Основные понятия композиции

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 21:25, контрольная работа

Описание работы

Многие идеи мыслителей прошлых эпох имеют прямое отношение к проблеме межличностного общения людей, в том числе их делового общения. Так, одно из фундаментальных положений теории межличностного общения указывает, что разного рода психические состояния людей во многом определяются содержанием их нравственного сознания и как бы заключают его в себе. Поэтому изучение дисциплины психологии и этики делового общения предполагает осмысление с позиций сегодняшнего дня того теоретического наследия из области психологии и этики, которое может способствовать более глубокому пониманию относящихся к ней проблем и их более содержательному анализу.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

1.Понятие композиции………………………………………………….…5

2 Средства композиции ……………………………………………………9

3 Основные законы композиции. Закон целостности……………….….16


3.1. Закон контрастов……………………………………………....18

3.2 . Закон новизны. Закон подчиненности……………………....23

3.4. Закон жизненности ; закон воздействия……………………..27

Заключение……………………………………………………………………..29

Список использованной литературы…………….…………..…………………30

Работа содержит 1 файл

контрольная дизайн.docx

— 56.12 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Рыбинская  государственная авиационная технологическая  академия

Им. П.А.Соловьева

Кафедра философии и  социально-культурных технологий 

Контрольная работа

                                           По дисциплине Основы дизайна в СКС

На тему Основные понятия композиции

Вариант №2 
 

                                                                   Выполнила Быкова М.А.

                                                                                        Студентка группы ЗСП-10, 4го курса

                                                                            Преподаватель Рыжова А.А..

                                                                                     Оценка________________________

                                                                                      Подпись преподавателя__________

                                                                                     Дата__________________________ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рыбинск 2011

План  работы 

Введение…………………………………………………………………………3

         1.Понятие композиции………………………………………………….…5

    2 Средства композиции ……………………………………………………9

         3 Основные законы композиции. Закон целостности……………….….16

 

           3.1. Закон контрастов……………………………………………....18

           3.2 . Закон новизны. Закон подчиненности……………………....23

           3.4. Закон жизненности  ; закон воздействия……………………..27

Заключение ……………………………………………………………………..29

Список использованной литературы…………….…………..…………………30 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

        Введение 

              

         Создание художественного произведения  в любой области искусства  невозможно без композиционного  построения, без приведения к цельности и гармонии всех его частей, всех его компонентов.                    
              Композиция - важнейшее средство построения целого. Под композицией мы понимаем целенаправленное построение целого, где расположение и взаимосвязь частей обуславливаются смыслом, содержанием, назначением и гармонией целого. Законченное произведение также называют композицией, например, произведение живописи - картину, музыкальное произведение, балетный спектакль из связанных между собой единой идеей номеров, состав металлических сплавов, духов и проч.                         Слово "композиция" происходит от латинского "Compositio" что означает - сочинение, составление, связь, сопоставление. Все эти значения определенным образом присутствуют в современном понимании композиции, поскольку, если речь идет о композиции, то всегда имеется в виду некая целостность, наличие сложного строения, содержащего противоречия, приведенные к гармоническому единству благодаря системе связей между элементами. Композиция отсутствует в хаотическом нагромождении предметов. Отсутствует и там, где содержание однородно, однозначно, элементарно. И, наоборот, композиция необходима любой целостной структуре, достаточно сложной, будь то произведение искусства, научный труд, информационное сообщение или организм, созданный природой. Композиция необходима при создании форм предметного мира - бытовых предметов, машин, зданий и других объектов дизайна и архитектуры, это также средство организации информации и средство построения художественной формы. 

       Объектом  исследования является понятие  композиции в дизайне.

       Предметом – концепции и средства композиции.

       Цель  работы – рассмотреть различные  определения термина композиции, изучить средства композиции. Исходя из цели данной работы формируются следующие задачи:

  • Дать определение понятию «композиция» согласно теории различных авторов.
  • Определить средства композиции.
  • Раскрыть основные средства композиции
 

 

       

    Глава 1. Понятие композиции. 

       Прежде  чем начинать разговор о композиции следует дать определение данному  термину.

