Образ женщины в советском искусстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2011 в 12:50, доклад

Описание работы

Создание СССР – не только политические перемены, но и социальные, один из примеров тому – сексуальная революция, которая уравняла женщин в правах с мужчинами. Однако, в 30-е годы мы могли наблюдать откат к консервативным тенденциям в принципах социальных отношений , о чем пишет в своей книге Вильгельм Райх.

Работа содержит 1 файл

женщина в искусстве ссср.docx

— 13.17 Кб (Скачать)

Создание СССР –  не только политические перемены, но и социальные, один из примеров тому – сексуальная революция, которая уравняла женщин в правах с мужчинами. Однако, в 30-е годы мы могли наблюдать откат к консервативным тенденциям в принципах социальных отношений , о чем пишет в своей книге Вильгельм Райх. Примером тому может служить, к примеру, ужесточение процедуры аборта, причин же довольно много – от критичного отношения Запада к моральной составляющей общества СССР, до необходимости демографического регулирования после Гражданской войны. Так или иначе, женщине, в той или иной степени, пришлось вновь занять второстепенное место по отношению к мужчине, что и отражалось в искусстве.

Сразу стоит сказать, что из просмотренных мною картин данного исторического периода  женщины фигурируют в лучшем случае на трети из всеобщего числа –  то есть, контент-анализ сразу дает нам понять, что гораздо больше внимания уделялось отнюдь не прекрасному полу.

На тех же картинах, на которых все же нашлось место  женщине, она, за редким исключением, изображена во второстепенной социальной роли, так как выставлена художником на второй план (пример: Кугач, Нечитайло «Великому Сталину Слава» - 1956г, Серов «с Лениным», «Петросовет» - женщин вообще нет). Данный ряд картин может дать повод подумать, что женщина изображается не иначе, как через народ и то – в лучшем случае (Ломакин про Брежнева: одна баба в окружении мужиков на втором плане), однако, это не совсем так.

К примеру, картины  Соколова-Скаля (Краснодонцы) и Дейнека (про ВОВ, где мужики хуячат на танках на фронт, а баба поле вспахивает – то есть, отражение того, что мужчина может делать то, что женщина сделать не в силах, но не наоборот) показывают нам, что женщины все же существуют в качестве отдельного субъекта социума, однако их роль, скорее, второстепенна.

Что же касается более  раннего творчества (30-е), то на картинах Самохвалов мы видим женщин, как активных участников какого-либо социального действа (Ленин, 2-й съезд, баба с дробовиком), женщина в футболке, как бы подталкивающая заниматься спортом, его же кондукторша. Но вместе с тем, все это лишь незначительные элементы и, скорее, исключения на фоне общего образа женщины как косвенного участника исторического процесса, способного лишь на незначительный труд, без задействования особо сложных навыков (Левитин «теплый день» про толстуху с ведром). 

Не стоит забывать и не принимать во внимание тот  факт, что искусство в значительной степени было частью идеологии СССР и обладало, таким образом, политической направленностью, что подразумевало, скорее, необходимость формирования тех образов, к которым следовало  стремиться, нежели отражение действительности. Однако, если вести речь о женщине в искусстве этого времени, то, вне всякого сомнения, ей отводилась менее значимая роль, чем мужчине. 

 

Информация о работе Образ женщины в советском искусстве