Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 12:36, реферат
Театр открылся 29 сентября 1883 спектаклем Коварство и любовь по пьесе Ф.Шиллера. За время работы Л'Арронжа (1883–1894) в театре были поставлены пьесы Шиллера (Дон Карлос, Разбойники, Вильгельм Телль), Гете (Ифигения в Тавриде, Гёц фон Берлихинген, Торквато Тассо, Эгмонт и др.), Лессинга (Эмилия Галотти); Клейста (Принц Фридрих Гомбургский), Шекспира (Ромео и Джульетта, Король Лир). Однако ориентация на классику и культивирование романтически-приподнятого стиля сужали возможности театра, отрывая его от современной жизни.
НЕМЕЦКИЙ ТЕАТР
«НЕМЕЦКИЙ ТЕАТР»
(Deutsches Theater), крупнейший драматический
театр Германии, находится в Берлине.
Основан в 1883, когда
драматург А.Л'Арронж выкупил здание
городского театра «Фридрих-Вильгельм-
Театр открылся
29 сентября 1883 спектаклем Коварство
и любовь по пьесе Ф.Шиллера. За время
работы Л'Арронжа (1883–1894) в театре были
поставлены пьесы Шиллера (Дон Карлос,
Разбойники, Вильгельм Телль), Гете (Ифигения
в Тавриде, Гёц фон Берлихинген, Торквато
Тассо, Эгмонт и др.), Лессинга (Эмилия Галотти);
Клейста (Принц Фридрих Гомбургский), Шекспира
(Ромео и Джульетта, Король Лир). Однако
ориентация на классику и культивирование
романтически-приподнятого стиля сужали
возможности театра, отрывая его от современной
жизни. Назревал кризис; часть актеров
покинула труппу. Руководителем стал режиссер
и литературный критик О.Брам.
При нем на сцене
появились пьесы современных
драматургов реалистического и
натуралистического направления: Гауптмана
(Ткачи, Возчик Геншель, Потонувший колокол,
Роза Бернд и др.), Ибсена (Нора, привидения,
Дикая утка, Столпы общества и др.). Ведущими
актерами этого периода были Э.Рейхер,
Р.Ритнер, О.Зауэр, Ф.Кайслер, Р.Валлентин.
В 1895 Брам пригласил
молодого актера Макса Рейнхардта,
который прочно вошел в репертуар
театра, играя характерные роли стариков
в традициях психологического реализма
(Экгстрандт в Привидениях Ибсена, Аким
во Власти тьмы Толстого и др.). К началу
1900-х становятся заметными эстетические
разногласия между ними. Рейнхардт обращается
к режиссуре, ставя разнообразные спектакли
в других театрах – от классики до модернистской
драматургии.
В театре к этому
времени вновь назревает
В 1905 театр возглавил
Рейнхардт. Период его художественного
руководства (1905–1920 и 1924–1933) стал одним
из самых значимых этапов жизни театра.
В режиссуре он главное внимание уделял
работе с актером. Реалистической разработке
характеров и конфликтов у него сопутствовали
смелые эксперименты в области театральной
формы. Яркие мизансценические решения
– в том числе вынос действия на авансцену,
дающий «укрупнение» актерского плана,
рождали живой контакт со зрительным залом.
В качестве соавторов он привлекал к работе
композиторов, балетмейстеров, художников,
драматургов, добиваясь единства замысла
и воздействия на зал каждым из компонентов
сценического действа (кстати, Б.Брехт,
кардинально отличавшийся от Рейнхардта
по своим эстетическим принципам, был
приглашен в «Немецкий театр» и проработал
там около двух лет). В сценографическом
решении Рейнхардт мог использовать любые
средства выражения – от натуралистических
живописных до надувных декораций. Добиваясь
мистериального эффекта античности и
средневековья, много внимания уделял
разработке массовых сцен. В истории театрального
искусства 20 в. он остался одним из немногих
режиссеров, у которого не было не только
провалов, но и проходных спектаклей. Ему
удавалось создавать различные сценические
версии пьес, к постановкам которых он
возвращался несколько раз (Фауст, Гамлет,
Сон в летнюю ночь). Масштаб творчества
режиссера обусловил пик творческого
напряжения в «Немецком театре».
В 1905–1914 репертуар
состоял главным образом из спектаклей
мировой классики.
В 1905 при театре
открылась актерская школа. В
театре работали такие выдающиеся актеры,
как А.Моисси, Г.Эйзольд, М.Купфер, П.Вегенер,
Э.Дёйч, Ф.Кортнер, В.Арнольд, А.Штрауб,
Г.Георге, О.Гомолка, Э.Клёпфнер, В.Краус,
Э.Бергнер и др. Очередной кризис театра,
как и всей страны, был обусловлен поражением
Германии в Первой мировой войне, и в начале
1930-х усугублен приходом к власти фашизма.
Из страны эмигрировали многие актеры,
в том числе в 1933 Рейнхардт.
Новый этап жизни
театра начался в 1946, он отошел к
ГДР, на переходной период его возглавил
драматург и режиссер Г.Вангенхейм.
Премьерой нового периода стал спектакль
по пьесе Лессинга Натан Мудрый (постановка
Ф.Вастена), ранее запрещенной фашистской
цензурой. В главной роли выступил П.Вегенер,
позже принимавший активное участие в
формировании репертуарной политики театра.
