Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 14:21, реферат
С.П. Дягилев был выдающимся деятелем русского искусства, пропагандистом и организатором гастролей русского искусства за рубежом. Он не был ни танцовщиком, ни хореографом, ни драматургом, ни художником, и, однако, его имя известно миллионам любителей балета в России, Европе. Дягилев открыл Европе русский балет, он продемонстрировал, что пока в европейских столицах балет приходил в упадок и погибал, в Петербурге он укрепился и стал искусством весьма значительным.
Введение. Связь С. П. Дягилева с периодом Серебряного века Стр. 2
О Дягилеве. Его характеристика современниками Стр. 4
Его деятельность и «Русские Сезоны» Стр. 5
Послесловие Стр. 9
Литература Стр.10
Для каждого
спектакля М. Фокин подбирал особые
средства выразительности. Костюмы
и декорации соответствовали
стилю той эпохи, во время которой
происходило действие. Классический
танец принимал определенную окраску
в зависимости от развивающихся событий.
Фокин добивался того, чтобы пантомима
была танцевальной, а танец - мимически
выразительным. Танец в его постановках
нес конкретную смысловую нагрузку. Фокин
много сделал для обновления русского
балета, но никогда не отказывался от классического
танца, считая, что только на его основе
может воспитаться настоящий художник-балетмейстер,
художник-танцовщик-
Последовательной выразительницей идей Фокина была Т. П. Карсавина (1885-1978). В её исполнении «мирискусники» особенно ценили удивительную способность передавать красоту внутреннюю сущность образов прошлого, будь то скорбная нимфа Эхо («Нарцисс и Эхо»), или Армида, сошедшая с гобелена («Павильон Армиды»). Тему манящего но ускользающего прекрасного идеала воплотила балерина в «Жар-Птице», подчинив развитие этого экзотического образа чисто декоративным, «живописным» идеям нового синтетического балета.
Балеты Фокина как нельзя более соответствовали идеям и мотивам культуры «серебряного века». Самое же главное, черпая новое у родственных муз, Фокин находил столь же новые хореографические приёмы, раскрыляющие танец, ратуя за его «естественность».
С 1910 года Русские сезоны проходили без участия оперы.
Лучшими постановками в 1910г. были "Шехеразада" на муз Н.А. Римского-Корсакова и балет-сказка "Жар-птица" на муз. И.Ф. Стравинского.
В 1911г. Дягилев принял решение о создании постоянной труппы, которая окончательно сформировалась к 1913году и получила название "Русский балет" Дягилева, просуществовала до 1929г.
Сезон 1911года начался спектаклями в Монте-Карло (продолжился в Париже, Риме, Лондоне). Были поставлены балеты Фокина: "Видение розы" на муз. Вебера, "Нарцисс" на муз. Черепнина, "Подводное царство" на муз из оперы "Садко" Н. А. Римского - Корсакова, "Лебединое озеро" (сокращенный вариант с участием М.Кшесинской и В. Нижинского).
Особенный успех вызвал балет "Петрушка" на муз. И. Стравинского, а оформлял балет А. Бенуа. Огромная доля успеха этой постановки принадлежит исполнителю главной партии, партии Петрушки, гениальному русскому танцовщику Вацлаву Нижинскому. Этот балет стал вершиной балетмейстерского творчества Фокина в дягилевской антрепризе, он знаменовал собой начало мирового признания И.Ф. Стравинского, роль Петрушки стала одной из лучших ролей В. Нижинского. Его отточенная техника, феноменальные прыжки-полеты вошли в историю хореографии. Однако не только техникой привлекал этот блистательный артист, но прежде всего своей удивительной способностью с помощью пластики передавать внутренний мир своих героев. Нижинский-Петрушка в воспомнаниях современников предстаёт то мечущимся в бессильной злости, то беспомощной куклой, замершей на кончиках пальцев с прижатыми к груди негнущимися руками в грубых рукавичках…
Художественная политика Дягилева поменялась, его антреприза уже не имела целью пропаганду русского искусства за рубежом, а становилась предприятием, которое во многом ориентировалось на интересы публики, коммерческие цели.
С началом 1-й мировой воины на время прерываются выступления "Русского балета".
Сезон с 1915-16гг. труппа провела в гастролях по Испании, Швейцарии и США.
В труппе были поставлены потом балеты "Весна священная", "Свадебка", "Аполлон Мусагет", "Стальной скок", "Блудный сын", "Дафнис и Хлоя", "Кошка" и др.
После смерти С.П.
Дягилева труппа распалась. В 1932г. на базе
балетных трупп Оперы Монте-Карло
и Русской оперы в Париже, созданных
после смерти С.П. Дягилева, организована
де Базилем "Балле рюс де Монте-Карло".
Русские балеты стали неотъемлемой частью культурной жизни Европы 1900 – 1920 гг., оказали значительное влияние на все сферы искусства; пожалуй, никогда раньше русское искусство не оказывало столь масштабного и глубокого влияния на европейскую культуру, как в годы «русских сезонов».
Произведения
русских композиторов, талант и мастерство
русских исполнителей, декорации
и костюмы созданные русскими
художниками, – все это вызвало
восхищение зарубежной публики, музыкальной
и художественной общественности. В
связи с огромным успехом парижского
русского сезона в 1909 г. А. Бенуа указывал,
что триумфатором в Париже явилась вся
русская культура, вся особенность русского
искусства, его убежденность, свежесть
и непосредственность.
Послесловие
Деятельность труппы "Русский балет" С.П. Дягилева составила эпоху в истории балетного театра, которая разворачивалась на фоне всеобщего упадка хореографического искусства.
"Русский балет",
по сути, оставался едва ли
ни единственным носителем
В течение двух десятилетий, находясь в центре внимания художественной жизни Запада, "Русский балет" служил стимулом к возрождению этого вида искусства.
Реформаторская деятельность хореографов и художников дягилевской труппы повлияла на дальнейшее развитие мирового балета. Дж. Баланчин в 1933г. переехал в Америку и стал классиком американского балета, Серж Лифарь возглавил балетную труппу парижской оперы.
Ворочая миллионами и имея поддержку таких кредиторов, как император Николай 1, предприниматели Елисеевы, великий князь Владимир Александрович, и др., владелец знаменитой «пушкинской коллекции», он жил в кредит и «умер один, в гостиничном номере, бедный, каким был всегда».
Он похоронен
на кладбище Сан-Мишель, рядом с могилой
Стравинского, на средства французских
благотворительниц.
Литература
Информация о работе О Дягилеве. Его характеристика современниками