Методы и методики диагностики художественных способностей и одаренности детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 15:01, лекция

Описание работы

Цель: совершенствование знаний современного учителя изобразительного искусства о принципах проектирования авторского урока (урока-образа), методах и формах организации деятельности учащихся.
План
Современный урок искусства – урок-образ.
Принципы построения новой структуры урока искусства.
Современные методы преподавания изобразительного искусства.

Работа содержит 1 файл

Методика преподавания ИЗО.docx

— 47.42 Кб (Скачать)

    Методы  и методики диагностики художественных способностей и одаренности детей.

Тема: Методы и  приемы приобщения детей к изобразительному искусству и художественной деятельности 
(Современный урок изобразительного искусства)

Цель: совершенствование знаний современного учителя изобразительного искусства о принципах проектирования авторского урока (урока-образа), методах и формах организации деятельности учащихся.

План

  1. Современный урок искусства – урок-образ.
  2. Принципы построения новой структуры урока искусства.
  3. Современные методы преподавания изобразительного искусства.

Содержание  материала

Исходя из новой  концепции художественного воспитания, уроки искусства можно рассматривать  как особый тип урока, структура  которого, элементы движения обучения и воспитания должны подчиняться  законам особой формы социальной деятельности - законам искусства. Современный  урок искусства - это урок-образ, созидателями которого являются учитель и учащиеся.

Поскольку каждый учитель как личность индивидуален, то и процесс, им конструируемый, может  носить индивидуально-уникальный характер. Так же как в искусстве одна и также тема, идея, проблема выражается у разных художников по-разному, в  зависимости от личного отношения  автора, специфики его художественного  языка, стиля, особенностей среды (общества, времени, эпохи), в которой он существует, так и уроки искусства у  разных учителей должны быть разными, по-своему уникальными. Т.е. можно говорить об авторском характере урока  искусства. Причем успех зависит  не только от личности учителя, но и  в огромной степени от уровня эмоциональной  и эстетической подготовки класса, каждого ученика, его психологических  и    возрастных способностей.

Урок искусства - это своеобразное "педагогическое произведение", "мини-спектакль", художественно-педагогическое действо (имеющий свой замысел, свою завязку, кульминацию, развязку и т.д.), но внутренне  связанный с другими "педагогическими  действиями" - уроками-звеньями одной  целостной системы, определенной в  программе. Исходя из особенностей авторского урока искусства как художественно-педагогического "произведения", определены следующие принципы проектирования урока-образа.

1. Главный принцип построения новой структуры урока искусства - ОТКАЗ ОТ АВТОРИТАРНО-ДОГМАТИЧЕСКОГО ПЕРЕХОД К ГУМАННО-ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ, КОНЕЦ КОТОРОЙ - ЛИЧНОСТЬ УЧЕНИКА КАК СОСТАВНОЙ И САМОЦЕННОЙ ЧАСТИ "КООПЕРАЦИИ" - коллектива класса, школы, среды на основе связи - человек, люди, среда. Он включает:

а) приоритет  ценности растущего человека и его  дальнейшего  развития как самоценного объекта;

б) учет возраста и условий жизни ребенка и  детского  коллектива: семейных, национальных, региональных, религиозных  и др;

в) учет индивидуальных личностных качеств, способности к  саморазвитию и самообразованию в данной художественно-эстетической) сфере деятельности.

2. ПРИНЦИП ПРИОРИТЕТА ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ в ряду основных компонентов системы художественного образования (объектные, художественные знания, способы художественно-эстетического взаимодействия с миром, опыт  художественно-творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностных отношений:

а) освоение развивающейся  структуры собственного "Я"  (учащийся);

б) освоение и  преобразование собственного "Я" коллектива,  среды, общества на материале содержания художественной культуры как части духовной культуры;

в) интерес и  увлеченность деятельностью урока;

г) переживание  и сопереживание художественного  образа в  процессе его восприятия и посильного практического создания.

