Тобольске, в Томске и Иркутске. Многие дворянские дети воспитывались в частных пансионах или домашними учителями. Гувернерами обычно были французы или немцы. Оставшиеся в России солдаты и офицеры «Великой армии» воспитывали целое поколения русских дворян.
Продолжалось развитие системы женского образования, основы которой были заложены при Екатерине II. Новые институты для дворянских дочерей были открыты в Петербурге, Москве, Нижнем Новгороде, Казани, Астрахани, Саратове, Иркутске и других городах.
Сильно отставало развитие начального народного образования. Церковь, некоторые помещики, отдельные ведомства, прежде всего Министерство государственных имуществ, открывали кое-где школы для детей из народа. Но единой системы начального образования не было. Значительная часть городского населения была грамотной, хотя неграмотные встречались даже среди дворян. Среди крестьян грамотность составляла около 5%.
Русские путешественники
На далекий океанский простор вышли русские моряки и географы, которые совершили ряд кругосветных путешествий. Россия становилась великой морской державой, а это ставило новые задачи перед учеными в исследовании природы.
В 1803-1806 г.г. была предпринята первая русская кругосветная морская экспедиция из Кронштадта до Камчатки и русских владений в Северной Америке. Возглавил ее мореплаватель и ученый Иван Федорович Крузенштерн (1770-1846). Он командовал кораблем «Надежда». Во время экспедиции изучались Маркизские и Сандвичевы (Гавайские) острова, Китай, Японские острова, Сахалин и Камчатка. Составленный Крузенштерном «Атлас Южного моря» и многочисленные карты обогатили географическую науку и способствовали развитию мореплавания.
Одним из кораблей этой экспедиции командовал Юрий Федорович Лисянский (1773-1837). Он самостоятельно проделал часть пути, от Гавайских островов до Аляски, и сделал ряд крупных открытий. Ю.Ф. Лисянский собрал богатый материал о народах Океании и Северной Америки.
Внимание исследователей всего мира давно привлекал таинственный район вокруг Южного полюса. Предполагалось, что там находится обширный Южный материк (название «Антарктида» тогда не было в ходу). Английский мореплаватель Джеймс Кук в 70-х г.г. XVIII века пересек Южный полярный круг, натолкнулся на непроходимые льды и заявил, что дальше на юг плавание невозможно. Ему поверили, и в течение 45 лет никто не предпринимал южнополярных экспедиций.
В 1819 году Россия снарядила в южные полярные моря экспедицию на двух шлюпах (трехмачтовые военные корабли с пушками на верхней палубе) под руководством Фаддея Фаддеевича Беллинсгаузена (1778-1852). Он командовал шлюпом «Восток». Командиром «Мирного» был Михаил Петрович Лазарев (1788-1851). «Восток» и «Мирный» не были приспособлены к полярным условиям и сильно различались между собой по мореходным качествам. «Мирный» был прочнее, а «Восток» - быстроходнее. Лишь благодаря большому мастерству капитанов шлюпы ни разу не потеряли друг друга в условиях штормовой погоды и плохой видимости. Несколько раз корабли оказывались на краю гибели.
И все же экспедиции удалось пробиться на юг значительно дальше Кука. 16 (28) января 1820 года «Восток» и «Мирный» почти вплотную подошли к антарктическому берегу. Перед ними, насколько хватало взгляда, простиралась слабовсхолмленная ледяная пустыня. Возможно, они догадывались, что это Южный континент, а не сплошные льды. Но получить доказательства можно было не иначе, как высадившись на берег и совершив путешествие далеко в глубь пустыни. Моряки не имели такой возможности. Поэтому Беллинсгаузен, человек очень добросовестный и точный, сообщил в донесении, что виден был «материк льда». Впоследствии географы писали, что Беллинсгаузен «видел материк, но не опознал его как таковой». И все же дата 16 (28) января 1820 года считается днем открытия Антарктиды. После этого были нанесены на карту остров Петра I и берег Александра I. В 1821 году экспедиция возвратилась на родину, совершив полное плавание вокруг открытого континента.
Экспедиция по существу открыла этот материк и, кроме того, множество островов, создала новые карты, провела важнейшие исследования в области океанологии и океанографии. Именем Беллинсгаузена названо море в Антарктическом бассейне и остров в Тихом океане. А М.П. Лазарев впоследствии совершил несколько кругосветных плаваний. Велики заслуги Лазарева в создании и укреплении русского военно-морского флота. Он прославился как боевой адмирал, бесстрашный, мужественный, беспредельно любящий родину. Лазарев создал целую школу военно-морского искусства и воспитал флотоводцев – героев обороны Севастополя – Нахимова, Корнилова, Истомина.
Информация о работе Особенности развития культуры первой половины XIX века