Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 18:03, доклад
Гаврила Романович Державин вступил в литературу уже немолодым, много повидавшим и
пережившим человеком. Его стихи — итог длительных размышлений о бренности жизни, о
смерти и бессмертии. Первое свое произведение Державин опубликовал в 1773 году, хотя начал
писать еще во время прохождения солдатской службы. Сохранились две тетради со стихами,
которые могут дать представление о раннем периоде его творчества: в них еще чувствуется
Гаврила Романович Державин вступил в литературу уже немолодым, много повидавшим и
пережившим человеком. Его стихи — итог длительных размышлений о бренности жизни, о
смерти и бессмертии. Первое свое произведение Державин опубликовал в 1773 году, хотя начал
писать еще во время прохождения солдатской службы. Сохранились две тетради со стихами,
которые могут дать представление о раннем периоде его творчества: в них еще чувствуется
влияние общепризнанных поэтов того времени — Тредиаковского и Ломоносова. В
дальнейшем Державин создал и часто применял в своем творчестве определенный
художественный прием, нарушая жанровую иерархию и соединяя в рамках одного произведения
“высокую” и “низкую” лексику. Это вносило в его произведения определенную лексическую
дисгармонию: “Прогаркни праздник сей крестьянский” (“Крестьянский праздник”). В нем
смешение церковно-славянской и низовой лексики, традиционно употреблявшейся в “низких”
жанрах: басне, эпиграмме,
комедии.
Обращаясь в
своей оде “Фелица” к Екатерине
(Фелица - счастливая), Державин, по словам
Белинского, “соединяет патетический
элемент с комическим... что есть не что
иное, как умение представить
жизнь в ее истине”. В сознании своей
правоты Державин обращался в стихах к
Богу, к Высшему Судне. Для
Державина Бог— первоначало, не существующее
отдельно от природы; “источник жизни”,
не только духовной, но и жизни в государстве.
Поэт не раз
проявляет себя в своих стихах
и одах не только как гражданин, но
и как “певец”. Державин стал новатором,
вернее, создателем
новых философских од,
где человек рассматривается
в глубинных связях
с природой. Одна из самых могущественных
сил природы — смерть: “Глотает царства
алчна смерть”. В этих.произведениях появляется
мысль о равенстве людей перед лицом вечности.
В
1811 году Державин подвел итог теоретической
части своего творчества рядом работ,
главной из которых было “Рассуждение
о лирической поэзии, или Об оде”. Поэт
так, например, объясняет значение слова
“ода”: “В новейших временах... она то
же, что кантата, оратория, романс, баллада,
станс или даже простая песня”. Далее
Державин разъясняет такие понятия, как
“вдохновение”, “высокость”, “беспорядок
лирический”. Поэт пишет о композиции
оды: “... восторженный ум не успевает чрезмерно
быстротекущих мыслей расположить логически,
поэтому ода плана не терпит”. Поэт поет
гимн вдохновению, повторяя, что лишь оно
способно “на бурные порывы чувства, высокие
божественные мысли... живые лицеподобия,
отважные переносы и прочие риторские
украшения.
Можно утверждать, что назначение поэта он "видел прежде всего в его посредничестве между Создателем и людьми. Представления Державина о поэзии и поэте вобрал в свое творчество великий Пушкин. Державин благословил Пушкина как прекрасное будущее России.
Свой творческий
путь Г. Р. Державин завершил одой “На
тленность”.
Основные произведения: