Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 15:01, лекция
Цель: совершенствование знаний современного учителя изобразительного искусства о принципах проектирования авторского урока (урока-образа), методах и формах организации деятельности учащихся.
План
Современный урок искусства – урок-образ.
Принципы построения новой структуры урока искусства.
Современные методы преподавания изобразительного искусства.
Методы и методики диагностики художественных способностей и одаренности детей.
Тема: Методы и
приемы приобщения детей к изобразительному
искусству и художественной деятельности
(Современный урок изобразительного искусства)
Цель: совершенствование знаний современного учителя изобразительного искусства о принципах проектирования авторского урока (урока-образа), методах и формах организации деятельности учащихся.
План
Содержание материала
Исходя из новой
концепции художественного
Поскольку каждый учитель как личность индивидуален, то и процесс, им конструируемый, может носить индивидуально-уникальный характер. Так же как в искусстве одна и также тема, идея, проблема выражается у разных художников по-разному, в зависимости от личного отношения автора, специфики его художественного языка, стиля, особенностей среды (общества, времени, эпохи), в которой он существует, так и уроки искусства у разных учителей должны быть разными, по-своему уникальными. Т.е. можно говорить об авторском характере урока искусства. Причем успех зависит не только от личности учителя, но и в огромной степени от уровня эмоциональной и эстетической подготовки класса, каждого ученика, его психологических и возрастных способностей.
Урок искусства - это своеобразное "педагогическое произведение", "мини-спектакль", художественно-педагогическое действо (имеющий свой замысел, свою завязку, кульминацию, развязку и т.д.), но внутренне связанный с другими "педагогическими действиями" - уроками-звеньями одной целостной системы, определенной в программе. Исходя из особенностей авторского урока искусства как художественно-педагогического "произведения", определены следующие принципы проектирования урока-образа.
1. Главный принцип построения новой структуры урока искусства - ОТКАЗ ОТ АВТОРИТАРНО-ДОГМАТИЧЕСКОГО ПЕРЕХОД К ГУМАННО-ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ, КОНЕЦ КОТОРОЙ - ЛИЧНОСТЬ УЧЕНИКА КАК СОСТАВНОЙ И САМОЦЕННОЙ ЧАСТИ "КООПЕРАЦИИ" - коллектива класса, школы, среды на основе связи - человек, люди, среда. Он включает:
а) приоритет ценности растущего человека и его дальнейшего развития как самоценного объекта;
б) учет возраста и условий жизни ребенка и детского коллектива: семейных, национальных, региональных, религиозных и др;
в) учет индивидуальных личностных качеств, способности к саморазвитию и самообразованию в данной художественно-эстетической) сфере деятельности.
2. ПРИНЦИП ПРИОРИТЕТА ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ в ряду основных компонентов системы художественного образования (объектные, художественные знания, способы художественно-эстетического взаимодействия с миром, опыт художественно-творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностных отношений:
а) освоение развивающейся структуры собственного "Я" (учащийся);
б) освоение и преобразование собственного "Я" коллектива, среды, общества на материале содержания художественной культуры как части духовной культуры;
в) интерес и увлеченность деятельностью урока;
г) переживание
и сопереживание
3. ПРИНЦИП АВТОРСКОЙ
СВОБОДЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ (сочинения)
в реализации модели урока-
а) автор сценария урока - вначале учитель, затем по мере "вживания" учащихся в новую структуру деятельности - соавторство: учитель и учащиеся;
б) создание необходимых (педагогических и других) условий для участия детей в "сочинении" и проведении урока (сотворчество) на основе предварительной подготовки учащихся (домашние задания на наблюдение и анализ и эстетическую оценку окружающей действительности, беседы в семье, общение со сверстниками, внешкольная деятельность и др.);
в) ярко выраженный приоритет диалогической формы организации урока перед монологической.
4. ПРИНЦИП ХУДОЖЕСТВЕННО-
а) сценарий урока как реализация замысла;
б) замысел урока (основная цель);
в) драматургия самого процесса урока (сюжет);
г) наличие эмоционально-образных акцентов сюжета урока (эпилог, завязка, кульминация и развязка), построенных на разновариантной художественно-педагогической игре (ролевая, деловая, имитационная, организационно-деятельностная и т.д.)
