Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 21:50, реферат
Как это ни странно на первый взгляд, три четверти информации о нашем партнере по общению, о его истинных чувствах и намерениях мы черпаем не из того, что он говорит, а непосредственно наблюдая за едва уловимыми деталями его поведения. Иначе говоря, межличностные коммуникации в основном осуществляются за счет невербальных средств – параллельного, и часто более богатого языка общения, элементами которого являются не слова, а мимика и жестикуляция, пространственные и временные рамки, интонационные и темпоритмические характеристики речи, символические коммуникативные знаки.
Кроме того, стиль
речи может нарисовать нам довольно
полный портрет собеседника, ясно указывая
на его принадлежность к определенному
социальному и культурному
Важнейшим невербальным
элементом общения, конечно, является
одежда, передающая окружающим огромное
количество информации о его владельце.
Милиционер и банковский служащий, рокер
и учительница средней школы, человек
со средним достатком и девица легкого
поведения, кавказец и мусульманка – не
правда ли, все это – не только конкретные
люди, но и определенные стили одежды?
Существует одежда для отдыха и для работы,
для официальных мероприятий и загородной
прогулки. Кроме того, существует индивидуальный
стиль, едва уловимыми нюансами выдающий
такие черты человека как демократизм
или консерватизм, неординарность или
амбициозность и т. д.
Люди настолько
изобретательны в общении, что научились
передавать друг другу определенную
информацию, вообще не прибегая к помощи
слов, жестов и даже мимики.
На улице ваш
пес, все тщательно обнюхав, поднял
лапу у того столба и у этого
дерева – он обменялся определенными
знаками ( знакомый, знать) со своим
соплеменником. Общаться хочется, а как
еще прикажете? У нас с вами, к счастью,
возможности для этого гораздо шире. Штирлиц
в популярном фильме пересчитывал цветочные
горшки на подоконнике, чтобы узнать, не
провалена ли явка, в Варфоломеевскую
ночь «нужные» двери помечали крестами,
на Руси в известных случаях мазали ворота
дегтем, а пацифисты вставляли в стволы
винтовок цветочки (у нас раньше за одно
это можно было вылететь из комсомола).
Любой милиционер знает по номера машины,
кому отдавать честь, а кого задерживать.
Человеческая цивилизация
наплодила огромное количество таких
знаков, целый знаковый язык. Герой
фильма «Кин-дза-дза» уверенно заявляет,
что «общество, в котором нет цветовой
дифференциации штанов, не имеет цели».
И смеяться при этом не хочется потому,
что пословица «По Сеньке шапка» читается
у нас не только в переносном, но и в прямом
смысле. Одним полагались котиковые, другим
– пыжиковые, одним – папахи, другим –
ушанки. В Китае во времена всеобщей унификации,
в том числе и в одежде, статус чиновника
определялся по количеству карандашей
в нагрудном кармане. Кольцо на руке означает
состояние в браке, а особый перстень принадлежность
к масонской ложе. Смысл всех этих знаков
чисто коммуникативный: старший сержант
должен знать, отдавать ему честь и вытягиваться
во фрунт при встрече с другим доблестным
воином или залепить ему пинка под зад,
и именно для этого служат лычки на погонах.
Ту же функцию сегодня выполняют цепи
на не очень лебединых шеях братков, состоящих
при «новых русских».
Вообще говоря, любые
невербальные средства коммуникации –
это знаки, несущие определенную
информацию. Э. Берн называл их «футболками
с надписями», которые так или
иначе мы носим. Может быть, вы полагаете,
что у вас нет такого сообщения
на груди или спине? Хмурый неулыбчивый
мужичина в строгом пиджаке с
резким голосом и тяжелой походкой
так же ярко сверкает своей надписью
«лучше делайте, как я говорю», как
и человек с вечно опущенными
плечами и уныло озабоченной
физиономией – своей надписью
«смотрите, как мне не везет». Когда
вы, пусть и впервые, встречаетесь
с кем-нибудь из них, вы автоматически
выбираете соответствующую