Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 21:53, реферат
Символизм (франц. symbolisme, от греч. symbolon – знак, символ) – направление в европейской художественной культуре конца 19-начала 20 вв. Возникший как реакция на господство в гуманитарной сфере норм буржуазного «здравомыслия» (в философии, эстетике – позитивизма, в искусстве – натурализма), символизм прежде всего оформился во французской литературе конца 1860-70-е гг., позднее получил распространение в Бельгии, Германии, Австрии, Норвегии, России.
Ив Клейн начинал
в 50-е, выставив на суд жюри парижского
«Салона новой
Еще одна провокативная экспозиция, наделавшая много шума, открылась 17 ноября 1958 г. в парижской галерее «Ирис Клер». Посетителям на входе наливали голубые коктейли из стеклянной крюшонницы (она в качестве экспоната сохранилась и до сегодняшнего дня), а потом их проводили в совершенно пустую белую комнату. Тщетно ценители искусства вертели головами по сторонам – все дело в том, что название выставки «Пустота» следовало воспринимать буквально.
Ив Клейн экспериментировал не только с цветами, но и различными материалами. Например, он стал применять в своей работе натуральные губки. Ему было близко учение розенкрейцеров, а они утверждали, что губки – это отражение изобилия различных духовных миров в океане. Художника заинтересовало свойство губки впитывать и сохранять в себе краску. С помощью губки Клейн создавал рельефы большого формата, это, в частности, рельеф, выполненный в 1959 г. к торжественному открытию музыкального театра в Гельзенкирхене.
Антропометрия, как
известно, - учение о соотношении
размеров человеческого тела. Ив Клейн
назвал антропометриями свои картины,
при написании которых в качестве кисточек
он использовал вымазанные в краску тела
обнаженных натурщиц. Увидеть, как создавались
такие произведения искусства можно было
на своеобразных мероприятиях, где под
звуки написанной самим художником «Монотонной
симфонии» (она состояла из 20 минут непрерывного
звучания скрипки и 20-минутной тишины)
и происходил творческий акт.
Зрители были шокированы, им было показанно прямое действие, вернее множество происходящих действий без комментария и логики. И действующий человек, и предмет, и сам зритель- составляли художественную совокупность одинаковых действий. Такие акции не были пригодны для галерей, музеев, они воплощали художественные и интеллектуальные настроения того времени. Клейн создал около 150 антропометрий, представлявших собой слепки женских тел на бумаге и символизировавших, по словам художника, универсальную невесомость.
Эту же невесомость Ив Клейн попытался запечатлеть другим своеобразным перфомансом. 27 ноября 1960 г. он обнародован специальный выпуск газеты Dimanche с красноречивой пометкой Numero unique. Там был помещен фотомонтаж «Прыжок в пустоту», на котором Клейн изображен летящим с распростертыми руками с верхнего этажа здания.
Несмотря на свою раннюю смерть, Клейн успел оказать колоссальное влияние на группу французских художников, называвших себя «новыми реалистами». В нее входили Арман, Даниэль Споэрри, Жан Тингели, Юккер, Пьер Рестани, которые провозгласили своей целью инсценировку и показ действительности в произведениях реалистического искусства. Это был своеобразный вариант американского поп-арта, в котором «реалистичность» достигалась привнесением в произведение искусства элементов жизнедеятельности человека из обживаемого им урбанизированного пространства.
Но сам Клейн, конечно,
был далек от подобных идей, своими картинами
он всего лишь создавал островки нематериальной
живописной чувствительности. Столь ожидаемая
им эпоха невещественности так и не наступила,
и хищные вещи века, а не цветовые вибрации
стали властителями дум contemporary artistов.