О Дягилеве. Его характеристика современниками

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 14:21, реферат

Описание работы

С.П. Дягилев был выдающимся деятелем русского искусства, пропагандистом и организатором гастролей русского искусства за рубежом. Он не был ни танцовщиком, ни хореографом, ни драматургом, ни художником, и, однако, его имя известно миллионам любителей балета в России, Европе. Дягилев открыл Европе русский балет, он продемонстрировал, что пока в европейских столицах балет приходил в упадок и погибал, в Петербурге он укрепился и стал искусством весьма значительным.

Содержание

Введение. Связь С. П. Дягилева с периодом Серебряного века Стр. 2
О Дягилеве. Его характеристика современниками Стр. 4
Его деятельность и «Русские Сезоны» Стр. 5
Послесловие Стр. 9
Литература Стр.10

Работа содержит 1 файл

Содержание.doc

— 72.00 Кб (Скачать)

Для каждого  спектакля М. Фокин подбирал особые средства выразительности. Костюмы  и декорации соответствовали  стилю той эпохи, во время которой  происходило действие. Классический танец принимал определенную окраску в зависимости от развивающихся событий. Фокин добивался того, чтобы пантомима была танцевальной, а танец - мимически выразительным. Танец в его постановках нес конкретную смысловую нагрузку. Фокин много сделал для обновления русского балета, но никогда не отказывался от классического танца, считая, что только на его основе может воспитаться настоящий художник-балетмейстер, художник-танцовщик-балетмейстер, художник-танцовщик.

Последовательной  выразительницей идей Фокина была Т. П. Карсавина (1885-1978). В её исполнении «мирискусники» особенно ценили удивительную способность передавать красоту внутреннюю сущность образов прошлого, будь то скорбная нимфа Эхо («Нарцисс и Эхо»), или Армида, сошедшая с гобелена («Павильон Армиды»). Тему манящего но ускользающего прекрасного идеала воплотила балерина в «Жар-Птице», подчинив развитие этого экзотического образа чисто декоративным, «живописным» идеям нового синтетического балета.

Балеты Фокина как нельзя более соответствовали  идеям и мотивам культуры «серебряного века». Самое же главное, черпая новое у родственных муз, Фокин находил столь же новые хореографические приёмы, раскрыляющие танец, ратуя за его «естественность».

С 1910 года Русские  сезоны проходили без участия  оперы.

Лучшими постановками в 1910г. были "Шехеразада" на муз Н.А. Римского-Корсакова и балет-сказка "Жар-птица" на муз. И.Ф. Стравинского.

В 1911г. Дягилев  принял решение о создании постоянной труппы, которая окончательно сформировалась к 1913году и получила название "Русский балет" Дягилева, просуществовала до 1929г.

Сезон 1911года начался  спектаклями в Монте-Карло (продолжился  в Париже, Риме, Лондоне). Были поставлены балеты Фокина: "Видение розы" на муз. Вебера, "Нарцисс" на муз. Черепнина, "Подводное царство" на муз из оперы "Садко" Н. А. Римского - Корсакова, "Лебединое озеро" (сокращенный вариант с участием М.Кшесинской и В. Нижинского).

Особенный успех  вызвал балет "Петрушка" на муз. И. Стравинского, а оформлял балет А. Бенуа. Огромная доля успеха этой постановки принадлежит исполнителю главной партии, партии Петрушки, гениальному русскому танцовщику Вацлаву Нижинскому. Этот балет стал вершиной балетмейстерского творчества Фокина в дягилевской антрепризе, он знаменовал собой начало мирового признания И.Ф. Стравинского, роль Петрушки стала одной из лучших ролей В. Нижинского. Его отточенная техника, феноменальные прыжки-полеты вошли в историю хореографии. Однако не только техникой привлекал этот блистательный артист, но прежде всего своей удивительной способностью с помощью пластики передавать внутренний мир своих героев. Нижинский-Петрушка в воспомнаниях современников предстаёт то мечущимся в бессильной злости, то беспомощной куклой, замершей на кончиках пальцев с прижатыми к груди негнущимися руками в грубых рукавичках… 

Художественная  политика Дягилева поменялась, его  антреприза уже не имела целью  пропаганду русского искусства за рубежом, а становилась предприятием, которое  во многом ориентировалось на интересы публики, коммерческие цели.

С началом 1-й  мировой воины на время прерываются выступления "Русского балета".

Сезон с 1915-16гг. труппа провела в гастролях по Испании, Швейцарии и США.

В труппе были поставлены потом балеты "Весна священная", "Свадебка", "Аполлон Мусагет", "Стальной скок", "Блудный сын", "Дафнис и Хлоя", "Кошка" и др.

После смерти С.П. Дягилева труппа распалась. В 1932г. на базе балетных трупп Оперы Монте-Карло  и Русской оперы в Париже, созданных  после смерти С.П. Дягилева, организована де Базилем "Балле рюс де Монте-Карло". 

Русские балеты стали неотъемлемой частью культурной жизни Европы 1900 – 1920 гг., оказали значительное влияние на все сферы искусства; пожалуй, никогда раньше русское искусство не оказывало столь масштабного и глубокого влияния на европейскую культуру, как в годы «русских сезонов».

Произведения  русских композиторов, талант и мастерство русских исполнителей, декорации  и костюмы созданные русскими художниками, – все это вызвало  восхищение зарубежной публики, музыкальной  и художественной общественности. В  связи с огромным успехом парижского русского сезона в 1909 г. А. Бенуа указывал, что триумфатором в Париже явилась вся русская культура, вся особенность русского искусства, его убежденность, свежесть и непосредственность. 
 
 
 
 

Послесловие 

Деятельность  труппы "Русский балет" С.П. Дягилева составила эпоху в истории балетного театра, которая разворачивалась на фоне всеобщего упадка хореографического искусства.

"Русский балет", по сути, оставался едва ли  ни единственным носителем высокой  исполнительской культуры и хранителем  наследия прошлого.

В течение двух десятилетий, находясь в центре внимания художественной жизни Запада, "Русский  балет" служил стимулом к возрождению  этого вида искусства.

Реформаторская  деятельность хореографов и художников дягилевской труппы повлияла на дальнейшее развитие мирового балета. Дж. Баланчин в 1933г. переехал в Америку и стал классиком американского балета, Серж Лифарь возглавил балетную труппу парижской оперы.

Ворочая миллионами и имея поддержку таких кредиторов, как император Николай 1, предприниматели Елисеевы, великий князь Владимир Александрович, и др., владелец знаменитой «пушкинской коллекции», он жил в кредит и «умер один, в гостиничном номере, бедный, каким был всегда».

Он похоронен  на кладбище Сан-Мишель, рядом с могилой  Стравинского, на средства французских благотворительниц. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Литература

  1. С. Дягилев и русское искусство / И. С. Зильберштейн, В. А. Самков.− М., 1982.− Т. 1−2;
  2. Нестьев И. В. / Дягилев и музыкальный театр XX века.− М., 1994;
  3. Пожарская М. Н. / Русские сезоны в Париже.− М., 1988;
  4. Рапацкая Л. А. / Искусство «серебряного века».− М.: Просвещение: «Владос», 1996;
  5. Федоровский В. / Сергей Дягилев или Закулисная история русского балета.− М.: Зксмо, 2003.

Информация о работе О Дягилеве. Его характеристика современниками