С 1946 по 1963 интендантом
был режиссер и актер В.Ландхоф.
За это время в жизни театра видны два
периода. Первый из них скорее можно определить
как политический, обусловленный реакцией
творческой интеллигенции на культурную
политику фашизма. Любая пьеса в сценической
интерпретации полемизировала с дегуманистической
идеологией. Творческий принцип, провозглашенный
Ландхофом, требовал современного звучания
классики. Классические спектакли звучали
политическим манифестом. В этот период
впервые был поставлен Брехт – Страх и
отчаяние в Третьей Империи (1948). Ставилась
русская и советская драматургия: Чехов
(Дядя Ваня), Гоголь (Ревизор), Островский
(Волки и овцы, Гроза), Рахманов (Беспокойная
старость), Вишневский (Оптимистическая
трагедия).
Переходным спектаклем
к новому периоду можно считать
Эгмонт Гете (1951): поставленный как политическая
народная драма и сфокусированный
на событиях, а не на личности, он не
смог полностью уйти от проблем нравственного
формирования человека. И с начала 1950-х
в спектаклях театра зазвучала тема нравственности,
в них ворвался мир человеческих чувств.
Стремление преодолеть тенденцию политической
актуализации прослеживалось в новых
интерпретациях пьес, поставленных в конце
1940-х. Так, если в Фаусте 1949-го главным конфликтом
спектакля была борьба идеалов Ренессанса
со средневековьем, то в 1954 художественным
средоточием стал внутренний, личностный
конфликт Фауста с его alter ego – Мефистофелем.
Кардинально изменился в новой постановке
и главный герой Войцеха: в спектакле 1958-го
акцент переместился на его борьбу с обстоятельствами.
Не случайно на этот период приходится
постановка пьес Шиллера Коварство и любовь,
Вильгельм Телль и Дон Карлос, составивших
трилогию классических драм о свободе.
Те же идеи и мысли прослеживались в постановках
Шекспира (Король Лир), Горького (Егор Булычов
и другие), Арбузова (Иркутская история),
Шолохова (Поднятая целина), Буряковского
(Юлиус Фучик) и др. авторов. Драматургия
ГДР была представлена пьесами исторической
тематики: Томас Мюнцер Ф.Вольфа, Битва
при Лобозице и Мельник из Сансуси П.Хакса,
Невеста голландца Э.Штриттматтера и др.
Ландхоф осваивал
и новые, условные средства выразительности,
в сценическом языке спектаклей
появились плакат, фотомонтаж, возникала
ярмарочная, балаганная стихия. Труппа
пополнилась новыми актерами и режиссерами:
В.Хейнц, Э.Калер, Г.Гроссе, И.Келлер, Х.Дринда
и др. Был открыт филиал – малая сцена
«Каммершпиле».
После Ландхофа
театром руководили Г.Вольфрам (1972–1982),
Д.Манн (с 1984–1990), Т.Лангхофф (с 1990). В 1990
театр вошел в число пяти государственных
театров Берлина.
НІМЕЦЬКИЙ ТЕАТР
"НІМЕЦЬКИЙ
ТЕАТР" (Deutsches Theater), найбільший драматичний
театр Німеччини, знаходиться у Берліні.
Заснований в
1883, коли драматург А.Л'Арронж викупив
будівлю міського театру "Фридрих-Вильгельм-
Театр відкрився
29 вересня 1883 спектаклем Підступність
і любов по п'єсі Ф.Шиллера. За
час роботи Л'Арронжа (1883-1894) в театрі
були поставлені п'єси Шиллера (Дон
Карлос, Розбійники, Вільгельм Телль),
Гете (Ифигения в Тавриді, Гец фон Берлихинген,
Торквато Тассо, Эгмонт та ін.), Лессинга(Емілія
Галотти); Клейста (Принц Фрідріх Гомбургский),
Шекспіра (Ромео і Джульєта, Король Лір).
Проте орієнтація на класику і культивування
романтично-підведеного стилю звужували
можливості театру, відриваючи його від
сучасного життя. Назрівала криза; частина
акторів покинула трупу. Керівником став
режисер і літературний критик О. Брам.
При нім на сцені
з'явилися п'єси сучасних драматургів
реалістичного і
В 1895 Брам запросив молодого актора Макса Рейнхардта, який міцно увійшов до репертуару театру, граючи характерні ролі людей похилого віку в традиціях психологічного реалізму (Экгстрандт в Привидах Ібсена, Аким у владі пітьми Толстого та ін.). На початок 1900-х стають помітними естетичні розбіжності між ними.
Рейнхардт звертається
до режисури, ставлячи різноманітні спектаклі
в інших театрах - від класики
до модерністської драматургії.
В театрі до цього
часу знову назріває творча криза. Якщо
на початку керівництва О. Брама натуралістична
естетика сприяла подоланню пафосу і ходульної
романтики, то тепер достоїнства обернулися
недоліками: підкреслена буденність сценічної
реальності, свідоме приглушення героїки
привели із звуженню репертуарних рамок
і творчих можливостей трупи. Стороною,
що страждає, стала класична драматургія:
так, нова постановка п'єси Підступність
і любов обернулася провалом. Пристрасний
романтизм Шиллера не витримав перетворення
трагедії на побутову драму.