       В.А. Фаворский говорит, что «Одно  из определений композиции будет  следующее: стремление к композиционности в искусстве есть стремление цельно воспринимать, видеть и изображать разнопространственное и разновременное…  приведение к цельности зрительного  образа будет композицией…»1. Фаворский выделяет как композиционный фактор – время.

       К.Ф. Юон видит в композиции конструкцию, то есть распределение частей на плоскости, и структуру, которую образуют также  плоскостные факторы. Юон не только говорит о синтезе времени. Как  признаке композиции, но и пространству отводит подчиненную роль как  средству, лишь дополняющему композицию2

       Л.Ф. Жегин, Б.Ф. Успенский считают, что  центральной проблемой композиции произведения искусства, объединяющей самые различные виды искусства, является проблема «точки зрения». «…В  живописи… проблема точки зрения выступает прежде всего как проблема перспективы». По их мнению наибольшей композиционностью обладают произведения, в которых синтезировано множество  точек зрения.3Таким образом. Проблема композиции в живописи, это проблема построения пространства.

       Волков  Н.Н считает, что в самом общем  смысле композицией можно было бы назвать состав и расположение частей целого, удовлетворяющее следующим  условиям:

  1. ни одна часть целого не может быть изъята или заменена без ущерба для целого;
  2. части не могут меняться местами без ущерба для целого;
  3. ни один новый элемент не может быть присоединен к целому без ущерба для целого.

       Со  всей очевидностью абстрактное определение  композиции подходит для таких произведений, как станковая картина и станковый  лист. Известно как трудно фрагментировать  картину. Фрагмент часто выглядит неожиданным, необычным. Даже увеличение картины  на экране, когда второстепенные куски  кажутся совсем пустыми, или уменьшение ее на репродукции, когда пропадают  детали, даже зеркальная копия –  почему-то меняют целое.

       Приведенная формула, по мнению автора, слишком  широка, чтобы быть определением композиции. Она перечисляет лишь необходимые  ее признаки, входящие в общее понятие  целостности. Пользуясь этой формулой, нельзя отличить в конкретном явлении  композиционное единство от некомпозиционного.

       «Для  того чтобы создать композицию или  увидеть в случайных группах  композицию. Надо связать все группы каким-то законом, внутренней связью. Тогда  группы уже не будут случайными. Можно организовать ритм группы, составить  узор, добиваться сходства групп песчинок с предметами, наконец, стать на путь картинного изображения. Поступая так, преследуем цель объединить элементы случайного единства связями, создающими закономерное целое.»4

              Итак, композиция картины создается  единством смысла, возникающим в  изобразительном изложении сюжета  на ограниченном куске плоскости.  В искусствоведческой литературе  обычно говорят о единстве  формы и содержания, об их диалектике. Отдельные компоненты содержания могут служить формой других компонентов. Так по отношению к «геометрическим» формам распределения пятен цвета на плоскости цвет выступает как содержание. Но сам он есть так же внешняя форма для передачи предметно-выразительного содержания, пространства. Предметное содержание в сою очередь может быть формой идейного содержания, формой для отвлеченных понятий. В отличие от предметных компонентов содержания смысл картины существует только на ее языке, на языке ее форм. Смысл – внутренняя сторона целостного образа. Словестный анализ смысла может быть только толкованием: аналогизированием, противопоставлением, сопоставлением. Понимание смысла картины всегда богаче ее толкования.

       По  мнению Волкова Н.Н., следует считать  недостаточным анализ композиции как  состава и расположения частей изображения  и системы средств изображения  безотносительно к ее смыслу. Стилевое понимание законов композиции как  законов единства внешних, в том  числе и конструктивных форм, не проникает в ее формообразующий  код.