3. ПРИНЦИП АВТОРСКОЙ  СВОБОДЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ (сочинения)  в реализации модели урока-образа  в зависимости от творческих  возможностей художественных предпочтений  учителя и уровня художественной  и эмоционально-эстетической подготовки  учащихся:

а) автор сценария урока - вначале учитель, затем по мере  "вживания" учащихся в новую структуру деятельности - соавторство: учитель и учащиеся;

б) создание необходимых (педагогических и других) условий  для участия детей в "сочинении" и проведении урока (сотворчество) на основе предварительной подготовки учащихся (домашние задания на наблюдение и анализ и эстетическую оценку окружающей действительности, беседы в семье, общение со сверстниками, внешкольная деятельность и др.);

в) ярко выраженный приоритет диалогической формы  организации урока перед монологической.

4. ПРИНЦИП ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ  ДРАМАТУРГИИ - ПОСТРОЕНИЕ УРОКА  ИСКУССТВА как педагогического  произведения на основе реализации  закономерностей драматургии и  режиссуры: 

а) сценарий урока  как реализация замысла;

б) замысел урока (основная цель);

в) драматургия  самого процесса урока (сюжет);

г) наличие эмоционально-образных акцентов сюжета урока (эпилог, завязка, кульминация и развязка), построенных  на разновариантной художественно-педагогической игре (ролевая, деловая, имитационная, организационно-деятельностная и т.д.)

5. ПРИНЦИП ВАРИАТИВНОСТИ  ТИПА И СТРУКТУРЫ УРОКА-ОБРАЗА  В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ХАРАКТЕРА  СОДЕРЖАНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  УЧИТЕЛЯ И УЧАЩИХСЯ, исходя замысла  урока, определяющего "жанр" урока, в том числе: 

а) в зависимости  от педагогической цели (отчетный урок, обобщающий урок и др.);

б) в зависимости  от содержания режиссерской и исполнительской  функции его участников - учителя  и учащихся: урок-исследование; урок-поиск; урок-мастерская; урок-сказка; урок-призыв; урок милосердия; урок-загадка; урок-песня; и т.д.;

в) свободная, динамичная, разновариантная структура урока с подвижными ее элементам (урок может начинаться с задания на дом, а кончаться постановкой художественной проблемы - кульминацией сюжета, которая будет решаться на следующем уроке).

6. ПРИНЦИП СВОБОДНОЙ  ИНТЕГРАЦИИ И ДИАЛОГА С ДРУГИМИ  ВИДАМИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, школьными и внешкольными  видами работы:

а) диалог культур "по горизонтали" (использование  опыта мировой художественной культуры в различных видах искусства  и по "вертикали" (связь времен в различных видах искусства, в опыте мировой художественной культуры - временной и исторический аспекты диалога различных искусств и культур);

б) интегрирование изобразительного искусства с другими  видами художественно-эстетической деятельности (литература, музыка, театр, кино, ТВ, архитектура, дизайн и др.), при которой интегрируются  не уроки, а темы, проблемы, циклы  в зависимости от замысла урока, целей и задач четверти, года, всей системы художественного воспитания.

7. ПРИНЦИП ОТКРЫТОСТИ  УРОКА искусства: 

а) привлечение  к работе с детьми на уроке (по определенным темам, проблемам, блокам) специалистов вне школы: родителей, деятелей различных  видов искусств, архитектуры, учителей других предметов и т.д.;

б) сотрудничество детей разных классов и разных возрастов, участие в проведении занятий учащихся старших классов  с детьми младшего школьного возраста и наоборот в особенности на уроках обобщения, отчетных уроках, в том числе и с целью оценки (не путать с отметкой) результатов художественно-педагогической деятельности;

в) проведение (по возможности) уроков искусства вне  класса и вне школы, в условиях, наиболее соответствующих замыслу  урока (в музеях, выставочных залах, мастерских художников, архитекторов, народных художественных промыслов, типографии, на природе и т.д. с привлечением необходимых специалистов), в том  числе в оформлении интерьеров школ, детских садов, организации выставок детских работ (и их обсуждение) вне  школы (микрорайонах города, на селе и др.);

г) продолжение  урока вне школы: в общении  учащихся со средой (в семье, со сверстниками, друзьями), в собственном самопознании, самооценке и саморазвитии, в личных увлечениях и поведении.

