Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 21:03, доклад
Из поколения в поколение передавалась техника изготовления орудий и некоторые ее секреты (например, то, что камень, раскаленный на огне, после остывания легче поддается обработке). Раскопки на местах стоянок людей верхнего палеолита свидетельствуют о развитии у них первобытных охотничьих верований и колдовства. Из глины они лепили фигурки диких зверей и пронзали их дротиками, воображая, что убивают настоящих хищников. Сотни вырезанных или нарисованных изображений животных они оставили также на стенах и сводах пещер. Археологи доказали, что памятники искусства появились неизмеримо позднее, чем орудия труда, почти на миллион лет.
Наскальная живопись
и миниатюрная скульптура
Из поколения в
поколение передавалась техника
изготовления орудий и некоторые
ее секреты (например, то, что камень,
раскаленный на огне, после остывания
легче поддается обработке). Раскопки
на местах стоянок людей верхнего
палеолита свидетельствуют о
развитии у них первобытных охотничьих
верований и колдовства. Из глины
они лепили фигурки диких зверей
и пронзали их дротиками, воображая,
что убивают настоящих
Специалисты полагают,
что жанры первобытного искусства
возникали примерно в такой временной
последовательности:
·каменная скульптура,
·наскальная живопись,
·глиняная посуда.
В глубокой древности
для искусства человек
Первые произведения
первобытного изобразительного искусства
относятся к Ориньякской
Возможно, они символизировали
плодородие либо были связаны с культом
женщины-матери: кроманьонцы жили по
законам матриархата, и именно по
женской линии определялась принадлежность
к роду, который почитал свою прародительницу.
Женские скульптурки ученые считают первым
признаком антропоморфных, т.е. человекоподобных
изображений.
И в живописи, и
в скульптуре первобытный человек
часто изображал животных. Склонность
первобытного человека изображать животных
именуют зоологическим, или звериным
стилемв искусстве, а за свою миниатюрность
небольшие фигурки и
Звериный стиль -
условное название распространенных в
искусстве древности
Первобытная живопись
представляла собой двухмерное изображение
объекта, а скульптура - трехмерное,
или объемное. Таким образом, первобытные
творцы освоили все измерения, существующие
в современном искусстве, но не владели
его главным достижением - техникой
передачи объема на плоскости (кстати
сказать, ей не владели древние египтяне
и греки, средневековые европейцы,
китайцы, арабы и многие другие народы,
поскольку открытие обратной перспективы
произошло только в эпоху Возрождения).
Капова пещера, Россия
Альтамира, Испания
В некоторых пещерах
обнаружены высеченные в скале барельефы,
а также отдельно стоящие изваяния
животных. Известны небольшие статуэтки,
которые вырезались из мягкого камня,
кости, бивней мамонта, вылепленные
из глины фигурки бизонов. Главным
персонажем палеолитического искусства
являются бизоны. Кроме них найден
множество изображений диких
туров, мамонтов и носорогов.
Наскальные рисунки
и живопись разнообразны по манере
исполнения. Взаимные пропорции изображаемых
животных (горный козёл, лев, мамонты
и бизоны) обычно не соблюдались - огромный
тур мог быть изображен рядом
с крошечной лошадью. Несоблюдение
пропорций не позволяло первобытному
художнику подчинить композицию законам
перспективы (последняя, кстати сказать,
была открыта очень поздно - в ХУ1 веке).
Движение в пещерной живописи передается
через положение ног (скрещивающиеся ноги,
оказывается, изображали животное на бегу),
наклон тела или поворот головы. Неподвижных
фигур почти нет.
Археологи так и
не обнаружили в древнекаменном веке
пейзажных рисунков. Почему? Может
быть, это еще раз доказывает первичность
религиозной и вторичность
И зоологические, и
антропоморфные изображения предполагали
их обрядовое применение. Иными словами,
они выполняли культовую
Информация о работе Наскальная живопись и миниатюрная скульптура