5. ПРИНЦИП ВАРИАТИВНОСТИ
ТИПА И СТРУКТУРЫ УРОКА-ОБРАЗА
В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ХАРАКТЕРА
СОДЕРЖАНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
а) в зависимости от педагогической цели (отчетный урок, обобщающий урок и др.);
б) в зависимости от содержания режиссерской и исполнительской функции его участников - учителя и учащихся: урок-исследование; урок-поиск; урок-мастерская; урок-сказка; урок-призыв; урок милосердия; урок-загадка; урок-песня; и т.д.;
в) свободная, динамичная, разновариантная структура урока с подвижными ее элементам (урок может начинаться с задания на дом, а кончаться постановкой художественной проблемы - кульминацией сюжета, которая будет решаться на следующем уроке).
6. ПРИНЦИП СВОБОДНОЙ
ИНТЕГРАЦИИ И ДИАЛОГА С
а) диалог культур
"по горизонтали" (использование
опыта мировой художественной культуры
в различных видах искусства
и по "вертикали" (связь времен
в различных видах искусства,
в опыте мировой художественной
культуры - временной и исторический
аспекты диалога различных
б) интегрирование
изобразительного искусства с другими
видами художественно-эстетической деятельности
(литература, музыка, театр, кино, ТВ, архитектура,
дизайн и др.), при которой интегрируются
не уроки, а темы, проблемы, циклы
в зависимости от замысла урока,
целей и задач четверти, года,
всей системы художественного
7. ПРИНЦИП ОТКРЫТОСТИ УРОКА искусства:
а) привлечение к работе с детьми на уроке (по определенным темам, проблемам, блокам) специалистов вне школы: родителей, деятелей различных видов искусств, архитектуры, учителей других предметов и т.д.;
б) сотрудничество детей разных классов и разных возрастов, участие в проведении занятий учащихся старших классов с детьми младшего школьного возраста и наоборот в особенности на уроках обобщения, отчетных уроках, в том числе и с целью оценки (не путать с отметкой) результатов художественно-педагогической деятельности;
в) проведение (по возможности) уроков искусства вне класса и вне школы, в условиях, наиболее соответствующих замыслу урока (в музеях, выставочных залах, мастерских художников, архитекторов, народных художественных промыслов, типографии, на природе и т.д. с привлечением необходимых специалистов), в том числе в оформлении интерьеров школ, детских садов, организации выставок детских работ (и их обсуждение) вне школы (микрорайонах города, на селе и др.);
г) продолжение урока вне школы: в общении учащихся со средой (в семье, со сверстниками, друзьями), в собственном самопознании, самооценке и саморазвитии, в личных увлечениях и поведении.
8. ПРИНЦИП ОЦЕНКИ
САМООЦЕНКИ ПРОЦЕССА И
а) оценка и самооценка процесса воплощения замысла урока (учащимися и учителями) через диалог, игровые ситуации, анализ и сравнение;
б) оценка и самооценка результатов деятельности учителя и учащихся, их соответствия замыслу (цели) урока;
в) проведение "общественного смотра знаний" (исходя из принципа открытости) с привлечением учащихся других классов, родителей, деятелей культуры, образования и т.д.
г) совместное определение (учителем и учащимися) критериев оценки деятельности на уроке:
методы и приемы обучения ИЗО в школе:
|
Литература
Диагностики художественных способностей и одаренности детей.
План
Содержание материала
1.
Диагностика художественно-
«5 РИСУНКОВ» (Н.А.Лепская)
Условия: ребенку предлагается придумать и нарисовать пять рисунков на отдельных листах бумаги одинакового размера (1/2 альбомного листа).
Инструкция для детей:
«Сегодня я предлагаю вам придумать и нарисовать пять рисунков. Рисовать можно все, что захотите, что умеете рисовать, или что хотели бы нарисовать и никогда еще не рисовали. Вот сейчас у вас такая возможность есть». В инструкции ничего изменять или дополнять ее нельзя. Можно только повторять.
На обратной стороне по мере выполнения рисунков пишутся номер рисунка, имя и ответ на вопрос «О чем этот рисунок?».
Показатели:
1.Самостоятельность (оригинальность) – фиксирует склонность к продуктивной или репродуктивной деятельности, стереотипное или свободное мышление, наблюдательность, память.
2. Динамичность – отражает развития фантазии и воображения (статика говорит об отсутствии плана работы, о несформированной способности находить и создавать замыслы своих рисунков).
3. Эмоциональность – показывает наличие эмоциональной отзывчивости на жизненные явления, отношение к изображаемому.
4. Выразительность – фиксируется по наличию художественного образа. Уровни:
|
Информация о работе Методы и методики диагностики художественных способностей и одаренности детей