8. ПРИНЦИП ОЦЕНКИ  САМООЦЕНКИ ПРОЦЕССА И РЕЗУЛЬТАТОВ  ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  НА УРОКЕ ("художественная критика"  урока):

а) оценка и самооценка процесса воплощения замысла урока (учащимися и учителями) через  диалог, игровые ситуации, анализ и  сравнение;

б) оценка и самооценка результатов деятельности учителя  и учащихся, их соответствия замыслу (цели) урока;

в) проведение "общественного  смотра знаний" (исходя из принципа открытости) с привлечением учащихся других классов, родителей, деятелей культуры, образования и т.д.

г) совместное определение (учителем и учащимися) критериев  оценки деятельности на уроке:

  • эмоционально-ценностных и нравственных (отзывчивость,   сопереживание, эстетическое отношение и др.);
  • художественно-творческих (художественно-образная  выразительность и новизна);
  • художественной эрудиции и грамотности (знания способов   создания художественного образа, изобразительные умения и навыки и т.д.).
 

 методы  и приемы обучения ИЗО в школе:

 
Обращение к  истории методов обучения рисованию в России
Грамота как  система основ реалистического  изображения не может быть отвергнута, но выстраивается в современной  методике уже на иной основе - образной.  
Художественный образ, объединяющий в себе познание, отражение, преобразование, переживание и отношение, - ключевая категория при построении современных концепций художественного воспитания.
Методика  преподавания - специальный  раздел педагогики, изучающий систему  наиболее эффективных способов  обучения и воспитания;  
- искусство моделирования предстоящего диалога с конкретными детьми, в конкретной обстановке и конкретных условиях на основе знания их психологических особенностей и уровня развития (Рылова).  
Предмет методики 
Цель и задачи образования
Методы  обучения - способы взаимосвязанной  деятельности педагога и учащихся, направленные на достижение учебно-воспитательных  целей; 
- конструируемая с целью реализации в конкретных формах учебной работы модель единой деятельности преподавания и учения, представленной в нормативном плане и направленной на передачу обучающимся и усвоение ими определенной части содержания образования (Краевский)
Метод обучения изобразительному искусству система действий педагога, направленная на организацию  процессов восприятия, переживания  темы, работы воображения по созданию образа будущего рисунка, а также  на организацию процесса изображения  у детей
Связь методов обучения изобразительному искусству с конкретными разделами содержания художественного образования Например, опыта  познавательной деятельности (знаний о мире, об искусстве, различных видах  художественной деятельности); 
опыта творческой деятельности в обучении изобразительному искусству
Прием обучения более частное, вспомогательное средство, не определяющее всей специфики деятельности учителя  и учащихся на занятии, имеющее узкое  назначение. Приём - отдельная составляющая часть метода
Подходы к классификации методов обучения:
- классификация методов  обучения по источнику получения знаний 1.  Словесные методы (объяснение, рассказ, беседа, лекция или дискуссия).  
2.  Наглядные методы (наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия - иллюстрации, репродукции, методические схемы и таблицы, методические пособия, педагогический рисунок; наблюдение и восприятие живой натуры, изучение её качеств и свойств, особенностей формы, цвета, фактуры и т.д.).  
3.  Практические методы (конкретные практические действия).
- по характеру познавательной  деятельности учащихся  в процессе усвоения  изучаемого материала 
  1. информационно-рецептивный (объяснительно-иллюстративный - учитель сообщает готовую информацию, а от учащихся требуется ее осознание, усвоение и сохранение в памяти). Используется при подаче нового материала, объяснении темы практической работы, ее цели и задач. Обследование предметов (сочетается со словесными приемами).
  2. репродуктивный (предполагает передачу способов деятельности, умений и навыков в готовом виде и ориентирует учащихся на простое воспроизведение образца, показанного учителем). Педагогический рисунок (показ способов и приемов изображения, поиск композиции). Упражнения
  3. проблемное изложение ("метод творческих заданий"— постановка образной задачи, раскрытие противоречий, возникающих в ходе ее решения),
  4. частично-поисковый ("метод совместного творчества", т. к. поиск средств выражения)
  5. исследовательский ("метод самостоятельного художественного творчества")
- на  основе целостного подхода к  процессу обучения (Ю.К. Бабанский) I  группа - методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;  
II группа - методы стимулирования и мотивации обучения  
III группа - методы контроля и самоконтроля в обучении
Факторы выбора метода или системы обучающих  методов и приемов 1. Цель и задачи  данного урока.  
2. Специфика вида деятельности  
3. Возрастные особенности детей  
4. Уровень подготовленности конкретного класса или группы детей  
5. Понимание учителем цели художественного образования, его содержания и задач  
6. Уровень педагогического мастерства и личностные качества учителя