       Кроме того он считает недостаточным и  анализ композиции только со стороны  предметно-изобразительного содержания. Это, конечно, важнейший компонент  картины как изобразительного искусства. Но содержание картины непременно включает и эмоциональное содержание. Иногда содержание становится символическим. Иногда картина становится иносказанием. За одним предметным содержанием  в подтексте скрывается другое. Однако как бы ни было сложно содержание. Оно  непременно собрано в единый образ, связано единым смыслом, и эта  связь находит свое выражение  в композиции. «Характер композиционных средств зависит от характера  содержания. В сложном единстве изобразительного, идейного, эмоционального, символического отдельные компоненты содержания могут  быть главными, другие – второстепенными, могут вовсе отсутствовать. Если же иносказание присутствует в пейзаже  смешно искать символический подтекст, иносказание. Если же иносказание присутствует в пейзаже, то и тип композиции и композиционные связи будут иными. Вместе с тем потеряет силу лирическое звучание, эмоциональный тон в диапазоне созерцания, любования.»5 Если содержание – сложная картина столкновения людей в действии, то естественна развернутая в глубину мизансцена, потребовало бы условное пространство. Типология композиции может быть построена на основе типологии содержания. Волков Н.Н. рассматривает как пример ограниченности композиционных средств вследствие ущербности содержания - нефигуртивную живопись. Он считает, что в произведении нефигуративной живописи нет композиционного узла, потому что нет смыслового узла. В лучшем случае смысл отгадывается в авторском названии. В хорошо скомпонованной картине композиционный и смысловой центр легко находится независимо от авторского названия. Опыт построения законов композиции на образцах геометрического варианта нефигуративной живописи сводят композиционность к правильности, регулярности, уравновешенности. Композиция же картины чаще всего неожиданна, не ищет равновесия элементарных форм, устанавливает новые правила в зависимости от новизны содержания. Это случай, когда форма, как «переход» содержания в форму, становится чистой формой, отрицая свою сущность быть «формой содержания». Это случай, когда конструктивные связи бессмысленны, когда конструкция нужна не для выражения смысла.

       Картина, как и другие произведения искусства, считает Волков Н.Н., состоит из спаянных между собой различных компонентов  формы. Одни из них работают на смысл, другие нейтральны. Одни компоненты формы  активно строят композиции, другие «не работают» на смысл. Только те формы и их сочетания, которые  работают на смысл в любых его  существенных для смысла разрезах, должны быть учтены в анализе картины  как композиционно значимые формы. Это главный тезис и основная позиция автора.

Глава 2 Средства композиции

              Композиция не должна играть самостоятельной роли. Подобно тому, как имеет значение  передатчикам мысли, композиция служит лишь средством для выражения авторских мыслей.

             При оценке композиции в дизайне  в процессе проектирования она  анализируется с позиций выразительности,  логической завершенности и эстетической  целесообразности формы, с точки  зрения ее существования в  контексте культурной ситуации.6

       Средства  и приемы композиции в дизайне складываются как следствие системы традиционных и современных методик проектирования. Классические средства композиции в дизайне — пропорционирование, симметрия и асимметрия, масштабность, ритмическая организация, тектоника, нюанс, тождество, контраст — сочетаются с сегодняшней трактовкой способов формирования дизайн - продукции — ассамбляж, комбинаторика, инсталляция, монтаж и др. Конечная цель применения этих средств — комплексная эстетическая организация материально - конструктивных и визуальных слагаемых вещи ( плаката, средовой системы и пр.), как результат формообразующей деятельности.  Характер композиции в дизайне во многом зависит от вида дизайна, диктующего выбор способа реализации замысла автора. В графическом дизайне Композиция в дизайне ограничена сопоставлением различного рода изображений, шрифтов, цветовых пятен на плоскости, в промышленном — линии, тон и цвет дополняют пластику объемной формы и фактуру ее элементов, в средовых решениях произведения промышленного и графического дизайна образуют пространственные комбинации, взаимодействующие с характеристиками архитектурной основы проекта.

       При этом отдельные визуальные элементы выделяются, доминируют в композиционной системе, определяя эмоционально - эстетическое представление об изделии или  средовом объекте, а другие либо поддерживают общее впечатление, акцентируя  некоторые его моменты, либо нейтральны к нему. Но в любом случае К. в дизайнерских объектах нацелена на внушение зрителю определенного эмоционально - чувственного состояния, которое может совпадать с характеристиками явлений и процессов, породивших данное дизайнерское решение, соответственно усиливая их общечеловеческий смысл, либо контрастировать с их идейно - образным содержанием, оттеняя, а иногда и отрицая его.

Информация о работе Основные понятия композиции