Литература

  1. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства: Кн. Для учителя. М., 1991.
  2. Сокольникова Л.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. – М., 2002.

    Диагностики художественных способностей и одаренности детей.

План

  1. Диагностика художественно-творческих способностей учащихся «5 рисунков» Н. Лепской.
  2. Диагностика развития художественного восприятия у младших школьников А. Мелик-Пашаева.
  3. Диагностики эстетического восприятия учащихся Е.Торшиловой и Т. Морозовой.

Содержание  материала

1. Диагностика художественно-творческих  способностей учащихся

«5  РИСУНКОВ» (Н.А.Лепская)

Условия: ребенку предлагается придумать и нарисовать пять рисунков на отдельных листах бумаги одинакового размера (1/2 альбомного листа).

Инструкция для детей:

«Сегодня я  предлагаю вам придумать и  нарисовать пять рисунков. Рисовать можно   все, что захотите, что умеете рисовать, или что хотели бы нарисовать и никогда еще не рисовали. Вот сейчас у вас такая возможность есть». В инструкции ничего изменять или дополнять ее нельзя. Можно только повторять.

На обратной стороне по мере выполнения рисунков пишутся номер рисунка,  имя и ответ на вопрос «О чем этот рисунок?».

Показатели:

1.Самостоятельность  (оригинальность) –  фиксирует склонность к продуктивной или репродуктивной деятельности, стереотипное или свободное мышление, наблюдательность, память.

2. Динамичность – отражает развития фантазии и воображения (статика говорит об отсутствии плана работы, о несформированной способности находить и создавать замыслы своих рисунков).

3. Эмоциональность  – показывает наличие эмоциональной отзывчивости на жизненные явления, отношение к изображаемому.

4. Выразительность – фиксируется по наличию художественного образа. Уровни:

 
  • Уровень художественной выразительности
 
тип Критерии  оценки
Замысел Рисунок
1 Оригинальный, динамика, эмоциональность, художественное обобщение Разнообразие  графических средств выразительности, пропорции, пространство, светотень
2 Показатели  для 1 типа, но менее яркие Показатели  для 1 типа, но менее выражены
  • Уровень фрагментарной выразительности
3 Показатели 2 типа, но нет уровня художественного обобщения Нет перспективы, не соблюдаются пропорции, схематичность  отдельных изображений
4 Замысел оригинальный, основан на наблюдениях, но не предполагает динамики и эмоциональности Может хорошо передавать пропорции, пространство, светотень
  • Дохудожественный уровень
5 Замысел оригинальный, но слабо основан на наблюдениях Схематичность, нет попыток передать пространство и пропорции
6 Стереотипный  Репродуктивный 

Информация о работе Методы и методики диагностики художественных способностей и одаренности детей